Научная статья на тему 'Моделирование внутри- и межрегионального инвестиционного взаимодействия субъектов СКФО'

Моделирование внутри- и межрегионального инвестиционного взаимодействия субъектов СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАКРОРЕГИОН / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИНВЕСТИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПОНЕНТЫ РИСКА / КОМПОНЕНТЫ ПОТЕНЦИАЛА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев Владимир Александрович, Шорова Бэла Витальевна

Проведен анализ компонентов риска и потенциала инвестиционной привлекательности субъектов СКФО. Обоснована необходимость построения инфраструктуры поддержки инвестиционной активности в макрорегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фадеев Владимир Александрович, Шорова Бэла Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование внутри- и межрегионального инвестиционного взаимодействия субъектов СКФО»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 1 (45) 2012

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 332.122

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВНУТРИ- И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ СКФО

В.А. ФАДЕЕВ1, Б.В. ШОРОВА2

Филиал ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» в г. Пятигорске 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Красноармейская, 20 E-mail: megalogrus@yandex.ru

2Учреждение Российской академии наук «Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН» 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а E-mail: iipru@rambler.ru

Проведен анализ компонентов риска и потенциала инвестиционной привлекательности субъектов СКФО. Обоснована необходимость построения инфраструктуры поддержки инвестиционной активности в макрорегионе.

Ключевые слова: социально-экономическая система, макрорегион, Северо-Кавказский федеральный округ, инвестиции, организационно-экономические условия, компоненты риска, компоненты потенциала, государственное регулирование.

Концепция сбалансированного развития вновь сформировавшегося федерального округа как сложноструктурированной социально-экономической системы предполагает активное вовлечение в процессы модернизации и вывода экономики макрорегиона на инновационную траекторию развития всех составляющих ее подсистем - субъектов СКФО. При этом совершенно очевидно, что главным лимитирующим компонентом этого процесса являются инвестиции.

Устойчивое развитие любой региональной экономики (а вновь организованной - в особенности) нуждается в инвестиционной активности субъектов хозяйственной деятельности, в аккумулировании предприятиями необходимых денежных и материальных ресурсов для осуществления проектов развития. Но поскольку инвестиционный потенциал предприятий нового региона крайне ограничен, привлечение внешних инвестиций следует обосновывать в контексте того, что масштабное инвестирование проектов нормального функционирования СКФО (государственных и иностранных) послужит решению задач долгосрочного социально-экономического развития входящих в его состав регионов, подъема и повышения качества жизни проживающего в них населения. К таким задачам, в частности, относятся:

- достижение высокого уровня развития общего хозяйственного потенциала макрорегиона;

- поиск и использование внутренних резервов экономического роста, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие хозяйственного и прежде всего промышленного комплекса региона при особом внимании к социальной составляющей такого развития;

- создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального и эффективного использования имеющихся в макрорегионе научных, производственных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов;

- организация всесторонней поддержки инвестиционных проектов, способствующих в

первую очередь формированию благоприятного социального климата на территории региона, рациональному использованию факторов производства, снижению трудо-, мате-риало- и энергоемкости производства, прежде всего в отраслях и на предприятиях обрабатывающей промышленности.

Причиной отсутствия тестируемой реальной практикой должной инвестиционной активности на территории СКФО является неблагоприятное состояние инвестиционного климата, представляющего собой важнейшую категорию, влияющую на позитивное либо, напротив, негативное решение инвесторов (особенно иностранных) об инвестировании в экономику той или иной территории. В свою очередь инвестиционный климат зависит от объективных возможностей макрорегиона (инвестиционный потенциал) и условий деятельности инвестора (инвестиционный риск).

По итогам проведенного в 2010-2011 гг. рейтинговым агентством «Эксперт РА» исследования можно сделать вывод, что преодоление кризиса улучшило условия для инвестиций. Наиболее четко это просматривается в снижении интегрального показателя инвестиционного риска страны в целом.

Заметнее всего в России снизились самые значимые риски: на 12% упал финансовый риск и на 13,5% - социальный (рис. 1).

Рис. 1. Экспертные веса факторов инвестиционного потенциала и риска в 2010-2011 гг. (по методике рейтингового агентства «Эксперт РА» [1])

Анализ потенциалов регионов показал, что в 2010 году финансовые трансферты в ряд регионов средств по госпрограммам на их потенциале и инвестиционной привлекательности сказывались мало.

Предварительные данные региональной статистики за 2011 год показывают, что в большинстве регионов России риски инвестирования продолжат снижаться, с высокой долей вероятности в следующем рейтинге снизится и общестрановой риск.

С другой стороны, «справедливая» система регионального управления становится решающим позитивным фактором привлечения инвестора. У значительного числа субъектов Федерации есть разработанные стратегии и программы развития, позволяющие инвесторам вписаться в планы перспективного развития территории и соответственно получать господдержку. В ряде регионов созданы зоны особого благоприятствования для инвесторов как федерального, так и регионального уровня.

Региональные власти стали более тщательно подходить к стимулированию инвесторов, в частности, были приняты нормативные акты, предписывающие обязательное проведение оценки эффективности инвестиционных проектов в качестве условия предоставления льгот инвесторам.

По результатам анализа инвестиционных рисков СКФО и имеющегося в регионе потенциала был составлен рейтинг инвестиционного климата рассматриваемого макрорегиона (табл. 1).

Таблица 1.

Рейтинг инвестиционного климата регионов СКФО в 2010-2011 гг.*

Регион Инвестиционный риск Наибольший инвестиционный потенциал

Наименьший Наибольший

Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

Ставропольский край экономический, управленческий экологический трудовой,туристический

Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)

Кабардино-Балкарская Республика экологический социальный, управленческий инфраструктурный

Пониженный потенциал - высокий риск (3С1)

Республика Дагестан экономический криминальный, управленческий потребительский

Незначительный потенциал - высокий риск (3С2)

Карачаево-Черкесская Республика экологический, экономический финансовый, управленческий тур истиче ский

Республика Северная Осетия - Алания криминальный финансовый инфраструктурный

Низкий потенциал - экстремальный риск (30)

Республика Ингушетия управленческий финансовый, социальный инфраструктурный

Чеченская Республика экологический финансовый, криминальный инфраструктурный

* Составлено авторами по материалам рейтингового агентства «Эксперт РА» [1].

Несмотря на довольно низкий рейтинг инвестиционного климата регионов СевероКавказского федерального округа по сравнению с другими регионами России, необходимо отметить положительную тенденцию: среди лидеров в улучшении инвестиционного потенциала по сравнению с 2009-2010 гг. рассматриваемого макрорегиона Чеченская Республика (4 пункта - с 76-го места на 72-е); Ставропольский край (с самым высоким из регионов Северо-Кавказского федерального округа инвестиционным потенциалом и самыми низкими рисками) продемонстрировал улучшение рейтинга инвестиционного потенциала на 1 пункт - с 24-го места на 23-е.

Вместе с тем ряд регионов продемонстрировал ухудшение своего инвестиционного потенциала: Карачаево-Черкесская Республика (1 пункт - с 74-го места на 75-е); Республика Дагестан (1 пункт - с 32-го места на 33-е); Республика Северная Осетия - Алания (1 пункт - с 62-го места на 63-е). Кабардино-Балкарская Республика и Республика Ингушетия сохранили за собой 60-е и 78-е места соответственно по инвестиционному потенциалу.

В дальнейшем можно ожидать улучшения инвестиционного климата СКФО. Согласно результатам ежеквартального «Бюллетеня антикризисной устойчивости регионов», выпускаемого рейтинговым агентством «Эксперт РА», Северо-Кавказские регионы проявили в 2010 году наибольшую устойчивость к кризису. Так, произошло улучшение изначально проблемной финансовой, экономической и социальной ситуации, создано значительное число рабочих мест, в разы снизилась напряженность на рынке труда, увеличился ввод в эксплуатацию нового жилья. В период кризиса произошел возврат некоторой части личных капиталов в регионы Северо-Кавказского федерального округа из других субъектов Российской Федерации, что также способствовало оживлению деловой активности.

Таким образом, главным условием дальнейшего сбалансированного социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, а также входящих в него регионов является создание устойчивой системы взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности.

При этом первоочередной задачей создания благоприятной среды привлечения инвестиций в макрорегион является построение инфраструктуры поддержки инвестиционной активности (рис. 2).

Единая инвестпроводящая

Региональный инвестиционный фонд

^ Инфраструктура

поддержки ^ инвестиционной у активности у

Агентство инвестиционного развития

Система сопровождения инвестиционных проектов

Рис. 2*. Инфраструктура поддержки инвестиционной активности

в макрорегионе *Разработано авторами в процессе исследования.

С целью осуществления мониторинга инвестиционной деятельности необходимо сформировать региональную базу данных инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов. Создание базы данных необходимо для осуществления инвентаризации инвестиционных проектов, что упростит процедуру их отбора для включения в инвестиционные программы, сократит время на поиск объектов инвестирования по запросам потенциальных инвесторов, на подготовку информационных материалов для распространения в средствах массовой информации и через средства информационного обмена, на поиск инвесторов и др.

Более подробно субъекты инвестиционной деятельности в регионе представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Основные субъекты инфраструктуры поддержки инвестиционной активности*

Название субъекта Цель деятельности Задачи

Агентство инвестиционного развития Стимулирование инвестиций в экономику макрорегиона - Консультации по инвестиционному и финансовому менеджменту - Поиск инвесторов - Оптимизация схем финансирования - Участие в выставках инвестиционных проектов (ИП) - Юридическое сопровождение ИП - Аудит ИП

Инвестиционный фонд Оказание государственной поддержки проектам, получившим статус «приоритетных» Финансовая поддержка реализации ИП по схеме частно-государственного партнерства

Региональный венчурный фонд Оказание поддержки высокотехнологичным инновационным бизнес-проектам Финансовая поддержка инновационных высокотехнологичных бизнес-проектов

Региональная залогово-инвестиционная компания Облегчение доступа субъектов бизнеса к рынкам капитала - Обеспечение возможности предоставления гарантий и поручительств по обязательствам малых предприятий перед кредитно-финансовыми учреждениями - Управление недвижимым имуществом, внесенным в уставный капитал (передача в аренду, оптимизация управления и эксплуатации)

Единая инвестпроводящая сеть Территориальная интеграция Поддержка привлечения инвестиций в экономику макрорегиона с «узлами» во всех крупных городах и регионах округа, в которую вовлечены отраслевые министерства, органы местного самоуправления

Система сопровождения инвестиционных проектов Сопровождение ИП - Определение инструментов стимулирования инвесторов - Определение процедур формирования и ведения перечня приоритетных ИП, реализуемых в макрорегионе - Включение ИП в соответствующий список с получением мер государственной поддержки

РЯ-служба инвестиционной направленности Содействие повышению инвестиционного рейтинга региона - Создание благоприятного имиджа - РЯ-сопровождение реализации приоритетных и социально значимых проектов

* Составлено авторами в процессе исследования.

На основании вышеизложенного механизм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности на региональном уровне можно представить следующим образом (рис. 3).

При рассмотрении Северо-Кавказского федерального округа, для которого характерна неразвитость инфраструктуры инвестиционной деятельности, совершенно очевидно, что без активного привлечения в его экономику производственных и финансовых ресурсов, укрепления хозяйственных связей с другими макрорегионами Российской Федерации и привлечения иностранных инвестиций невозможно укрепить экономический потенциал. Эффективная инвестиционная деятельность является одним из важнейших условий развития экономики любого макрорегиона.

Агентство инвестиционного развития

Ожидаемый эффект от реализации инвестиционного проекта:

- эффект для региона;

- эффект для СКФО в целом;

- экономическийэффект;

- социальный эффект;

- эмоциональный эффект.

оценка эффективности реализации проекта

Риски:

- бюджетные;

- политические;

- экономические;

- экологические;

- другие.

«Государство» (средства федерального бюджета, Инвестиционный фонд) «Регион»

- средства регионального бюджета;

- Региональный венчурный фонд:

- Региональная залогово-инвестиционная компания.

«База данных

потенциальных

инвесторов»

(отечественных, зарубежных) «Собственные средства организации» (прибыль, амортизация) «Кредиты банков»

Ш-служба инвестиционной направленности

реализация приоритетных инвестиционных проектов

Единая инвестпроводящая сеть

Система сопровождения инвестиционных проектов

Рис. 3*. Механизм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности

на региональном уровне *Разработано авторами в процессе исследования.

Анализ инвестиций в основной капитал регионов Северо-Кавказского федерального округа показывает степень отставания рассматриваемого макрорегиона от общего показателя РФ (табл. 3).

Таблица 3.

Объем инвестиций в основной капитал по СКФО и РФ, соотношение величины регионального и общего показателя в 2008-2010 гг. [3, с. 82]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008 г. 2009 г. 2010 г.

% к об- % к об- % к об-

млн. руб. щему объему по РФ млн. руб. щему объему по РФ млн. руб. щему объему по РФ

Российская Федерация 8781616 100 7930300 100 9151400 100

Республика Дагестан 86937,8 0,99 100934,8 1,3 115105,6 1,3

Республика Ингушетия 3950,7 0,04 7957,8 0,1 6448,4 0,1

Кабардино-Балкарская Республика 15889,1 0,18 12053,5 0,2 14079,8 0,2

Карачаево-Черкесская Республика 11000,7 0,13 10148,0 0,1 8928,2 0,1

Республика Северная Осетия - Алания 17032,4 0,19 16700,4 0,2 14005,8 0,2

Чеченская Республика 50379,9 0,57 34779,4 0,4 39376,9 0,4

Ставропольский край 75050,9 0,85 78506,6 1,0 89191,8 1,0

Несмотря на положительную динамику увеличения абсолютной величины инвестиций, изменения относительного показателя свидетельствуют об усилении пространственной

поляризации в развитии регионов СКФО. Данные таблицы отражают недофинансирован-ность производства СКФО.

Отмеченная тенденция становится дополнительным фактором затяжного воспроизводственного регионального кризиса, так как сокращение капитальных вложений дает отрицательный эффект системного характера - недоинвестирование реального сектора задерживает развитие хозяйствующих субъектов обычно минимум на 3-5 лет.

Кроме того, по причине отсутствия достаточного количества финансовых ресурсов предприятия и организации вынуждены «проедать» основные фонды.

На наш взгляд, для привлечения большего объема инвестиций в экономику анализируемого макрорегиона необходимо:

- повышение инвестиционной привлекательности конкретных отраслей экономики;

- развитие рыночной инфраструктуры, в том числе региональной инвестиционной банковской сети;

- совершенствование государственной поддержки инвестиций в видах деятельности, которые способны играть роль «точек роста» в экономике региона;

- совершенствование системы стимулирования и поддержки привлечения инвестиционных средств посредством ценных бумаг;

- обеспечение финансовой устойчивости и повышение капитализации предприятий, банков и страховых компаний;

- повышение доверия к финансовым институтам, расширение инструментария и внедрение практики использования финансовых инструментов.

Достижение сбалансированного социально-экономического развития СКФО, как представляется, лежит в плоскости повышения «самостоятельности» входящих в его состав регионов, то есть привлечения частного инвестора, таким образом, уменьшив зависимость от федерального финансирования (табл. 4).

Таблица 4.

Структура инвестиций в основной капитал

по источникам финансирования в 2010 году (в % к общему объему инвестиций в основной капитал) [2, с. 990]

Собственные средства Привлеченные средства Из них

Бюджетные средства в том числе Кредиты банков

из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ

СКФО 28,8 71,2 41,3 27,2 12,6 11,5

Республика Дагестан 14,1 85,9 52,1 30,6 21,3 1,0

Республика Ингушетия 4,7 95,3 87,8 50,6 28,6 —

Кабардино-Балкарская Республика 29,7 70,3 27,1 18,8 8,3 19,8

Карачаево-Черкесская Республика 31,6 68,4 43,5 29,4 11,5 7,7

Республика Северная Осетия - Алания 21,7 78,3 39,2 30,9 5,9 2,2

Чеченская Республика 18,7 81,3 74,7 49,8 24,9 —

Ставропольский край 41,9 58,1 18,8 12,9 3,8 22,6

Для решения поставленной задачи необходимо проведение ряда мероприятий государственного регулирования социально-экономических процессов, направленных на:

- создание областной и региональных нормативно-правовых баз для обеспечения максимально благоприятного инвестиционного климата;

- сокращение административных барьеров и отказ от необоснованного государственного контроля и излишнего внимания различных контрольных и надзорных органов к деятельности предпринимателей;

- развитие инфраструктуры (транспорта, связи, гостиниц и т.д.);

- улучшение инвестиционного имиджа рассматриваемого макрорегиона (организация форумов, конференций, ярмарок и других мероприятий, направленных на информирование широкого круга потенциальных инвесторов о его инвестиционных возможностях).

Итогом столь глобальных преобразований должны стать стабильность в важнейшем для России регионе, качественное улучшение жизни многонационального населения, проживающего в субъектах СКФО. Таким образом, основные направления в улучшении инвестиционной привлекательности СКФО целесообразно реализовывать в рамках стратегии социально-экономического развития рассматриваемого макрорегиона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Как составляется рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России / Рейтинговое агентство «Эксперт РА» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/2011/tab8/

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 990 с.

3. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в 2010 году. Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 82 с.

MODELLING OF INTRA- AND INTER-REGIONAL INVESTMENT COOPERATION OF FEDERAL SUBJECTS OF THE NCFD

V.A. FADEYEV1, B.V. SHOROVA2

1Pyatigorsk branch of North Caucasian State Technical University 357500, Stavropol Territory, Pyatigorsk, 20, Krasnoarmeiskaya street E-mail: megalogrus@yandex.ru

2Institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@rambler.ru

The components of risk and potential of investment attractiveness of the Federal subjects of the NCFD are analyzed. The necessity of building an infrastructure to support investment activity in the macroregion has been substantiated.

Key words: socio-economic system, macroregion, North Caucasian Federal District, investments, organizational and economic conditions, components of risk, components of the potential, government regulation.

Работа поступила 28. 10. 2011 г. 140 Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 1 (45) 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.