Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность как фактор промышленного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа'

Инвестиционная привлекательность как фактор промышленного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / СЕКТОР ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СРЕДНЕСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ МЕРЫ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуриева Л. К., Хохлов А. В.

В статье рассмотрены факторы и параметры инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Показаны меры по формированию инвестиционного привлекательного имиджа макрорегиона. Обоснована необходимость оценки инвестиционной привлекательности секторов промышленности СКФО. Дана оценка инвестиционной привлекательности секторов промышленности Северного Кавказа и обоснованы меры по развитию базовых секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность как фактор промышленного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

26 (167) - 2012

УДК 336

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Л. К. ГУРИЕВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, директор Регионального центра подготовки управленческих кадров (г. Владикавказ) E-mail: 443879@mail. ru

А. В. ХОХЛОВ,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии E-mail: hohlov-aslan@rambler. ru Национальный институт бизнеса (г. Москва)

В статье рассмотрены факторы и параметры инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Показаны меры по формированию инвестиционного привлекательного имиджа макрорегиона. Обоснована необходимость оценки инвестиционной привлекательности секторов промышленности СКФО. Дана оценка инвестиционной привлекательности секторов промышленности Северного Кавказа и обоснованы меры по развитию базовых секторов экономики.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, методика оценки, сектор промышленности, среднесрочные и долгосрочные меры, Северо-Кавказский федеральный округ.

Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), образованный Указом Президента РФ от 19.01.2010 № 82, в целом имеет благоприятные условия для промышленного развития. И это несмотря на то, что некоторые субъекты СКФО принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов

Федерации в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующихся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этно-политической ситуацией.

Согласно принятой в сентябре 2010 г. Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее -Стратегия) наибольший потенциал развития на Северном Кавказе имеют туризм и агропромышленный комплекс, легкая, химическая и топливная сферы промышленности, машиностроение, металлургия, а также производство стройматериалов [9].

Реализация Стратегии СКФО планируется к осуществлению в два этапа.

На первом этапе (2011-2012 гг.) должны быть созданы необходимые условия для будущего развития Северо-Кавказского федерального округа (разработка государственной программы, законодательной базы, проработка организации управления развитием округа), а также запущены наиболее

значимые инвестиционные проекты и определены новые инвестиционные возможности.

В рамках второго этапа реализации Стратегии (2013-2025 гг.) на базе созданных инструментов и механизмов планируется осуществить:

• активное привлечение частных инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых рабочих мест;

• реализацию отобранных инвестиционных проектов;

• развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры здравоохранения и образования).

К настоящему моменту можно констатировать, что федеральной властью предпринят ряд мер по реализации Стратегии. Прежде всего это активизация деятельности в регионах СКФО целого ряда национальных институтов развития, а также

создание специального института развития ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» (табл. 1). Также реализованы крупные инвестиционные проекты, призванные стать основой экономического роста регионов СКФО. Так, ведется строительство стеклотарного завода «Анжистекло» в Дагестане (объем инвестиций 2,1 млрд руб.), агрохолдинга в Чечне с объемом инвестиций в 3,3 млрд руб., газохимического комплекса на Ставрополье с совокупными капиталовложениями в 112 млрд руб., осуществляется коренная реконструкция предприятий компании «Электроцинк» во Владикавказе с общим фондом инвестиций в 2,7 млрд руб.

Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему обладает крайне низкой инвестиционной активностью, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные. Так, на протяжении двух последних десятилетий

Таблица 1

Институты развития, действующие на территории Северо-Кавказского федерального округа

№ п/п Наименование Форма финансирования

1 ГК «Внешэкономбанк» 1. Предоставление государственных гарантий: - по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложе- - по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения; - по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктуры и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства. 2. Кредитование инвестиционных проектов, соответствующих основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка, установленным Меморандумом, а также следующим критериям: а) срок окупаемости проекта - более 5 лет; б) общая стоимость проекта - более 2 млрд руб.

2 Инвестиционный фонд Российской Федерации Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания или развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для реализации инновационных проектов, создания или реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка и разработку проектной документации на объекты капитального строительства, планируемые к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов

Окончание табл. 1

№ п/п

Наименование

Форма финансирования

3

ОАО «Особые

экономические

зоны»

Предоставление налоговых, таможенных и административных преференций:

- освобождение от налога на землю, имущество и транспорт сроком на 5 и более лет;

- снижение налога на прибыль;

- сокращение ставки единого социального налога;

- правовые гарантии, которые защищают инвесторов от возможных неблагоприятных изменений в налоговом законодательстве;

- предоставление льготных арендных ставок на землю и офисные помещения;

- инвесторы имеют право выкупа земельного участка под возведенными ими объектами капитального строительства

ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»

1. Субсидирование процентной ставки заемщикам банка.

2. Кредитование предприятий АПК, фермерских хозяйств (80 % кредитного портфеля), жителей

сельской местности

ОАО «Российский банк развития»

(ОАО «РБР»)

ОАО «РБР» осуществляет следующие функции:

- кредитует банки-партнеры, отобранные в соответствии с утвержденным порядком;

- предоставляет кредиты (поручительства, гарантии) организациям инфраструктуры;

- устанавливает региональные лимиты рефинансирования в отношении каждого субъекта Федерации на основании предложений Министерства экономического развития РФ;

- проводит для каждого субъекта Федерации отбор банков-партнеров и определяет региональные квоты для каждого из них с учетом лимита на банк-партнер;

- проводит отбор организаций инфраструктуры

Открытое акционерное общество «РОСНАНО»

Стратегия деятельности Компании в реализации миссии и поставленных целей включает в себя развитую структуру составляющих, в том числе:

- научное прогнозирование (форсайт) - формирование стратегических целей, способов их достижения для участников инновационного процесса;

- инфраструктурные программы - создание и развитие инфраструктуры, необходимой для генерации научных знаний, подготовки кадров и коммерциализации технологий, информационного обеспечения инновационных процессов;

- инвестиционная деятельность (инвестиционные проекты) - отбор, экспертиза и финансирование проектов и программ, соответствующих целям дорожных карт, принципам и организации управления проектами;

- образовательные проекты (развитие системы образования и подготовки кадров) - содействие развитию системы подготовки кадров для инновационной деятельности, включая научные, технологические и управленческие кадры, с учетом необходимости междисциплинарного обучения и подготовки;

- популяризация и общественные коммуникации - повышение общественной информированности о процессах, происходящих в наноиндустрии, формирование доверительного отношения к продукции наноиндустрии, повышение привлекательности наноиндустрии как сферы инвестирования;

- развитие рыночных условий и отношений (раскрытие рынков) - формирование условий и содействие развитию (расширению) рынков сбыта нанотехнологической продукции и интеллектуальных продуктов наноиндустрии в целях обеспечения притока частных инвестиций. Содействие продвижению российской нанотехнологической продукции на мировые рынки;

- обеспечение безопасности нанотехнологий и продукции наноиндустрии - активное и опережающее проведение работ, связанных с выявлением и учетом всех факторов безопасности научных исследований, выпуска и использования (применения) продукции наноиндустрии

ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»

1. Содействие в получении гарантий Министерства финансов РФ.

2. Акционерное финансирование

ОАО «Курорты Северного Кав-

Обеспечение проектов по строительству на Северном Кавказе пяти горнолыжных курортов стоимостью 15 млрд долл. (отбор подрядчиков, взаимодействие с частными инвесторами)

4

5

6

7

8

Источник: составлено по: 1гйр://%'%гмг. veb. ги; minregюn. ru/invest_phound/; http://oao-oez. ги; 1гйр://геМ>. ги;

пмЪг. ги; http://rusnano. сот; Ы1р://ктекй. ги; Й1р://%'%глг. псгс. ги.

(1990-2010 гг.) регионы СКФО в целом отстают по показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения» от среднероссиских аналогичных показателей в 1,7-2,7 раза. По душевому показателю инвестиций СКФО в 2010 г. занимал 8-е место (последнее среди федеральных округов РФ).

Следует отметить, что самый активно развивающийся регион СКФО - Ставропольский край -занимал лишь 61-е место в общем рейтинге регионов РФ. Важно подчеркнуть, что Чеченская Республика, бюджетные инвестиции в экономику которой нередко трактуются экспертным сообществом как чрезмерные, находится в рейтинге российских регионов по данному показателю лишь на 64-м месте (табл. 2).

В силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки Северный Кавказ обладает крайне низкой инвестиционной привлекательностью и для иностранных инвесторов. Как видно из табл. 3 и 4, иностранные инвесторы очень осторожно вкладывают инвестиции в экономику

субъектов СКФО, за исключением Ставропольского края, где на протяжении 2000-2010 гг. наблюдается незначительный, но достаточно стабильный поток прямых и портфельных иностранных инвестиций. В остальные субъекты СКФО иностранные инвестиции пока не пришли. Вместе с тем в 2000-2007 гг. отмечались разовые иностранные инвестиции в Дагестане и Северной Осетии, а в период 20082010 гг. в Республике Дагестан наметилась слабая тенденция формирования незначительного инвестиционного потока с общим объемом накопленных инвестиций в 32 498 тыс. долл.

Известно, что большинство субъектов СКФО уже на протяжении многих лет продолжают оставаться реципиентами федерального бюджета. Однако следует констатировать, что средства федерального бюджета в основном направляются на поддержание социальной сферы регионов Северного Кавказа и в значительно меньшей степени - на стимулирование развития реального сектора экономики.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал на душу населения в Российской Федерации и регионах СКФО в 1990-2010 г. * (в фактически действовавших ценах - руб.; 1990, 1995 гг. - тыс. руб.)

Российская Место

Федерация, 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 в РФ

регион СКФО в 2010 г.

Российская 1,7 1 799 7 949 10 308 12 129 15 124 19 921 25 232 33 196 47 259 61 861 56 205 64 024

Федерация

Северо-Кавказский 0,9 1 493 2 993 4 229 4 816 5 547 6 862 10 353 14 259 21 989 28 427 28 965 30 311 8

федеральный

округ

Республика 0,7 832 1 412 3 221 3 110 4 165 6 376 10 248 14 939 22 711 32 202 37 507 38 771 50

Дагестан

Республика 0,8 1 401 2 425 3 436 1 514 1 798 2 121 7 085 6 879 15 477 7 842 12 731 15 748 83

Ингушетия**

Кабардино- 1,0 652 2 722 3 927 5 190 6 109 6 135 6 510 7 218 14 347 17 816 19 610 16 389 82

Балкарская Республика

Карачаево- 1,3 737 1 447 3 973 5 008 5 697 7 013 14 415 18 572 21 217 25 744 23 753 18 656 81

Черкесская Республика

Республика 0,8 601 2 369 3 205 4 075 5 084 5 502 8 471 9 848 20 863 24 258 19 857 19 653 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Северная Осетия -Алания

Чеченская 0,8 4 617 922 3 219 4 462 3 819 6 056 11 444 19 276 34 535 41 169 33 120 31 246 64

Республика***

Ставропольский 1,4 1 225 5 788 6 070 7 150 8 124 9 067 11 682 15 536 19 853 27 733 27 786 32 035 61

край

* За 2003-2009 гг. данные рассчитаны с использованием численности населения без учета итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010), за 2010 г. - с учетом предварительных итогов ВПН-2010. ** В 1990 г. - включая Чеченскую Республику. *** В 1990 г. - включая Республику Ингушетия.

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 928.

Таблица 3

Иностранные инвестиции в экономику СКФО в 2000-2007 гг., тыс. долл.

2000 2005 2007

В том числе В том числе В том числе

Северо-Кавказский федеральный округ, субъекты СКФО Поступило инвестиций всего прямые портфельные прочие Поступило инвестиций всего прямые портфельные прочие Поступило инвестиций всего прямые портфельные прочие

Северо-Кавказский 34 525 22 062 191 12 272 61 038 48 039 10 825 2 174 350 297 104 110 234 040 12 147

федеральный округ

Республика Дагестан - - - - - - - - 2 938 2 938 - -

Республика Ингушетия - - - - - - - - - - - -

Кабардино-Балкарская 244 244 - - - - - - - - - -

Республика

Карачаево-Черкесская 65 65 - - - - - - - - - -

Республика

Республика Северная - - - - - - - - 52 217 52 217 - -

Осетия - Алания

Чеченская Республика - - - - - - - - - - - -

Ставропольский край 34 216 21 753 191 12 272 61 038 48 039 10 825 2 174 29 5142 48 955 234 040 12 147

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 946-947.

Таблица 4

Иностранные инвестиции в экономику СКФО в 2008-2010 гг., тыс. долл.

2008 2009 2010

В том числе В том числе В том числе

Северо-Кавказский федеральный округ, субъекты СКФО Поступило инвестиций, всего прямые портфельные прочие Поступило инвестиций, всего прямые портфельные прочие Поступило инвестиций, всего прямые портфельные прочие

Северо-Кавказский федеральный округ 777 388 55 236 708 079 14 073 119 220 66 489 31 071 21 660 73 561 39 216 - 34 345

Республика Дагестан 13 720 13 720 - - 17 624 17 624 - - 1 154 1 154 - -

Республика Ингушетия - - - - - - - - - - - -

Кабардино-Балкарская Республика - - - - - - - - - - - -

Карачаево-Черкесская Республика - - - - - - - - - - - -

Республика Северная Осетия - Алания 4 145 4 145 - - 1 451 1 451 - - - - - -

Чеченская Республика - - - - - - - - - - - -

Ставропольский край 759 523 37 371 708 079 14 073 100 145 47 414 31 071 21 660 72 407 38 062 - 34 345

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 946-947.

На современном этапе актуальность привлечения инвестиций в секторы промышленности СКФО обусловлена необходимостью преодоления кризисного состояния большинства промышленных предприятий макрорегиона. В этих условиях от понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса.

22 -

Один из самых важных и ответственных этапов данного процесса - это выбор приоритетных секторов экономики и региональных точек роста, в которые будут вложены инвестиционные ресурсы. Выбор же объекта инвестирования предопределяется такой категорией, как инвестиционная привлекательность.

Оценка инвестиционной привлекательности в современной рыночной экономике используется не

только для предварительной проверки при выборе направлений инвестирования, но и для рассмотрения вариантов слияния промышленных предприятий, анализа деятельности руководства крупных промышленных предприятий и корпораций, прогнозирования финансовых результатов, выявления проблем управления производственной деятельностью, научно-технического развития - для всех составных частей промышленной и инвестиционной политики.

Методические вопросы оценки инвестиционной привлекательности регионов, видов экономической деятельности и отдельных предприятий достаточно подробно исследованы в отечественной литературе. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов разнообразны по своему содержанию, базируются на различных методологических подходах [1-3, 6, 8]. Подход большинства существующих методик заключается в том, что они ориентированы на анализ разнообразных групп факторов. Принципиальным моментом определения интегрального индикатора является расчет веса частных показателей. От того, как заданы веса частных показателей, зависит получаемый результат оценки. Следовательно, появляется возможность, корректируя доли частных показателей, получать иные результаты в оценке инвестиционной привлекательности региона в соответствии с пожеланиями инвестора.

Следует отметить, что в практическом плане в России наиболее известен метод оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ рейтингового агентства «Эксперт» («Эксперт-РА»). В соответствии с методикой «Эксперт-РА» инвестиционный потенциал есть сумма объективных предпосылок для инвестиций, он зависит от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования. Рейтинг инвестиционной привлекательности - это взаимосвязанная оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности: риска и потенциала [4].

Напомним, что совокупный потенциал региона в методике «Эксперт-РА» включает 9 интегрированных потенциалов: трудовой; потребительский; производственный; финансовый; институциональный; инновационный; инфраструктурный; природ-но-ресурсный; туристический.

Инвестиционные риски по данной методике оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода на них. Применительно к региону выделяются следующие 8 видов рисков: законода-

тельный; политический; экономический; финансовый; социальный; криминальный; экологический; управленческий (добавился к ранее рассматривавшимся в 2007 г.).

Общий показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются, каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион по сравнению со среднероссийским. По результатам обобщенной оценки регионам РФ присваивается рейтинг (табл. 5).

Анализ инвестиционной привлекательности регионов Северо-Кавказского федерального округа (табл. 6, 7) показывает, что для подавляющего

Таблица 5

Рейтинговая шкала «Эксперт-РА» оценки уровня риска и потенциала регионов Российской Федерации

Рейтинг Потенциал Риск

1А Высокий Минимальный

1В Высокий Умеренный

1С Высокий Высокий

2А Средний Минимальный

2В Средний Умеренный

2С Средний Высокий

ЗА Низкий Минимальный

3В1 Пониженный Умеренный

3С1 Пониженный Высокий

3В2 Незначительный Умеренный

3С2 Незначительный Высокий

ЗБ Низкий Экстремальный

Источник: [4].

Таблица 6

Результаты рейтинга инвестиционной привлекательности по федеральным округам в 2009-2010 гг.

Федеральный округ Рейтинг (место)

Приволжский федеральный округ 1-е

Центральный федеральный округ 2-е

Северо-Западный федеральный округ 3-е

Уральский федеральный округ 4-е

Южный федеральный округ 5-е

Сибирский федеральный округ 6-е

Дальневосточный федеральный округ 7-е

Северо-Кавказский федеральный округ 8-е

Источник: составлено по данным [4].

большинства регионов СКФО, за исключением Ставропольского края, в 2009-2010 гг. был характерен относительно низкий уровень инвестиционной привлекательности, что является наиболее существенным ограничением для притока инвестиций в подавляющее большинство субъектов СКФО. Все это явилось основанием для усиления внимания федеральной власти РФ к регионам Северного Кавказа путем выделения из Южного федерального округа еще одного округа, реализации системы крупномасштабных адресных инвестиционных программ, активизации деятельности в регионах СКФО целого ряда национальных институтов развития (см. табл. 1).

Как видно из табл. 7, только Ставропольский край в СКФО имеет умеренные риски, причем во всех республиках (за исключением Ставропольского края) интегральный показатель риска выше, чем средний по России. Высокие оценки инвестиционных рисков характерны для всех северокавказских республик и практически по всем его составляющим. Безусловно, преобладающее влияние на интегральную оценку инвестиционных рисков СКФО оказывают высокие оценки политической и криминальной составляющих, среднее значение которых в пяти (из семи) регионах имеют максимально возможные или приближенные к ним значения (от 89 в Чеченской Республике до 78 в Ставропольском крае).

В Кабардино-Балкарии и Северной Осетии политические риски не настолько высокие (рейтинг соответственно 51 и 62), но тем не менее полити-

ческая обстановка в регионах недостаточно благополучна для нивелирования других составляющих инвестиционных рисков. Негативная ситуация в регионе обстоит также с финансовыми (средний рейтинг финансового риска по региону - 72) и социальными рисками (62). Достаточно высокие значения характерны для оценок управленческого риска, что свидетельствует о низком уровне менеджмента в хозяйственной системе региона.

Рейтинг регионов Северного Кавказа по инвестиционному потенциалу также имеет неблагоприятную динамику. Если следовать теории смены экономических укладов, то в подавляющем большинстве регионов СКФО преобладают так называемые первичные сектора - добывающие виды экономической деятельности (ВЭД), сельское хозяйство. Следствием этого является основная роль природно-ресурсного и инфраструктурного потенциала в совокупном инвестиционном потенциале. Производственный потенциал, условно отнесенный к вторичному сектору, имеет оценки существенно ниже. Исключение составляет Ставропольский край, где рейтинг производственного потенциала достаточно высокий.

Любая оценка (в том числе и оценка инвестиционной привлекательности регионов) проводится для каких-либо субъектов (пользователей), поэтому при ее проведении необходимо учитывать их цели, а также общие и частные критерии, которые будут использоваться конкретным пользователем при вынесении суждения об уровне привлекательности конкретных объектов инвестиций: корпора-

Таблица 7

Результаты рейтинга инвестиционной привлекательности по субъектам Северо-Кавказского федерального округа в 2009-2010 гг.

Показатель Субъект Рейтинг (место)

Максимальный потенциал - минимальный риск (1А) - -

Средний потенциал - минимальный риск (2А) - -

Низкий потенциал - минимальный риск (3А) - -

Высокий потенциал - умеренный риск (1В) - -

Средний потенциал - умеренный риск (2В) - -

Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1) Ставропольский край 1-е

Максимальный потенциал - высокий риск (1С) -

Средний потенциал - высокий риск (2С) -

Пониженный потенциал - высокий риск (3С1) Кабардино-Балкарская Республика 2-е

Республика Северная Осетия - Алания 3-е

Республика Дагестан 4-е

Карачаево-Черкесская Республика 5-е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий потенциал - экстремальный риск (3D) Чеченская Республика 6-е

Республика Ингушетия 7-е

Источник: составлено по данным [4].

тивных структур или предприятий той или иной принадлежности к ВЭД, объектов недвижимости и пр. Между тем, можно констатировать, что в настоящее время не выработана единая методика оценки уровня инвестиционной привлекательности секторов промышленности, как не выработана и оценка факторов, из которых эта привлекательность складывается.

По мнению Э. И. Крылова, В. М. Власова и М. Г. Егорова, «инвестиционная привлекательность промышленного предприятия характеризуется не только устойчивостью финансового состояния. Наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции и клиентоориентированности, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей» [5].

С другой стороны, Е. Р. Орлова подчеркивает, что «изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей промышленности направлено на исследование их конъюнктуры, динамики и перспектив развития потребностей общества в продукции этих отраслей» [7], с чем, очевидно, следует согласиться.

Применительно к промышленности СКФО, инвестиционная привлекательность ВЭД, комплексов и предприятий формируется под влиянием системы как генерирующих, так и лимитирующих факторов политического, производственного, при-родно-ресурсного, инновационного, социального, трудового, финансового, инфраструктурного, институционального, потребительского и экологического характера. Следует отметить, что каждая из вышеназванных групп факторов характеризуется возможностью «внутренней» дифференциации в зависимости от структуры промышленной системы, а также от специфики функционирования секторов промышленности оцениваемой территории.

Таким образом, следует исходить из того, что инвестиционная привлекательность промышленного предприятия складывается под воздействием трех подсистем:

1) инвестиционная привлекател ьность территории - формируется под влиянием политических факторов, макроэкономических показателей экономического развития, законодательного обеспечения инвестиционной деятельности, природно-географических факторов, уровнем развития инфраструктуры и др., которые создают некий общий фон для инвестиционной при-

влекательности на отраслевом уровне и уровне отдельного промышленного предприятия;

2) инвестиционная привлекательность сектора промышленности характеризуется качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции, доходностью продаж, уровнем прибыльности используемых активов, доходностью собственных средств и инвестированного капитала, технико-экономическим уровнем производства, эффективностью инвестиций и др. Другими словами, инвестиционная привлекательность сектора промышленности представляет собой обобщенную характеристику с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в развитие сектора за счет собственных средств и средств инвесторов;

3) инвестиционная привлекательность предприятия определяется показателями эффективности деятельности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости, от перспективы развития и возможности сбыта продукции, от репутации (имиджа) на внутреннем и внешнем рынках, от рыночного курса акций, от величины чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, и др.

Авторам представляется, что существующие методики оценки инвестиционной привлекательности, хотя и представляют безусловную ценность, вместе с тем нуждаются в дополнении, ведь они не учитывают оценки инвестиционной привлекательности. Между тем общепризнано, что инвестиционная привлекательность может быть оценена благоприятной или неблагоприятной под влиянием характеристик развития одной или нескольких приоритетных для региона ВЭД.

С точки зрения авторов, управление инвестиционной привлекательностью должно подразумевать разработку мероприятий, направленных на достижение требуемого темпа развития предприятия и соответствующего объема инвестиций, что предполагает определение структуры инвестиционной привлекательности и мер по ее повышению и регулированию.

Для оценки инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности и предприятий промышленности авторами предлагается соответствующая система показателей (табл. 8). По каждой подсистеме предлагается производить ранжирование ВЭД путем нормирования всех показателей, вклю-

Таблица 8

Показатели оценки инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности и предприятий промышленности

Вид экономической деятельности Промышленное предприятие

Производственный потенциал I п

Доля ВЭД в добавленной стоимости. Доля ВЭД в объеме отгруженной продукции. Отношение отгруженной продукции к произведенной. Выработка на одного работающего. Доля ВЭД в основных производственных фондах. Коэффициент обновления основных производственных фондов. Степень износа основных производственных фондов Выпуск продукции предприятия. Отношение отгруженной продукции к произведенной. Выработка на одного работающего. Доля предприятия в основных производственных фондах отрасли. Коэффициент обновления основных фондов. Степень износа основных фондов

Финансовый потенциал п

Доля прибыльных (убыточных) предприятий ВЭД. Затраты на один рубль реализованной продукции. Общая рентабельность. Коэффициент текущей ликвидности. Доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности. Доля просроченной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности Показатели эффективности финансовой деятельности. Показатели деловой активности предприятия. Оценка платежеспособности предприятия. Оценка эффективности управления. Оценка прибыльности хозяйственной деятельности. Оценка финансовой устойчивости

Трудовой потенциал / . п

Доля занятых в ВЭД. Движение работников (прибытие, выбытие) по отношению к общему числу занятых. Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника. Отношение задолженности по заработной плате к фонду оплаты труда Доля занятых на предприятии в общей численности занятых в ВЭД. Движение работников (прибытие, выбытие) по отношению к общему числу занятых на предприятии. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника. Отношение задолженности по зарплате к фонду оплаты труда

Инвестиционный потенциал I 1 1 ин. п

Доля ВЭД в инвестициях в основной капитал. Динамика инвестиций в основной капитал. Доля инвестиционно активных предприятий в ВЭД. Доля собственных средств в источниках инвестирования. Соотношение использования амортизационных отчислений в нефинансовых вложениях к амортизационным отчислениям ВЭД. Доля кредитов в привлеченных средствах Объем инвестиций в основной капитал предприятия. Доля предприятия в инвестициях в основной капитал ВЭД. Доля собственных средств в источниках инвестирования. Соотношение использования амортизационных отчислений в нефинансовых вложениях к амортизационным отчислениям предприятия

Потенциал динамики развития I т * п. д. р

Индекс промышленного производства. Динамика удельного веса ВЭД в валовом региональном продукте Индекс производства продукции, в стоимостном и натуральном выражении. Динамика удельного веса продукции предприятия в объеме промышленной продукции, производимой в ВЭД

Потенциал деловой активности I 1 п. д. ак

Динамика количества предприятий, включая субъектов малого бизнеса. Использование производственных мощностей. Доля ВЭД на внутренних и внешних рынках. Доля ВЭД в производстве инновационной продукции. Затраты ВЭД на технологические инновации. Динамика сальдированного результата деятельности предприятий ВЭД Уровень загрузки производственных мощностей. Доля продукции предприятия в объеме продукции, производимой в ВЭД. Оценка изменения прибыли. Оценка изменения собственных финансовых средств. Оценка изменения кредитных и заемных финансовых средств. Выпуск инновационной продукции. Индекс предпринимательской уверенности

ченных в оценку подсистемы. Интегральная оценка подсистемы инвестиционной привлекательности определяется как среднее геометрическое соответствующих нормированных показателей оценки ВЭД, с последующим их агрегированием в индекс инвестиционной привлекательности ВЭД.

Предлагаемый подход основан на использовании доступных статистических данных и несложных алгоритмах расчета, что позволяет упростить процедуру оценки инвестиционной привлекательности и в то же время обеспечить доступность формирования информационной базы для управления инвестиционной привлекательностью ВЭД и предприятий промышленности.

Интегральную оценку инвестиционной привлекательности ВЭД предлагается рассчитывать по формуле коэффициента ранговой корреляции Спирмена:

п

6 •Е.у.2

кс = 1 —2—,

с п(п -1) Оценка инвестиционной привлекательное!

где у - разность рангов показателей фактической и эталонной ВЭД;

п - число ВЭД в исследуемой системе. Величина рассчитываемого коэффициента изменяется от - 1 до +1. Оценка +1 соответствует самому высокому уровню инвестиционной привлекательности ВЭД, а оценка - 1 соответствует самому низкому уровню инвестиционной привлекательности.

Предлагаемый методический подход позволяет не только определить рейтинг инвестиционной привлекательности ВЭД промышленности, но и дать количественную оценку, а также определить степень влияния показателей на итоговую оценку, что имеет значение для определения методов и инструментов управления инвестиционной привлекательностью.

Реализация предложенного методического подхода к оценке инвестиционной привлекательности ВЭД промышленного комплекса региона была осуществлена на примере СКФО (табл. 9).

Таблица 9

ВЭД промышленности Северного Кавказа*

Вид экономической деятельности I п. п I*. ф. п I т. п I ин. п I п. д. р I п. д. ак Интегральная оценка инвестиционной привлекательности ВЭД Рейтинг ВЭД

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1,0000 0,3188 0,7043 0,6689 0,6907 1,0000 0,7903 1

Текстильное и швейное производство 0,0603 0,3667 0,3487 0,0321 0,6623 0,1374 -0,0703 11

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,0080 0,2288 0,1190 0,0080 0,7073 0,0174 -0,8462 14

Обработка древесины и производство изделий из дерева 0,0197 0,0303 0,2116 0,1659 0,0657 0,0226 -0,7824 13

Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 0,0696 0,1956 0,2157 0,1747 0,7139 0,2957 0,0989 9

Производство кокса и нефтепродуктов 0,1421 0,9637 0,6419 0,2415 0,7113 0,0243 0,4901 7

Химическое производство 0,3419 0,7815 0,4293 0,4674 0,7364 0,0904 0,6538 4

Производство резиновых и пластмассовых изделий 0,1011 0,2842 0,1693 0,1087 0,9371 0,0800 -0,0066 10

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,3410 0,6371 0,3855 0,5202 0,7748 0,3478 0,7803 2

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 0,5756 0,3526 0,4261 1,0000 0,7066 0,2296 0,6945 3

Производство машин и оборудования 0,1238 0,3692 0,4572 0,3912 1,0000 0,2765 0,5474 5

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 0,0987 0,3267 0,3093 0,1407 0,6616 0,2226 0,1231 8

Производство транспортных средств и оборудования 0,2970 0,2684 0,3063 0,3372 0,8801 0,1617 0,5033 6

Прочие производства 0,0938 0,1793 0,2362 0,0909 0,8351 0,0852 -0,1363 12

* Данные таблицы рассчитаны по официальным статистическим данным за 2004-2009 гг. согласно показателям табл. 1 и предложенной методике расчета.

Проведенный расчет показал, что ВЭД промышленности СКФО в количественном выражении имеют достаточно низкие оценки инвестиционной привлекательности. Наибольшей инвестиционной привлекательностью отличаются сырьевые сектора при сравнительно низкой привлекательности обрабатывающих производств.

В целом можно дать следующую характеристику инвестиционной привлекательности базовых ВЭД СКФО.

1. Пищевая промышленность. Один из наиболее инвестиционно привлекательных ВЭД СКФО. Это обусловлено, прежде всего, концентрацией в ВЭД наибольшего количества промышленных предприятий, для которых характерен высокий уровень производительности труда, сравнительно большой объем выпускаемой продукции, незначительный износ и коэффициент выбытия основных фондов, высокая степень сбалансированности в расчетах между покупателями. Развитию ВЭД способствовала консолидация промышленных и торговых предприятий, создание совместных предприятий, наличие внутреннего рынка сбыта.

Перспективными направлениями дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности ВЭД является вовлечение промышленных предприятий в мировые информационные, рекламные, дистрибьютерные, инновационные, электронные сети, применение новых бизнес-процессов и форм развития бизнеса, дальнейшее развитие производственной инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям потенциальных инвесторов, устранение административных барьеров и создание благоприятной среды для малого и среднего бизнеса.

2. Производство строител ьн ых материалов (прочих неметаллических минеральных продуктов). Привлекательность данного ВЭД базируется на имеющемся потенциале месторождений строительных материалов и связана с перспективами производства стройматериалов (цемент, гипс, напольные и настенные материалы, ячеистый газобетон, кирпич, бетон, листовое и пеностекло, изделия из базальта, композиционные наноматериалы и др.), а также благодаря наличию спроса.

Вместе с тем функционирование ВЭД связано с развитием конкуренции, широким импортом строительных материалов, снижением качества управления производством, что требует реализации мероприятий, направленных на разработку мер по формированию единого рынка стройматериалов в

регионе с учетом возможных специализаций отдельных субъектов СКФО на производстве различных видов стройматериалов и строительных конструкций. Одной из возможных форм повышения инвестиционной привлекательности ВЭД является создание промышленных парков на территории отдельных регионов.

3. Металлургическое производство. Вследствие своей экспортной направленности ВЭД в период мирового финансового кризиса 2008-2010 гг. испытал меньшее падение производства, чем сектора, работающие на внутренний рынок. На инвестиционную привлекательность ВЭД положительное влияние оказывают значительное увеличение спроса на продукцию цветной металлургии в связи с развитием инновационных технологий и использованием цветных металлов при изготовлении высокоточной техники и оборудования. Кроме того, на показатели ВЭД оказала влияние достаточно интенсивная динамика корпоративного развития в трансформационный период и усиление процессов интеграции. Вместе с тем, ВЭД отличается высокой энергоемкостью, что ставит показатели его развития в зависимость от изменения тарифов на электроэнергию. Отметим, что энергосистема СКФО является дефицитной, при этом значительная доля энергопотребления промышленности уже приходится на металлургию - 26 % от потребления обрабатывающей промышленности. Кроме того, производственная и техническая база большинства предприятий сектора морально устарела и физически изношена. Данные аспекты сдерживают развитие ВЭД и обусловливают необходимость разработки программ технологической модернизации как основы повышения ее инвестиционной привлекательности.

4. Химическое производство (азотные удобрения, полимерные материалы, органические мономеры, олефины, ароматика, фармацевтическая продукция). Основным фактором, дезорганизующим развитие предприятий ВЭД, является разрушение технологических и кооперационных связей в годы структурного кризиса. На протяжении последующих лет промышленные предприятия сектора не смогли восстановить устойчивую динамику развития. В то же время предприятия в последние годы демонстрируют достаточно устойчивые темпы роста рентабельности производимой продукции. Перспективы развития ВЭД связаны с надежным обеспечением промышленных предприятий необ-

ходимыми сырьевыми ресурсами и повышением прибыльности на основе развития процессов концентрации и комбинирования технологически связанных производств, технологической реструктуризации производственного процесса на основе развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий.

5. Производство машин, электрооборудования, электронного и оптического оборудования (производство средств малой автоматизации, электротехника и радиоэлектроника и др.). Для ВЭД характерен высокий уровень износа основных фондов при низком уровне инвестиционной активности, применение ресурсоемких технологий наряду с устаревшими способами организации производства, низкий уровень производительности труда при длительном производственном цикле. Также налицо недозагруженность производственных мощностей в связи с отсутствием постоянного спроса на выпускаемую продукцию, высокая капиталоемкость производства, низкая инновационная активность промышленных предприятий. Важное значение имеет усиление конкуренции со стороны иностранных производителей машиностроительной продукции. Данные негативные факторы функционирования ВЭД обусловливают недостаточно приемлемый уровень инвестиционной привлекательности. Оптимальной стратегией повышения инвестиционной привлекательности для ВЭД является активизация интеграционных процессов и усиление корпоративного сектора, технологическая модернизация и реструктуризация промышленных предприятий.

6. Легкая промышленность (обработка шерсти, производство тканей, швейное производство, обувь, кожаные изделия, меховые изделия). Данный ВЭД наиболее пострадал в результате трансформационного кризиса. Падение объемов производства за период реформ оказалось самым масштабным. Этому способствовала низкая ресурсная самообеспеченность сектора и высокий конкурентный потенциал импортной продукции. Низкая технологическая культура производства, моральный и физический износ имеющегося оборудования, недостаточное развитие собственного машиностроения по выпуску необходимого оборудования для легкой промышленности, отсутствие высококачественных материалов, отсутствие маркетинговых мероприятий обусловили низкую конкурентоспособность значительной части производимой продукции. Повышение инвестиционной привлекательности

ВЭД требует разработки программ финансового оздоровления промышленных предприятий, разработки маркетинговых стратегий, повышения эффективности систем управления промышленными предприятиями на основе реинжиниринга бизнес-процессов и др.

7. Обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность. Низкая инвестиционная привлекательность ВЭД обусловлена состоянием оборудования, низким стимулированием труда, недостатками в организации производства, устаревшими организационными структурами, что приводит к низким показателям производительности труда. Для промышленных предприятий характерно наличие такой проблемы, как нехватка оборотных средств. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности ВЭД должна быть направлена на формирование необходимых резервных фондов в сочетании с четкой организацией производственно-сбытовой деятельности.

Таким образом, отличительными особенностями формирования инвестиционной привлекательности в регионе является слабая экономическая база базовых видов экономической деятельности промышленности, высокие террористические и криминальные риски, препятствующие притоку инвестиций даже в инвестиционно привлекательные ВЭД, высокий уровень коррупции, клановость. Как следствие, фиксируется низкий уровень эффективности государственного управления. Вследствие этого крайне затруднен доступ промышленных предприятий к частным инвестициям. В то же время имеющиеся бюджетные инвестиционные ресурсы регионов СКФО ограничены и не позволяют финансировать опережающее развитие ВЭД и комплексов промышленности, большинство бизнес-проектов промышленных предприятий имеют низкое качество, что не позволяет принимать решение об их реализации.

В целом инвестиционную привлекательность ВЭД промышленности в системе функционирования промышленного комплекса СКФО следует рассматривать в качестве одного из наиболее значимых факторов развития специализации, модернизации материально-технической базы промышленных производств, внедрения инновационных технологий. И в конечном счете - повышения конкурентоспособности промышленного комплекса. При этом

проблема повышения инвестиционной привлекательности ВЭД промышленности СКФО должна решаться с точки зрения достижения глобальной цели - выхода ВЭД промышленности из затяжного кризиса недофинансирования и формирования условий для устойчивого промышленного роста регионов Северного Кавказа.

Управление инвестиционной привлекательностью, формирование долгосрочных источников инвестиционных ресурсов, эффективное управление и адаптация каждого промышленного предприятия к постоянно меняющимся факторам внешней среды - все это может быть достигнуто при использовании методов и инструментария инвестиционного инжиниринга. Инвестиционный инжиниринг следует определить как составную часть бизнес-инжиниринга, возникающую в процессе формирования и реализации инвестиционной политики промышленного предприятия. Он включает набор методов и приемов по управлению инвестиционными рисками и уровнем доходности, а также созданию, комбинированию и использованию ресурсного обеспечения инвестиций, отвечающих требованиям рыночных отношений. С этих позиций для эффективного управления инвестиционной привлекательностью промышленных предприятий рекомендуется использовать также методы и инструменты риск-менеджмента.

Основные риски в промышленном комплексе СКФО связаны с усилением сегодняшних «слабых сторон». Главными негативными факторами, влияющими на формирование инвестиционной привлекательности ВЭД и предприятий промышленности регионов Северного Кавказа, являются высокие политические риски, обусловленные угрозами терроризма и потенциальными межнациональными конфликтами, которые способны нивелировать привлекательные стороны промышленного сектора для инвесторов, квалифицированных специалистов, потребителей услуг. Вместе с тем преодоление этих угроз, как показывает международная практика, связано не только с мерами в области безопасности, но и со стимулированием развития высокотехнологичных промышленных производств, усилением процессов финансовой и промышленной интеграции, направленных на рост промышленного производства, на повышение уровня и качества жизни населения.

Можно предположить, что снижение инвестиционных рисков в экономических комплексах СКФО, изначально специализировавшихся на про-

изводстве продукции машиностроения и сельскохозяйственной продукции, не сможет в существенной степени повлиять на активизацию в них инвестиционной деятельности. Однако наличие в ВЭД промышленности ряда регионов Северного Кавказа больших незадействованных промышленных мощностей, развитой производственной и транспортной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы делает потенциальный уровень их инвестиционной привлекательности достаточно высоким.

Повышению инвестиционной активности промышленных предприятий и привлечению инвесторов в промышленную сферу СКФО в кратко- и среднесрочной перспективе будет способствовать реализация следующих мероприятий:

1) разработка и реализация действенных механизмов и схем привлечения средств населения в инвестиционный процесс;

2) обеспечение финансовой безопасности инвестора в СКФО (прозрачность финансов предприятий, снижение инвестиционных рисков в регионе);

3) создание крупных вертикальных структур, охватывающих поставку (аренду), производство и переработку продукции базовых ВЭД (машиностроение, пищевая и электронная промышленность, промышленность стройматериалов, химическая промышленность);

4) развитие рынка лизинговых услуг для промышленных предприятий;

5) разработка и реализация инновационной политики (интегрированной с инвестиционной политикой) в промышленном комплексе региона;

6) развитие действительно результативного маркетинга в промышленности региона;

7) технологическая модернизация ключевых элементов инфраструктуры.

Долгосрочные перспективы повышения инвестиционной привлекательности ВЭД и комплексов промышленности СКФО связаны с интеграцией крупных промышленных предприятий в мирохозяйственные связи, предполагающие привлечение иностранных инвестиций, совместные международные проекты в сфере образования и научных исследований, проникновение компаний на зарубежные рынки.

Учитывая специфику формирования инвестиционных параметров промышленного развития Северного Кавказа, отраженную в Стратегии социально-экономического развития округа, можно

выделить следующие долгосрочные направления повышения инвестиционной привлекательности видов экономической деятельности и комплексов промышленности регионов СКФО:

• максимальная мобилизация внутренних резервов промышленного развития на основе использования потенциала динамично развивающихся отраслей промышленности (пищевая, металлургическое производство, ряд производств химической промышленности и др.) с последующим реинвестированием полученной прибыли в высокотехнологичные ВЭД промышленности,

• использование стратегических преимуществ, предопределяющих развитие высокотехнологичных ВЭД промышленности (производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования), включая: наличие значительного числа квалифицированных кадров, сравнительно выгодное транспортно-географическое положение по отношению к основным рынкам сбыта профилирующей продукции, достаточно большая емкость внутреннего и сопредельных потребительских рынков, высокая степень обеспеченности объектами инфраструктуры и др.;

• приоритетная государственная поддержка процессов инновационной технологической модернизации наиболее капиталоемких ВЭД; развитие высокотехнологичных, наукоемких производств; создание условий для устойчивого роста производства товаров народного потребления и эффективного развития материальной

базы предприятий промышленного комплекса, ориентированных на общероссийский и мировой рынки, включая меры по формированию новой инновационно-промышленной инфраструктуры.

Список литературы

1. Булгакова Л. Н. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов // Финансы и кредит. 2004. № 15.

2. Инвестиционная привлекательность регионов. Непараметрические методы исследования. М., 1998.

3. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. М.: ТПП России, Альфа-Капитал, 2007.

4. Инвестиционный рейтинг российских регионов. URL: http:// www. raexpert. ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Новиков А. В. Инвестиционная привлекательность региона. Новосибирск: НГЭиУ, 2001.

7. Орлова Е. Р. Инвестиции. М.: Омега, 2003.

8. Прибыткова Г. И. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики // Инвестиции в России. 2005. № 3.

9. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)

предусмотрены скидки

(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.