Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Макарова Наталья Васильевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматривается процесс моделирования управления профориентацинной деятельностью в педагогическом ВУЗе с позиции современных проблем профориентации и их решения. Так, для формирования четко построенной и комплексной модели авторы выделяют ряд особенностей её построения с подробный поэтапным описанием и спецификой данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Макарова Наталья Васильевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF MANAGEMENT OF CAREER GUIDANCE ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY

In this article, the authors consider the process of modeling the management of vocational guidance activities in a university from the standpoint of modern problems of vocational guidance and their solutions. So, for the formation of a clearly constructed and complex model, the authors highlight a number of features of its construction with a detailed step-by-step description and the specifics of this process.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ»

Литература:

1. Архипова А.И., Золотарев Р.И., Пичкуренко Е.А. Технологический учебник с интернет поддержкой как инструмент подготовки к работе в среде инновационной компьютерной дидактики // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-2. - С. 7-16.

2. Архипова А.И., Золотарев Р.И. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики // Сфера услуг: инновации и качество. - 2013. - № 11. - С. 9.

3. Везиров Т.Г., Эльмурзаева М.Э. Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в подготовке бакалавров // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 55-58.

4. Грушевский С.П., Добровольская Н.Ю., Харченко А.В. Фасетные технологии в процессе формирования профессионально-педагогической компетентности учителей информатики // Математика и междисциплинарные исследования - 2019: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, Пермь, 15-18 мая 2019 года / гл. ред. А.П. Шкарапута. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. - 2019. - С. 104-107.

5. Ранганатан Ш.Р. Классификация двоеточием. Основная классификация. - М: ГПНТБ СССР, 1970. - 422 с.

6. Харченко А.В. Применение фасетной технологии в профессиональной подготовке будущих учителей информатики // Преподавание математики и информатики в школе и вузе: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Краснодар, 29 сентября 2017 года. - 2017. - С. 76-78.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Макарова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается процесс моделирования управления профориентацинной деятельностью в педагогическом ВУЗе с позиции современных проблем профориентации и их решения. Так, для формирования четко построенной и комплексной модели авторы выделяют ряд особенностей её построения с подробный поэтапным описанием и спецификой данного процесса.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная деятельность в ВУЗе, моделирование, управление профориентационной деятельностью.

Annotation: In this article, the authors consider the process of modeling the management of vocational guidance activities in a university from the standpoint of modern problems of vocational guidance and their solutions. So, for the formation of a clearly constructed and complex model, the authors highlight a number of features of its construction with a detailed step-by-step description and the specifics of this process.

Keywords: career guidance, career guidance activities at the university, modeling, management of career guidance activities.

Введение. Эффективное решение вопросов профессиональной ориентации молодежи возможно преимущественно в рамках деятельности образовательных организаций. Профориентационная работа высшего учебного заведения в этом случае является особо значимым направлением деятельности. Именно ВУЗ занимает позицию посредника между общеобразовательными организациями и работодателями, а значит, имеет возможность аккумулировать запросы экономики региона и выстраивать работу с молодым поколением таким образом, чтобы обеспечивать профессиональную подготовку кадров на максимально высоком уровне. Однако для достижения положительных результатов необходимо понимать потребности молодежи и осуществлять непрерывное взаимодействие с подрастающим поколением. В этом случае вузу принципиально важно регулировать процессы разработки и внедрения механизмов управления профориентационной деятельностью [2, 3].

Формулировка цели статьи - провести теоретический анализ а также описать процесс практического моделирования системы управления профориентационной деятельностью в ВУЗе.

Изложение основного материала статьи. Научный прогресс и развитие технологий вносят коррективы во все сферы жизнедеятельности общества. Меняется содержание различных видов профессиональной деятельности, а соответственно и перечень требований, предъявляемых к специалисту. Такие перемены влекут за собой поиск новых способов организации работы по профориентации не только молодежи, но и населения в целом [4].

Профориентационная деятельность, организуемая высшим учебным заведением по отношению к абитуриентам и студентам обусловлена рядом факторов. Для того, чтобы данная работа имела положительный результат, необходимо формирование конкретного механизма взаимодействия высшего учебного заведения с молодым поколением, выраженного в модели [9].

Процесс построения модели заключается в формировании конкретного целеполагания, выделении теоретических основ реализации (принципов, подходов, функций), а также выделении общего системного

содержания, объединяющегося в комплекс мер по реализации намеченной цели. Вместе с тем, модель должна включать в себя результаты как для субъектов профориентации, так и для образовательной организации.

Формируемая модель должна рассматривать профориентационную деятельность с позиции работы с абитуриентами, студентами, специалистами, а также включать в себя методы и виды обеспечения процесса работы [11]. Целью модели является формирование системы управления профориентационной работой, направленной на повышение качества контингента вуза посредством организации деятельности, способствующей эффективному освоению профессиональных компетенций и успешному вхождению в профессию.

Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: содействие профессиональному самоопределению абитуриентов, студентов и выпускников вуза; знакомство со спецификой выбранной профессиональной деятельности и повышение мотивации абитуриентов и студентов к освоению профессиональных компетенций; повышение спроса на коммерческие услуги ВУЗа; повышение проходного балла и повышение престижа вуза.

В основе построения модели управления профориентационной работой в вузе лежат следующие подходы: личностно-ориентированный; компетентностный; системный; деятельностный; информационный; проектный [1].

Основополагающими принципами в реализации профориентационной деятельности можно считать: принцип непрерывности; принцип поэтапности; принцип активности. Эффективная организация профориентационного сопровождения и формирование самостоятельности личности в вопросах профессионального выбора возможны лишь при комплексном использовании данных подходов и принципов, потому что каждый из них может выступать как в качестве основного, так и в качестве дополнительного способа управления в зависимости от конкретной задачи.

В соответствии с предложенными подходами и принципами можно выделить ряд функций модели: регулирующая, организационная и оценочная.

Модель управления направлена на процессы формирования и корректирования профессиональной и образовательной траектории личности начиная с этапа оптации (10-11 класс) до момента вхождения в стадию адаптанта. Таким образом, можно выделить три субъекта профориентации: абитуриент, студент и выпускник.

Согласно модели, при наступлении момента выбора профессиональной сферы и соответствующей образовательной организации, абитуриент проходит 6 этапов профессионального самоопределения.

Первый этап подразумевает осмысление абитуриентом личностных возможностей, преимуществ и недостатков; сфер деятельности, наиболее удовлетворяющих профессиональные потребности; личных целей и места профессиональной деятельности в собственной жизни [8].

Второй этап заключается в подробном информировании о мире профессий. К организации мероприятий, направленных на ознакомление абитуриентов с профессиями привлекаются организации-работодатели, сотрудничающие с вузом.

На третьем этапе создаются условия, побуждающие абитуриента определить профессиональные цели на будущее. Происходит сужение вариантов профессиональной деятельности на основе личных предпочтений абитуриента, что облегчает процесс принятия решения.

Четвертый этап обеспечивает погружение в профессиональную деятельность. Абитуриент имеет возможность попробовать себя в предпочитаемых видах профессиональной деятельности, а также посетить практико-ориентированные мероприятия.

На пятом этапе абитуриент может получить первые достижения в выбранной профессиональной сфере и выполнить первые профессиональные задачи самостоятельно. В это время предоставляются широкие возможности для приятия участия в различных конкурсах и повышения профессиональной мотивации посредством демонстрации личных способностей.

Шестой этап подразумевает успешную учебную деятельность абитуриента. Вуз организует подготовительные мероприятия, способствующие эффективной сдаче ЕГЭ..

Студент, в период непосредственного обучения в вузе подтверждает профессиональный выбор за счет формирования способности более детального прогнозирования профессионального и образовательного маршрута. Возрастной диапазон обучающихся вуза в основном приходится на 18-22 года. Учитывая длительность обучения, можно сказать, что происходит стремительный переход к самостоятельной жизни. Данный этап характеризуется активной профессиональной подготовкой и адаптацией к будущей профессии. В этом случае студенту крайне важно получить исчерпывающую информацию о профессии и вариантах специализации в ее рамках; обрести первичный профессиональный опыт, который был бы актуален на этапе вхождения в профессию; иметь представление о дальнейших возможностях в рамках экономической ситуации региона и наладить социальные связи, которые могли бы быть полезны в будущем; определить варианты дальнейшего обучения [5, 7].

Окончание высшего учебного заведения является очередным переходным моментом в жизни осваивающего профессию. Этот этап подразумевает наличие у человека персональной карьерной траектории с учетом жизненных целей; высокого уровня самоорганизации; определенного арсенала достижений и профессиональной практики. В это время выпускнику необходимо иметь актуальную информацию о вариантах трудоустройства, организациях-работодателях, о возможностях обмена опытом в целях совершенствования навыков и вариантах дальнейшего обучения с целью повышения квалификации.

Профориентационная деятельность в рамках модели осуществляется в соответствии с потребностями конкретного субъекта и его спецификой. В зависимости от этих факторов выстраивается комплекс форм, методов и инструментов для совместной работы.

В работе с абитуриентами могут использоваться различные методы и формы: просветительские; диагностические; морально-эмоциональной поддержки; помощи в принятии решений; пассивные; активные; вербальные; невербальные; групповые; индивидуальные и т.д. Инструментами взаимодействия могут выступать традиционные форматы мероприятий: тестирование, анкетирование, день открытых дверей факультетов или ВУЗа в целом; работа научных сообществ на базе ВУЗа; проведение творческих и исследовательских конкурсов, олимпиад, конференций для учеников школ, студентов колледжей, техникумов города; организация мастер-классов различной направленности; проведение каникулярных школ в соответствии с профилями обучения, подготовительные курсы к сдаче ЕГЭ; участие представителей ВУЗа в информационных медиа-проектах; выездные мероприятия; тренинги; пробы; недели профессий; выставки;

использование различных игровых форматов. Помимо очного взаимодействия допустимо использование цифровых технологий и перенос различных событий дистанционный онлайн-формат (проведение онлайн-трансляций с деканами университета, оказание удаленной помощи школьникам по изучению различных предметов школьной программы и организации онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ, проведение онлайн-экскурсий и дней открытых дверей).

Профориентационная деятельность в рамках модели осуществляется в соответствии с потребностями конкретного субъекта и его спецификой. В зависимости от этих факторов выстраивается комплекс инструментов для совместной работы.

Основным инструментом выступает практическая деятельность, в ходе которой появляется возможность применить и закрепить получаемые теоретические знания. Вузу, в данном случае, необходимо обеспечить студента качественной базой для ее реализации. При этом важно, чтобы студент в течение срока обучения мог выбрать несколько организаций и принять участие в различных видах работы в рамках профессии, взаимодействуя в разных коллективах. Это необходимо для того, чтобы выстроить более полное представление о том, как строится рабочий процесс в различных учреждениях, в чем состоит отличие требований к работникам, определить какой характер деятельности наиболее полно удовлетворяет личные профессиональные потребности.

Помимо развития практических навыков необходимо предоставлять возможности для совершенствования soft skills или «надпрофессиональных» навыков, которые подразумевают под собой высокий уровень владения коммуникативными способностями, проявление креативности в рамках профессиональной деятельности, умение грамотно организовывать свою работу и наличие навыков целеполагания, управления эмоциями и т.д. [10]. Данные навыки, наряду с профессиональными, принципиально необходимы для эффективного взаимодействия в коллективе и достижения максимальной продуктивности. Здесь могут быть использованы такие инструменты как привлечение обучающихся к работе в социально-значимой и культурной сферах деятельности вуза; студенческом самоуправлении; общественных, волонтерских и профсоюзных организациях; участие студентов в мероприятиях, направленных на межвузовское и межфакультетское взаимодействие и т.д.

Следующим инструментом является выполнение студентами научно-исследовательской работы. В рамках данной деятельности проводится активное информирование студентов о перспективах работы в научной сфере, а участие в конференциях, конкурсах, грантах, публикациях становится необходимым для накопления дополнительного теоретического материала, саморазвития и подготовки к продолжению обучения в магистратуре [6].

Одним из важных инструментов профориентации студентов педагогической профессии является вовлечение обучающихся в работу студенческих педагогических отрядов. Во-первых, основным преимуществом выступает возможность прохождения экспресс-курса по педагогической подготовке в рамках школы вожатых и возможность временного трудоустройства с осуществлением педагогической практики уже после первого года обучения в вузе. Особенностью такой практики является активное взаимодействие с детскими коллективами разного возраста. Во-вторых, деятельность педагогического отряда может выступать одним из способов профориентации школьников, так как работа вожатого, куратора может выступать наглядным педагогическим примером, тем самым привлекая интерес подростков к профессии. При этом происходит непосредственное взаимодействие с потенциальными абитуриентами не только города, но и области, а также формируется положительный имидж вуза.

Целью выпускника является построение маршрута дальнейшего профессионального развития. В этом ключе профориентационная работа ВУЗа строится в соответствии с несколькими направлениям: формирование условий для обмена опыта специалистов; информирование по вопросам трудоустройства и возможностям дальнейшего обучения; предоставление возможностей для преумножения профессиональных достижений; мониторинг деятельности молодых специалистов. Обмен опытом в рамках вуза представлен в виде проведения семинаров, форумов, круглых столов; мероприятий, направленных на взаимодействие с разными поколениями педагогов; организации курсов повышения квалификации. Информирование по вопросам трудоустройства и дальнейшего образования состоит в проведении встреч с работодателями; предоставлении информации о стажировках и содействии в участии; создание электронного сервиса с актуальной информацией об особенностях составления резюме, прохождения собеседования и основных положениях трудового законодательства; проведении дня открытых дверей по направлениям магистратуры; представление программ дополнительного образования. Возможности для преумножения профессиональных достижений заключаются в привлечении выпускников и молодых специалистов к участию в конкурсах профессионального мастерства; конференциях; проектной деятельности, направленной на улучшение образования конкретного образовательного учреждения, города, области или региона. Мониторинг деятельности молодых специалистов необходим для диагностики эффективности обучения и мероприятий, проводимых в рамках профориентационной работы; темпа профессионального развития, основанного на полученных знаниях и опыте; совершенствования системы профориентации вуза. Для реализации данной модели необходимо осуществление сетевого взаимодействия с образовательными организациями различного уровня по вопросам профориентации региона.

Механизм функционирования модели подразумевает создание структурного подразделения, которое обеспечивает координацию всех элементов, регулирует вопросы партнерства, проводит анализ результативности профориентационной деятельности, разрабатывает стратегии по решению возникающих запросов в сфере профессионального ориентирования. Реализация профориентационных мероприятий входит в обязанности назначенных ответственных лиц кафедр и факультетов. Профессорско-преподавательский состав выступает исполнителями проекта наряду со студентами. Соисполнителями проекта являются Центр содействия трудоустройству выпускников, приемная комиссия и партнеры, заинтересованные в профориентационной деятельности.

Функционирование модели осуществляется в соответствии с разработанными годовыми планами профориентационных мероприятий на уровне кафедр, факультетов и университета.

Современная система профориентации ВУЗа должна обладать гибкостью и способностью мгновенного реагирования на внешние изменения. Поэтому важно проводить анализ выполненной работы ежегодно, а планирование профориентационных мероприятий делить по срокам выполнения и соответствующим

задачам. Внедрение модели подразумевает организационно-управленческое, финансово-экономическое и научно-методическое обеспечение.

Ключевым инструментом мониторинга профессионального потенциала личности является накопление портфолио. Портфолио позволяет оценить активность и результативность субъекта профориентации на протяжении профессионального обучения.

Специфика использования портфолио зависит от образовательного этапа личности. Таким образом:

- для абитуриента - это возможность продемонстрировать свою мотивацию к обучению и личные успехи. Портфолио является способом наглядной демонстрации профессионального развития, повышения шансов успешного прохождения конкурса при поступлении и получение льгот в виде дополнительных баллов;

- для студента портфолио - это средство диагностики личных достижений, анализа профессиональных интересов, построения и корректировки индивидуального образовательного маршрута;

- для выпускника - это инструмент демонстрации достижений, накопленных за время обучения в вузе, анализа собственных возможностей и профессиональных перспектив. Наличие портфолио значительно повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда и облегчает процедуру трудоустройства.

Выводы. Таким образом, целью взаимодействия ВУЗа и абитуриента будет формирование профессиональных стремлений, отвечающих личным способностям и потребностям. Функционирование модели способствует достижению согласованности между потребностями молодого поколения и интересами вуза, дополнительной диагностике качества образовательной деятельности, прогнозированию образовательных и профессиональных тенденций и разработке стратегии по улучшению организации образовательного процесса.

Литература:

1. Балюк А.Д. Компьютерное моделирование процесса профессиональной ориентации школьников // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №2. - С. 123-130.

2. Васильев, В.В., Горбатенко Ю.А., Подковыркина О.М., Агафонова Г.В. Об участии вуза в ранней профориентации школьников // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-12. -С. 16-21.

3. Карташова, Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11). -С. 138-140.

4. Немова, О.А., Медведева Т.Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -№ №2 (27). - Т.8. - С. 172-175.

5. Павлова, Е.П., Павлова В.А. К вопросу о вузовской профориентации в Республике Саха (Якутия) (на примере педагогического института // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 61-3. - С. 155-158.

6. Раимханова, А.Ж. Условия, модели, механизмы и формы взаимодействия школы и вуза как структурные элементы организационно-педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - Т. 6. - С. 1-11.

7. Руденко В.А., Василенко Н.П., Ермолаева Н.В., Лобковская Н.И. Формирование универсальных компетенций на этапе ранней профессиональной ориентации в области атомной энергетики // Глобальная ядерная безопасность. - 2019. - №4 (33). - С. 110-123.

8. Селиванова Ю.В., Склярова Т.В. Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8. - № 2 (31). - С. 8.

9. Фурсов А.Л. Профессиональная ориентация - от образовательной услуги к образовательной программе // Профессиональная ориентация. - 2019. - №1. - С. 7-10.

10. Хижная, А. В., Быстрова Н. В., Шарыгина Е. Н. Развитие soft skills ("гибких навыков") для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 261-264.

11. Чарушина, Е.И. Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 6 (81). - С. 190-195.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Макарова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается ряд вопросов, касающихся общего преобразования российской системы профессионального образования. В ходе анализа авторами был сформирован общий перечень основных проблем профессионального образования, тормозящих общее развитие и становление системы. Так, авторами были предложены основные пути решения проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.