Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2537
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ / СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Макарова Наталья Васильевна, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматривается ряд вопросов, касающихся общего преобразования российской системы профессионального образования. В ходе анализа авторами был сформирован общий перечень основных проблем профессионального образования, тормозящих общее развитие и становление системы. Так, авторами были предложены основные пути решения проблем профессионального образования, которые, при комплексном подходе, поспособствуют общему разрешению большинства проблем. Вместе с тем, авторы отмечают, что некоторые проблемы носят скорее локальный, нежели глобальный характер. Такая тенденция подчеркивает, что для конкретной образовательной организации требуется свой путь решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Макарова Наталья Васильевна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION AND WAYS TO SOLVE THEM

In this article, the authors formulate the general transformation of the vocational education system. In the course of the analysis, the authors formed a general list of the main problems of vocational education that hinder the overall development and formation of the system. So, the authors presented the main ways of solving the problems of vocational education, which, with an integrated approach, will contribute to the general solution of the problems of the proposed problems. At the same time, the authors note that some problems are local rather than global in nature. This trend emphasizes the need for an educational organization to solve problems out loud.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

задачам. Внедрение модели подразумевает организационно-управленческое, финансово-экономическое и научно-методическое обеспечение.

Ключевым инструментом мониторинга профессионального потенциала личности является накопление портфолио. Портфолио позволяет оценить активность и результативность субъекта профориентации на протяжении профессионального обучения.

Специфика использования портфолио зависит от образовательного этапа личности. Таким образом:

- для абитуриента - это возможность продемонстрировать свою мотивацию к обучению и личные успехи. Портфолио является способом наглядной демонстрации профессионального развития, повышения шансов успешного прохождения конкурса при поступлении и получение льгот в виде дополнительных баллов;

- для студента портфолио - это средство диагностики личных достижений, анализа профессиональных интересов, построения и корректировки индивидуального образовательного маршрута;

- для выпускника - это инструмент демонстрации достижений, накопленных за время обучения в вузе, анализа собственных возможностей и профессиональных перспектив. Наличие портфолио значительно повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда и облегчает процедуру трудоустройства.

Выводы. Таким образом, целью взаимодействия ВУЗа и абитуриента будет формирование профессиональных стремлений, отвечающих личным способностям и потребностям. Функционирование модели способствует достижению согласованности между потребностями молодого поколения и интересами вуза, дополнительной диагностике качества образовательной деятельности, прогнозированию образовательных и профессиональных тенденций и разработке стратегии по улучшению организации образовательного процесса.

Литература:

1. Балюк А.Д. Компьютерное моделирование процесса профессиональной ориентации школьников // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №2. - С. 123-130.

2. Васильев, В.В., Горбатенко Ю.А., Подковыркина О.М., Агафонова Г.В. Об участии вуза в ранней профориентации школьников // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-12. -С. 16-21.

3. Карташова, Е.И. Современная система профессиональной ориентации // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - № 2 (11). -С. 138-140.

4. Немова, О.А., Медведева Т.Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. -№ №2 (27). - Т.8. - С. 172-175.

5. Павлова, Е.П., Павлова В.А. К вопросу о вузовской профориентации в Республике Саха (Якутия) (на примере педагогического института // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 61-3. - С. 155-158.

6. Раимханова, А.Ж. Условия, модели, механизмы и формы взаимодействия школы и вуза как структурные элементы организационно-педагогического обеспечения процесса профессионального самоопределения старшеклассников // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - Т. 6. - С. 1-11.

7. Руденко В.А., Василенко Н.П., Ермолаева Н.В., Лобковская Н.И. Формирование универсальных компетенций на этапе ранней профессиональной ориентации в области атомной энергетики // Глобальная ядерная безопасность. - 2019. - №4 (33). - С. 110-123.

8. Селиванова Ю.В., Склярова Т.В. Личностное самоопределение студентов с инвалидностью: социально-психологический анализ факторов и механизмов // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т. 8. - № 2 (31). - С. 8.

9. Фурсов А.Л. Профессиональная ориентация - от образовательной услуги к образовательной программе // Профессиональная ориентация. - 2019. - №1. - С. 7-10.

10. Хижная, А. В., Быстрова Н. В., Шарыгина Е. Н. Развитие soft skills ("гибких навыков") для успешной карьеры выпускников вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 261-264.

11. Чарушина, Е.И. Организация профориентационной работы в высшей школе: аспекты, проблемы, решения // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 6 (81). - С. 190-195.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Макарова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается ряд вопросов, касающихся общего преобразования российской системы профессионального образования. В ходе анализа авторами был сформирован общий перечень основных проблем профессионального образования, тормозящих общее развитие и становление системы. Так, авторами были предложены основные пути решения проблем

профессионального образования, которые, при комплексном подходе, поспособствуют общему разрешению большинства проблем. Вместе с тем, авторы отмечают, что некоторые проблемы носят скорее локальный, нежели глобальный характер. Такая тенденция подчеркивает, что для конкретной образовательной организации требуется свой путь решения проблем.

Ключевые слова: профессиональное образование, проблемы профессионального образования, пути решения проблем, становление и развитие системы подготовки специалистов.

Annotation: In this article, the authors formulate the general transformation of the vocational education system. In the course of the analysis, the authors formed a general list of the main problems of vocational education that hinder the overall development and formation of the system. So, the authors presented the main ways of solving the problems of vocational education, which, with an integrated approach, will contribute to the general solution of the problems of the proposed problems. At the same time, the authors note that some problems are local rather than global in nature. This trend emphasizes the need for an educational organization to solve problems out loud.

Keywords: vocational education, problems of vocational education, ways of solving problems, the formation and development of the system of training specialists.

Введение. Современное профессиональное образование находится в стадии структурных изменений в процессе перехода от отечественной системы к европейской, стандартизированной системе обучения. Одним из главных показателей такого перехода стало введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые и обуславливают необходимость изменений системы педагогического образования. Модернизация современного профессионального образования является одной из важнейших проблем. При этом, решается данная проблема в комплексе уровней, представляющих собой тесную взаимосвязь структуры профессиональной подготовки, содержания образования, а также организации методического обеспечения образовательного процесса. Общие образовательные реформы, связанные с присоединением России к Болонскому процессу, принесли общие особенности - развитие двухуровневой системы подготовки (бакалавриат и магистратура), формирование новых форматов образования, совершенствование образовательных стандартов и технологий. В таких условиях актуализировался ряд проблем профессионального образования, решение которых поспособствует развитию всей системы профессионального обучения [4].

Формулировка цели статьи - проанализировать основные проблемы профессионального образования и выявить пути решения этих проблем.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе, в профессиональном образовании Российской Федерации существует ряд проблем, влияющих на происходящие внутри образования процессы. Для последующей разработки путей решения данных проблем, необходимо провести их анализ и обосновать причины возникновения этих проблем.

Так, к наиболее существенным проблемам профессионального образования, можно отнести:

- разработку и внедрение новых профессионально-педагогических технологий обучения, направленных на формирование профессионального и социального уровней будущих педагогов профессионального обучения. Данная проблема базируется на более широком комплексе проблем по грамотной организации практического и теоретического обучения, связанного с формированием повышенной активности личности в процессе обучения. Важной в этом комплексе проблем становится проблема разработки форм адаптации мировых тенденций (гуманистических, демократических, интегративных и т.п.) в систему Российского профессионального образования, предполагающую достижение конкретных целей и получение результатов, их анализ за счет рефлексии;

- усложнение прогнозирования содержания образования, возникающее в связи с динамичностью современной образовательной системы, её частого изменения, формирования новых целей педагогического процесса, сложностей учета новейших условий развития образования в тесной связи с наукой и производством;

- гармонизацию процессов развития личности будущего педагога профессионального обучения в условиях тесной связи профессионального образования с наукой и производством, возникающую из-за ориентации на изучение нескольких предметных областей в контексте усиления непрерывности и многоуровневости образования, в ключе которой отсутствует четко прослеживаемая связь между духовной, личностно-деятельностной, психолого-педагогической, культурологической, научно-технической и профессионально-социальной компонентами образования, влияющими на формирование основной составляющей личности [1].

В целом комплексе, проблемы профессионального образования, перечисленные выше, связаны со спецификой организации процесса обучения в России, невозможностью быстро реагировать на динамичные условия и меняющиеся запросы общества, неэффективностью и некоторой формализацией получаемых в ходе образовательной деятельности результатов. Важно отметить, что некоторые явления имеют неоднозначный характер, т.к. с одной стороны, предполагают существенное улучшение современной системы профессионального образования, а с другой - являются почвой для формирования новых проблемных моментов (яркий пример - стандартизация образования) [7].

Также можно выделить ряд следующих проблем:

- отсутствия прогнозирования потребности в кадрах определенной категории на региональном уровне, связанная с невозможностью отслеживания уровня занятости по конкретным специальностям, их востребованности в конкретных условиях региона;

- значения и роли профориентации среди молодежи, связанную с незаинтересованностью и непониманию сущности направленности процессов профориентации. Следствием этой проблемы становится отсутствие необходимых знаний о содержании труда профессий, невозможности оценить свои личностные качества и сопоставить их с требованиями определенных профессий. Наряду с этим, сопутствующей проблемой становится характер проводимых профориентационных мероприятий и их результативность. Множество исследователей отмечают, что система профориентации является разбалансированной и несовременной из-за несоответствия потребностей рынка в специалистах определённого профиля и уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций;

- профессиональной деформации личности педагогов, профессионального выгорания, дефицита высококвалифицированных кадров. Важно заметить, что следствием данной проблемы является

невозможность осуществления инновационных процессов образования, связанная с формализацией результатов инновационной деятельности, незаинтересованности педагогов во внедрении инноваций, в следствие отсутствия должной мотивации по ряду разных причин (например, высокая загруженность педагогов, отсутствие поощрений за выполняемую работу, а как следствие - отсутствие интереса, профессиональное выгорание).

Стоит отметить, что в таких условиях, роль педагогического образования и его характеристик возрастает, т.к. они непосредственно влияют на формирование кадрового состава России. Модернизация профессионального образования может происходить только при условии наличия подготовленных высококвалифицированных педагогов, способных осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую и учебно-воспитательную деятельность. В таком контексте, некоторым решением современных проблем станет введение профессионального обора педагогов на этапе обучения, что позволит обеспечить наиболее гибкую систему, направленную на выявление будущих педагогических работников, готовых посвятить свою карьеру модернизации образования, укреплению позиций Российского профессионального образования на мировой арене, а также становлению новейших реформ и коренных улучшений современной образовательной системы [6].

На современном этапе, рассматриваемый комплекс проблем носит скорее приблизительный, вариативный характер. Некоторые проблемы являются чуждыми для профессиональных образовательных организаций (т.к. носят локальный характер), а некоторые наоборот - носят глобальный, затяжной характер, оказывая влияние на всю образовательную систему в целом.

Важно отметить, что для успешности процессов модернизации профессионального образования необходимо решить все отраженные проблемы.

Так, для решения проблемы разработки и внедрения новых профессионально-педагогических технологий обучения необходимо, во-первых, полностью переработать систему подготовки педагогических работников, т.к. в дальнейшем именно они будут развивать образовательную систему. Во-вторых, необходимо разработать инновационные образовательные программы по подготовке специалистов, с использованием эффективных методик обучения. Важно отметить, что это также позволит частично воздействовать на проблему усложнения прогнозирования содержания образования за счет формирования инновационных программ, учитывающих данную проблематику. Рассматривая проблему усложнения прогнозирования содержания образования более подробно, стоит учитывать, что для её решения возможно применение двух технологий - логико-математической и индивидуально-содержательной, связанных с анализом конкретных факторов и прогнозируемых результатов, связей между компетенцией и частью образовательной программы, направленной на ее формирование. В таких условиях важными становятся такие компоненты, как прогноз и результат. Прогноз выступает в качестве модели объекта, результата. Соответствие прогноза реальному результату или наличие различных вариаций говорит о степени успешности прогнозирования. Здесь также возможно использование наиболее объективной системы по оцениванию результатов обучения, направленной на учет не только индивидуальных, но и групповых черт. Её создание базируется на двух условных аспектах - 1) формированию системы суждений о качествах учебных достижений в виде описательно-оценочного уровня; 2) созданию группы независимых, объективных экспертов оценочного уровня. Здесь важно учитывать исключение влияния личности эксперта на выставленную оценку, что можно решить за счет сочетания форм автоматизированной работы через логико-математическую модель.

Рассматривая решение проблемы гармонизации процессов развития личности будущего педагога профессионального обучения в тесной связи с научно-производственным и другими компонентами, можно рассмотреть формирование системы по постоянному сотрудничеству с конкретными организациями, для включения студента в работу с этапов обучения, что позволит укреплять не только междисциплинарные связи, но и воздействовать на развитие личности обучающегося за счет использования смены деятельности. Если студент будет периодически менять направления деятельности, его личность будет формироваться более плавно, а её гармоничное развитие будет подкрепляться воздействием педагогов.

Решение проблемы отсутствия прогнозирования потребности в кадрах заключается в создании «региональной карты востребованных профессий», основанной на реальных статистических данных, формируемой независимым органом или организацией, незаинтересованной в подмене показателей. Такой подход позволит отслеживать востребованность конкретных предприятий, организаций, кадров, профессий, специальностей с выражением реальных показателей. Дополнением карты может послужить создание сервиса по отражению реальных условий труда, заработной платы, вакансиям и прямой связи с предприятием для трудоустройства.

Решая проблему несоответствия системы профориентации требованиям молодежи важно, во-первых, организовать не только комплекс профориентационной работы с использованием новейших методик, но и расширить характер осуществляемой деятельности за счет привлечения все большего количества партнеров работодателей. В какой-то степени эти процессы имеют свои задатки на современном этапе, однако происходить такие мероприятия должны в более широких масштабах, на более регулярном и системно-результативном комплексе. Важно увеличить престиж и настроить ответственное понимание к профориентации у молодежи. Сделать это можно за счет проведения рекламной кампании, привлечения через социальные сети, используя решение проблемы самоопределения и дальнейшей самореализации молодежи.

Также важной в этом ключе становится тема развития системы по профессиональному отбору будущих педагогов. Решение комплекса проблем, связанных с профессиональной деформацией личности, отсутствия мотивации, личностной неподготовленности педагогов можно определить через:

1. Включение профессионального отбора на этапе обучения - данная тенденция в целом сократит объем «случайных» студентов, которые не предполагают педагогическую профессию своей будущей работой.

2. Практико-ориентированный характер обучения с первых лет получения профессионального образования - это позволит студентам прочувствовать всю рабочую ответственность педагога на практике, а также отфильтрует «неготовых» к педагогической деятельности студентов. Важно отметить, что такая тенденция позволит не только констатировать определенный уровень развития профессионально значимых качеств личности, но и выяснить, как будущий педагог будет знаком с условиями профессиональной деятельности [2, 3].

3. Проведение политики по привлечению молодежи к проблеме острой нехватки педагогов (стоит учесть, что такие мероприятия должны проходить на базе образовательных организаций и включать в себя аспекты работы педагогов) - это позволит привлечь заинтересованных обучающихся к проблеме нехватки педагогов-профессионалов.

4. Применение методики педагогической интернатуры, как практико-ориентированной программой целевой подготовки педагогов - такая тенденция приведет не только к организации трудоустройства выпускников, но и к заполнению образовательных организаций наиболее подготовленными и мотивированными педагогическими кадрами [5].

В теории, в случае использования предложенных методик число педагогов, подвергающихся профессиональной деформации, из-за неподготовленности личности снизится, т.к. вышеперечисленные мероприятия должны, так или иначе воздействовать на обучающихся на разных этапах получения педагогического образования [9].

Однако введение строгого профессионального отбора в практику может привести к следующим отрицательным последствиям:

- Снижению количества педагогических кадров;

- «Опустению» педагогических вузов из-за сложности поступления;

- Невозможности определенным слоям населения получить желаемое образование;

- Возникновению проблемных ситуаций, связанных с провалом профессионального отбора талантливыми людьми;

- Влиянию человеческого фактора на число поступивших обучающихся [8].

Важно отметить, что введение строгого профессионального отбора педагогов на этапе обучения несет за собой множество нюансов, по преодолению которых можно будет получить такую систему образования, в которой большая часть педагогов будет стойкой перед основными проблемами современного образования: профессиональному выгоранию, склонности к повышенному стрессу, чувствительности. Безусловно, внедрение методики профессионального отбора не предполагает полного решения общего круга предложенных проблем, однако оно сможет, так или иначе, при должной реализации адекватно воздействовать на поток абитуриентов, поступающих в педагогические учебные заведения, т.к. будет исключать попадание «случайных» учащихся в профессиональные образовательные организации.

Рассматривая пути решения проблем профессионального образования в общих чертах, необходимо, во-первых, получить весомую поддержку государства в обеспечении педагогов стабильными условиями труда, достойным материально-техническим обеспечением, а также высокой заработной платой. Такой подход, совместно с профессиональным отбором педагогов, позволит исключить попадание «случайных» людей в образовательную сферу, в наибольшей степени ужесточит требования к подготовке педагога, при этом, создание привлекательных условий труда (за счет материальной обеспеченности и наличия некоторых преимуществ) позволит повысить престиж профессии педагога.

Во-вторых, необходимым условием, в случае достижения успеха, для его закрепления, становится создание независимого центра образования по обмену опытом между педагогами профессионального образования, что обеспечит возможность по сотрудничеству в рамках развития системы образования. Важно учитывать добровольный характер вступления данный центр, необходимо исключить факт принуждения к участию в данной сфере, искоренить формальный характер участие, т.к. это замедляет развитие профессионального образования.

В-третьих, при разработке путей решения проблем профессионального образования, важно понимать, что ни одно решение не будет носить исчерпывающий характер, однако, для более четкого достижения поставленной цели, важно рассматривать проблемы не только в комплексе, но и абстрагируясь от некоторых нюансов, что позволит выявить почву возникновения проблем. Решение проблем не является быстрым процессов, однако нами разработан довольно простой, схематичный план по достижению поставленной цели за счет формирования системы по подготовке педагогических работников, разделенный на несколько условных этапов:

1. Этап теоретической разработки. Создание системы по подготовке педагогических работников на локальном уровне.

2. Этап теоретической проверки и доработки. Тестирование системы, моделирование, улучшение, структурное преобразование, выявление проблем.

3. Этап распространения. Организация всей нормативно-правовой работы, распространение образовательной программы на более широком уровне.

4. Этап проверки эффективности применения. Рассмотрение новых возникнувших в ходе массового применения проблем, соотнесение старого и нового, фиксирование результата.

5. Этап укрепления. Внедрение новейшей системы по подготовке специалистов в большинство учебных заведений, с целью общего развития системы образования.

Выводы. Таким образом, по результатам проведенного анализа и разработки путей решения проблем развития профессионального образования, можно сделать следующие выводы:

- основа большинства проблем кроется в отсутствии должного количества педагогических кадров, их профессионального выгорания и деформации личности, формализации результатов обучения, невозможности осуществлять инновационные процессы;

- необходимо воздействовать на систему профориентации молодежи, формировать необходимые знания о содержании труда профессий;

- важно создать такую систему, где, в ходе обучения, будет происходить гармонизация процессов развития личности, внедряться научно-производственная, исследовательская практика, применяться новейшие технологии обучения.

Литература:

1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // вестник мининского университета. - 2015. - №1(9). - С. 11.

2. Досова Л.А., Хасенова Г.О., Шадетова А.К. Развитие профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №47. - С. 145-149.

3. Логинов В.А. Психологическое тестирование в системе профессионального отбора абитуриентов педагогических университетов // Гуманитарные науки. - 2013. - №2 (26). - С. 47-54.

4. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 3.

5. Минюрова С.А., Леоненко Н.О., Багичева Н.В., Бывшева М.В. Педагогическая интернатура как практико ориентированная программа целевой подготовки педагогов // Вестник Мининского университета. -2017. - № 2 (19). - С. 9

6. Тимошенко А.И., Комендровская Ю.Г. Проблемы профессиональной подготовки и переподготовки педагогов // Высшее образование сегодня. - 2013. - №4. - С. 46-49.

7. Хижная А.В., Захаров С.В., Коробова Т.С. Повышение качества профессионального образования с точки зрения контекстного подхода // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2018. - С. 94-97.

8. Хуторянская Т.В. Анализ компонентного состава профессиональной подготовки будущих педагогов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - №2. - С. 232-235.

9. Ширшова И.А. Подготовка современного учителя: опыт финляндии в сфере педагогического образования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2014. - №4. - С. 26-35.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Чайкина Жанна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шиганова Марина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В SKETCHUP СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлен опыт трехмерного моделирования студентами в среде SketchUp в учебном процессе по дисциплине «Мультимедиа технологии» образовательного модуля «Информационные технологии» универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина.

Ключевые слова: трехмерное моделирование, программная среда SketchUp, исследовательская задача, методы проблемного обучения, перевернутое обучение.

An^tatton. the article presents the experience of three-dimensional modeling by students in the SketchUp environment in the educational process in the discipline "Multimedia Technologies" of the educational module "Information Technologies" of the universal bachelor's degree at NSPU. K. Minina.

Keywords: 3D modeling, SketchUp software environment, research problem, problem learning methods, flipped learning

Введение. В наш цифровой век трехмерное моделирование все больше проникает в различные сферы деятельности человека: строительство, медицину, промышленность, образование, ландшафтный дизайн, индустрию развлечений и другие отрасли. Овладение данной компетенцией будущим педагогом является важным, так как ему в профессиональной деятельности будет необходимо проектировать творческие, проектные и игровые пространства, формировать планы и модели учебных помещений, лабораторий, коммуникативных зон, наполненных интерактивными устройствами. Современный учитель должен уметь использовать и дидактические возможности технологий трехмерного моделирования для персонализации обучения, поддержки осознанного включения обучающихся в решение проектных, творческих проблемных задач, для демонстрации самые различные принципов, законов и конструкций, рассматриваемых в школьной программе.

В условиях цифровизации всех сфер жизни, экономических и социальных изменений весьма важно научить будущих специалистов учиться самостоятельно, обновлять свои знания на протяжении всей жизни, постоянно повышать квалификацию, адаптироваться к изменяющимся условиям. Цифровые образовательные возможности сети диктуют внедрение новых подходов к обучению, более приспособленных к потребностям современного педагога в информационном обществе.

Цель статьи -проанализировать опыт трехмерного моделирования студентами педагогических специальностей в среде SketchUp в учебном процессе по дисциплине «Мультимедиа технологии» образовательного модуля «Информационные технологии» универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина.

Изложение основного материала статьи. Развитие цифровых компетенций, понимание цифровых сред, адаптация к цифровым контекстам формируют новые развивающие и образовательные стратегии по развитию цифровых компетенций у будущих специалистов в вузе [3]. При конструировании в средах трехмерного моделирования создаются дополнительные условия для развития у студентов алгоритмического стиля мышления, воображения и креативности, формирования пространственных представлений, поддержки мотивации к получению образования в сфере диджитал-технологий, для организации с учениками продуктивной творческой деятельности и создания ситуаций успеха [4]. Создание трехмерной модели в программной среде студентами- это непростая исследовательская задача, требующая цифровых компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.