Научная статья на тему 'Моделирование творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности'

Моделирование творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПОДХОДЫ / MODELING / MODEL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петелина Е. А.

Статья раскрывает проблему моделирования творческой готовности учителя музыки. Автором рассматриваются особенности моделирования деятельности дирижёра-хормейстера и его теоретические обоснования. Методологическим основанием разработки модели послужили системный и синергетический подходы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF CREATIVE MUSIC TEACHER''S READINESS TO CONDUCTOR

The paper deals with modeling of creative music teacher's readiness to conductor

Текст научной работы на тему «Моделирование творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности»

УДК 378:78

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ДИРИЖЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Петелина

Статья раскрывает проблему моделирования творческой готовности учителя музыки. Автором рассматриваются особенности моделирования деятельности дирижёра-хормейстера и его теоретические обоснования. Методологическим основанием разработки модели послужили системный и синергетический подходы

Ключевые слова: моделирование, модель, подходы

Моделирование как метод научного исследования различных процессов, состояний и явлений на моделях весьма распространено во многих науках. Смысл моделирования заключается в воссоздании разных сторон (структур, свойств, связей, взаимодействий отношений и др.) некоторого объекта на другом, искусственно созданном для их изучения. Используемая вспомогательная система (квазиобъект), находящаяся в определённом объективном соответствии с познавательным объектом, способна замещать его на разных этапах познания и даёт при его изучении ценную информацию о самом моделируемом объекте.

Моделирование многими учёными (Н.М. Борытко, В.В. Краевский, В.А. Сластёнин, Р.Х. Шакуров и др.) определяется как теоретический метод исследования на реальных или идеальных моделях, где он предназначен для выполнения

интерпретаторской, предсказательной,

объяснительной и др. функций [5]. И.Б. Новик и А.И. Уёмов определяют моделирование как «опосредованное практическое и

теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом; б) способная замещать его на определённых этапах

познания и в) дающая при исследовании в конечном счёте информацию о самом

моделируемом объекте» [19,С.257-258]. Для создания модели необходимо собрать, изучить и систематизировать фактический материал, возможность построения научной теории, в которой были бы отражены сущностные тенденции и особенности изучаемого объекта.

Петелина Елена Анатольевна - ВГПУ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

Мысленное моделирование неразрывно связанно с абстрагированием и идеализацией, на основе которых выделяются и отображаются существенные стороны моделируемых объектов [4]. Моделирование позволяет в наглядной форме представить целостный образ изучаемого педагогического объекта, определить принципы строения, изучить свойства, связи, внутренние

структурные, функциональные,

пространственно-временные отношения,

условия, а также рассмотреть общий вид конструкции.

Некоторыми учёными (Н.А.

Бернштейн, В.П. Беспалько и др.) моделирование рассматривается как информационное представление различных характеристик поведения и действий реальной (физической) или абстрактной системы с помощью другой системы [6]. Н.А. Бернштейн заметил, что постановка и формирование задачи уже есть закодированное в мозгу «отображение или модель потребного

будущего»[7]. То есть, проблемная постановка любой задачи имеет в своей основе некую информацию, которая содержит известное положение и неизвестное противоположение. Информационное содержание, находящееся в мозгу человека, приводит к возникновению самоорганизующихся понятийных супер

структур. Они являются не только моделями реальности, но и автономными целостными новообразованиями, выражающими общее отношение между вновь возникшей системой и действительностью. Мозг используется моделями как внутренними источниками информации для успешного

функционирования объекта. В этом случае моделирование объектов действительности можно рассматривать как определённую информационную систему, которая управляет поведением и действиями объекта.

Основным продуктом моделирования является модель.

Термин «модель» происходит от

латинского modulus, что означает мера, образец. В научной литературе под моделью понимают «искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т. п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и

воспроизводит в более простом, уменьшённом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, непосредственное изучение которого связано с какими-либо трудностями, большими затратами средств и энергии или просто недоступно, и тем самым облегчает процесс получения информации об интересуемом нас предмете»[1]. Сходные по содержанию определения модели можно

встретить у В.А. Сластёнина, В.А. Штоффа, Л.В. Мардахаева и других учёных.

В нашем исследовании модель понимается как теоретически представляемая и материально реализуемая искусственная система символов, которая отображает объект исследования и замещает его таким образом, что изучение её даёт новую информацию об исследуемом предмете-оригинале.

В процессе теоретического

обоснования и построения модели развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности нами учитывались некоторые особенности деятельности

дирижёра-хормейстера:

- приоритет самоценности личности обучающегося как творчески активного носителя музыкально-субъектного опыта и неповторимой индивидуальности;

- включение обучающегося как

значимого равноправного субъекта в диалогическое взаимодействие в процессе

определения целей, содержания выборе

средств, методов, коррекции и оценки результатов музыкально-образовательной деятельности;

- многоаспектный анализ творческой

готовности как составляющей

профессионализма дирижёра, как открытую самоорганизующуюся систему,

интегрирующую средовые (внешние) и индивидуальные (внутренние) ресурсы личности, как цель и критерий непрерывного музыкально-педагогического образования;

- параллельный анализ

полипрофессиональной деятельности учителя музыки как педагога, дирижёра, вокалиста, инструменталиста и т. д.;

- личностное и профессиональное развитие обучающегося связано с

внутренними изменениями и

целенаправленными преобразованиями в социуме, которые проявляются в отношении к прошлому (критическое осмысление музыкально-педагогического опыта),

настоящему (обретение опыта

профессионально-педагогической деятельности, проектирование

образовательного маршрута) и будущему (проектирование профессионально-

творческого роста в музыкальнопедагогической деятельности).

Учёные-кибернетики в 60-е годы разработали понятие мозговой модели действительности, взяв которую за основу можно предположить существование информационной динамической модели

проблемной ситуации в мозгу человека в виде взаимодействующих следов отображаемых объектов. Результатом этих динамических процессов становятся связи и отношения между элементами проблемной ситуации, что и приводит к решению творческих задач[8].

Отображение элементов творческой задачи существует в единстве с процессом её решения и наиболее полно проявляется на бессознательном уровне. Именно

неосознанные элементы проблемной ситуации часто приводят к «неожиданным»

эвристическим находкам. Согласно теории доминанты А. А. Ухтомского и теории

функциональных органов А.Н. Леонтьева, модель также обладает свойствами доминантного очага, который способен притягивать к себе не связанные с данной задачей раздражители. Д.Н. Узнадзе[10], определяя сознательную деятельность,

характеризует её как психологическую

установку, которая является результатом влияния уже созданных мозговых моделей. По данным Н.Л. Элиава, не только решение, но и сама постановка проблемы формируется в соответствии с установками, возникающими в процессе работы над материалом, а,

следовательно, с помощью мозгового моделирования.

Модель всегда проще моделируемой системы. В процессе моделирования происходит произвольный отбор компонентов и их взаимоотношений и более сложной системы в более простую. Внутренне модель носит случайный характер, а её ценность определяется её предсказательной силой[10].

Моделями реальности и автономными образованиями, выражающими общее

отношение между вновь возникшей системой и действительностью, являются

самоорганизующие понятийные

суперструктуры. Понятия «существующие в мозгу индивидов, становятся частями высшей коллективной структуры, которая работает на уровне группы, определяет цели и соответствующие пути их достижения. Мы называет эти высшие структуры индивидуальных понятий идеями[10,223]. Продуктивными будут идеи, в содержание которых включены понятия подходящие для достижения данной цели. Актуальным на данный момент целям соответствуют высокоорганизованные идеи, прошедшие эволюцию и отбор. В итоге «мозг пользуется моделями как внутренними источниками информации, необходимой для

контролирования деятельности организма. Различные принципы моделирования действительности объясняются наличием

различных типов культуры и различных

стилей творчества» [11].

Современная педагогическая

психология утверждает, что успешность обучения зависит от модельных

представлений. Тем не менее, любые

обучающие модели, воспроизводящие тип профессиональной деятельности,

трансформируются студентами в зависимости от индивидуального опыта и собственных внутренних представлений. Г. Спенсер отмечал: «Общество создаётся составляющими его единицами, и что его природа

определяется природой последних. И особи и общество действуют друг на друга, но всё-таки первичным являются характер особей, а

производным характер общества» [12].

Идеализированные модели,

разработанные А. А. Деркачом, Н. В. Кузьминой и др., являются «носителями теории профессионализма и продуктивности созидательной деятельности

специалистов»[14]. Моделирование таких конструкций опирается на закономерности в строении, развитии, поведении изучаемых психических, социальных, педагогических и технологических явлений и позволяет обеспечить содержание, определив эффективность используемых средств и способов деятельности и отразив состояние субъекта и объекта[15].

Основываясь на работы А. С. Гусевой,

А.А. Деркача, В.А. Сластёнина, С.Н. Толстова,

В.А. Штофа и др. можно по аналогии представить теоретическую модель развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности. Модель понимается как устойчивый, инвариантный вид организации целого, имеющий общую основу многообразных явлений в соответствии с особенностями субстрата, зависящий от свойств целого и его частей, что позволяет в наглядной форме увидеть образ исследуемого феномена и рассмотреть отношения, связи, принципы, уровни целостного образования.

Построение модели развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности осуществлялось в соответствии с рекомендациями Н.М. Борытко в следующей последовательности:

- поиск и нахождение метафорического

подобия аналога изучаемого системного объекта (развитие творческой готовности дирижёра) и другой более изученной (развитие творческой готовности: специалиста,

инженера, организатора, военного, учителя, музыканта и др.);

- изучение найденного объекта-образца и обоснование его соответствия наблюдаемой действительности;

- введение метафорического подобия в логические рамки исследования, которые будут способствовать выявить и осуществить полноту соответствия метафорического подобия реальным результатам;

- выявление значимости (ценности) в модели и прототипе тех связей и отношений, которые ещё не были установлены и приняты во внимание[13].

Важным методологическим

основанием разработки модели развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности служат системный и синергетический подходы.

Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.И. Андреев, С.И. Афанасьев, Л.Берталанфи, Б. М. Кедров, И. В. Блауберг, В. В. Краевский, В.А. Лекторский, Э.Г. Юдин) является предельно общим в системных представлениях и понимании развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности как взаимообусловленных и взаимосвязанных процессах музыкально-творческого и личностно-профессионального становления студента - будущего учителя музыки.

Применительно к педагогической действительности учебного заведения системный подход (Н.М. Борытко, А.В. Белошицкий, С.М. Годник, В.А. Сластёнин и

др.) позволяет объединить теоретический и практический материалы, изучать с разных сторон музыкально-педагогическую

деятельность субъектов образования, а также рассмотреть развитие творческой готовности обучающегося к дирижёрской деятельности через целостный учебно-воспитательный процесс.

Использование системного подхода позволяет обеспечит: - единую точку зрения на восприятие целого и элементов музыкальнотворческого и личностно-профессионального становления обучающихся, деятельности педагогов-музыкантов в музыкально-

образовательной среде учебного заведения как инвариантных подсистем и целостной системы развития творческой готовности к дирижёрской деятельности;

- внедрение многоступенчатого

непрерывного процесса музыкально-

педагогического образования в системе школа

- СПО - вуз как целостного музыкальнотворческого личностно-профессионального становления учителя музыки на основе выделения системообразующей связи -преемственности между уровнями

образования, этапами развития, традициями и новациями, старым и новым при условии актуальности и динамичной прогрессии;

- поиск и разработка ременной и

циклической периодизации развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

творческой готовности будущего учителя музыки к дирижёрской деятельности в процессе развития на разных этапах целостной системы (увидеть процесс перехода одного уровня на более высокий), что даёт возможность оценить эффективность каждой из подсистем на основе межсистемных связей, отношений и взаимодействий;

- гармонизацию подсистем развития и

обучения с учётом индивидуальных способностей , психического своеобразия,

особенностей организации процесса

музыкально-творческого и личностнопрофессионального становления

обучающихся, что позволяет осуществлять постоянный мониторинг состояния системы в процессе непрерывной подготовки, отслеживать происходящие изменения в структурах системы и производить необходимую коррекцию процессов развития творческой готовности.

Системный анализ показывает, что развитие творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности в учебном заведении представляет собой

динамичный процесс, который проходит в системной определённой последовательности и имеет несколько уровней его организации: компонентно-целевой (ставятся цели, определяются и рассматриваются компоненты и их содержание); структурнофункциональный (определяются связи и отношения и между компонентами, которые создают переход простой совокупности компонентов к представлению целостной структуры); информационнокоммуникативный (описание совокупности

реально существующих информационных признаков и коммуникаций, а также тех аспектов, которые необходимы для развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности); индивидуальнопсихологический (наблюдение и установление индивидуальных результатов и динамики личностно-профессионального роста

обучающихся) [16].

Применение системного анализа развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности в процессе непрерывного музыкальнопедагогического образования обусловлено

сложностью объекта. Система непрерывной подготовки учителя музыки представляет собой целенаправленный иерархически выстроенный процесс, зависящий от: цели (цели системы в целом и цели каждой подсистемы в отдельности); непрерывной системы образования; уровней непрерывного образования ( начальный, профессиональный на уровне СПО, профессиональный на уровне ВПО, творческо-профессиональный) этапов образовательного процесса (возникновения, становления, зрелости, преобразования);

преемственности целей, уровней, этапов образовательного процесса; технологий,

методик, форм, средств и методов,

способствующих эффективности развития творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности (превращение

целей образования в реальный продукт); конечный результат (развитие творческой готовности учителя музыки к дирижёрской деятельности).

Синергетический подход (Р. Г. Баранцев [9], Е.А. Князева , С.В. Кульневич,

В.С. Остапенко, И. Пригожин и др.) к развитию творческой готовности учителя музыки к дирижерской деятельности

предполагает самоорганизацию, саморазвитие, самонадстраивание своих внутренних ресурсов — личностных структур сознания,

посредством предания личностного смысла ценностям профессии дирижера.

Музыкально-профессиональная самоорганизация — это способность дирижера к «самовыращиванию» своих внутренних возможностей (резервов) к осуществлению профессионально-творческой деятельности. То есть профессиональные новообразования появляются не только в результате обучения, но и являются результатом ценностноличностного саморазвития обучающегося и объясняются не только интенсивным педагогическим воздействием, но и эффективной самоорганизацией «структур личности», представляющие самостоятельные способы его ценностного отношения к музыкально-профессиональной деятельности.

С позиции синергетики, самоорганизация способствует нестабильной, открытой, нелинейной системе

самоперестроиться в новое качество. Она (система) имеет критические точки разрушения старых структур и возникновения множества возможностей для перехода системы в новое образование, более сложное, жизнестойкое, чем предыдущее.

Значимыми для разработки синергетических аспектов развития

творческой готовности учителя музыки к дирижерской деятельности являются

следующие положения.

1. Самоорганизация может

осуществляться только в открытых неравновесных системах (личность,

непрерывное образование, педагогический процесс и т. д.). Система обменивается с открытой средой информацией, энергией, активно взаимодействует в пространстве, в то же время сама формирует свою границу.

2. Самоорганизация открывает новые перспективы конструирования саморазвивающихся систем из более простых. Такое построение не сводиться только к их сложению в целое. Новообразование не больше и не меньше суммы частей, оно другое, качественно новое.

3. Развитие системы не однолинейно, неравновесно, хаотично, альтернативно. Сложно организованным системам нельзя принудительно навязывать пути развития, жестко детерминировать, они склонны к самоуправлению. «Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строиться, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком» [20]. Вместе с тем

самоорганизация открывает новые аспекты управления стихийными процессами саморазвития и самовоспитания, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования. Что касается человека, то именно явные осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его поведение сегодня.

4. Важным элементом тонкого и мягкого регулирования является ценностный потенциал содержания знаний. Регулирование, осуществляющее такое содержание, учитывает «деликатный» механизм самоорганизации, заложенный в личностной системе обучающегося, аккуратно запускает его.

В связи с этим вполне правомерно рассматривать целостный процесс преподавания музыкальных спецдисциплин, составляющих основу формирования музыкально-культурного слоя

профессионально-дирижерского сознания как деятельность, опосредованную состоянием научных представлений о профессиональнопедагогической подготовке учителя музыки.

5. Самоорганизации творческой

готовности учителя музыки к дирижерской деятельности как составляющей его профессиональной культуры способствуют имплицитные средства стимулирования музыкально-профессионального смыслотворчества, среди которых

выделяются:

- способность человека к самоформированию проблемного мышления, что является предпосылкой для перехода к теоретическому мышлению, позволяющему осознавать содержание и смысл общечеловеческих ценностей. Они через личность воздействуют на мир, позволяя человеку вмешиваться в ход событий, изменивших их, руководствуясь нравственным императивом;

- философские аспекты

представления переработанного и особым образом распределенного учебного материала в условиях столкновения познания с трудностями;

- открытость, бесконечность, изменчивость, неоднозначность музыкальнокультурно знания;

- проблемная неоднозначность выдвигаемых ценностных ориентиров;

- наглядная демонстрация

негативных и позитивных последствий какого-либо явления;

- востребование экспертных оценок и условий для перевода обучаемых в позицию экспертов;

- антитезисное изложение

учебного материала, позволяющее развивать потребности самостоятельно изучать и осмысливать уроки прошлого и

конструировать собственные модели его

актуализации;

- осознание внутренних

источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения.

Самоопределение является процессом и результатом осознанного выбора личностью позиции, целей и средств самореализации. Конкретным условием самореализации студента выступает

преобладание в личностных смысловых установках позитивной стороны —

соответствие чему-либо, которое делает возможным нелинейное развертывание сущности личности студента — музыканта.

Отсюда следует, что синергетический подход представляет собой опору для включения личностных структур сознания будущего учителя музыки. Это

позволяет студенту вырабатывать творческое видение обучающей музыкально-

педагогической ситуации, наполненной гуманистическим смыслом, но основе

рефлексии, опосредования, осмысления, критичного отношения и других смыслообразующих моментов, заложенных в содержании музыкального учебного материала.

Литература

1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник /Н.И. Кондаков.- М.: Наука, 1975. - 717с.

2. Сластёнин В.А. Диагностика профессиональной пригодности модели к педагогической деятельности, / В.А. Сластёнин, Н.Е. Мажар. - М.: МПГИ, 1991. - 102с.

3. Штофф В.А. Моделирование в философии/ В.А. Штофф. - М.-Л., Наука, 1966. - 301с.

4. Краевский В.В. Моделирование в педагогической психологии/ В.В. Краевский// Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988. - 99с.

5. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога/ Р.Х. Шакуров. - М., 1995. - 189с.

6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивная технология обучения/ В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995. - 336с.

7. Бернштейн Н.А. О построении движений/ Н.А. Бернштейн. - М., 1947. - 218с.

8. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении/ В.Н. Пушкин. - М.: Политиздат, 1967. - 272с.

9. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Под ред Ш.А. Надирашвили, В.К. Цаава./ Д.Н. Узнадзе. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 448с.

10. Ксани В. Мнение и знание: границы интерпретации/ В Ксани// Синергетика и психология. -М.: Союз, 1997. - вып.1. - С.210-229

11. Лобова Л.Г. Понятие и функции эвристической модели исполнительской интерпретации/ Л.Г. Лобова// Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. - Воронеж: Изд.ВГПУ. -2002. - вып.12. - С.19-34

12. Спенсер Г. Автобиография/ Г. Спенсер. - СПб. - 1914. - Т.2. - С.227

13. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований/ Н. М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред.Н.М. Борытко. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 320с.

14. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования/ Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - М.: Исследовательский центр повышения качества подготовки специалистов, 2001. - 144с. С.76

15. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности. Диссертация ... доктора психологических наук/ С.Н. Толстов. - М., 2004. - 527с.

16. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: Диссертация ... доктора педагогических наук,/А.В. Белошицкий. - Воронеж, 2009. - 362с.

17. Швырёв В. С. О деятельностном

подходе к истолкования «феномена челловека» (попытка современной оценки), В. С. Швырёв//Вопросы философии. - 2001. - №2 - С.109

18. Деркач А.А. Самореализация -

основание акмеологического развития/ А. А. Деркач, Э. В. Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 224с.

19. Новик И.Б., Уёмов А.И. Моделирование и аналогия //Материалистическая диалектика и методы естественных наук. - М., 1968. -С.257-258

20. Бондаревская Е.В. Педагогика:

личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособ. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М.-Ростов н/Д,, 1999. - 560 с.

Воронежский государственный педагогический университет

MODELING OF CREATIVE MUSIC TEACHER'S READINESS TO CONDUCTOR

E.A. Petelina

The paper deals with modeling of creative music teacher's readiness to conductor Key words: modeling, model approaches

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.