Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАКТИК В ВУЗЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАКТИК В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова И.Ю.

В учебном плане подготовки студентов ВУЗов, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, значительное место занимает раздел Практики. В статье, на примере подготовки магистров по программе 38.04.03 Менеджмент, сделана попытка анализа, реализуемых в программе подготовки, практик. Дан анализ формирования компетенций у студентов в процессе прохождения системы практик, реализуемых в Государственном университете по землеустройству. На основе проведенного анализа сделаны некоторые рекомендации по построению системы практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонтова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE SYSTEM OF PRACTICES AT THE UNIVERSITY

In the curriculum of training university students, in accordance with the State Educational Standard, a significant place is occupied by the Practice section. In the article, on the example of the preparation of masters in the program 38.04.03 Management, an attempt is made to analyze the practices implemented in the training program. The analysis of the formation of competencies among students in the process of passing the system of practices implemented at the State University of Land Use Planning is given. Based on the analysis, some recommendations for building a system of practices are made.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАКТИК В ВУЗЕ»

Научная статья Original article УДК 378

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_329

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРАКТИК В ВУЗЕ MODELING OF THE SYSTEM OF PRACTICES AT THE UNIVERSITY

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

^Jl купил

Мамонтова И.Ю., канд. пед. наук, доцент кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

Mamontova I.Y., mamamontenka@mail.ru Аннотация. В учебном плане подготовки студентов ВУЗов, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, значительное место занимает раздел Практики. В статье, на примере подготовки магистров по программе 38.04.03 Менеджмент, сделана попытка анализа, реализуемых в программе подготовки, практик. Дан анализ формирования компетенций у студентов в процессе прохождения системы практик, реализуемых в Государственном университете по землеустройству. На основе проведенного анализа сделаны некоторые рекомендации по построению системы практик. Abstract. In the curriculum of training university students, in accordance with the State Educational Standard, a significant place is occupied by the Practice section. In the article, on the example of the preparation of masters in the program 38.04.03 Management, an attempt is made to analyze the practices implemented in the training program. The analysis of the formation of competencies among students in the process of passing the system of practices implemented at the State University of Land Use Planning is given. Based on the analysis, some recommendations for building a system of practices are made.

Ключевые слова: практика, производственная практика, учебная практика, преддипломная практика, компетенции, компоненты деятельности

Keywords: practice, industrial practice, educational practice, pre-graduate practice, competencies, components of activity

Подготовка студентов по программе магистратуры по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент ведется на основании Государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 N 952.

Структура программы включает в себя следующие блоки: —Дисциплины (модули); —Практика;

— Государственная итоговая аттестация.

Система практик, включенных в образовательную программу по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент, является неотъемлемой частью подготовки выпускников и представляет последовательную, взаимно дополняющую и развивающую систему, направленную на подготовку выпускников к практическому решению профессиональных задач в информационно-аналитической, организационно-управленческой, финансовой, предпринимательской, консультационной и научно-исследовательской деятельности.

В систему практик входят: —Научно-исследовательская работа (НИР); —Учебная практика;

— Производственная практика;

— Преддипломная практика.

Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту Выпускной квалификационной работы (ВКР).

В процессе освоения системы практик (см. табл.) выпускник, применяя теоретические знания, приобретает практические умения в области самостоятельного решения сложных профессиональных задач в инновационных условиях. Результаты освоения универсальных и профессиональных компетенций в области менеджмента, выпускник представляет в виде выпускной квалификационной работы перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Таблица 1. Система практик по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент

СЕМЕСТР НАЗВАНИЕ ПРАКТИКИ ОБЪЕМ РЕЗУЛЬТАТ

1 НИР 180 ак. час. (5 з.е.) • Утвержденная на заседании кафедры Тема исследования (ВКР). • Список источников по теме будущего исследования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ВКР) (МАГИСТРЕРСКА Я ДИССЕРТАЦИЯ)

2 НИР 144 ак. час. (4 з.е.) • Первая глава исследования (ВКР): (методологический анализ источников, определение и формулирование целей и задач исследования, обоснование актуальности исследования).

ПРОИЗВОДСТВЕ ИНАЯ 180 ак. час. (5 з.е.) • Сбор эмпирического материала по теме исследования, его систематизация, обобщение. • Представление результатов практики на конференции студентов с презентацией в формате PDF

3 УЧЕБНАЯ 324 ак. час. (9 з.е.) • Публикация статьи в научном издании (с переводом на английский язык) с обзором источников, в том числе иностранных (научных, методических, нормативно -правовых)и обоснованием актуальности темы исследования. • Список источников, оформленный в соответствии ГОСТом

ПРЕДДИПЛОМ НАЯ 216 ак. час. (б з.е.) • Сбор и дополнение •кспериментальных данных в соответствии с целями и задачами, обозначенными в ВКР • Представление результатов практики на конференции студентов с презентацией в формате PDF

НИР 180 ак. час. (5 з.е.) • Обобщение, систематизация и анализ эмпирического материала по теме исследования. • Вторая и третья глава ВКР.

4 НИР 144 ак. час. (4 з.е.) • Формулирование выводов по теме исследования. • Выпускная квалификационная работа.

Компетенции, на формирование которых направлена система практик, можно

разделить на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские (Н.В. Кузьмина).

Структурно-функциональный анализ деятельности выпускника магистратуры по направлению подготовки Менеджмент и результаты изучения возможностей системы учебных практик, реализуемых в Государственном университете по землеустройству, позволил конкретизировать выше обозначенные функциональные компоненты деятельности в формулировках компетенций, которые формируются в процессе реализации построенной системы практик.

Таблица Г Компетенции, формируемы* в системе практик

Функциональные компоненты лея тельное г н компетенции

1 :и|итмит'м(н • Уметь критически анализировать проблемные ситуации • Уметь применять методы системного ян ял и та решения поставленных тядяч • Уметь осуществлять сбор, обработку и экономико-статистический аналнт данных • Умеет выявить н оценивать новые рыночные возможности рлтвнтня ортаннтанин, определять инновационные направления деятельности • Уметь применять знания (на рыночные возможности развития организации. определять инновационные направления деятельности • Уметь применять знания (на продвинутом уровне) экономической, организационной и управленческой теории при решении прикладных н (или) исследовательских задач

2 прогктиро*опнын я Уметь, на основе анализа проблемных ситуации. вырабатывать стратегию действий я Уметь планировать проектную деятельность, я Уметь осуществлять моделирование процессов управления я Уметь планировать, деятельность по выработке и принятию организационно-управленческих решений я Уметь разрабатывать командную стратегию для достижения поставленной □слн. я Владеть навыками разработзш стратегии инновационных направлений деятельности организации

* конструктивный я Уметь оценивать операционную и организационную эффективность, социальную значимость деятельности по выработке и принятию организаиионио-управлснческях решений я Уметь решать здлячи сооственного личностного и профессионального развития

4 каммуп икятылмы й я Владеть навыками межличностного профессионального оошення. в том числе на иностранном языке. с применением современных коммуникативных технологий я Уметь осуществлять коммуникацию с представителями иных национальностей и конфессий в процессе межкультурного взаимодействия

5 органиюторскын я Владеть методами организации и управления коллеастивом. я Уметь управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла, учитывая имеющиеся ресурсы, ограничения и действующие правовые нормы, я Уметь организовать и контролировать деятельность по выработке и принятию организационно-управленческих решений я Уметь решать задачи собственного личностного и профессионального развития я Уметь создавать проектные команды и осуществлять руководство нх деятельностью, а Владеть навыками развития инновационных направлений деятельности организаций

Функциональные компоненты деятельности, реализуемые в процессе прохождения практики, находятся в сложном взаимодействии и с той или иной степенью присутствуют в каждом виде практики: НИР, учебная, производственная и преддипломная.

На рисунке 1 показана динамика формирования компетенций в процессы освоения системы практик. Важным элементом формирования и развития той или иной компетенции является рефлексия, позволяющая вывести студента на более высокий уровень понимания и овладения компетенцией. При этом функциональные компоненты деятельности сохраняются, но число и уровень освоения компетенций, входящих в каждый компонент, расширяется и увеличивается.

ВКР

Рисунок 1. Дишшикл формирования компетенций

Выводы:

1. Построение системы практик необходимо формировать с учетом направления подготовки студентов;

2. Спиралеобразное формирование компетенций ведет к необходимости построения системы практик по принципу включения и расширения уровней овладения компетенциями;

3. Практики, реализуемые при подготовке студентов должны выстраивать в взаимно дополняющую и развивающую систему, направленную на подготовку выпускников к практическому решению профессиональных задач.

Список источников

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 952 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2020 N 59391)

3. Бедерханова В.П. Нина Васильевна Кузьмина и ее научная школа // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 4

4. Кузьмина Н. В. Методы исследования образовательных систем. монография. Санкт-Петербург : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 162 с.

5. Софьина В.Н., Меленевская О. Ю., Белеванцева М. П., Хлыстунов Д.А. Мониторинг развития стиля мышления студентов в системе среднего профессионального и высшего образования // Управленческое консультирование. 2014

6. Коростелев С.П., Иванов Н.И., Горбунов В.С. и др. Управление собственностью и устойчивым развитием территорий. Учебное пособие для магистрантов. М.: ГУЗ, 2021. 354 с.

7. Иванов Н.И., Мамонтова И.Ю., Фомин А.А. Искусство ведения деловых переговоров. Учебно-методическое пособие к факультативному курсу. М.: ГУЗ, 2022. 72 с.

8. Мамонтова И.Ю. О стандартизации проектов устойчивого развития в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Столыпинский вестник. 2021. № 5

9. Фомин А.А., Мамонтова И.Ю. Современный HR-менеджмент: навыки, востребованные в 21 веке // Московский экономический журнал. 2020. № 1

10. Мамонтова И.Ю., Удалова Е. К. Компетентностный подход к формированию инновационной модели обучения // INTEGRAL. 2020. № 1

References

1. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 N 273-FZ.

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 12.08.2020 N 952 «On approval of the Federal state educational standard of higher education — Master's

degree in the field of training 38.04.02 Management» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on 08/21/2020 N 59391).

3. Bederkhanova V.P. (2014). Nina Vasil'evna Kuz'mina i ee nauchnaya shkola. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie [Human. Community. Management], no. 4

4. Kuz'mina N. V. (2018). Metody issledovaniya obrazovatel'nykh sistem [Methods of research of educational systems]. Sankt-Peterburg : Izd-vo NU «Centr strategicheskikh issledovanij», 162 p.

5. Sofina V.N., Melenevskaya O. YU., Belevanceva M. P., Khlystunov D.A. (2014). Monitoring razvitiya stilya myshleniya studentov v sisteme srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya [Monitoring the development of students' thinking style in the system of secondary vocational and higher education]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie.

6. Korostelev S.P., Ivanov N.I., Gorbunov V.S. i dr. (2021). Upravlenie sobstvennost'yu i ustojchivym razvitiem territorij [Property management and sustainable development of territories], uchebnoe posobie dlya magistrantov, Moscow: GUZ, 354 p.

7. Ivanov N.I., Mamontova I.Y., Fomin A.A. (2022). Iskusstvo vedeniya delovykh peregovorov. [The art of conducting business negotiations], uchebno-metodicheskoe posobie k fakul'tativnomu kursu. Moscow: GUZ, 72 p.

8. Mamontova I.Y. (2021). O standartizacii proektov ustojchivogo razvitiya v ROSSIJSKOJ FEDERACII [On standardization of sustainable development projects in the RUSSIAN FEDERATION]. Stolypinskij vestnik, no. 5

9. Fomin A.A., Mamontova I.Y. (2020). Sovremennyj HR-menedzhment: navyki, vostrebovannye v 21 veke. Moskovskij ehkonomicheskij zhurnal, no. 1

10. Mamontova I.YU., Udalova E. K. (2020). Kompetentnostnyj podkhod k formirovaniyu innovacionnoj modeli obucheniya. INTEGRAL, no. 1

Для цитирования: Мамонтова И.Ю. Моделирование системы практик в вузе // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-5-2022-65/

© Мамонтова И.Ю., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.