Научная статья на тему 'Организация, проведение и результаты производственных практик бакалавров-географов (05. 03. 02 география) на примере Сибирского федерального университета'

Организация, проведение и результаты производственных практик бакалавров-географов (05. 03. 02 география) на примере Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / БАКАЛАВРЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗЫ ПРАКТИК / ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямских Г.Ю., Жаринова Н.Ю., Лебедева Н.В., Усманова И.Х.

В статье рассмотрены организационные вопросы, требования к проведению и результаты производственных практик бакалавров-географов Сибирского федерального профиля подготовки «Физическая география и ландшафтоведение». Представлен перечень видов деятельности и формы отчетности на весь период практики, рекомендации по написанию и оформлению отчета. Приведен перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения программы практики, описаны показатели и критерии оценивания компетенций. Рассмотрены порядок проведения защиты отчетов по производственной практике, методические рекомендации по написанию отчета и подготовке презентации для защиты и критерии оценивания. Результатом прохождения производственных практик явилось формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и дополнительных профессиональных компетенций. Все студенты получили навыки организации и планирования научных исследований применительно к конкретным географическим объектам, овладели методиками работы с формированием и анализом баз данных, закрепили умения работы с различными географическими картами и использованием ГИС-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямских Г.Ю., Жаринова Н.Ю., Лебедева Н.В., Усманова И.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация, проведение и результаты производственных практик бакалавров-географов (05. 03. 02 география) на примере Сибирского федерального университета»

Организация, проведение и результаты производственных практик бакалавров-географов (05.03.02 География) на примере Сибирского федерального университета

Ямских Галина Юрьевна,

докт. геогр. наук, профессор, завкафедрой географии, Институт экологии и географии Сибирского федерального университета, Yamskikh@mail.ru

Жаринова Наталья Юрьевна,

канд. биол. наук, доцент кафедры географии Институт экологии и географии Сибирского федерального университета, Nata_1986@bk.ru

Лебедева Наталья Владимировна,

канд. геол-мин. наук, доцент кафедры географии Институт экологии и географии Сибирского федерального университета, Fidelika@bk.ru

Усманова Ирина Хабибрахмановна,

канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, Институт экологии и географии Сибирского федерального университета. Usmi59@mail.ru

В статье рассмотрены организационные вопросы, требования к проведению и результаты производственных практик бакалавров-географов Сибирского федерального профиля подготовки «Физическая география и ландшафтоведение». Представлен перечень видов деятельности и формы отчетности на весь период практики, рекомендации по написанию и оформлению отчета. Приведен перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения программы практики, описаны показатели и критерии оценивания компетенций. Рассмотрены порядок проведения защиты отчетов по производственной практике, методические рекомендации по написанию отчета и подготовке презентации для защиты и критерии оценивания. Результатом прохождения производственных практик явилось формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и дополнительных профессиональных компетенций. Все студенты получили навыки организации и планирования научных исследований применительно к конкретным географическим объектам, овладели методиками работы с формированием и анализом баз данных, закрепили умения работы с различными географическими картами и использованием ГИС-технологий.

Ключевые слова: производственная практика, бакалавры, географическое образование, базы практик, показатели и критерии оценивания компетенций

Производственная практика является неотъемлемым компонентом образовательной программы географов-бакалавров по направлению подготовки 05.03.02 «География» профилю подготовки: 05.03.02.02 «Физическая география и ландшафто-ведение».

Целью производственной практики является: «закрепление и углубление теоретической подготовки бакалавра и изучение природных и антропогенных ландшафтов, приобретение практических навыков и освоение компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности, а также получение фактического материала для подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра»[9].

«Основная задача производственной практики -это приобретение профессиональных навыков и развитие интереса к научно-исследовательской работе при сборе, систематизации, анализе фактических и литературных материалов для подготовки выпускной квалификационной бакалаврской работы по физической географии и ландшафтове-дению. В зависимости от области деятельности в период практики студенты получают возможность участвовать в проведении комплексных исследований географических проблем и разработке рекомендаций по их разрешению»[9].

В результате прохождения производственной практики бакалавр должен: «уметь формулировать цели и задачи научных исследований и практических разработок в области географии; разрабатывать рекомендации по практическому использованию полученных результатов;составлять обзоры и отчеты по результатам проводимых исследований; использовать творческий подход при научно-исследовательской деятельности для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью; владеть - навыками проведения научно-исследовательских и практических разработок в области географии под руководством специалистов и методами физико-географических исследований, компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в профессиональной деятельности, работать с каталогами научной литературы и базами данных» [9].

Производственная практика дает возможность студенту собрать материал для написания выпускной квалификационной работы. За время производственной практики студент совместно с преподавателем (руководителем практики от университета) должен в окончательном виде сформулировать тему выпускной работы и обосновать целесообразность ее разработки. Во время практики бакалавр должен сделать систематизацию и обобщение научной информации, полученной по теме исследований,

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

сформулировать основные цели и задачи выпускной квалификационной работы.

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится в конце 6 семестра, составляет 6 з.е. (4 недели) - 216 часов. К началу прохождения производственной практики студентами должны быть успешно пройдены дисциплины 1-3 курсов, а также учебные практики за 1 и 2 курс, в результате которых сформирован необходимый набор компетенций. Практика студентов в Сибирском федеральном университете проводится как на выпускающей кафедре Географии, так и на предприятиях и учреждениях, осуществляющих практическую производственную и научно-исследовательскую деятельность по изучению физико-географических объектов, естественных и антропогенных ландшафтов, в которых возможно изучение и сбор материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы. Студенты Сибирского федерального университета в течение трех лет (первый набор студентов на направление подготовки 05.03.02 География был осуществлен в 2013 году) имели возможность проходить производственную практику взависимости от их научных интересов в научно-исследовательских и производственных учреждениях России (рис. 1).

практик

Руководителями практик являлись ведущие ученые и специалисты различных областей географической науки. Ниже приведен перечень академических институтов и учреждений географического профиля, где студенты-бакалавры проходили производственную практику: Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук (ИВЭП СО РАН) (г. Барнаул); Федеральное государственное бюджетное учреждение «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (город Красноярск); ФГБУН Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН) (г. Новосибирск); ФГБУ «Объединённая дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка» (город Усть-Баргузин);Федеральное государственное учреждение по водному хозяйству Енисейского региона «Енисейрегионводхоз» (г. Красноярск); Институт географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Рос-

сийской академии наук (ИГ СО РАН) (г. Иркутск); Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова (г. Абакан); Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярское лесничество» (г. Красноярск); Акционерное общество «Полюс Красноярск» (г. Красноярск); ВосточноСибирский филиал федерального государственного бюджетного учреждения «РОСЛЕСИНФОРГ» (г. Красноярск); Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству (г. Братск); Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат) (г. Красноярск); Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт (ВНИГРИ) (г. Санкт-Петербург); Томский государственный университет (г. Томск); Алтайский государственный университет (г.Барнаул); Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (г. Омск); Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (г. Владивосток); Институт мерзлотоведения П.И. Мельникова СО РАН, Игарская геокриологическая лаборатория (г. Игарка); Южное отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (г. Геленджик); Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (г. Красноярск); ФГБУ «Национальный парк «Шушенский бор» (п.г.т. Шушенское); Администрация муниципального образования города Новый Уренгой (г. Новый Уренгой); Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Столбы» (г. Красноярск); ООО «Красноярская Геоархеология» (г. Красноярск); Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН (ТувИКОПР СО РАН) (г. Кызыл); Филиал АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский им. М.И. Щадова» (г. Бородино); Управление Росприроднад-зора по Красноярскому краю (г. Красноярск).

«Все академические и производственные учреждения обладали прекрасным учебно-методическим обеспечением, в том числе: основной и дополнительной литературой, рекомендуемой при изучении профессиональных дисциплин» [1-4], «презентационными материалами, учебно-методическими пособиями и иными материалами, связанными с деятельностью организации - места практики и профилем подготовки бакалавра» [5-7]. «В процессе прохождения практики студентами использовалось специализированное программное обеспечение в области профиля подготовки бакалавра» [8]; специализированные Интернет-ресурсы и информационно-справочные системы (http://glcf.umiacs.umd.edu), космические снимки (LandSat, Modis, Aster, SRTM); цифровые топографические карты - http://ggc.ru - официальный сайт Государственного научно-внедренческого центра геоинформационных систем и технологий); фонд

картографических материалов Российской национальной библиотеки - для углубленного изучения и сбора, систематизации и анализа литературного и фактического материала, необходимого для подготовки квалификационной работы бакалавра. В местах прохождения практики студенты работали на современном геодезическом, гидрологическом, климатическом оборудовании и принимали активное участие в полевых научных исследованиях в составе экспедиционных отрядов при изучении ландшафтов равнинных и горных территорий, районов добычи полезных ископаемых.

Проведение практики требовало серьезной подготовки: на подготовительном этапе проводилась ознакомительная лекция, в том числе по правилам составления отчета и инструктаж по технике безопасности в объеме 8 часов. В качестве формы контроля использовалось собеседование. Производственно-исследовательский этап составлял 108 часов и включал знакомство с базой практики (изучение имеющегося на базе практике фактического материала по теме работы, сбор данных для выпускной квалификационной работы, выполнение научно-исследовательских задач). Оценка формы контроля базировалась на характеристике базы практики и данных необходимых для выпускной квалификационной работы. На подготовку отчета по практике выделялось 92 часа и камеральные работы состояли из графической и картографической, расчетной обработки материала, статистических расчетов, систематизации и анализа фактического материала. На отчет по практике и дифференцированный зачет было запланировано 8 часов.

В процессе прохождения практики на разных этапах студент-бакалавр должен был овладеть компетенциями в соответствии с показателями и критериями их оценивания (таблица 1).

Таблица 1

Код и содержание компетенции Результаты обучения Оценочные средства

ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Уметь: -логично, связно, аргументированно строить ответ Защита отчета (ответы на вопросы)

Владеть: -культурой коммуникации в устной и письменной формах на русском или иностранном языках Защита отчета (основной доклад)

ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Уметь: - выстроить работу в новом коллективе при прохождении практики Защита отчета (ответы на вопросы)

Владеть: - навыками работы с полученной информацией; - навыками работы в коллективе Защита отчета (основной доклад)

ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию Уметь: - выполнять полевые и камеральные работы по теме ВКР Текст отчета

Владеть: - навыками по созданию отчета о проделанной работе Текст отчета

ОПК-3: способность использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, Уметь: - использовать теоретические знания по своей тематике при выполнении ВКР Текст отчета

Владеть: Текст отчета

климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении

ОПК-5: способность использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях

ОПК-7: способность использовать в географических исследованиях знания об общих и теоретических основах экономической и социальной географии России и мира

ОПК-9: способность использовать теоретические знания на практике

- навыками физико-географического описания района исследования;

специальными навыками в области землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении при подготовке специальной части ВКР

Уметь:

- приводить грамотное описание мест расположения объектов или района исследования

- подбирать необходимый картографический материал для успешного выполнения ВКР

Владеть:

- картографическим методом исследования географических объектов-объектов исследования на практике_

Владеть:

навыками оценки района исследования с точки зрения социально-экономической географии

ОПК-10: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Владеть:

- навыками проведения географических исследований в местах прохождения производственной практики_

ПК-1: способность использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования,теорети-ческие и научно-практические знания основ природопользования

ПК-2: способность использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов

ДПК-1: способность применять методы физико-географических исследований и географической экспертизы на практике и использовать навыки планирования в организации полевых и камеральных работ

Текст отчета

Защита отчета (ответы на вопросы)

Защита отчета (ответы на вопросы)

Текст отчета; характеристика с места прохождения практики

Уметь:

проводить сбор, анализ, хранение и переработку информации_

Текст отчета

Владеть:

навыками поиска теоретической информации по тематике исследования; - навыками работы с ПК для создания правильно оформленного отчета по практике

Владеть:

- навыками выполнения практических, лабораторных и расчетно-графических работ по тематике исследования

Владеть:

- навыками использования основных подходов и методов физической географии и ландшафто-ведения для сбора необходимых материалов по тематике исследования

Знать:

порядок проведения исследований по тематике ВКР

Уметь:

- организовать собственные полевые и камеральные работы в рамках производственной практики

Владеть:

навыками оценки исследуемых географических объектов

Текст отчета

Защита отчета (основной доклад)

Защита отчета (основной доклад)

Текст отчета

Характеристика с места прохождения практики

Защита отчета

К зачету (защите отчета) допускаются студенты, успешно прошедшие производственную прак-

о о и и т

г

т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

А

ы о

и А

X X т

тику, которые предоставили: положительную характеристику руководителя практики от учреждения (предприятия) в дневнике или на отдельном листе, заверенную печатью организации где проходила практика и текст отчета о производственной практике, оформленный по Общим требованиям к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности ФГАОУ ВО СФУ [10].

Аттестация по итогам производственной практики включает самостоятельную подготовку и защиту студентом отчета. Для подготовки отчета студенты используют:

Методические рекомендации по написанию отчета:

1. «Текстовый документ отчета должен быть создан в программе MicrosoftWord, либо средствами офисного пакета LibreOffice и представлена в распечатанном виде. Оформление проводится согласно Общим требованиям к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности СФУ: документ отчета должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы; титульный лист оформляется в соответствии со стандартными требованиями (название университета, дисциплина, тема работы, Ф.И.О. студента, группа и факультет, фамилия и должность руководителя, внизу - место и год выполнения работы); работа начинается с содержания. Далее следует введение, в котором определяется цель и задачи практики (объем не более одного листа); в содержательной части излагается основной материал, причем при необходимости текстовый массив разбивается на более мелкие части (описываются район, объект, предмет исследования, основные характеристики или данные полученные на практике) и графическое оформление работы (схемы, фотографии, рисунки и пр.) должно соответствовать Общим требованиям к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности СФУ; после содержательной части обязательно должно следовать заключение, в котором даются выводы, отвечающие на вопрос, поставленный во введении; в конце работы должен быть приведен список использованных источников (обязательное использование 15-25 источников, соответствующих теме работы, включая интернет-источники)»[10] .

2. Отчет защищается студентом путем выступления с докладом-презентацией продолжительностью 5-10 минут.

Методические рекомендации по подготовке презентации для защиты отчета:

• «Презентация к отчету должна быть создана средствами MicrosoftPowerPoint, либо с помощью программного пакета LibreOffice, и содержать не "о менее 15 кадров и включать текстовой и иллю-£ стративный материал.

« • Цель в докладе-презентации должна быть

® четко сформулирована. Отображена содержа-« тельная часть и выстроена логическая цепочка 2 для представления. Определены и выделены клю-

чевые моменты. В докладе-презентации должна быть изложена проблема, основные идеи по обсуждаемому вопросу (которые сопровождаются высказываниями собственной точки зрения в устной форме при защите презентации), содержание логически выстроено, презентация должна сопровождаться примерами (фактами).

• Содержание информации в презентации: «следует использовать короткие слова и предложения; минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории. Расположение информации на странице: предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана» [10].

• Использование шрифтов: «для заголовков -не менее 24 пт; для основной информации - не менее 18 пт; для выделения информации следует использовать полужирный шрифт и курсив. Способы выделения информации: рамки, границы, заливка; разные цвета шрифтов, штриховка, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов и закономерностей» [10].

• Объем информации: «на одном слайде нельзя размещать описание более трех фактов, выводов, определений; максимальная эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются на отдельных слайдах» [10].

• Оформление слайдов: «необходимо соблюдать единый стиль оформления; избегать чрезмерно ярких, отвлекающих внимание стилей; вспомогательная информация не должна преобладать над основной. Фон и цвета: для фона выбираются более холодные спокойные цвета (синий, зеленый); на одном слайде используются не более трех цветов; фон и текст должны быть резко контрастными друг другу по цвету. Анимационными эффектами нельзя злоупотреблять, поскольку это отвлекает внимание от информации на слайде» [10].

• Защита отчета происходит на заседании выпускающей кафедры в специально установленные строки в форме доклада и последующих ответов на вопросы. Вопросы, которые задаются студенту на защите, имеют общий характер (об оформлении, построении, способу изложения материала студентом) и специальный характер (вопросы, касающиеся тематики исследования студента, характеристики района исследования, методик, полученных данных или материалов).

По результатам аттестации выставляется оценка по четырехбалльной шкале («отлично»- В отчете представлены все необходимые разделы: введение, полная характеристика исследуемой территории, прописаны основные этапы прохождения практики, представлены методики, которые были использованы, описаны полученные в ходе производственной практики материалы, имеется заключение. Отчет оформлен в соответствие с Общими требованиям к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности СФУ (далее - Требования).

При защите отчета студент излагает материал последовательно, четко и логически стройно. Студент исчерпывающим образом ответил на дополнительные вопросы преподавателей выпускающей кафедры. Студентом продемонстрирован высокий уровень развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, глубокие теоретические знания и наличие практических навыков; «хорошо» - в отчете представлены все необходимые разделы, но в неполном объеме. Отчет оформлен в соответствии с Требованиями. При защите отчета студентом допущены одна-две неточности или несущественные ошибки. При ответе на дополнительные вопросы студент излагает материал последовательно, четко и логически стройно, способен аргументировать свои утверждения и выводы, привести практические примеры. Студентом продемонстрирован средний уровень развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, средние теоретические знания и наличие практических навыков; «удовлетворительно» - В отчете представлены не все необходимые разделы или разделы недостаточно наполнены информацией. Отчет оформлен в соответствии с Требованиями или имеются незначительные ошибки. При защите отчета студентом допущены одна-две существенные (грубые) ошибки, которые студент может исправить при дополнительных наводящих вопросах преподавателей выпускающей кафедры. Студентом продемонстрирован низкий уровень развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, поверхностные теоретические знания и низкий уровень владения практическими навыками; «неудовлетворительно» - В отчете представлены не все необходимые разделы или разделы недостаточно наполнены информацией. Отчет оформлен не по Требованиям или имеются грубые ошибки в оформлении. Студентом продемонстрирован низкий уровень развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, поверхностные теоретические знания и почти полное отсутствие практических навыков.

Основываясь на результатах обучения студентов-бакалавров при прохождении производственных практик, можно констатировать, что все студенты в полной мере овладевают общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, успешно защищают выпускные бакалаврские квалификационные работы и продолжают обучение в магистратуре, либо получают рабочее место в соответствии с квалификационными характеристиками по направлению подготовки 05.03.02 География.

Выражаем глубочайшую признательность и благодарность руководителям академических организаций и учреждений, высших учебных заведений, руководителям студентов-бакалавров перечисленных выше учреждений, осуществлявших обучение бакалавров-географов СФУ в период прохождения ими производственной практики, за добросовестный и бескорыстный труд.

Литература

1. География: понятия и термины Geography. ConceptsandTerms: пятиязычный академический словарь : русский - английский - французский -испанский - немецкий / В. М. Котляков, А. И. Комарова ; Российская академия наук [РАН]. - Москва: Наука, 2007. - 859 с.

2. Климатическое опустынивание: монография / А. Н. Золотокрылин ; отв. ред. А. Н. Кренке ; Российская академия наук (РАН). Институт географии. - Москва: Наука, 2003. - 246 с.

3. Аэрокосмические методы географических исследований: учебник для вузов по специальностям "География" и "Картография" / Л. Е. Смирнов; Санкт-Петербургский университет [СПбГУ]. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет (СпбГУ), 2005. - 348 с.

4. Региональный географический прогноз -управлению природопользованием: сборник научных трудов / Академия наук (АН) СССР. Научный совет по проблемам биосферы ; отв. ред. В. С. Преображенский. - Москва: Наука, 1989. - 80 с.

5. Методы географических исследований. В 2-х ч. Часть 1. / Клицунова Н.К. Методы физико-географических исследований Минск: БГУ, 2008. -124 с.

6. Дьяконов К. Н., Касимов Н. С., Тикунов В. С. Современные методы географических исследований / к.н. Дьяконов, Н.С. Касимов, В.С. Тикунов -Просвещение М, 1996. - 207 с.

7. Полевой почвенный генетический анализ (на примере почв юга Средней Сибири): учебное пособие по специальностям 013100 "Экология", 013400 "Природопользование", 13600 "Геоэкология" и направлению 511100 "Экология и природопользование" / А. А. Ямских ; Красноярский университет (КрасГУ). - Красноярск: Красноярский университет (КрасГУ), 2004. - 109 с

8. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICA и EXCEL: учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / Э. А. Вуколов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Форум : ИНФРА-М, 2013. -464с.

9. Федеральные государственные образовательные стандарты (материалы интернет портала https://fgos.ru (по направлению подготовки 05.03.02 «География» профилю подготовки: 05.03.02.02 «Физическая география и ландшафтоведение» Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 955)

10.Общие требованиям к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности ФГАОУ ВО СФУ (http://www.sfu-kras.ru/)

Organization, implementation and results of production practices of bachelor-geographers (05.03.02 Geography) on the example of the Siberian Federal University Yamskikh G.Yu., Zharinova N.Yu., Lebedeva N.V.,

Usmanova I.H. Siberian Federal University

The article discusses organizational issues, requirements for conducting and the results of production practices of bachelors-geographers of the Siberian Federal profile of training "Physical geography and landscape science". A list of activities and

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

0

01 n А ы О и А X X m

reporting forms for the entire period of practice, recommendations for writing and preparing a report are presented. The list of competencies is given with the stages of their formation in the process of mastering the practice program, indicators and criteria for assessing competencies are described. The procedure for the protection of reports on industrial practice, guidelines for writing a report and preparing a presentation for protection and evaluation criteria are considered. The result of practical training was the formation of cultural, professional, professional and additional professional competencies. All students received the skills of organizing and planning research in relation to specific geographical objects, mastered the methods of working with the formation and analysis of databases, consolidated the skills of working with various geographical maps and using GIS-technology.

Keywords: industrial practice, bachelors, geographical education, practice bases, indicators and criteria for assessing competencies

References

1. Geography: concepts and terms of Geography. ConceptsandTerms: the bilingual academic dictionary: Russian - English - French - Spanish - German / V. M. Kotlyakov, A. I. Komarova; Russian Academy of Sciences [RAS]. - Moscow: Nauka, 2007 .-- 859 p.

2. Climatic desertification: monograph / A. N. Zolotokrylin; open ed.

A. N. Krenke; Russian Academy of Sciences (RAS). Institute of Geography. - Moscow: Nauka, 2003 .-- 246 p.

3. Aerospace methods of geographical research: a textbook for

universities in the field of "Geography" and "Cartography" / L. E. Smirnov; St. Petersburg University [SPbSU]. - St. Petersburg: St. Petersburg University (St. Petersburg State University), 2005. - 348 p.

4. Regional geographic forecast - environmental management: a

collection of scientific papers / Academy of Sciences (AN) of the USSR. Scientific Council on the problems of the biosphere; open ed. V. S. Preobrazhensky. - Moscow: Nauka, 1989 .-- 80 p.

5. Methods of geographical research. In 2 hours. Part 1. / Klitsunova N.K. Methods of physical and geographical research Minsk: BSU, 2008. - 124 p.

6. Dyakonov K. N., Kasimov N. S., Tikunov V. S. Modern methods

of geographical research / Ph.D. Dyakonov, N.S. Kasimov, V.S. Tikunov - Enlightenment M, 1996 .-- 207 p.

7. Field soil genetic analysis (on the example of soils in the south of

Central Siberia): a manual on specialties 013100 "Ecology", 013400 "Nature", 13600 "Geoecology" and direction 511100 "Ecology and nature management" / A. A. Yamskikh; Krasnoyarsk University (KrasSU). - Krasnoyarsk: Krasnoyarsk University (KrasSU), 2004. - 109 p.

8. The basics of statistical analysis. Workshop on statistical methods and operations research using STATISTICA and EXCEL packages: a tutorial on the specialty "Organization Management" / E. A. Vukolov. - 2nd ed., Rev. and add. -Moscow: Forum: INFRA-M, 2013. - 464s.

Internet sources

9. Federal state educational standards (materials of the Internet

portal https://fgos.ru (in the direction of preparation 05.03.02 "Geography" for the profile of preparation: 03.03.02.02 "Physical geography and landscape science" Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 07.08.2014 No. 955)

10. General requirements for the construction, presentation and execution of documents for the educational activities of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education (SFU) (http://www.sfu-kras.ru/)

0 w

en

01 Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.