Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погребцова Е.А.

В работе рассматриваются особенности проведения учебных и производственных практик по уровням высшего образования, на примере направления подготовки «Менеджмент». Рассматриваются задачи практик, их роль в формирования профессионального потенциала молодого специалиста. Выявлены проблемы, с которыми сталкивается обучающийся при прохождении практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погребцова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICES IN MODERN HIGHER EDUCATION: CURRENT STATE AND PROBLEMS

The paper presents the features of conducting educational and industrial practices at the levels of higher education, using the example of the direction of training «Management». The tasks of practices, their role in the formation of the professional potential of a young specialist are considered. The problems faced by the student during the internship are identified.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

Зяегупронный научно-жтодичесх&й журнал -aifi«

Омского TfltyШр

Погребцова Е. А. Учебные и производственные практики в современном высшем образовании: современное состояние и проблемы // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 4 (27) октябрь -декабрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2021/4/00957.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147

Погребцова Елена Александровна

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ea.pogrebtsova@omgau.org

Учебные и производственные практики в современном высшем образовании: современное состояние и проблемы

Аннотация. В работе рассматриваются особенности проведения учебных и производственных практик по уровням высшего образования, на примере направления подготовки «Менеджмент». Рассматриваются задачи практик, их роль в формирования профессионального потенциала молодого специалиста. Выявлены проблемы, с которыми сталкивается обучающийся при прохождении практики.

Ключевые слова: учебная и производственная практика, практический опыт, образование, обучающийся

Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. В современном обществе успешный руководитель должен уметь применять полученные знания в конкретных практических ситуациях. Практика позволяет закрепить полученные в ходе обучения научно-теоретические знания посредством их практического применения на предприятии.

По мнению Белокуровой Е.В. практика очень важна, так как:

-знание - это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека;

- умение - способность делать что-либо, приобретенная знанием, опытом;

- навык - это умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, или учебной деятельности [1].

Согласно, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования блок 2 «Практика» не должен быть менее 9 з.е. Он регламентирует требования к организации практики, ее назначение, продолжительности, базы проведения, перечень умений, которые должен освоить обучающийся к концу практики. Объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами. Положение о практике вузы разрабатывают самостоятельно с учетом специфики подготовки специалистов. Гурьянова А.В. формулирует обобщенную цель образования в соответствии с компетентностным подходом: «идеальный выпускник - это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни» [2].

Практика делится на два вида: учебная практика и производственная практика. Задачей

учебной практики является получение сведений о специфике профессии Менеджер. Все учебные практики проходят на кафедре менеджмента и маркетинга экономического факультета ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Данная кафедра является выпускающей по направлениям подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент (профили «Производственный менеджмент», «Государственное и муниципальное управление») и магистров 38.04.02 Менеджмент, магистерская программа «Менеджмент организации».

На втором курсе обучающиеся направления подготовки 38.03.02 Менеджмент проходят две учебные практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (таблица 1):

- Документирование управленческой деятельности. Ее основные задачи ознакомить обучающихся с разновидностью служебных документов, проанализировать порядок и особенности их оформления; получить навыки работы с документами на всех этапах их продвижения в организации (первичная обработка документов, работа с документами в службе, регистрация, контроль, исполнение документов в структурных подразделениях).

- Организация менеджмента на предприятии. Практика позволяет ознакомить обучающихся со структурой АПК и основами зонирования Омской области; показать роль менеджера в управлении предприятием и получить знания о будущей профессии; изучить организационную и производственную структуру; состав, структуру и движение персонала организации.

На 3 курсе обучающиеся проходят две учебные практики:

- Моделирование бизнес-процессов на предприятии, которая способствует углублению теоретической подготовки обучающихся по овладению методами моделирования бизнес-процессов, умениями и навыками по использованию современных информационных технологий (программный продукт Business Studio).

- Управление проектами - это практика предполагает освоение обучающимися основополагающего набора сведений в области управления проектами, овладение теорией и практикой управления проектами.

Таблица 1 - Количество обучающихся прошедших учебную практику в 2020-2021 уч.год

Учебная практика Курс Даты Количество, чел.

Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Документирование управленческой деятельности

- очная / очно-заочная форма обучения 2 25.01.2021-07.02.2021 20/3

- заочная форма обучения 2 05.04.2021-18.04.2021 29

Организация менеджмента на предприятии

- очная / очно-заочная форма обучения 2 28.06.2021-25.07.2021 18/4

- заочная форма обучения 3 02.11.2020-30.11.2020 26

Моделирование бизнес-процессов на предприятии

- очная / очно-заочная форма обучения 3 11.01.2021-21.02.2021 5/8

- заочная форма обучения 3/4 26.04.2021-09.06.2021/ 16.11.2020-27.12.2020 14/9

Управление проектами

- очная / очно-заочная форма обучения 3 15.04.2021-30.05.2021 5/4

Комплексное развитие сельских территорий

- заочная форма обучения 3/4 26.04.2021-09.06.2021/ 16.11.2020-27.12.2020 9/28

Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

- очная форма обучения 1 31.05.2021-06.06.2021 4

- заочная форма обучения 2 26.10.2020-01.11.2020 10

Производственная практика нужна, чтобы помочь обучающимся применять свои навыки и умения в работе. Данная практика - это процесс соединения теоретической

подготовки с формированием практических навыков у студентов для будущего карьерного роста; процесс получения обратной связи со стороны компаний и организаций, принимающих студентов на практику, о качестве обучения в том или ином вузе. По мнению Кузмичева Т.А. и Шульц Е.А. практика позволяет получить информацию о том, над чем нужно поработать студенту, чтобы соответствовать современным требованиям рынка труда, какие личностные и профессиональные качества развить в себе или усовершенствовать.

На четвертом курсе бакалавры проходят практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Завершающим этапом обучения является преддипломная практика, которая готовит обучающихся к осознанному и углубленному изучению деятельности предприятия для закрепления теоретических знаний и написания выпускной квалификационной работы (таблица 2). Ключевые задачи любой менеджерской производственной практики сводятся к следующему перечню:

- уметь применять полученные в ВУЗе теоретические знания и практические умения для решения конкретных задач практической деятельности управленческого персонала;

- закрепить практические умения по осуществлению производственной деятельности в вопросах организации бизнес-процессов;

- научиться применять на практике теоретические знания и ознакомиться с производственными достижениями на местах будущей работы и т.п.

Обучающиеся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент проходят следующие виды практик: практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая) (1 курс) и преддипломная (2 курс). Практики носят сквозной характер и позволяют обучающимся углубить, систематизировать, закрепить теоретические знания в области экономики и управления предприятием; опытным путем проверить основные научно-теоретические положения изучаемых дисциплин; приобрести умения и опыт профессиональной деятельности.

Таблица 2 - Количество обучающихся прошедших производственные практики в 20202021 уч.году____

Учебная практика Курс Даты Количество, чел.

Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

- очная форма обучения 3 31.05.2021-26.07.2021 4

- очно-заочная форма обучения 3 07.06.2021-02.08.2021 4

- заочная форма обучения 4 17.05.2021-12.07.2021 25

Преддипломная практика

- очная форма обучения 4 28.12.2020-01.04.2021 11

- заочная форма обучения 5 23.11.2020-24.02.2021 24

Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая)

- очная форма обучения 1 07.06.2021-26.07.2021 4

- заочная форма обучения 2 12.04.2021-01.06.2021 8

Преддипломная практика

- очная форма обучения 2 04.05.2021-18.05.2021 2

- заочная форма обучения 3 05.10.2020-18.10.2020 11

Для организации и проведения практического обучения в образовательной организации необходимы следующие условия:

- научно-методическое обеспечение практического обучения,

- современная материально-техническая база,

- наличие высококвалифицированных кадров,

- взаимодействие с социальными партнерами [4].

При направлении студентов на практику с предприятиями, учреждениями и организациями заключаются договоры о совместной деятельности. Они оформляются в установленном порядке. Базы производственных практик составляют организации различных организационно-правовых форм. Например,

- муниципальные и государственные структуры: администрации Солнцевского, Русановского, Ворошиловского сельского поселения, Министерство экономики Омской области, Обособленное подразделение ПАО «Газпром автоматизация» и пр.;

- сельскохозяйственные предприятия: ООО «Омская шоколадная фабрика», АО «Омский бекон» Омский район Омская область, с. Лузино; ФГУП «Омское», ФГУП «Омское» и пр.;

- перерабатывающие предприятия: ООО «Омская шоколадная фабрика», ООО «Омское-продовольствие - Калачинск» г. Калачинск Омская область, г. Калачинск, ООО «Хлебодаровское» Русско-Полянский район Омская область, с. Хлебодаровка и пр.).

В вузе на постоянной основе генерируется реестр баз практики по долгосрочным договорам. Для прохождения практики обучающийся может выбрать из Реестра профильную для своего направления обучения организацию. Предприятию выгодно, что обучающиеся проходят практику, так как есть возможность взять на работу хорошего специалиста. Вторая причина в том, что сельскохозяйственные предприятия не могут себе позволить затраты на дополнительную подготовку работника. Они получают на срок прохождения практики бесплатную рабочую силу. Вуз при заключении договоров укрепляет свои позиции на региональном уровне, организует многочисленные обратные связи.

На практике обучающие проводят экономический и финансовый анализ деятельности предприятия, набирает практические материалы к курсовым проектам и работам, сформировать темы научных исследований. Во время прохождения практики на предприятии назначают руководителя за обучающимся. Он координирует прохождение производственной практики и контролирует заполнение дневника, пишет характеристику. В основном обучающиеся проходят практику в качестве практикантов - 95%.

В настоящее время работодатели требует от молодого специалиста с первых дней самостоятельности трудовой деятельности, мобильности, креативности. Необходимо обучающимися понимать важность производственной практики и использовать ее как первый этап к поиску своего места в профессии «Менеджер». Обычно студенты условно относятся к этому блоку учебного процесса. Важно уже с третьего-четвертого курса правильно оценивать свои возможности и ставить стратегические цели своего карьерного развития. Рассматривать место практики как вариант будущего своего трудоустройства. Обучающиеся во время практики имеют возможность познакомиться с режимом работы и особенностями предприятий.

Производственная практика проходит в условиях реального производства, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках обучающихся. Содержание практики во многом определяется исходя из требований работодателей. Учет в рабочих программах и программах практик требований работодателей позволяет скорректировать учебный процесс и снизить негативный характер восприятия выпускников потенциальными работодателями. При этом работодатели начинают рассматривать конкретных студентов как свой кадровый резерв. Обучающиеся с самого начала ставятся в деятельностную позицию, что позволяет задействовать весь их потенциал - от уровня восприятия до уровня социальной активности. Тем самым обеспечивается взаимосвязь образования с потребностями рынка труда [5]. Однако, имеются случаи, когда руководители предприятия отказываются принимать обучающихся на производственную практику. Основными причинами являются: отсутствие необходимости в новых кадрах, нет времени заниматься обучающимися и т.п.

Анализируя отзывы, можно сказать, что представители работодателей подчеркивают достаточный уровень знаний и умений у обучающихся. В них прописывается уровень подготовки обучающихся, обладание ими профессиональных знаний и навыков, оценивается

исполнение задач практики. Проведение постоянного мониторинга позволяют осмысленно и быстро изменять рабочие программы обучения.

Таким образом, при подготовке менеджеров обеспечивается комплексная взаимосвязь теоретического обучения с практической деятельностью будущих управленцев с помощью учебных и производственных практик. Данные практики развивают экономическое мышление и творческое отношение к труду. Они способствуют формированию компетенций будущих менеджеров к выполнению предусмотренных видов работ и учат самостоятельно находить пути решения конкретных задач.

Ссылки на источники

1. Белокурова, Е. В. Повышение качества образования студентов в Нижневартовском филиале ТюмГНГУ за счет производственной практики / Е. В. Белокурова // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 3. - С. 51.

2. Гурьянова, А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / А.В. Гурьянова // Открытый урок : фестиваль пед. идей. - Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/574903

3. Кузмичева, Т. А. Роль производственной практики в получении качественного образования / Т. А. Кузмичева, Е. А. Шульц // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 3. - С. 527-529.

4. Журавлева, О. В. Совершенствование системы практического обучения студентов ГАПОУ то «Тюменский лесотехнический техникум» / О. В. Журавлева, Т. С. Пащенко // Приоритетные направления совершенствования производственного обучения в учреждения профессионального образования России: от теории к практике : сборник научных статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции : Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ», 2016. - С. 135-143.

5. Асташова, Е. А. Практико-ориентированное обучение при подготовке менеджеров / Е. А. Асташова, Е. А. Погребцова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - № S3. - С. 4.

Elena Pogrebtsova

Candidate of Sciences in Economic, Associate Professor FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Educational and industrial practices in modern higher education: current state and

problems

Annotation. The paper presents the features of conducting educational and industrial practices at the levels of higher education, using the example of the direction of training «Management». The tasks of practices, their role in the formation of the professional potential of a young specialist are considered. The problems faced by the student during the internship are identified.

Keywords: educational and industrial practice, practical experience, education, student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.