Научная статья на тему 'Анализ содержания образовательных программ на предмет изучения наследия столыпинских реформ'

Анализ содержания образовательных программ на предмет изучения наследия столыпинских реформ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
столыпинские реформы / компетентностный подход / компетенции / наследие / уровень магистратуры / высшее образование. / stolypin reforms / competent approach / competences / the heritage / master's level / higher education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Ирина Юрьевна

В статье представлены некоторые результаты анализа изучаемых дисциплин по направлению подготовки 38.04.02 менеджмент (уровень магистратуры) с целью возможного изучения наследия столыпинских реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR STUDYING THE HERITAGE OF THE STOLYPIN REFORMS

The article presents some results of the analysis of the studied disciplines in the field of training 38.04.02 management (master's level) for the purpose of possible study of the heritage of the stolypin reforms.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания образовательных программ на предмет изучения наследия столыпинских реформ»

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ СТОЛЫПИНСКИХ РЕФОРМ

ANALYSIS OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR STUDYING THE HERITAGE OF THE STOLYPIN REFORMS

Мамонтова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, специалист по учебно-методической работе кафедры ЭТиМ ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3196-4780, mamamontenka@mail.ru

Irina Y. Mamontova, candidate of pedagogical sciences specialist in training and methodical work of the department of economic theory and management, State university of land use planning, Moscow, Russia, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3196-4780, mamamontenka@mail.ru

Аннотация: В статье представлены некоторые результаты анализа изучаемых дисциплин по направлению подготовки 38.04.02 менеджмент (уровень магистратуры) с целью возможного изучения наследия столыпинских реформ.

Summary: The article presents some results of the analysis of the studied disciplines in the field of training 38.04.02 management (master's level) for the purpose of possible study of the heritage of the stolypin reforms.

Ключевые слова: столыпинские реформы, компетентностный подход, компетенции, наследие, уровень магистратуры, высшее образование. Keywords: stolypin reforms, competent approach, competences, the heritage, master's level, higher education.

Введение. Пётр Аркадьевич Столыпин и его реформы - одна из наиболее дискуссионных тем в истории России. Ученые, политики, историки по разному оценивают ход и результаты столыпинских реформ. Но, несомненно, изучение исторического опыта этого периода истории нашего государства дает значительный потенциал для профессионального развития будущего руководителя, менеджера, владельца бизнеса.

Мы считаем, что включение в программы профессионального образования изучения содержания столыпинских реформ, их структуры, влияния на ход развития истории государства, результаты и т.д. открывает значительные возможности для формирования компетенций обучающихся.

Цель исследования. Провести анализ содержания дисциплин на предмет возможного использования наследия столыпинских реформ при формировании у студентов компетенций разного уровня.

Предмет исследования. Рабочая программа дисциплины «Корпоративное управление» (уровень - магистратура).

Методы исследования. В работе были использованы общенаучные методы педагогического исследования: анализ, синтез, обобщение, формулирование гипотезы.

Ход исследования и обсуждения. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 в статье 10, пункта 5 устанавливает следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового

поколения сформулированы в терминах компетенций, приводятся их перечни и виды.

Компетентностный подход в образовании устанавливает новый тип

образовательных результатов не сводимых к комбинации сведений и СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 97

навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности.

Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи -профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ. Результатами освоения образовательных программ являются

сформированные у обучаемых компетенции. Компетенции - цель образовательной программы, ориентированная на запросы современного рынка труда и на удовлетворение потребностей личности.

В ФГОС ВО сформулированы требования к результатам освоения программ в виде трех уровней компетенций:

^ общекультурных компетенции (ОК): набор универсальных компетенций является инвариантным для области образования;

^ общепрофессиональные компетенции (ОПК): в пределах направления

подготовки должны не зависеть от вида деятельности; ^ профессиональные компетенции (ПК): устанавливаются программой магистратуры при наличии у нее направленности, формируются на основе профессиональных стандартов (могут изменяться со временем). Компетенции формируются в процессе изучения дисциплин и видов деятельности, предусмотренных учебным планом. Обычно формирование компетенции осуществляется циклично на протяжении всего цикла обучения.

Индикаторы достижения компетенций - это то, что студент должен делать, т.е. может продемонстрировать в итоге освоения программы. Индикатор является оценкой уровня достижения поставленной цели, т.е. уровня оценки овладения компетенциями.

Рассмотрим федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 322.

В разделе IV вышеуказанного стандарта дается характеристика будущей профессиональной деятельности выпускников (38.04.02), освоивших программу магистратуры:

• область профессиональной деятельности выпускников;

• объекты будущей профессиональной деятельности выпускников;

• виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники;

• профессиональные задачи, которые выпускник должен быть готов решать.

В разделе V. Требования к результатам освоения программы магистратуры формулируются компетенции, которыми должен овладеть магистрант в результате освоения программы. Общекультурные компетенции (ОК):

• способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

• готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

• готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

• готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

• готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

• способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3).

Профессиональные компетенциями (ПК), соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры:

организационно-управленческая деятельность:

• способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

• способностью разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию (ПК-2);

• способностью использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач (ПК-3);

аналитическая деятельность:

• способностью использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения (ПК-4);

• владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-5);

научно-исследовательская деятельность:

• способностью обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями (ПК-6);

• способностью представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-7);

• способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-8);

• способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-9); педагогическая деятельность:

• способностью разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение управленческих дисциплин, а также применять современные методы и методики в процессе их преподавания (ПК-10).

Проведенный анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02

Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 322 показывает, что такие компетенции, как ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ОПК-3 могут формироваться при изучении содержания столыпинских реформ, их анализа и результатов.

Так как компетенции формируются в процессе обучения цикличным образом (рис. 1), то необходимо провести содержательный анализ программы подготовки и выделить курсы в структуре программы, в которых наиболее оптимально использовать содержание , касающееся столыпинских реформ.

Рисунок 1. Схема формирования компетенции (К-компетенция)

В таблице 1 представлен анализ содержания дисциплины Корпоративное управление» с целью выявления тем, в которых возможно

формирование компетенций (ОК-1, ОК-2, ОПК-1, ОПК-)с использование содержания столыпинских реформ.

Таблица 1

Взаимосвязь разделов курса "Корпоративное управление " и видов

учебной работы

Раздел Вид учебной работы с использованием содержания столыпинских реформ

Лекция семинар Самостоятельная работа

1. Рыночные преобразования в экономике России и формирование корпоративных структур +

2. Современное корпоративное управление: сущность и принципы + +

3. Особенности управления корпорацией +

4. Основные принципы функционирования корпорации +

5. Эффективные механизмы управления корпорацией +

6. Модели корпоративного управления. +

7. Механизмы корпоративного управления +

Приведем пример задания: 1. «Новый период в истории Крестьянского банка начался в 1906 г. и был теснейшим образом связан со столыпинской реформой. Управлял Крестьянским поземельным банком Совет, состоявший из управляющего и его членов (не более 5), назначавшихся министром финансов. Местные отделения состояли из управляющего, назначаемого министром финансов, одного члена по назначению губернатора и двух - по избранию губернского земского собрания.

Первоначально Крестьянский банк действовал на территории Европейской России, где в 1883 г. было 11 отделений. К 1905 г. действовало 40 отделений Банка, из которых 17 были самостоятельными, а 23 объединенными с отделениями Дворянского банка. В 1915 г. 52 местных отделения Крестьянского поземельного банка функционировали в 68 губерниях и 5 областях Европейской и Азиатской России. » Задание:

Сравните Крестьянский поземельный банк с Россельхозбанком по следующим параметрам:

• Состав управления банком;

• Назначение/избрание руководящего органа банка

• Изменение численности отделений банка

• Цели создания банка

Выводы. На примере анализа содержания дисциплины «Корпоративное управление», разработанного на кафедре Экономической

теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству, с использованием компетентностного подхода, сформулированного в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки (38.04.02) Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 322, нами выявлены возможности включения изучения наследия столыпинских реформ, их содержания, структуры, влияния на ход развития истории государства, результаты и т.д. в образовательный процесс.

Литература

1. Фомин А. А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина // Международный сельскохозяйственный журнал, 2017, № 2, С. 6-7.

2. Мамонтова И.Ю., Удалова Е.К. Компетентностный подход к формированию инновационной модели обучения // «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral», 2020, №1

3. Комов Н. В., Шарипов С. А., Цыпкин Ю. А., Конокотин Н. Г, Фомин А. А., Сорокина О. А. Управление земельными ресурсами. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научный консультант». 2020, 556с.

4. Волков С.Н., Фомин А.А. Совершенствование организационно -правового регулирования землеустройства в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал, 2020, № 1(373), C. 5-8

5. Дорофеева А.М., Шевченко Т.В.Совершенствование процесса подготовки кадров для агропромышленного комплекса // «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral», 2018. № 2. С. 13.

6. Цыпкин Ю.А., Иванов Н.И., Кокорев А.С., Фомин А.А. Прикладной менеджмент. М.: Научный консультант, 2018. 440 с.

7. Фомин А.А. Использование активных форм обучения при проведении семинарских занятий по дисциплине "Теория менеджмент". Учебно-методическое пособие. М.: ГУЗ, 2016

8. Горбунов В.С. Современный менеджмент: проблемы и тенденции развития // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. №2 (145). С. 67-75.

9. Фомин А.А., Мамонтова И.Ю. Современный HR-менеджмент: навыки, востребованные в 21 веке // Московский экономический журнал. 2020. № 1

10. Мамонтова И.Ю. Методологические аспекты анализа рабочих программ // Московский экономический журнал. 2019. № 13

11. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Fomin A. A.(2017). Uroki reform Petra Arkad'evicha Stolypina [Lessons of reforms of Pyotr Arkadyevich Stolypin]. Mezhdunarodny i sel'skokhozyalstvennyi zhurnal, No.2, p. 6-7.

2. Mamontova I.Yu., Udalova E.K. (2020). Kompetentnostnyi podkhod k formirovaniyu innovatsionnoi modeli obucheniya. «Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologii «Integral», No.1

3. Komov N. V., Sharipov S. A., Tsypkin Yu. A., Konokotin N. G., Fomin A. A., sorokina O. A. (2020). Upravlenie zemel'nymi resursami [Management of land resources]. Moscow: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Nauchnyj konsul'tant», 556p.

4. Volkov S.N., Fomin A.A. (2020). Sovershenstvovanie organizatsionno-pravovogo regulirovaniya zemleustroistva v Rossiiskoi Federatsii [Improvement of

organizational and legal regulation of land administration in the Russian Federation], Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal, No. 1(373), Pp. 5-8

5. Dorofeeva A.M., Shevchenko T.V. (2018). Sovershenstvovanie protsessa podgotovki kadrov dlya agropromyshlennogo kompleksa [The process of training for the agro-industrial complex]. «Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh nauk i tekhnologii «Integral», No. 2, P. 13.

6. Tsypkin Yu.A., Ivanov N.I., Kokarev A.S., Fomin A.A. (2018). Prikladnoi menedzhment [Applied management]. Moscow: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Nauchnyj konsul'tant», 440 p.

7. Fomin A.A.(2016). Ispol'zovanie aktivnykh form obucheniya pri provedenii seminarskikh zanyatii po distsipline «Teoriya menedzhmenta» [Use of active forms of training during seminar classes in the discipline «Theory management»]. Educational and methodical grant. Moscow: State university of land use planning.

8. Gorbunov V. S.(2017). Sovremennyi menedzhment: problemy i tendentsii razvitiya [Modern management: problems and ways of perfection]. Zemleustroistvo, kadastr i monitoring zemel', No. 2 (145), Pp. 67-75.

9. Fomin A.A., Mamontova I.Y. (2020). Sovremennyi HR-menedzhment: navyki, vostrebovannye v 21 veke [Modern HR-management: skills in demand in the 21 century]. Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal, No.1

10. Mamontova I.Y. (2019). Metodologicheskie aspekty analiza rabochikh programm. Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal, No.13

11. Voronkova O. Y., Ovchinnikov Y. L., Avdeev Y. M., Fomin A. A., Penkova A. N., Zatsarinnaya, E. I. (2020). Land Resource Management in the Agro-Industrial Sector of Russia. Talent Development and Excellence, 12(3s), 422-431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.