УДК 332.143
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СТРАНЫ
ROLE AND IMPORTANCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS
OF THE COUNTRY
Иванов Николай Иванович, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия, ivanov@guz.ru
Nikolay I. Ivanov, doctor of economic sciences, professor, head of the department of economics and management, State University of land use planning, Moscow, Russia, ivanov@guz.ru
Аннотация: В статье рассматривается значение качества человеческого капитала, представляющего совокупность знаний, умений, навыков для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества, относительную профессионально-квалификационную составляющую в процессе социально-экономического развития.
Summary: The article considers the importance of the quality of human capital, which represents a set of knowledge, skills and skills to meet the diverse needs of the individual and society, and a relative vocational qualification component in the process of socio-economic development.
Ключевые слова: педагогика, экономика, развитие, регионы страны, высшее образование.
Keywords: pedagogy, economy, development, regions of the country, higher education.
В современном мире положение любого государства определяется, в первую очередь, уровнем развития его экономики. В конце ХХ в. в индустриально развитых странах начался переход к новой экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах, знаниях, наукоемких и информационных технологиях. В условиях глобализации и перехода к информационному обществу вступление России на инновационный путь развития национальной экономики является безальтернативным вариантом. [6]
Данное направление в Программе социально-экономического развития Российской Федерации определено как стратегическое и должно реализовываться, как на федеральном уровне, так и на уровне региональных экономик.
Социально-экономическое развитие требует также соответствующего качества человеческого капитала, имеющего совокупность знаний, умений, навыков для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом, в том числе и относительную профессионально-квалификационную составляющую (рис. 1).
Новая инновационная стратегия экономического развития реализуется с учетом национальных, исторических традиций, менталитета населения, его культуры, самобытности и уникальности, которые вписываются в национальную инновационную систему, повышая ее внутренний потенциал.
При этом использование инструментов педагогики в системе вышей школы является одним из важных рычагов модернизационных и инновационных процессов, происходящих в экономике. От педагогического воздействия зависит, насколько квалификация профессиональных кадров
будет соответствовать требованиям общества для целей стратегического развития регионов страны.
Рисунок 1. Взаимодействие сфер педагогической деятельности в высшем образовании и экономики
Необходимость внедрения средств педагогической деятельности при освоении образовательных программ по экономике и управлению на уровне высшего образования объясняется рядом причин, среди которых выделяются следующие: [1, 2]
1) современные экономические системы ориентируют высшее профессиональное образование на подготовку экономистов квалифицированных, конкурентоспособных, готовых к профессиональному совершенствованию и личностному росту;
2) особую роль в развитии современного образования играет педагогико-психологическая составляющая как глобальная цивилизационная линия развития общества, определяющая его компетентностные запросы;
3) необходимость реагирования системой образования на информатизацию профессиональной деятельности приводит к постановке проблемы выделения и осмысления информационных задач профессиональной деятельности экономиста.
Экономика как сфера необходимой для человека деятельности, с одной стороны, и отрасль знаний - с другой, формирует определенные нормы и правила поведения, заставляет человека делать выбор и принимать решения в мире ограниченных ресурсов. Для этого экономике требуется, чтобы знания, навыки, интеллект, совокупность личностных характеристик каждого ее участника соответствовали ее (экономики) законам, условиям и требованиям - реализации человеческих способностей и возможностей в создании необходимых для общества материальных благ и услуг. Таким образом, экономика формирует заказ на необходимые качества людей для их продуктивной деятельности. [2]
Педагогика этот заказ выполняет. Процесс обучения и воспитания, в котором реализуются педагогические принципы, средства и методы,
направлен на раскрытие и формирование значимых свойств личности, необходимых для жизни в обществе. В процессе педагогического воздействия человек реализует свои потенциальные возможности, а в свою очередь сфера экономики дает этим потенциальным возможностям раскрыться в большом разнообразии профессий, видов деятельности, моделей поведения. То есть их взаимозависимость обусловлена необходимостью организации жизни человека и общества.
Механизмы, которые связывают экономику и педагогику, определяются и направляются стремлением человека к совершенствованию и развитию в том или ином профессиональном направлении. Наукой определены условия для взаимодействия педагогики и экономики и их возможной интеграции:
- развитие и педагогики, и экономики поддерживается интересом к человеку, который выступает единым объектом и субъектом воздействия в педагогической и экономической средах, что обусловлено многообразием его потребностей, социальных ролей и экономических функций;
- результат педагогической и экономической деятельности сосредоточен в человеке и им же определяется: то место, которое занимает человек в экономической сфере (наемный работник, собственник, бизнесмен и т.д.) определяется не только врожденными личными качествами, но и знаниями, опытом, воспитанием, которые обеспечивает педагогическое воздействие;
- содержание человеческих отношений в обеих сферах основывается на интересах, мотивах, стимулах, предполагающих активное взаимодействие в процессе деятельности, которые повышают результативность обмена благами - знаниями, продуктами, идеями и т.д.;
- и экономика, и педагогика представляют собой деятельность в настоящем для производства будущего как взаимодействие педагогики и экономики и их интеграция в рамках профессиональной деятельности экономиста.
Заметим, что процесс экономического образования не завершается в аудитории. Вне стен образовательного учреждения профессиональная среда вносит свои коррективы, дополнения, актуализирует правила, нормы, ценности стратегического социально-экономического развития и взаимодействия, которые зачастую не полностью совпадают с исходными теоретическими и методическими положениями. И данный фактор также накладывает на педагога определенные требования для выстраивания образовательного процесса. Это только подчеркивает необходимость разработки отдельных учебно-методических комплексов, включающие современные средства педагогической деятельности для подготовки кадров в области экономики и управления. [3, 4]
Таким образом, следует сделать вывод, что деятельность педагога является необходимым условием высокого качества образовательного процесса, обеспечивает полноценную реализацию востребованных экономикой и обществом программ и направлений, направлена на удовлетворение спроса на качественное педагогическое образование, обеспечивает формирование необходимых компетенций и развитие личности учащихся.
Анализ теоретических исследований по проблеме и практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что для полноценного развития обучающихся целесообразна интеграция образовательной системы на уровне муниципалитета, региона и страны в целом, что, безусловно оптимизирует возможности функционирования общего и профессионального образования. Изучение обозначенной темы и практическое использование выводов создает условия для укрепления кадрового потенциала региональной и муниципальной экономики. Это способствует достижению целей, связанных СТОЛЫПИНСКИЙ ВЕСТНИК 1.2020 Страница 42
с улучшением условий жизнедеятельности и всестороннего развития населения, обеспечением сохранности, рационального использования и развития недвижимого имущества, созданием необходимой инфраструктуры, повышением инвестиционной привлекательности.
Литература
1. Бархаев Б.П. Психология и педагогика в деятельности экономиста. Мурманск: СЗФ МГЭИ, 1999. - 88 с.
2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 415 с.
3. Нилиповский В.И., Папаскири Т.В. , Исаченко А.П., Голубенко В.А., Колмыков А.В. Современные подходы к подготовке кадров для землеустроительной отрасли / Материалы Международного научно-практического форума, посвященного 95-летию факультета землеустройства ФГБОУ ВО ГУЗ. - М.: ГУЗ. - 2014 - 45-49 с.
4. Фомин А.А., Мамонтова И.Ю. Современный HR-менеджмент: навыки, востребованные в 21 веке [Электронный документ] // Московский экономический журнал. - 2020. - № 1 - Режим доступа - https://qje.su/wp-content/uploads/2020/02/Nomer-1 -2020-Arhiv.pdf
5. Терюкова Т.С. Экономическая педагогика как процесс интеграции экономики и педагогики // Экономика в школе. — 2011. — №2. — С. 50-55. URL:https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull& id= 1409220893&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 30.10.2019).
6. Федорова Н.Ю. Роль вуза в социально-экономическом развитии региона (на примере Псковской области) / Известия ПСКГУ. Экономика, 2017, №4. - с. 246-251.
References
1. Barkhayev B.P. (1999). Psikhologiya i pedagogika v deyatel'nosti ekonomi-sta [Psychology and pedagogy in the economy]. Murmansk: SZF MGEI.
2. Gromkova M.T. (2011). Psikhologiya i pedagogika professional'noy deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of professional activit]: Uchebnoe posobiye dlya vuzov. M.: YUNITI-DANA.
3. V.I. Nilipovskiy, T.V. Papaskiri, A.P. Isachenko, V.A. Golubenko, A.V. Kolmykov (2014). Sovremennyye podkhody k podgotovke kadrov dlya zemleustroitel'-noy otrasli [Modern approaches to training for the land management industry]. Materialy Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma, posvyashchennogo 95-letiyu fakul'teta zemleustroystva FGBOU VO GUZ, Moscow: GUZ, pp. 45-49.
4. Fomin A.A., Mamontova I.Y. (2020). Sovremennyy HR-menedzhment: na-vyki, vostrebovannyye v 21 veke [Modern HR-management: skills demanded in the 21st century]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Moscow Economic Journal], No. 1. URL: https://qje.su/wp-content/uploads/2020/02/Nomer-1-2020-Arhiv.pdf
5. Teryukova T.S. (2011). Ekonomicheskaya pedagogika kak protsess integra-tsii ekonomiki i pedagogiki [Economic pedagogy as a process of integration of economics and pedagogy]. Ekonomika v shkole [Economics at school], No.2, pp. 50-55. URL: https://portalus.ru/modules/economics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 409220893&archive=&start_from=&ucat=& (data obrashcheniya: 30.10.2019).
6. Fedorova N.YU. (2017). Rol' vuza v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona (na primere Pskovskoy oblasti) [The role of the university in the socioeconomic development of the region (for example, the Pskov region)]. Izvestiya PSKGU. Ekonomika, No.4, pp. 246-251.