1УДК 5(069)(07) ББК20р30
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОПРЯЖЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
И. А. Третьякова, С. М. Похлебаев
Аннотация. Проблема формирования естественнонаучного мышления обучаемых соответствующего современному уровню развития наук является весьма актуальной. Об этом свидетельствует регулярное тестирование знаний школьников 4-х и 8-х классов, проводимое в рамках международного мониторингового исследования качества школьного образования -TIMSS по предметам естественно-математического цикла. Высокий уровень знаний школьников в этих областях расценивается как один из важнейших показателей экономического потенциала страны в области фундаментальных наук и инновационных технологий.
Целью настоящей работы явился анализ онтологических и гносеологических аспектов, раскрывающих фундаментальные основы формирования естественнонаучного мышления у студентов педагогического вуза, и конструирование интегративной модели, фиксирующей методологическую значимость естественных и гуманитарных дисциплин при формировании данного типа мышления. Усвоение этих основ будущими педагогами положительно скажется на естественнонаучной подготовке школьников.
Ключевые слова: диалектика, формальная логика, категории, взаимодействие, сопряжение, методология, образование, естественнонаучное мышление.
NATURAL AND SCIENTIFIC THINKING OF STUDENTS
AS A RESULT OF INTERACTION BETWEEN NATURAL SCIENCE
AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE
I. A. Tretyakova, S. M. Pohlebaev
Abstract. The problem of forming the natural-science thinking of trainees corresponding to the modern level of the development of the sciences is very relevant. This is evidenced by the regular testing of the knowledge of fourth and eighth grade students in the framework of the international monitoring study of the quality of school education-TlMSS in the subjects of the natural and mathematical cycle. The high level of students ' knowledge in these areas is regarded as one of the most important indicators of the country's economic potential in the field of fundamental Sciences and innovative technologies.
The article analyzes ontological and gnoseological aspects revealing the fundamental basis of forming natural-science thinking among students of pedagogical universities and constructing an integrative model that fixes the methodological significance of natural and humanitarian disciplines in the formation of this type of thinking. Mastering of these foundations by future teachers will have a positive impact on the natural science training of schoolchildren.
Keywords: dialectics, formal logic, categories, interaction, conjugation, methodology, education, natural scientific thinking.
Невысокий уровень развития естественнонаучного мышления у студентов детерминирован, прежде всего, слабым уровнем понимания познавательного потенциала методологическиих подходов разного уровня общности и недостаточной сформиро-ванностью умений использовать их для интеграции и систематизации философских, физических, химических, биологических, а также гуманитарных знаний, которые являются основой для формирования и развития естественнонаучного мышления и научного мировоззрения на теоретическом уровне. Актуальность и необходимость решения данной проблемы четко обозначены в современной Национальной доктрине Российской Федерации, где декларируется необходимость формирования обобщенных универсальных знаний о сущности окружающего мира, а также развития научных форм мышления. Важнейшим фактором для достижения этой цели, согласно документу, должно стать естественнонаучное образование, которое содержит в себе высокий содержательный, познавательный и мировоззренческий потенциал.
Необходимость такой интеграции вытекает уже из определений, которые отражают те или иные стороны мышления в целом и естественнонаучного мышления в частности. Самое краткое определение мышлению в целом дал Ф. Энгельс: «Оперирование понятиями и есть мышление». В этом кратком определении имплицитно отражена идея о высшей форме мышления - понятийном, которое присуще лишь человеку: «...диалектическое мышление -именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки), и достигает своего полного развития только значительно позже, в новейшей философии...» [1, с. 191]. Вместе с тем низшие формы мышления присущи и высокоорганизованным животным.
Понятийное мышление человека относится к уникальным и сложным явлениям природы, оно возникло в процессе его сопряженной биологической и социальной эволюций. Поэтому изучением его механизмов активно занимаются как естественные, так и гуманитарные на-
уки. С позиции философии «мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга» [2, с. 295]. Методологическую значимость данного определения следует усматривать прежде всего в том, что мышление рассматривается как одно из свойств важнейшего атрибута материи - отражения. Поэтому не случайно ленинская теория отражения является основой теории познания.
С психологической точки зрения «мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности» [3, с. 223]. Из этого следует, что данная наука изучает механизмы протекания мышления индивида, то есть человека. Именно такую основную цель психологии определил С. Л. Рубинштейн: «...изучение психики (мышления. -И. Т.), сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются» [4, с. 8].
В педагогическом энциклопедическом словаре мышление определяется как «опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения» [5, с. 155]. Данное определение дано с позиции важнейшего раздела педагогики - дидактики, которая, излагая общую теорию образования и обучения, вскрывает общие закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, определяет структуру содержания образования, а также методы и формы обучения. Соблюдение и реализация этих закономерностей позволяет сформировать высшую форму знаний - мышление.
Помимо философов и гуманитариев мышление исследуют и представители естественных наук. Так, С. А. Суровикина дает следующее определение данному явлению: «Мышление естественнонаучное - мышление, которое формируется и развивается на основе диалектической связи структурных компонентов физиче-
ских, химических и биологических знаний, характеризующихся преобразованием предметной реальности во всевозможные модели (образную, знаковую, логическую и др.)» [6, с. 169]. В данном определении упор делается на содержательные компоненты мышления и диалектическую преемственность между ними.
Опираясь на вышеизложенные определения мышления с позиции естествознания, а также философии и психологии, можно дать следующее определение: Естественнонаучное мышление представляет собой умственный процесс обобщения физических, химических и биологических понятий, законов, теорий, метатеорий, который осуществляется на основе категорий диалектики и психологических функций и выражается в форме образных, знаковых, логических моделей и картины мира в целом.
По мнению Г. А. Берулавы, основными структурными компонентами мышления являются предметные научные знания и способы деятельности. Естественнонаучное мышление оперирует содержательными понятиями, однако их определения не отражают всех свойств изучаемого объекта [7].
Таким образом, мышление как самая уникальная функция человеческого мозга имеет два аспекта, которые тесно связаны между собой. Первый аспект раскрывает сущность мышления со стороны его содержания (структурных элементов). Такими содержательными элементами являются представления, понятия, законы, теории и т. д. Второй аспект выявляет те формы мыслительной деятельности, которые позволяют обнаружить содержание, сущность изучаемых объектов и их диалектические связи. Следовательно, при формировании и развитии естественнонаучного мышления обучаемых необходимо понимать, какие учебные предметы (дисциплины) играют ключевую роль в формировании структурного компонента естественнонаучного мышления (онтологического), а какие - в формировании универсальных способов и методов познания бытия, как гносеологического компонента данного типа мышления. Поэтому содержательная и методологическая (методическая) преемственности естественнонаучных дисциплин являются ведущими при формировании у обучаемых естественнонаучного теоретического мышления.
Эффективным методологическим (общенаучным) подходом при формировании теоретического мышления является моделирование. Данный подход является комплексным (сопряженным). Он включает в себя такие теоретические методы, как анализ, синтез, абстрагирование, идеализацию и т. п. Моделирование как методология познания конкретизирует такие общие общенаучные методологии, как диалектический метод, системно-синергетический, функциональный, деятельностный и другие подходы. При формировании и развитии естественнонаучного мышления у студентов вуза необходимо использовать обобщенную модель (схему), в которой отражена значимость категорий, принципов, законов, теорий, определяющих его онтологическую и гносеологическую стратегию. В своей практической деятельности в качестве такой модели авторы настоящей работы используют схему под названием «Роль отдельных наук (дисциплин) в формировании естественнонаучного мышления» (рис.).
Такая схема позволяет студентам постоянно держать в их поле методического зрения методологический потенциал отдельных наук и применять его в процессе выявления сущности изучаемых объектов и явлений. На схеме лишь в краткой форме зафиксирована онтологическая и гносеологическая функция отдельных наук. Вместе с тем в процессе предварительной интерпретации данной схемы на занятиях подробно разбирается роль отдельных дисциплин в формировании естественнонаучного мышления, а также их взаимосвязь. Такая интерпретация значимости философских естественнонаучных и гуманитарных дисциплин приведена ниже.
1. Философия. Философия диалектического материализма выявляет наиболее общие законы природы, общества и мышления. В качестве методологии данной философии выступают диалектика и материализм, которые тесно сопряжены между собой. Диалектикой сформулированы принципы развития и взаимосвязи; материализмом - принципы материального единства мира, неисчерпаемости материи. Сущность этих принципов и законов диалектики раскрывается через категории. Категории могут быть парными (сущность и явление; содержание и форма; абстрактное и кон-
4. Физиология ВНД. Теории: ассоциативных связей,
рефлекторная теория
И. П. Павлова; типы
мышления
5. Психология
изучает процесс
мышления индивида.
Теории:
ассоциативная,
биогенетическая,
биологическая,
взаимодействия,
развивающего
обучения,
содержательного
обобщения
6. Педагогика (дидактика) -общая теория обучения и воспитания. Формулирова ние
дидактических принципов
7. Методика
(теория
развития
понятий).
Понятия
формируются
в развитии и
взаимосвязи
8. Естествознание. Системный подход, метод моделирования
Естественнонаучное мышление
10. Кибернетика. Принцип обратной связи,
функциональный подход, понятие «информация»
2. История. Исторический подход - ядро диалектики, конкретизирует принципы диалектики в процессе становления и развития наук
1.философия.
Диалектический
материализм.
Общие законы
природы,
общества и
мышления;
принципы,
категории
3. Формальная
логика - наука о
формах
(структурах)
мысли. Законы:
тождества,
противоречия,
исключенного
третьего,
достаточного
основания
Рис. Роль отдельных наук (дисциплин) в формировании естественнонаучного мышления
кретное, часть - целое и др.) и непарными (преемственность и др.). При усвоении субъектом этих принципов, законов и категорий они становятся правилами и формами его мышления на философском уровне, который является универсальной формой познавательной деятельности как ученых, так и обучающихся. Подтверждением этого является цитата Ф. Энгельса: «Законы мышления и законы природы необходимо согласуются между собой, если только они надлежащим образом познаны» [1, с. 193]. Универсальный методологический и творческий потенциал категорий диалектики обусловлен тем, что формируются на более широкой основе, нежели понятия конкретных наук, и по-
тому они расширяют возможности человека для творческого поиска в той или иной области знания. Диалектический материализм отражает через свои категории наиболее общие законы природы, общества и мышления. Сколь всеобщи и универсальны эти законы, столь всеобщи и универсальны методы познания данной философии.
Категории диалектического материализма взаимосвязаны между собой и образуют сопряженную систему, отражающую сущность бытия природы и социума. Данная система не является замкнутой и неизменной. В процессе практической и теоретической деятельности человечество преобразует мир, познает его, и, как
следствие, происходит обогащение содержания имеющихся категорий и кристаллизация новых. Отражая фундаментальные законы движения природы, общества и мышления, категории сами должны быть такими же гибкими и подвижными, как и те объекты и явления, которые они отражают.
2. История. Исторический подход - ядро диалектики. Конкретизирует принципы диалектики в процессе становления и развития науки. Выявляет условия и факторы, при которых рождается новое знание. Устанавливает генетическую связь (преемственность) между формами движения материи.
3. Формальная логика - наука о формах и структурах мысли. Выявляет логические закономерности, указывает, каким должно быть мышление, чтобы не отклоняться от истины в результатах познания. Изучая формы рационального мышления, формальная логика определяет условия тех посылок, суждений и аргументаций, которые имеют целью подтверждение истинности других суждений, законов, теорий, концепций. В отличие от диалектической логики, изучающей содержание мыслей, формальная логика, отвлекаясь от конкретного их содержания, изучает формы мыслей (понятия, суждения, умозаключения, доказательства), вычленяя только общий способ связи частей этого содержания. Иначе говоря, данная наука абстрагируется от конкретного содержания мыслей, а изучает их только с позиции логической структуры. В качестве основных условий для получения истинного выводного знания, формальная логика предлагает сформулированные ей законы и принципы. Ключевым среди законов формальной логики считается «закон достаточного основания», согласно которому выдвигаемый исходный аргумент (положение) считается верным только в том случае, если для него сформулировано достаточное основание. Данный закон является общим методологическим принципом и находит свое отражение даже в названиях диссертаций, которые содержат такие понятия, как «основание» или «основы». Существенный вклад в развитие форм рационального мышления вносят и другие законы формальной логики: «закон тождества», «исключенного третьего», «закон противоречия». Со-
держание последнего закона не следует смешивать с законом единства и борьбы противоположностей, который является основным законом диалектической логики, который раскрывает содержание объектов и явлений бытия, в то время как законы формальной логики являются лишь формой выражения этого содержания. При формировании естественнонаучного мышления нужны обе логики, которые вооружат обучаемых формально-логическими средствами и диалектическими методами познания объектов и явлений, изучаемых в рамках любой естественной дисциплины. В эпоху научно-технической революции лидирующие позиции в современной формальной логике заняла математическая логика, средства которой позволяют выдвигать инновационные идеи (принципы), выступающие основой для фундаментальных теорий.
Таким образом, в развитии современного научного знания диалектика и формальная логика как никогда востребованы в их сопряжении. При этом нужно четко понимать и применять их методологический потенциал при изучении тех или иных объектов и явлений бытия.
4. Физиология высшей нервной деятельности. Для понимания физиологических механизмов формирования естественнонаучного мышления большое значение имеет учение о высшей нервной деятельности, разработанное советским физиологом И. П. Павловым. Осмысление механизма того или иного типа нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы поведения и темперамента каждого человека. Тип нервной системы во многом определяет психофизиологическую реакцию индивида на внешнее воздействие, которая выражается не только в моторике, особенностях реакции, но и впечатлительности и эмоциональной возбудимости и т. п. Понимание этих механизмов имеет большое значение при обучении студентов. В учении об условных рефлексах И. П. Павлов раскрыл физиологический механизм ассоциаций по сходству (смежности), которые служат исходной основой элементарных форм памяти. Согласно данному учению, каждая новая ассоциация есть момент рождения мысли [8]. Современной психофизиологией установлено, что мышление современного человека базиру-
ется не на одном, а на четырех видах условных рефлексов. Четвертый вид рефлексов связан с условным обозначением соответствующего образа - словом. Иначе говоря, это условный рефлекс на соотношение понятий, или понятийный вид мышления, который является психофизиологическим механизмом для формирования естественнонаучного мышления на теоретическом уровне. Г. А. Твердохлебов выявил связи между типами рефлексов и типами мышления. Типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, обобщенно-образное, понятийное (ассоциации по сходству), диалектическое (ассоциации по контрасту) [9].
5. Психология исследует процесс мышления индивида, его внутренний мир, причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе. Важнейшей задачей психологии является выяснение механизмов возникновения мысленных образов, мышления и сознания. Опираясь на учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и условных рефлексах, психологическая наука формулирует принцип психофизиологического единства, который становится ее фундаментом. Согласно данному принципу, материальные основы психики являются определяющими, вместе с тем психическое сохраняет свои особенности. Рефлекторное понимание психической деятельности С. Л. Рубинштейн отразил в двух положениях: 1. «Психическая деятельность не может быть отделена от единой рефлекторной деятельности мозга; она "интегральная часть" последней. 2. Психический процесс, как всякий рефлекторный акт, берет начало во внешнем воздействии, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью). Психические явления возникают в результате "встречи" индивида с внешним миром» [4, с. 142].
Принцип единства сознания и деятельности сказывается и во внешней деятельности субъекта. Однако понимание внутреннего психологического содержания субъекта возможно лишь из системы его деятельности. Этот принцип послужил методологической основой для разработки теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), теорий содержательного обобщения и развивающего об-
учения (В. В. Давыдова) и др., которые являются важнейшей стратегией формирования естественнонаучного мышления студентов.
6. Педагогика (дидактика). Общая теория обучения. Формулирует дидактические (обучающие) принципы обучения: научности, доступности, наглядности, развития, преемственности, системности, систематичности, межпредметных связей и др., которые во многом являются проекцией философских принципов, законов, категорий и психологических принципов. Дидактика раскрывает сущность дидактических принципов обучения и воспитания и условия их реализации. Выявляет общие принципы и закономерности усвоения знаний, умений, навыков (владения) и формирование убеждений, а также воспитательное воздействие учебного процесса на обучающихся.
7. Методика. Рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспитания. Теория развития понятий: основная методическая закономерность осознанного и прочного усвоения знаний заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения. Понятие - «клеточка» знаний, познания. Понятия формируются в развитии и взаимосвязи. Понятие есть результат обобщения. Сформированное понятие становится эффективным средством познания.
8. Естествознание. Выявляет общенаучные методы познания. Теория хаоса и порядка - самоорганизации и распада систем - отражает фундаментальные принципы организации и эволюции материи. В рамках естествознания разработаны и внедрены две общенаучные методологии познания: системно-синергетиче-ский подход и метод моделирования. Основные принципы системно-синергетического подхода (целостность, иерархичность, связь с окружающей средой) применяются в качестве методологических средств при выявлении сущности объектов и явлений неживой и живой природы. Данный подход применим как к детерминистическим системам, которые имеют жесткие связи, так и к стохастическим (вероятностным) системам (все законы Г. Менделя). Систем-но-синергетический подход - современная универсальная методология как научных исследований, так и форм мировоззрения. Этот
подход конкретизирует научные принципы диалектического материализма.
Метод моделирования сопрягает в себе чувственное и рациональное познание. При изучении объектов и явлений данный подход позволяет выявить сущностные связи и отобразить эту сущность в наглядном виде. Считают, что моделирование - это разновидность системного подхода.
Фундаментальные естественнонаучные понятия служат связующим звеном между категориями философии, которые они конкретизируют, и общими понятиями, используемыми физической, химической, биологической и другими науками. Такое положение естествознания между самой общей наукой - философией и частными науками позволяет возвести фундаментальные естественнонаучные понятия в статус метапредметных. Метапредметные понятия обладают существенным познавательным потенциалом в силу того, что сопрягают онтологию и эпистемологию (объективное знание и познавательный прием), эмпирический и теоретический уровень знаний, содействуют проектированию экспериментальных схем и аргументации полученных результатов.
9. Физика, химия, биология.
Физика. Центральное положение физической науки в системе естественных наук детерминируется тем, что она изучает наиболее простую из известных форм движения материи. Отсюда следует, что принципы и законы, лежащие в основе организации и функционирования физической формы движения материи, являются наиболее фундаментальными и определяют стратегию развития других естественных наук. Кроме того, физическая наука первой предложила методологию перехода от эмпирического уровня познания явлений природы к теоретическому, приоритетом которого является познание их сущности. Реализации данной методологии на практике способствовала идея ученых-физиков об использовании в научных исследованиях идеальных теоретических моделей и понятий, которые ученые применяют для проведения мысленных экспериментов с целью выявления сущности изучаемых объектов. Такой подход был по достоинству оценен учеными других естественных наук и определил прогресс всей науки Нового времени.
Фундаментальные понятия, законы, теории физики отражают принципы строения и эволюции материи. Понятия: «вещество», «поле», «энергия», «энтропия» и др. Законы: сохранения массы, энергии, заряда и др. Теории: квантовая теория света, электронная теория строения вещества, атомная и молекулярная теории и др. Принципы: относительности, дискретности, непрерывности и др.
Химия. Раскрывает закономерности дальнейшей эволюции материи, от отдельных атомов до биополимеров, которые являются фундаментом для возникновения биологической формы движения материи. Данная наука выявила, что в процессе химической эволюции происходит усиление сопряженности между структурными элементами материальных частиц. Следствием этого является возникновение веществ, обладающих новыми свойствами. Такими веществами являются биополимеры, среди которых ключевую роль в переходе от химической формы движения материи к биологической форме движения сыграли белки и нуклеиновые кислоты. В основе организации (синтезе) этих уникальный соединений лежит не менее уникальный тип химической реакции - реакция матричного синтеза.
Биология. В рамках биологической науки создана эволюционная теория, которая является метатеорией для всей биологии. Принципы данной теории используется другими естественными науками (физикой, химией) и даже философией. Возникли такие понятия, как «эволюция Вселенной» и «эволюция материи», «глобальный эволюционизм». Согласно принципу глобального эволюционизма, эволюция материи в целом и эволюция живых систем идет по пути ее непрерывного усложнения и разнообразия. Биологическая наука становится лидером естествознания. Живые системы являются ядром современной научной картины мира, детерминирующей экологизацию науки и культуры. В настоящее время происходит глубокое взаимодействие биологии с философией. В результате сопряжения философского и биологического знания возникло такое новое перспективное научное направление (наука), как биофилософия. Ядром биофилософии является понятие жизни, точно так же как понятие материи составляет концептуальное ядро научной картины мира. В каче-
стве теоретико-методологических оснований биофилософии выступают организменная, эволюционная и коэволюционная концепции биологии, выполняющие функции своеобразных моделей развития современной культуры. Среди них фундаментальную роль играет коэволю-ционная познавательная модель, утверждающая принцип «сопряженного развития природы и общества в целом, различных видов живого вещества между собой и неживой природой» -взаимообусловленного, сопряженного, гармоничного развития системы «природа - жизнь -общество» [10].
Более тесное сопряжение философских и биологических знаний послужат методологической стратегией для построения новой универсальной картины мира, соответствующей современному историческому периоду философского мировоззрения.
10. Кибернетика. Наука об управлении и связи. Данной наукой сформулировано понятие «обратная связь», как основа саморегуляции систем. Особое значение данный принцип имеет для понимания сущности саморегуляции живых систем. Отрицательная обратная связь обуславливает гомеостаз живой системы. Положительная обратная связь - онтогенез и эволюцию живых систем. Официально введено понятие «информация». Предложен функциональный подход как разновидность системного подхода (сигнал - отклик). Введено понятие черного ящика.
Таким образом, развитие естественнонаучного мышления студентов является исключительно важным и вместе с тем сложным процессом, требующим интеграции философских, естественнонаучных и гуманитарных знаний, которые должны применяться будущими педагогами при изучении всех естественных дисциплин. Знания такого рода служат методологической основой профессиональных компетенций будущих учителей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энгельс Ф. Диалектика природы. - М.: Политиздат, 1987. - 349 с.
2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.
3. Психологический словарь / под общ. ред. А. В.
Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: Политиздат. 1990. - 494 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. -(Сер.: «Мастера психологии»).
5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. - 528 с.
6. Суровикина С. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся в процессе обучения физике: теоретический аспект: моногр.
- Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - 260 с.
7. Берулава Г. А. Развитие естественнонаучного мышления учащихся: метод. рекомендации.
- Челябинск.: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1991.
- 25 с.
8. Павлов И. П. Избранные произведения / под общ. ред. Х. С. Хоштоянца. - М.: Наука, 1951. - 582 с.
9. Твердохлебов Г. А. Физиология мышления. -М.: Науч. цифр. б-ка PORTALUS.RU, 05.11. 2006. - URL: http://portalus.ru/modules/philos ophy/rus_readme.php?subaction=showfUn&id= 1162731595&archive=1254313661&start_ from=&ucat=& (дата обращения: 10.03.2018).
10. Шаталов А. Т., Олейников Ю. В. К проблеме становления биофилософии. - М.: Науч. цифр. б-ка PORTALUS.RU, 06.01.2007. -URL: http://portalus.ru/modules/philosophy/rus _readme.php?subaction=showfull&id=1168075 206&archive=1398581676&start_from=&ucat =& (дата обращения: 10.03.2018).
REFERENCES
1. Engels F. Dialektika prirody. Moscow: Politiz-dat, 1987. 349 p.
2. Frolov I. T. (Ed.) Filosofskiy slovar. Moscow: Politizdat, 1986. 590 p.
3. Petrovskiy A. V., Yaroshevskiy M. G. (Eds.) Psihologicheskiy slovar. Moscow: Politizdat. 1990. 494 p.
4. Rubinstein S. L. Osnovy obshchey psihologii. St. Petersburg: Piter Kom, 1999. 720 p. - (Ser.: "Mastera psikhologii").
5. Bim-Bad B. M. (Ed.) Pedagogicheskiy entsik-lopedicheskiy slovar. Moscow: Bolsh. Ros. en-tsikl., 2003. 528 p.
6. Surovikina S. A. Razvitie estestvennonauchno-go myshleniya uchashchihsya v protsesse obu-cheniya fizike: teoreticheskiy aspekt: monogr. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2005. 260 p.
7. Berulava G. A. Razvitie estestvennonauchnogo myshleniya uchashchihsya: metod. rekomendatsii. Chelyabinsk.: Izd-vo CHGPI "Fakel", 1991. 25 p.
8. Pavlov I. P. Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Nauka, 1951. 582 p.
9. Tverdokhlebov G. A. Fiziologiya myshleniya. Moscow: Nauch. tsifr. b-ka PORTALUS.RU, 05.11.2006. Available at: http://portalus.ru/mod-ules/philosophy/rus_readme.php?subaction=sho wfull&id=1162731595&archive=1254313661& start_from=&ucat=& (accessed: 10.03.2018).
10. Shatalov A. T., Oleynikov Yu. V. K probleme stanovleniya biofilosofii. Moscow: Nauch. tsifr. b-ka PORTALUS.RU, 06.01.2007. Available at: http://portalus.ru/modules/philosophy/rus_ readme.php?subaction=showfull&id=11680752 06&archive=1398581676&start_from=&uca t=& (accessed: 10.03.2018).
Третьякова Ирина Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры Общей биологии и физиологии Южно-Уральского государственного гу-
манитарно-педагогического университета e-mail: [email protected]
Tretyakova Irina A., PhD in Biology, Associate Professor, General biology and physiology Department, South Ural state humanitarian pedagogical University e-mail: [email protected]
Похлебаев Сергей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры Общей биологии и физиологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета e-mail: [email protected]
Pohlebaev Sergei M., ScD in Education, Professor, General biology and physiology Department, South Ural State humanitarian pedagogical University e-mail: [email protected]