Научная статья на тему 'Ожирение в дошкольном возрасте: педагогический взгляд на проблему'

Ожирение в дошкольном возрасте: педагогический взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОЖИРЕНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / CHILDHOOD OBESITY / OLDER PRESCHOOLERS / PEDAGOGICAL ASPECT / INSTRUCTOR OF PHYSICAL CULTURE / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Завьялова Татьяна Павловна, Стародубцева Ирина Викторовна

В статье представлены результаты опроса инструкторов по физической культуре детских садов; обобщены проблемы и трудности, с которыми столкнулись педагоги в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими избыточный вес и ожирение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Завьялова Татьяна Павловна, Стародубцева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Obesity at pre-school age: pedagogical viewpoint to the problem

The article is devoted to analysis of the questionnaire results of physical education instructors of kindergartens, and it addresses the problems and difficulties faced by teachers in the process of physical training and work with children with overweight and obesity.

Текст научной работы на тему «Ожирение в дошкольном возрасте: педагогический взгляд на проблему»

performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.43-52.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2019

УДК 373.2:616-056.52

ОЖИРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА

ПРОБЛЕМУ

Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет

(ТюмГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты опроса инструкторов по физической культуре детских садов; обобщены проблемы и трудности, с которыми столкнулись педагоги в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими избыточный вес и ожирение.

Ключевые слова: детское ожирение, старшие дошкольники, педагогический аспект, инструктор по физической культуре, анкетирование.

OBESITY AT PRE-SCHOOL AGE: PEDAGOGICAL VIEWPOINT TO THE

PROBLEM

Tatiana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Starodubtseva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, department chairman, Institute of physical culture, Tyumen State University

Annotation

The article is devoted to analysis of the questionnaire results of physical education instructors of kindergartens, and it addresses the problems and difficulties faced by teachers in the process of physical training and work with children with overweight and obesity.

Keywords: childhood obesity, older preschoolers, pedagogical aspect, instructor of physical culture, questioning.

В настоящее время, к сожалению, сохраняется тенденция увеличения распространенности избыточной массы тела (ИзбМТ) и ожирения у детей дошкольного и школьного возраста в различных регионах России. По данным специалистов, показатель распространенности колеблется от 5.5% до 11,8% [4]. Наши исследования, проводимые в рамках мониторинга физического здоровья дошкольников г. Тюмени, подтверждают эту тревожную тенденцию. Так, количество детей с ожирением и (ИзбМТ) в исследуемый период (20162017 гг.) увеличилось с 3,2% до 3,6% [2]. Исследования в сфере медицины и педагогики показывают, что у детей дошкольного возраста проблема ожирения представляется наиболее актуальной. Это связано с недооценкой опасности данного заболевания, как родителями детей, так и педагогами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Родители детей с ИзбМТ и отчасти педагогические работники не воспринимают это состояние, как отклонение от нормы [5].

К сожалению, нам удалось обнаружить весьма небольшое количество исследований, посвященных проблеме педагогической работы с детьми, имеющими ИзбМТ и ожирение. Чаще они посвящены изучению физического развития и двигательной активности. Гораздо реже в них освещаются вопросы нормирования физических нагрузок. Например, О.М. Буб-ненковой предлагаются аэробные нагрузки для снижения массы тела на начальной стадии ожирения девочек 5-10 лет [1]. В исследовании А.А. Поцелуева доказано, что улучшению показателей физического развития и физической подготовленности детей с ожирением

способствует изменение направленности и содержания занятий физической культурой за счёт увеличения объема упражнений аэробного характера; приведенные данные касаются детей младшего школьного возраста [6].

Итак, глобальное нарастание распространенности детского ожирения является одной из самых значительных проблем в медицине. Нездоровое питание, недостаточная физическая активность - основные детерминанты увеличения распространенности ожирения. Вместе с тем, сложность этого заболевания диктует необходимость изучения проблемы с привлечением не только методов медицины, но и педагогики. Необходимость в исследованиях такого направления вполне очевидна. Это подтверждается и опытом общения с воспитателями, инструкторами детских садов г. Тюмени. По их мнению, работа по профилактике и коррекции детского ожирения осуществляется далеко не всегда. На наш взгляд, одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная информированность о проблеме детского ожирения, особенностях его влияния на здоровье ребенка, возможностях профилактики и коррекции избыточного веса в процессе занятий физической культурой. В связи с этим возникает необходимость получения и анализа информации от инструкторов физической культуры, которые выполняют оздоровительную функцию в процессе физического воспитания дошкольников.

Цель исследования - выявить степень осведомленности инструкторов по физической культуре в детских садах о проблемах детского ожирения и его влияния на развитие ребёнка-дошкольника.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе дошкольных образовательных учреждений г. Тюмени в апреле 2019 года. В качестве метода исследования применялся опрос в форме анкетирования. Содержание вопросов было разработано с учетом результатов мониторинга физического здоровья дошкольников г. Тюмени, который позволил выявить количество мальчиков и девочек с ИзбМТ и ожирением, а также получить среднегрупповые показатели их физической подготовленности [7]. В исследовании приняло участие 69 инструкторов по физической культуре ДОУ г. Тюмени, имеющих различный стаж работы в этой должности - от полугода до 25 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На вопрос о количестве выпускников детских садов с ИзбМТ и ожирением 20,3% респондентов ответили, что к детям с данной патологией можно отнести 5% дошкольников. Ещё 13% педагогов указали на 2% детей, по 11,6 респондентов отметили 1% и 10%. Остальные 43,5% инструкторов привели различные данные в диапазоне от 0 до 50%. Подавляющая часть педагогов (52,2%) считает, что разницы между количеством мальчиков и девочек с ИзбМТ и ожирением не существует (рисунок 1). Разумеется, для получения объективной информации педагогам недостаточно метода педагогических наблюдений, требуется использование более точных методов исследования. Тем не менее, анализ ответов даёт основание утверждать, что значительная часть инструкторов не владеет достоверной информацией, а значит, не может эффективно управлять процессом оздоровления дошкольников с ИзбМТ и ожирением. Особый интерес представляют ответы педагогов об отличительных особенностях физической подготовленности детей с ИзбМТ и ожирением (рисунок 2).

Данные рисунка 2 свидетельствуют, что почти 70% опрошенных инструкторов считают, что существуют значительные отличия. Меньшая доля ответов (30%) пришлась на точку зрения о том, что дети отличаются лишь по некоторым показателям физической подготовленности.

Рисунок 1. - Ответы инструкторов на вопрос: «Кого Рисунок 2 - Ответы инструкторов на вопрос:

больше среди дошкольников, имеющих ИзбМТ и «Отличаются ли по показателям физической

ожирение?», % подготовленности дети с нормальным весом от детей с

избыточной массой тела и ожирением?»

Для дальнейших исследований не менее важной информацией стал анализ ответов респондентов на вопрос о том, как дети с ИзбМТ и ожирением справлялись с контрольными упражнениями по физической подготовленности в сравнении с детьми, имеющими нормальный вес. Ответы представлены на рисунок 3.

Рисунок 3 - Ответы инструкторов на вопрос: «Как справляются дети 6-7 лет, имеющие избыточный вес и ожирение, с тестами физической подготовленности, в сравнении с детьми, имеющими нормальный вес?»

По мнению инструкторов (рисунок 3), некоторые дети с ИзбМТ показывают лучшие результаты в выполнении таких тестов как наклон вперед (8%) и прыжок в длину с места (2%), измеряющих гибкость и скоростно-силовые способности. Есть точка зрения, что между детьми с нормой и патологией нет отличий при выполнении всех тестов физической подготовленности. Однако большая часть инструкторов указали, что дети с ИзбМТ и ожирением демонстрируют худшие результаты, в сравнении с детьми имеющими нормальную массу тела: в беговых упражнениях (61%), в упражнениях, измеряющих гибкость (наклон вперед - 38%), а также в упражнениях, оценивающих силовые (подъем туловища - 55%), координационные (челночный бег - 59%), скоростно-силовые (прыжок в длину с места -56%) способности. В ответах на вопрос двигательных действий, вызывающих затруднения у детей с ИзбМТ и ожирением, было установлено, что два вида основных движений вызывают, по мнению инструкторов, трудности: бег и лазание. На это указали 91,3% и 47,8% педагогов соответственно.

Общеизвестно, что в силу своего возраста дошкольник, не имея достаточно сформированную волевую сферу, при выполнении двигательных заданий, вызывающих утомление, не только испытывает трудности, но и теряет интерес к выполнению физических упражнений. Следовательно, проводя педагогические контрольные испытания, осуществляя организацию двигательной деятельности детей, педагогу важно наблюдать, контролировать, анализировать и осуществлять конструктивные педагогические воздействия для

облегчения этих трудностей, особенно у детей с ИзбМТ и ожирением.

Актуальной проблемой современного детского сада является повышение двигательной активности детей, в том числе и детей, имеющих ИзбМТ. Ответы инструкторов на вопрос об уровне двигательной активности детей с ИзбМТ представлены на рисунок 4.

Рисунок 4 - Ответы инструкторов ФК на вопрос: Рисунок 5 - Ответы инструкторов ФК на вопрос:

«Каков уровень двигательной активности детей с «Отличаются ли дети с ожирением и избыточной

ИЗБМТ и ожирением?» массой тела от детей с нормальным весом по

показателям умственного развития?»

Большая часть педагогов (69,6%) считает, что у детей с ИзбМТ преобладает средний уровень двигательной активности. Часть педагогов (24,6%) в ответе на вопрос отнесли таких детей к группе детей с низким уровнем активности. Затруднились с ответом на вопрос 5,8% опрошенных. Важной информацией явился факт отсутствия, по мнению педагогов, детей с высоким уровнем двигательной активности, что согласуется с данными многочисленных исследований. Кроме того, было важно получить информацию о том, как практически реализуются инструкторами ФК г. Тюмени некоторые концептуальные положения педагогической системы П.Ф. Лесгафта. В частности, учение о единстве физического и духовного развития личности, а именно - об использовании физических упражнений, как средства не только физического, но и интеллектуального развития человека [3]. С этой целью был задан вопрос, позволяющий изучить мнение педагогов об особенностях умственного развития детей с ИзбМТ (рисунок 5).

Большая часть (94,2%) педагогов констатировала, что отличий у детей с ИзбМТ нет, хотя некоторые педагоги (3%) высказали точку зрения о более высоких показателях умственного развития дошкольников с ИзбМТ и ожирением или, напротив, более низких показателях (2,8%).

С целью проведения дальнейших исследований, необходимо было выявить наличие в детских садах г. Тюмени методических рекомендаций по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими ожирение. Было установлено, что такие рекомендации имеют лишь 50,7% ДОУ При этом основными разработчиками таких рекомендаций выступают инструкторы детского сада (50%), педагогические коллективы ДОУ (30%), медицинские работники (10%). К сожалению, совместная разработка рекомендаций (медицинские работники, инструктор по ФК и педагогический коллектив) осуществлялась лишь в нескольких ДОУ (10%). Было выявлено, что преимущественным содержанием рекомендаций являются беседы, консультации с родителями, выполнение комплексов физических упражнений, контроль двигательной активности и диетического поведения. При этом основным исполнителем рекомендаций является инструктор по ФК, второе ранговое место занимает групповой воспитатель, и меньшее участие в этой деятельности принимает медицинский работник. Большая часть респондентов считают, что методические рекомендации, разработанные в их ДОУ, эффективны (90%). Только 10% специалистов эффективность рекомендаций отрицают, указывая на отсутствие конструктивного взаимодействия с

родителями детей, имеющих ИзбМТ. В ответах на вопросы, касающиеся обращения родителей детей с ИзбМТ к педагогам за рекомендациями по коррекции веса, преобладал отрицательный ответ (76,8%), лишь небольшое количество родителей хотели получить ответы на этот вопрос, что составило 23,2%.

Для дальнейшей исследовательской работы, имеющей практическую целесообразность, было важно получить сведения о трудностях, с которыми сталкиваются педагоги в работе с детьми, имеющими ИзбМТ и ожирение. Большую часть инструкторов по ФК волнует вопрос о регулировании физической нагрузки (61,8%), не менее важным представляются трудности, связанные с подбором упражнений для коррекции веса и организации кор-рекционной работы с такими детьми. Нами выявлено, что инструкторы нуждаются в помощи при организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими ИзбМТ и ожирение.

ВЫВОДЫ

1. Глобальное нарастание распространенности детского ожирения является одной из самых значительных проблем в медицине. Вместе с тем, сложность этого заболевания диктует необходимость изучения проблемы с привлечением не только методов медицины, но и педагогики.

2. Проведенное анкетирование инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений позволило установить большое разнообразие точек зрения и низкую степень владения достоверной информацией педагогами о числе детей с ИзбМТ и ожирением, а также особенностях их физического, двигательного, умственного развития, что может являться причиной неэффективного управления процессом оздоровления дошкольников имеющих проблемы с массой тела.

3. Большинство педагогов, не имея научно-обоснованных методических рекомендаций, нуждается в методической помощи, связанной с подбором физических упражнений для коррекции веса и регулированием физической нагрузки в процессе двигательной деятельности детей с ИзбМТ и ожирением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бубненкова, О.М. Нетрадиционный педагогический подход к физическому воспитанию девочек 5-10 лет с ожирением : дис. ... канд. пед. наук / Бубненкова О.М. - Смоленск, 2007. - 176 с.

2. Завьялова, Т.П. Мониторинговые исследования физического здоровья дошкольников: от проблем к поиску решений / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 12. - С. 46-48.

3. Зайцева, Н.В. П.Ф. Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического воспитания / Н.В. Зайцева. - Режим доступа : https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922479&archive=11968 14847&start_from=&ucat=& (дата обращения: 26.06.2019).

4. Конь, И.Я. Распространенность ожирения у детей дошкольного и школьного возраста в Российской Федерации / И.Я. Конь, Л.Ю. Волкова, М.М. Коростелёва // Вопросы детской диетологии. - 2011. - № 4. - С. 5-8.

5. Ожирение у детей дошкольного возраста: метаболические особенности / Е.В. Павловская, Т.В. Строкова, А.Г. Сурков, А.Р. Богданов, Б.С. Каганов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2013. - № 6. - С. 91-97.

6. Поцелуев, А.А. Направленность и содержание урока физической культуры для детей младшего школьного возраста с ожирением : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Поцелуев А.А. - М., 2014. - 24 с.

7. Стародубцева, И.В. Психофизический портрет современного выпускника детского сада (на примере тюменского региона) : монография / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова ; Тюменский гос. ун-т. - Тюмень : Издательство ТюмГУ, 2017. - 112 с.

REFERENCES

1. Bubnenkova, O.M. (2007), Innovative pedagogical approach to physical education 5-10 years girls with obesity, dissertation, Smolensk.

2. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva, I.V. (2017), "Monitoring studies of physical health of preschool children: from problems to find solutions", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 46-48.

3. Zaitseva, N.V. (2007), P.F. Lesgaft on the relationship between mental and physical education, available at: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922479&ar-chive=1196814847&start_from=&ucat=&.

4. Kon, I.Ya., Volkova, L.Yu. and Korostelyova, M.M. (2011), "Prevalence of obesity in children of preschool and school-age children in the Russian Federation", Questions of child nutrition, No 4, pp. 5-8.

5. Pavlovskaya E.V., Strokova, T.V., Surkov, A.G., Bogdanov. A.R. and Kaganov, B.S. (203), "Obesity in preschool children: metabolic features", Russian journal of perinatology and pediatrics, No. 6. pp. 91-97.

6. Potseluev, A. A. (2014), Thrust and content of the lesson of physical education for primary school-age children with obesity, dissertation, Moscow.

7. Starodubtseva, I.V. and Zavyalova, T.P. (2017), Psychophysical portrait of a contemporary graduate, kindergarten (on the example of the Tyumen region): monograph, publishing house Tyumen State University, Tyumen.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.06.2019

УДК 796.077.5

ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Валерия Сергеевна Иванова, аспирант, Павел Юрьевич Масленников, кандидат педагогических наук, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования по изучению мотивов поступления в магистратуру и приоритетов в области профессионального развития среди магистрантов университетов физической культуры (на примере НГУ им. П.Ф. Лесгафта) с точки зрения подготовки будущих научно-педагогических кадров.

Ключевые слова: магистратура, цели, обучение, мотивы, профессиональные приоритеты, научно-педагогические кадры.

RESEARCH OF MOTIVATION AND PROFESSIONAL PRIORITIES OF MASTER'S DEGREE STUDENT OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeriya Sergeevna Ivanova, the post-graduate student, Pavel Yuryevich Maslennikov, the candidate of pedagogy science, teacher Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the pilot research devoted to the study of the motives for admission to the magistracy and priorities in the field of the professional development among the undergraduates of physical education universities (using the example of the Lesgaft NSU, St. Petersburg) from the point of view of training of the future scientific and pedagogical personnel.

Keywords: magistracy, goals, training, motivation, professional priorities, scientific and pedagogical personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.