Научная статья на тему 'Региональные особенности показателей физического здоровья дошкольников 6-7 лет г. Тюмени'

Региональные особенности показателей физического здоровья дошкольников 6-7 лет г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕТИ 6-7 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцева Ирина Викторовна, Завьялова Татьяна Павловна

В статье рассматривается важность учета региональных особенностей дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы. Выявлены особенности физического здоровья тюменских детей 6-7 лет по показателям физического и функционального развития (длина и масса тела, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия), физической подготовленности (бег 30 м, 300 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя, подъём туловища в сед за 30 с). В ходе исследования установлено, что большинство показателей физического здоровья детей 6-7 лет, проживающих в специфических климатогеографических, экологических и социальных условиях западносибирского города, находятся в диапазоне половозрастной нормы и незначительно отличаются, а по некоторым параметрам превосходят показатели своих сверстников из других территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцева Ирина Викторовна, Завьялова Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspects of physical health indicators for preschoolers aged 6 to 7 years in Tyumen

The article contains information about importance of taking into account the regional aspects of preschoolers during the sport and recreation activities. The aspects of physical health of children aged 6 to 7 years old taking residence in Tyumen were revealed following the indicators of physical and functional development (height, weight, vital lung capacity, carpal dynamometry), physical conditioning (running 30 m, 300 m, standing long jump, lean forward from a standing position, sit-ups in 30 seconds). It has been established during the conducted study that most of the indicators of physical health of children aged 6 to 7 years old taking residence in the specific climate, geographic, ecological and social conditions of West Siberian city are within age-sex normal range, almost identical and in some aspects even exceed their age-mates from other regions.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности показателей физического здоровья дошкольников 6-7 лет г. Тюмени»

УДК 373. 24

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ Г. ТЮМЕНИ

Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет (ТюмГУ),

г. Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается важность учета региональных особенностей дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы. Выявлены особенности физического здоровья тюменских детей 6-7 лет по показателям физического и функционального развития (длина и масса тела, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия), физической подготовленности (бег 30 м, 300 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя, подъём туловища в сед за 30 с). В ходе исследования установлено, что большинство показателей физического здоровья детей 6-7 лет, проживающих в специфических климатогеографических, экологических и социальных условиях западносибирского города, находятся в диапазоне половозрастной нормы и незначительно отличаются, а по некоторым параметрам превосходят показатели своих сверстников из других территорий.

Ключевые слова: физическое здоровье, физическая подготовленность, старшие дошкольники, региональные особенности, дети 6-7 лет.

REGIONAL ASPECTS OF PHYSICAL HEALTH INDICATORS FOR PRESCHOOLERS AGED 6 TO 7 YEARS IN TYUMEN Irina Viktorovna Starodubtseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Tatiana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Institute of Physical Culture, Tyumen State University, Tyumen

Annotation

The article contains information about importance of taking into account the regional aspects of preschoolers during the sport and recreation activities. The aspects of physical health of children aged 6 to 7 years old taking residence in Tyumen were revealed following the indicators of physical and functional development (height, weight, vital lung capacity, carpal dynamometry), physical conditioning (running 30 m, 300 m, standing long jump, lean forward from a standing position, sit-ups in 30 seconds). It has been established during the conducted study that most of the indicators of physical health of children aged 6 to 7 years old taking residence in the specific climate, geographic, ecological and social conditions of West Siberian city are within age-sex normal range, almost identical and in some aspects even exceed their age-mates from other regions.

Keywords: physical health, physical conditioning, elder preschoolers, regional aspects, children aged 6 to 7 years old.

В последние десятилетия отечественная система дошкольного воспитания приобрела важные для современных условий особенности: многообразие видов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и форм образовательной работы, вариативность программ, самостоятельность ДОУ в выборе приоритетных направлений деятельности и т.п. Произошли существенные изменения и на региональном уровне: в Тюмени прошла широкомасштабная оптимизация системы дошкольного образования, включающая: укрупнение ДОУ (объединение 2-5 детских садов в один); сокращение воспитателей (вместо четырёх воспитателей на двух группах работает три) и узких специалистов; массовую реконструкцию спортивных залов под групповые помещения; значительное увеличение наполняемости групп. К особенностям региона следует отнести и уникальность климатогеографических условий, оказывающих существенное влияние на развитие и состояние ребёнка.

Однако в процессе указанных преобразований усугубились многие проблемы, стоявшие перед образовательной системой, появились новые вопросы, требующие ответа. В частности, как сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе интенсивной образовательной деятельности? Как обеспечить качество образования и удовлетворить требования всех участников образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов? Для решения этих задач необходимо пролонгированное, комплексное отслеживание всех параметров развития ребёнка, а значит, возрастает актуальность мониторинговых исследований психофизического развития детей. При этом важно учитывать особенности развития и здоровья детей, проживающих в различных климатических, экологических, социально-экономических условиях, что позволит более эффективно управлять процессом оздоровления и образования детей [1; 4; 6; 10; 12; 15]. Таким образом, в новых социально-экономических условиях, когда образование дошкольников в области физической культуры складывается из основного образования и дополнительных образовательных услуг, невозможно решать существующие проблемы, не учитывая конкретных условий ДОУ определенного региона, не предусматривая дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и физическим здоровьем. С этих позиций, обращение к изучению данной проблемы можно признать актуальным.

Исследовательская работа, посвященная изучению показателей физического, функционального развития и физической подготовленности дошкольников Тюмени осуществляется уже более десяти лет [4; 15]. При сопоставлении полученных результатов с опубликованными источниками неизбежно возникает вопрос о том, насколько эти результаты отличаются от подобных показателей, полученных ранее или другими исследователями, какова их динамика и региональные особенности, т.е. можно ли по ним оценить одноименные параметры генеральной совокупности? Однако получение ответа связано с преодолением множества препятствий. В исследованиях, связанных с изучением детей дошкольного возраста, они приобретают некоторую специфичность, поэтому остановимся на их кратком описании.

1. Разный объём выборки. Известно, что величина выборки в значительной степени влияет на точность получаемых данных. При этом, несмотря на большое число публикаций, посвящённых физическому здоровью детей, данных о полномасштабных исследованиях с большой выборочной совокупностью дошкольников, проживающих на разных территориях, обнаруживается ограниченное количество.

2. Разный состав выборки - ещё одно, существенное препятствие. Особенно часто оно возникает в исследованиях, связанных с изучением дошкольников. Считается, что в детском возрасте показатели развития мальчиков и девочек имеют незначительные отличия [8]. Вероятно, поэтому многие исследователи [2; 7; 12], формируют выборку без учёта пола, нарушая тем самым требование качественной определенности и однородности выборочной совокупности.

С этим же препятствием связано ещё одно обстоятельство. Дело в том, что в процессе занятий физической культурой человек проявляет себя как биопсихосоциальное существо. Изучая параметры, характеризующие, прежде всего, биологическую сущность подопечных, мы вынуждены при формировании выборки ориентироваться на соответствующие типологические признаки, такие как пол и возраст. При этом игнорируются другие немаловажные аспекты, например, группа детского сада, в которую ходит ребёнок. Получается, что социальные условия (особенности обучения и воспитания), оказывающие, по мнению учёных, значимое влияние на показатели развития ребёнка, в расчёт не берутся. Но, именно они на этапе дошкольного детства, по мнению ученых, имеют первостепенное значение [5]. Не редко остаётся неясным, к какой группе относятся дети. Например, в исследовании М.Н. Кузнецовой [6] не указано, все ли обследованные шестилетние дошкольники посещают подготовительную группу, или среди них есть те, кто по каким-то причинам ходит в старшую группу детского сада?

3. Отсутствие необходимых обобщающих статистических показателей в опубликованных источниках. Прежде всего, речь идёт о средних арифметических величинах и стандартных отклонениях, которые зачастую авторы не представляют, ограничиваясь данными о процентном соотношении лиц с низким, высоким и средним уровнем развития. При этом отсутствуют ссылки на нормативную базу, которой руководствовались исследователи.

4. Отсутствие данных о сроках проведения диагностики. В лучшем случае, большинство исследователей ограничивается указанием года проведения исследования. Однако этих данных явно недостаточно для сопоставления, т.к. известно, что показатели физической подготовленности сверстников, протестированных в мае и сентябре, будут иметь отличия, связанные с особенностями организации двигательной деятельности детей в летний период.

5. Различие числа и содержания контрольных упражнений является, вероятно, самой большой проблемой, о которой уже было сказано. Отметим лишь, что обнаружить данные исследований, проведённых по тому же числу тестов и методике тестирования, что и в нашем мониторинге, нам так и не удалось, как бы ни старались. Причём, даже данные собственных исследований, организованных в разные годы сопоставить полностью не представилось возможности, т.к., в силу разных обстоятельств, была изменена процедура тестирования.

Тем не менее, несмотря на указанные трудности, постараемся выделить специфические особенности физического здоровья тюменских дошкольников. И первое, на что необходимо указать - это положительная динамика большинства результатов детей 6-7 лет, наблюдаемая за период с 2002 по 2016 год (таблица). Самое значительное улучшение произошло в показателях скоростных способностях детей по результатам бега на 30 м. Современные мальчики и девочки, в среднем, стали показывать лучшие результаты, как в начале, так и в конце учебного года.

Таблица - Среднегрупповые показатели диагностики физической подготовленности детей 6-7 лет в период 2002-2003 и 2015-2016 учебных годах, ^ (М±о)_

Контрольное упражнение Пол 2002-2003 уч./г. 2015-2016 уч./г.

Осень - 2002 Весна -2003 Осень -2015 Весна -2016

Бег 30 м, с м 7,52±0,44 7,1±0,89 7,45±0,93 6,67±0,72

д 8,19±0,48 7,3±1,42 7,89±2,37 6,92±2,35

Бег 300 м, с м 136±0,24 95±24,2 111,32±28,29 96,06±9,76

д 154±0,25 104±27,3 115,84±17,73 101,06±15,28

Наклон вперед, см м 4,6±1,3 5,15±2,8 4,4±6,57 5,8±5,78

д 6,1±1,7 6,6±2,7 6,67±6,18 9,22±5,74

Прыжок в длину с места, см м 127,3±18,9 120,5±9,7 112,12±19,12 119,98±17,93

д 115,7±14,6 111,0±10,2 108,54±17,53 115,13±14,21

Однако детальный анализ представленных данных обнаруживает некоторые неблагоприятные тенденции в физической подготовленности мальчиков 6-7 лет.

В частности, выпускники 2016 года, в сравнении со сверстниками-выпускниками 2003 года, продемонстрировали хоть и незначительно, но более низкие результаты в показателях общей выносливости (бег на 300 м) и скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места). Вероятно, это опять же связано с недостаточной двигательной активностью, влиянию которой мальчики подвержены больше, чем девочки.

Попытки выявить региональные особенности физического здоровья тюменских дошкольников привели нас к выводу о том, что по большинству изучаемых показателей в наст время они занимают «срединное» положение, в сравнении с детьми того же возраста, проживающими в других территориях нашей страны. То есть, среди опубликованных данных обнаруживаются, как лучшие, так и худшие показатели физического развития и физической подготовленности старших дошкольников.

Так, в результате анализа показателей физического развития обнаруживается, что среднегрупповые результаты измерения длины тела тюменских дошкольников шести лет выше, чем у детей, проживающих в Москве [6]. В то время как масса тела северных дошкольников, установленная в исследовании Н.И. Синявского, М.Е. Снигур, превышает соответствующие средние показатели дошкольников из Тюмени на 3^3,5 кг [14]. В показателях кистевой динамометрии дети из Санкт-Петербурга и Краснодара значительно (в среднем на 2^2,5 кг) превосходят тюменских дошкольников [9; 10].

При сопоставлении показателей диагностики физической подготовленности выявлено, что тюменские дошкольники демонстрируют более высокие результаты выполнения прыжка в длину с места, чем питерские и московские дети [6; 9]. Тогда как, скорост-но-силовые способности тюменских дошкольников ниже, в сравнении с краснодарскими сверстниками [3]. В сравнении с северными детьми, у тюменских дошкольников 6-7 лет обнаружены более низкие показатели выполнения бега на 30 и 300 м, а также наклона вперёд и поднимания туловища в сед из положения лёжа на спине [14].

ВЫВОДЫ

В заключении необходимо отметить, что выявленные региональные особенности физического здоровья тюменских дошкольников можно отнести к разряду приблизительных, так как для получения качественного анализа обнаруженных нами в опубликованных источниках исследовательских данных, недостаточно. Нужны дополнительные исследования изучаемых показателей в различных регионах нашей страны. При этом важно соблюдать единую методику тестирования, одинаковость условий проведения тестов, которые определены соответствующими постановлениями о мониторинге физического здоровья дошкольников. Можно предположить, что в тюменских дошкольных образовательных учреждениях потенциал физической культуры для улучшения показателей физического здоровья детей 6-7 лет пока используется не в полной мере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башта, Л.Ю. Развитие физических способностей дошкольников в условиях детского дома : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Башта Л.Ю. - Омск, 2006. - 24 с.

2. Вайсвалавичене, В.Ю. Структура средств, методов и условий развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Вайсвалавичене В.Ю. - Москва, 2015. - 23 с.

3. Дворкина, Н.И. Влияние спортивных занятий на развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников / Н.И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 5. - С. 22.

4. Завьялова, Т.П. Мониторинг физической подготовленности дошкольников Тюмени: первые результаты, первые обсуждения / Т.П. Завьялова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 8. - С.17-19.

5. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение,1978. - 272 с.

6. Оценка физического развития и функциональной подготовленности детей 6-летнего возраста в условиях дошкольных учреждений / М.Н. Кузнецова, Н.С. Подгорнова, С.Д. Поляков, А.М. Соболев, С.В. Хрущёв // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - № 3-4. - С. 96-100.

7. Малышев, А.А. Содержание и организация регионально ориентированного физического воспитания детей дошкольного возраста субтропического района черноморского побережья Кавказа : автореф. ... дис. канд. пед. наук : 13.00.04 / Малышев А.А. - Краснодар, 2009. - 24 с.

8. Мищенко, Л.В. Интегративное исследование пологендерного развития индивидуальности детей дошкольного возраста : монография / Л.В. Мищенко. - Saint-Louis : Publishing House "Science & Innovation Center", 2013. - 270 с.

9. Петренкина, Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Петренкина Н.Л. - Санкт-

Петербург, 2004. - 22 с

10. Ползикова, Е.В. Формирование физической культуры детей старшего дошкольного возраста с учетом их половозрастных особенностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ползикова Е.В. - Краснодар, 2014. - 272 с.

11. Панская, Т.В. Организация и содержание физической подготовки и процесса формирования основных движений у детей 3-6 лет в климатогеографических условиях Крайнего Севера : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Панская Т.В. - Краснодар, 2005. - 24 с.

12. Родин, М.А. Особенности физического развития детей 6-7 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений различного типа [Электронный ресурс] / М.А. Родин, А.Я. Родин // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24486 (дата обращения: 06.11.2016).

13. Родин, Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков : дис. ... канд. пед. наук / Родин Ю.И. - Тула, 1998. - 177 с.

14. Синявский, Н.И. Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья : монография / Н.И. Синявский, М.Е. Снигур. - Ханты-Мансийск : Издательский дом «Новости Югры», 2012. - 164 с.

15. Стародубцева, И.В. Проблемы и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, А.С. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 17-21.

REFERENCES

1. Bashta, L.Yu. (2006), Development of physical abilities of preschool children in the conditions of orphanage, dissertation, Omsk.

2. Vaysvalavichene, V.Yu. (2015), Structure of means, methods and conditions of development of motive abilities in children of the advanced preschool age of 5-7 years, dissertation, Moscow.

3. Dvorkina, N.I. (2009), "Influence of sports occupations on development of physical and mental abilities of preschool children", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 22.

4. Zavyalova, T.P. (2005), "Monitoring of physical fitness of preschool children of Tyumen: first results, first discussions", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 17-19.

5. Keneman, A.V. and Hukhlayeva, D.V. (1978), Theory and technique of physical training of children of preschool age, Education, Moscow.

6. Kuznetsova, M.N., Podgornova, N.S., Polyakov, S.D., Sobolev, A.M. and Khrushchev, S.V. (2010), "Assessment of physical development and functional readiness of children of 6-year age in the conditions of preschool institutions", Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation, No. 3-4, pp.96-100.

7. Malyshev, A.A. (2009), Contents and the organization regionally the focused physical training of children ofpreschool age of the subtropical region of the Black Sea coast of the Caucasus, dissertation, Krasnodar.

8. Mishchenko, L.V. (2013), Integrative research of polo gender development of identity of children of preschool age, publishing house "Science & Innovation Center", Saint-Louis.

9. Petrenkina, N. L. (2004), Definition of physical fitness of children of the advanced preschool age, dissertation, St. Petersburg.

10. Polzikova, E.V. (2014), Formation of physical culture of children of the advanced preschool age taking into account their gender and age features, dissertation, Krasnodar.

11. Panskaya, T.V. (2005), the Organization and content of physical training and process of formation of the main movements at children of 3-6 years in the climatic and geographical conditions of Far North, dissertation, Krasnodar.

12. Rodin, M. A. and Rodin, A.Ya. (2016), "Features of physical development of children of 6-7 years in the conditions of preschool educational institutions of various type", Modern problems of science and education, No. 3, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24486.

13. Rodin, Yu.I. (1998), Development of motive abilities of children of the advanced preschool age by means of formation of various motive skills, dissertation, Tula.

14. Sinyavsky, N.I. and Snigur, M.E. (2012), the Mode of physical activity of children of 6-7 years in hypocomfortable conditions of the Average of Priobye: monograph, News of Yugra publishing house, Khanty-Mansiysk.

15. Starodubtseva, I.V., Zavyalova T.P. and Yakovlev, A.S. (2013), "Problems and prospects of physical training of preschool children of the city of Tyumen", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 17-21.

Контактная информация: zavyalova53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 796.011

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В

УСЛОВИЯХ КАФЕДР СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В представленной статье отражены результаты мониторинга, проведённого на кафедре теории и методики бокса ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», с целью определения педагогических и методических особенностей преподавания дисциплины «Актуальные вопросы развития видов спорта" направления 42.04.02. «Журналистика», профиль/направленность «Спортивная журналистика» в условиях спортивно-педагогических кафедр. Анализировалась основная направленность учебного процесса при реализации указанной дисциплины, а также формы и содержание преподавания базовых знаний по спортивным единоборствам студентам непрофильных кафедр.

Ключевые слова: педагогические и методические особенности преподавания учебных дисциплин, спортивные единоборства.

MONITORING OF REALIZATION OF SOME SUBJECT MATTERS IN THE CONDITIONS OF DEPARTMENTS OF SPORTS AND PEDAGOGICAL PROFILE

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The results of the monitoring which is carried out at department of the theory and technique of boxing of Lesgaft University for the purpose of definition of the pedagogical and methodical features of teaching discipline "Topical issues of development of sports" of the direction 42.04.02 are reflected in the submitted article "Journalism", profile/orientation "Sports journalism" in the conditions of sports and pedagogical departments. The main orientation of the educational process at realization of the specified discipline, and also forms and contents of teaching to basic knowledge covering the combat sports of the students of non-profile departments was analyzed.

Keywords: pedagogical and methodical features of teaching to subject matters, combat sports.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность кафедры теории и методики бокса за более чем три десятилетия своего существования в НГУ им. П.Ф. Лесгафта, неоднократно модернизировалась с учётом тенденций, возникающих в системе высшего профессионального образования России. Совершенствовались и корректировались различные аспекты учебной, методической, научной, спортивной работы со студентами, магистрантами, аспирантами кафедры. Работа профессорско-преподавательского состава данной кафедры также была ориентирована и на учёт изменений в сфере спортивных единоборств. Это нашло своё отражение в том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.