Научная статья на тему 'Моделирование региональной логистической системы'

Моделирование региональной логистической системы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
433
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / MODELLING / REGIONAL LOGISTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Циунчик Вячеслав Викторович, Савкин Дмитрий Александрович

Представлен обзор математических подходов к моделированию региональной логистической системы в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of the mathematical approaches to modeling regional logistic of system in the Kaliningrad area is submitted

Текст научной работы на тему «Моделирование региональной логистической системы»

УДК 519.866

В. В. Циунчик, Д. А. Савкин

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Представлен обзор математических подходов к моделированию региональной логистической системы в Калининградской области.

The review of the mathematical approaches to modeling regional logistic of system in the Kaliningrad area is submitted.

Ключевые слова: моделирование, региональная логистическая система.

Key words: modelling, regional logistic system.

Региональная логистика объединяет экономику региона и логистический подход к организации товародвижения. Региональная экономика определяет структуру и состав производительных сил, расположение потребителей, структуру и направления движения товарной массы. Логистика с позиции системного подхода обеспечивает взаимодействие всех участников экономической деятельности в цепях поставок с целью уменьшения суммарных издержек в товародвижении.

Предмет логистики — потоки — материальные (грузовые), финансовые, информационные и сервисные — на всем пути своего следования от момента возникновения до момента полного их потребления. Все они неразрывно связаны между собой: без финансового потока не возникает материального, а сам материальный поток может стать источником финансового потока. Материальный и финансовый потоки неразрывно связаны с информационными потоками. Однако все указанные потоки не могут существовать без человека, их инициирующего, управляющего ими и потребляющего.

Данная статья посвящена вопросам применения математического и компьютерного моделирования для проектирования оптимальной логистической системы в Калининградской области.

Актуальность исследования обусловливается тем, что транспорт — одна из приоритетных сфер экономики области, важнейший источник финансовых поступлений в бюджет. От эффективности его работы зависят устойчивое развитие экономики региона, условия и уровень жизни населения.

Особенности территориально-географического и геополитического положения

Калининградской области делают ускоренное развитие ее транспортно-логистического комплекса необходимым условием успешного развития всех других отраслей экономики области, объединения их в единое российское экономическое пространство, а также в систему международного разделения труда. Транспортно-логистический комплекс должен, с одной стороны, обеспечить устойчивое сообщение между областью и основной частью России, с другой — в полной мере подключить область к европейской транспортной системе и тем самым содействовать развитию экономического сотрудничества России и ЕС.

После расширения Евросоюза 1 мая 2004 г. Калининградская область стала анклавом России внутри Евросоюза. Недостаточная проработка вопросов трансграничного взаимодействия в новой геополитической ситуации привела к усилению экономической изоляции области от других регионов России из-за роста издержек и рисков при перевозке грузов между ними транзитом через территории стран-участников Евросоюза.

Для предотвращения в будущем повторения данного сценария предлагается создание математических и компьютерных моделей транспортно-логистического комплекса в Калининградской области.

Рассмотрим существующую в настоящее время классификацию способов моделирования региональных логистических систем:

— ситуационное моделирование, при котором для получения прогноза вектора состояний системы Z(T) оценивается изменение состояний z(t) є Z за время Т. По этому признаку к ситуационным можно отнести модели, применяемые для оценки динамики работы службы закупок, интенсивности и мощности каналов товародвижения в распределительной сети, состояния дел по управлению производственными и товарными запасами и так далее;

— бехивиоральное моделирование, определяющее выходные статистические характеристики y(t) є Y на интервале времени [0, Т]. Отсюда бехивиоральными моделями следует считать те,

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 10. С. 173—175.

которые дают статистическую оценку степени устойчивости, надежности и адаптивности системы на определенном временном отрезке. К моделям подобного рода можно отнести модели, построенные на основе теории массового обслуживания, поскольку в них используются статистические распределения интервалов между различными логистическими операциями.

В зависимости от формы модельного представления объекта логистизации модельный ряд далее можно разбить на два основных вида: физическое (материальное) и абстрактное моделирование.

Физические модели в общем случае разделяются на натурные и макетные. Абстрактное моделирование остается пока наиболее приемлемым средством познания в логистике, а чаще всего и единственно возможным. По способам выражения абстрактное моделирование декомпозируется по четырем направлениям: концептуальное, математическое, имитационное и символическое.

В свою очередь концептуальные модели можно условно разграничить на вербальные модели и модели общесистемных структурных форм. В настоящее время — это наиболее распространенный тип моделей в логистике.

Математические модели в высшем своем проявлении способны на многое, но дать какую-то конкретную характеристику, по которой можно было бы отнести ту или иную модель к математическому типу, затруднительно. Слишком громаден диапазон математического действия: от весьма абстрактных моделей в символьных переменных до серьезной проработки вычислительных аспектов. В зависимости от степени достижения результата при описании механизма протекания исследуемых процессов за счет применения математических методов, их можно условно декомпозировать на четыре группы: аналитические (цифровые), аналоговые, кибернетические и игровые.

Но еще более сложный характер имеют имитационные модели (ИМ). И неудивительно, поскольку по названному признаку практически все классы, подклассы, виды, группы и разновидности абстрактных моделей можно считать имитацией реальной действительности. На данном основании имитационные модели можно условно разделить еще на три группы: аналитические, кибернетические и информационные.

В настоящее время информационные модели делятся на две разновидности: обеспечивающие и не обеспечивающие поиск необходимых сведений для выполнения целевых функций.

При более близком знакомстве с информационными моделями можно обнаружить, что их устройство во многом основано на использовании символических моделей, разделяющихся в свою очередь на языковые и знаковые (телеологические). В основе языковых моделей лежит строго зафиксированный определенным машинным языком (FORSIM, GPSS, SIMULA, SIMSCRIPT, BOSS, SOL, DYNAMO, MIMIC и др.) набор однозначных понятий, а в знаковых с помощью различных знаков (кванторов, предикатов, обозначений элементов из теории множеств и других) отображается набор необходимых понятий, благодаря чему в отдельных символах дается описание какого-либо реального объекта.

Таким образом, для моделирования логистической системы в Калининградской области более применима информационная модель.

Список литературы

1. Носов А. Л. Региональная логистика. М., 2007.

2. Осовцев В. Моделирование логистических процессов // Риск — Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2004. № 2. С. 26 — 30.

Об авторах

Вячеслав Викторович Циунчик — студ., РГУ им. И. Канта.

Дмитрий Александрович Савкин — ст. преп., РГУ им. И. Канта,

e-mail: [email protected]

Authors

Vyacheslav Tsiunchik — student, IKSUR.

Dmitriy Savkin — high instructor, IKSUR, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.