ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
73
В.Г. АФАНАСЬЕВА
Валерия Геннадьевна АфАНАСЬЕВА — аспирантка кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ.
В 2012 г. окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Автор 1 публикации.
Область научной специализации — региональная экономика.
^ ^ ^
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ* *
Региональная экономика как наука многогранна, одним из объектов ее изучения выступает региональная транспортно-логистическая система, которая выступает одним из компонентов региональной экономики. Региональная экономика определяет структуру и состав производительных сил, расположение потребителей, структуру и направления движения товарной массы. Логистика с позиции системного подхода обеспечивает взаимодействие всех участников экономической деятельности в цепях поставок с целью уменьшения суммарных издержек в товародвижении [8, с. 173].
Региональная транспортно-логистическая система (РТЛС) может складываться стихийно независимыми агентами или сознательно формироваться в качестве целостной системы. РТЛС можно рассматривать как специфическую форму пространственной организации логистической сферы (кластер). Необходимо отметить, что региональные аспекты логистики, применительно к условиям России, изучены недостаточно тщательно, несмотря на то, что в наше время это весьма актуальная тема. Актуальность обусловливается тем, что транспортно-логистическая система — одна из приоритетных сфер экономики любого субъекта РФ, важнейший источник финансовых поступлений в бюджет. От эффективности ее работы зависит устойчивое развитие экономики региона, условия и уровень жизни населения.
Следует отметить, что при изменении общественного строя и появления новых условий хозяйствования в нашей стране возникла потребность в изучении проблематики РТЛС, в том числе и с позиции региональной экономики. В связи с этим появились работы таких авторов, как В.С. Колодин «Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка», который определял эту систему как «совокупность функций, форм, методов и средств всех субъектов логистического процесса, участвующих в организации товародвижения. Она представляет собой единую целостность и включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения региональной крупномасштабной хозяйственной системы» [3, с. 49].
В работе А.Л. Носова «Региональная логистика» утверждается: «важнейший элемент региональной логистической системы — информационный, в составе которого находится телекоммуникационная инфраструктура. Степень ее развитости определяет возможность применения тех или иных логистических технологий в регионе, возможность взаимодействия участков логистического процесса и общего управления региональной логистикой» [5, с. 75].
ГРНТИ 06.61.33 © В.Г. Афанасьева, 2014
* Публикуется по рекомендации д.э.н., проф. Э.Л. Файбусовича.
74
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
В работе В.М. Разумовского и А.И. Солодкого говорится: «Транспортно-логистические системы и региональное развитие», транспортный комплекс России характеризуется в территориальном отношении неравномерным развитием, что сказывается на формировании и распределении грузо- и пассажиропотоков. Разнообразие природных и социально-экономических условий регионального развития и разная степень транспортной освоенности географического пространства России обусловливают соответствующие различия в условиях перевозок грузов и пассажиров [6, с. 270].
Д.И. Кокурин в работе «Влияние логистической инфраструктуры на состояние экономики: региональный аспект» указывает, что РТЛС имеет довольно сложную и емкую структуру, которая включает в себя коммерческую, финансовую, информационную, сервисную, транспортную, складскую логистику, а также логистику снабжения, производства, сбыта, запасов. Каждое звено транспортнологистической системы основывается на понимании соответствующего вида экономической деятельности как экономической системы разного уровня (мирового, регионального, муниципального) [2, с. 58].
Появление этих работ свидетельствует о том, что существует потребность в особом разделе регионально-экономической науки, которую можно назвать региональной логистикой. Следует отметить, что до настоящего времени это направление не сложилось в единую систему, в связи с отсутствием четкого определения предмета изучения. В данной работе в качестве предмета региональной логистики предлагается РТЛС.
Региональная транспортно-логистическая система — это основа механизма целевого и рационального использования ресурсов в разных формах и структурах их присутствия в регионе. Для России, с ее огромной территорией, большим разнообразием природных и экономических условий, различным уровнем социально-экономического развития и специализации производства в отдельных регионах, первостепенное значение приобретает формирование региональных транспортно-логистических систем.
Таким образом, транспортно-логистические системы отдельных регионов страны, несмотря на общие подходы к анализу и синтезу подобных систем, будут отличаться друг от друга конфигурацией, набором логистических посредников, видами и параметрами материальных, финансовых и информационных потоков, организацией менеджмента и связи и т. п.
По характеру обслуживания территорий логистику можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя логистика направлена на координацию и усовершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах страны. Внешняя логистика связана с вопросами регулирования потоковых процессов, которые выходят за пределы страны.
РТЛС отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство, организацию, управление. Главными свойствами РТЛС в идеале являются оптимальность и адаптивность. Необходимым и предварительно заданным свойством является оптимальность. От итогов управляющих воздействий и реализуемых оценок зависит оптимальность применения определенных систем. Оптимизационные решения, принимаемые в логистических системах, позволяют сохранить стабильность управления при принятии последующих управленческих решений, упрощают выбор альтернативных вариантов и облегчают анализ вопросов, от которых зависят первичные предпосылки решения проблем управления потоковыми процессами.
Важнейшей характеристикой транспортно-логистической системы является цикл, который определяется периодом времени, необходимым для проведения заказа на поставку конкретного товара, его изготовления, включая приобретение необходимых для этого ресурсов, и непосредственно на доставку продукции, заказанной потребителем, на склад или к другому месту назначения.
Логистический цикл состоит из: 1) времени на оформление заказа в определенном порядке; 2) времени на доставку и передачу заказа поставщику; 3) времени выполнения заказа поставщиком, которое включает 4) время доставки готовой продукции заказчику.
Среднегодовые темпы прироста рынка транспортно-логистических услуг составляют 5-7 %. По данным международных консалтинговых компаний, более трети доходов в мире торгового бизнеса приходится на логистических посредников [1, с. 280]. В отраслях региональной экономики предприятия ежегодно перепоручают выполнение до 30 % своих логистических функций сторонним предприятиям-посредникам.
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
75
Логистическими посредниками являются транспортные компании, выполняющие полный комплекс качественных транспортно-логистических решений по доставке грузов. Одним из эффективных способов исследования рынка транспортно-логистических услуг являются ежегодные исследования и составление рейтинга самых крупных логистических компаний.
Так эксперты Южно-Российского исследовательского центра «ФАКТОР» провели опрос, участниками которого стали более 1000 ведущих организаций страны. Респонденты из 12 городов РФ — Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Самары, Саратова и Уфы — назвали 17 самых узнаваемых транспортно-экспедиционных компаний, услугами которых они пользуются [6].
Таблица 1
Рейтинг узнаваемых транспортно-экспедиционных компаний по итогом опроса
Место нахождения центрального офиса Транспортная компания 100 %-ное соотношение от количества опрошенных респондентов
Москва и Санкт-Петербург Другие города
Санкт-Петербург Деловые линии 87 82
Москва ПЭК 73 74
Москва Автотрейдинг 71 71
Москва Грузовозофф 64 66
Москва Байкал Сервис 56 66
Москва Желдорэкспедиция 66 62
Екатеринбург КИТ 22 25
Москва Аттента 11 24
Москва ГлавДоставка 13 23
Москва Реил Континент 13 20
Москва DPD 19 19
Москва СкифКарго 21 18
Москва Мейджик Транс 11 11
Москва ЦАП 7 11
Москва ТЭС 9 9
Москва Транс Вента 6 8
Москва Светлана и Ко 6 7
По итогам опроса оказалось, что ТК «Деловые линии» была признана лучшей транспортноэкспедиционной компанией абсолютным большинством респондентов. «Первая экспедиционная компания» («ПЭК») оказалась на втором месте: 73 % опрошенных в Москве и Санкт-Петербурге и 74 % в других городах назвали ее самой узнаваемой, а 9 и 6 % соответственно — лучшей. И на третьем месте — ТЭК «Автотрейдинг». Она получила по 71 % голосов от москвичей с петербуржцами и жителей других городов в рейтинге узнаваемости, а лучшей ее признали 7 % в Москве и Санкт-Петербурге и 8 % в других городах.
Интересно, что в списке транспортно-экспедиционных компаний фигурирует и транспортная компания «Грузовозофф»: она известна 66 % респондентов. В 2012 г. компания была объявлена банкротом. Тем не менее 1-2 % опрошенных все еще считают ее лучшей на отечественном рынке грузоперевозок [4].
Следует отметить, что многие транспортно-логистические компании хорошо известны и узнаваемы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Отсюда можно сделать вывод, что логистическая система наглядно показывает, каков уровень экономики в том или ином регионе страны.
Из 17 представленных транспортных компаний главные офисы, за исключением двух, находятся в Москве. Это трансрегиональные транспортные компании, имеющие филиалы по всей России, практически в каждом крупном городе региона.
В таблице 2 (составлена автором по данным с сайтов транспортных компаний (ТК)) представлены данные по количеству филиалов в регионах лидирующих транспортных компаний. По этим данным можно увидеть, что большая часть субъектов РФ охвачена деятельностью указанных ТК и имеет до-
76
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
статочное количество филиалов. Но не стоит забывать о том, что практически у каждой транспортной компании есть сервис «доставки до дверей». Подобный сервис предоставляет возможность за дополнительную плату доставить груз до нужного пункта назначения. Но вопрос цены будет зависеть напрямую от удаленности места назначения от терминала транспортной компании.
Таблица 2
Количество филиалов лидирующих транспортно-экспедиционных компаний
Компания Количество филиалов Общее число регионов
Деловые линии 122 76
ПЭК 115 76
Автотрейдинг 176 80
Региональная транспортно-логистическая система как составная часть экономики региона в наше время становится все более интересным и важным объектом изучения для региональной экономики как науки. Транспортно-логистическая система тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики региона, что позволяет оказывать определенное влияние на экономическую деятельность субъекта. Региональная транспортно-логистическая система имеет ряд аспектов, попытка раскрыть которые предпринята в данной статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика. СПб.: Питер, 2013. 432 с.
2. Кокурин Д.И., Назарин К.Н. Влияние логистической инфраструктуры на состояние экономики: региональный аспект / Логистика и управление цепями поставок. 2011. № 4 (45). С. 57-67.
3. Колодин В.С. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. 174 с.
4. Независимая исследовательская компаниия Южно-Российский исследовательский центр «Фактор». URL: http://www.opros-center.info
5. Носов А.Л. Региональная логистика. М.: Альфа-Пресс, 2007. 168 с.
6. Разумовский В.М., Солодкий А.И. Транспортно-логистические системы и региональное развитие // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). С. 270-273.
7. Умный логист. URL: http:// www.umniylogist.ru
8. Циунчик В.В., Савкин Д.А. Моделирование региональной логистической системы // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010. № 10. С. 173-175.