Научная статья на тему 'Эмпирические основы функционирования корпоративных логистических систем'

Эмпирические основы функционирования корпоративных логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асадуллина Н. Р.

В статье обоснованы особенности формирования и функционирования корпоративных логистических систем на современном этапе, раскрыто их значение и показана роль в эффективном развитии экспортоориентированной продукции регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL BASES OF FUNCTIONING OF CORPORATE LOGISTICAL SYSTEMS

In the article the necessity of development and functioning of the corporate logistic system in modern conditions are considered. Analyzed role and meaning of logistic system’s efficiency in extending of services and products export in the region.

Текст научной работы на тему «Эмпирические основы функционирования корпоративных логистических систем»

Асадуллина Н.Р. - Институт экономики Академии Наук РУз, с.н.с., к.э.н.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Сегодня глобализация стала реальным сложноэволюци-онирующим фактором мировой истории, который, будучи открытым и многомерным по своей интенции, включа-ет процессы самоорганизации мирового сообщества, связанные с потребностями эффективного функционирова-ния национальных экономик. В мировом сообществе наблюдаются тенденции к развитию межконтинентальных экономических связей. Мировые интегральные процессы отражаются на национально и региональной политике, приводя к формированию корпоративных логистических систем по направлениям движения потоков транснациональных грузов.

Географическое расположение территории Узбекистана, и разнообразие природных ресурсных, экономических, производственных условий, а также традиционное экономическое и геополитическое территориальное деление обуславливают необходимость синтеза указанных логистических систем для решения проблем движения транснациональных грузов.

Эффективность функционирования национального хозяйства в этих условиях зависит от прочной производственно-финансовой базы формирования отечественных корпоративных логистических систем, целью которых является получение высокой и устойчивой прибыли с помощью более рационального использования имеющихся ресурсов, разработка и предоставление новых видов услуг и продукции, что, в конечном счете, обеспечивает и ускорение социально-экономического развития отдельных территорий области и их регионов.

Корпоративными логистическими системами (КЛС) автор называет устойчивые ма-крологистические системы, формируемые транснациональными компаниями (ТНК) или финансово-промышленными группами (ФПГ). В состав такой логистической системы могут входить промышленные предприятия, научные

организации, банки, страховые и инвестиционные компании, фонды и другие финансово-кредитные учреждения.

Существуют несколько подходов к изучению формирования логистических систем: кибернетический и системный.

С точки зрения кибернетического подхода логистическая система рассматривается как совокупность процессов обмена, обработки и преобразования информации. Кибернетический подход представляет ЛС как систему с управлением, включающую три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи. Применение кибернетического подхода к логистике требует описания основных свойств ЛС при помощи математических моделей. Это позволяет разрабатывать и автоматизировать алгоритмы оптимизации кибернетической системы управления1.

Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого заключается в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизован-

1 Асадуллина Н.Р. Монография: «Формирование концепции логистического подхода в управлении отраслевым комплексом в условиях модернизации экономики». Изд. «Фан» АН РУз. Ташкент, 2008.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

Рисунок 1. Схема системной взаимосвязи факторов, определяющих предпосылки формирования КЛС

Факторы предпосылки формирования КЛС

институционально-организационные

Макрологистические технологические информационные

- изменение динамики макроэкономических показателей; -углубление специализации;

- глобализация; -мировой кризис; -глобализация роли международных организаций

-усилие развития мировых интеграционных процессов; -модернизация экономики; -усилия конкуренции; -формирование неинституциональной

инфраструктуры

-рост масштабов

наукоемких

технологий;

-стандартизация

качества,

внедрение

концепции TQM;

-развитие

мировой

инфраструктуры

-формирование и

развитие новых

систем

получения,

передачи

обработки

информации;

-развитие

электронной

торговли.

ных объектов - систем разных типов и классов. Можно встретить двоякое понимание системного подхода:

- с одной стороны, это рассмотрение и анализ существующих систем;

- с другой создание, конструирование и синтез систем для достижения целей.

Применительно к логистике под системным подходом понимают комплексное изучение системы как единого целого.

Учитывая изложенное, следует отметить, что высокая ресурсная и энергетическая независимость национальной экономики, мощный научно-технический потенциал, наличие геополитических преимуществ в системе международных хозяйственных связей должны быть рационально использованы в процессе формирования корпоративных логистических систем.

Обобщение материалов теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов, позволили выделить некоторые объективные предпосылки необходимости формирования корпоративных логистических систем в национальной экономике Узбекистана.

Эти объективные предпосылки можно сгруппировать в несколько групп факторов, к которым относятся:

- макроэкономические;

-институционально-организационные;

-технологические;

- информационные.

На рисунке 1 представлены группы факторов, определяющих предпосылки формирования корпоративных логистических систем в Узбекистане.

Распределение указанных факторов по группам в определенной мере условно, так как эти факторы находятся в диалектическом единстве и системной взаимосвязи. Тем не менее, подобная декомпозиция позволяет установить приоритеты, ранжировать цели и задачи формирования корпоративных логистических систем, их функции.

Значительное влияние на особенности развития логистики и построения, корпоративных логистических систем в национальной экономике оказывают организационно - институциональные факторы, которые в основном заключаются в необходимости государственного регулирования этих процессов.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

Важность этого фактора для формирования и эффективного функционирования региональных Ю1С обусловлена программными задачами социально-экономического развития административно-территориальных объектов, политическими, экологическими, военными, национальными, социальными и другими целями.

Формирование таких систем связано с определенными методологическими принципами и методическими подходами сформированными в процессе становления и развития логистических систем и уже апробированными в процессе эволюции логистики.

Анализ и обобщение большого количества зарубежных и отечественных литературных источников, информации на сайтах Интернета, а также практически логистического менеджмента и маркетинга позволяют сформулировать следующие основные методологические принципы макрологистических систем1:

- принцип системного подхода, который проявляется в рассмотрении всех самостоятельных элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всего комплекса логистической системы в целом;

- принцип глобальной оптимизации, логистической координации и интеграции. При оптимизации структуры или управления в синтезируемых ЛС необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными и финансовыми) потоками при реализации целевой функции;

- принцип тотальных затрат, который предусматривает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, кадровыми, правовыми потоками в логистической сети. Как правило, критерий минимума общих

1 Вуд, Д.Ф., Вордлоу Д.Л. Современная логистика. -Электронное издание. / Д.Ф. Вуд, Д.Л.Вордлоу.-М.: «Ви-льямс», 2008.

логистических затрат является одним из основных при оптимизации ЛС;

- принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации процессов и объектов в ЛС широко используются различные модели: математические, алгоритмические, экономико-математические, графические, физические, имитационные деловых игр (на ЭВМ), экспертных оценок и другие. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможно без современных информационных технологий и соответствующей информационно-компьютерной системной поддержки;

- принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, технологической, экономической, маркетинговой, рекламной, организационной, правовой, социальной, политической, экологической и др;

- принцип TQM (Total Quality Management) -всеобщего управления качеством - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого структурного элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям;

- принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие ресурсосберегающим технологиям, экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, национальным, этическим, эстетическим требованиям работы персонала и т.п.;

- принцип устойчивости и адаптивности. ЛС должна устойчиво работать при доступных уровнях отклонения параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях в определенном диапазоне рыночного спроса на конечную товарную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, вариациях транспортных маршрутов и тарифов, скачков инфляции и дефляции и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

Обращаясь к решению задач синтеза логистических систем в корпоративные структуры, по мнению автора, должны учитываться региональные специфические особенности простого и расширенного воспроизводства, уникальное сочетание географических, политических, и социально-экономических и природно-климатических факторов в каждом отдельном регионе, что в дальнейшем обусловит особое соотношение спроса и предложения на товарную продукцию, ценовую и налоговую политику, специфику деятельности логистических посредников и другие региональные особенности.

Методология формирования макрологисти-ческих систем предполагает переход от системного анализа к перечню конкретных задач синтеза организационной структуры макрологисти-ческих систем.

Основная концепция построения организационной структуры маркрологистической системы основывается на принципе четкого взаимодействия и согласованности функциональных элементов, к которым можно отнести:

- объекты производства и потребления продукции;

- объемы поставок продукции (транзитом, через логистические центры и складские комплексы);

- наличие и потребность в складских мощностях для ее хранения, преобразования;

- наличие и потребность транспортной инфраструктуры.

При таком подходе в рамках такой логистической системы интегрируются функции производства, снабжения, распределения, т.е. система по принципу построения, являющаяся макроло-гистической, решает в глобальном плане перечень вопросов:

- производство продукции;

- выбор рациональных материальных потоков;

- выработка эффективной концепции товародвижения;

- определение объема необходимых запасов;

- определение объема требуемых складских мощностей для хранения;

- обоснование необходимости расширения складских мощностей или нового строительства;

- определение необходимого объема капитальных вложений для увеличения производства продукции.

Оптимизация организационной структуры макрологистической системы заключается в определении качественных и количественных характеристик субъекта и объекта логистического управления на основе критерия и методов, задаваемых комплексом целей и задач, с учетом ресурсов, факторов внешней среды, потребностей в макрологистических услугах и транспортно-логистическом сервисе, программных мероприятий.

На современном этапе влияние Ю1С на экономическое и социальное развитие национальной экономики в целом и региональной экономики в частности чрезвычайно велико. Это априори выражается в повышении надежности финансового состояния предприятий, входящих в эту систему обеспечении доступа на финансовые рынки, росте инвестиционных возможностей и возможностей НИОКР, росте объемов производства и производительности труда, наращивании производства новой и высококачественной продукции.

При включении предприятий региона в состав корпоративной логистической системы необходимо учитывать следующее:

- социально значимые или градообразующие предприятия модернизация которых может привести к снижению жизненного уровня населения;

- готовность финансово-кредитных организаций корпоративной структуры осуществлять инвестиции на данной территории;

- степень влияния последних на размер налоговых льгот (которые могут быть весьма значительными).

При определенных условиях включение регионально значимых объектов экономики в состав корпоративных структур - достаточно эффективный способ решить социально-экономические проблемы региона. Поэтому с позиции региональных органов управления включение предприятий в состав КЛС целесообразно, если данный процесс обеспечит:

- формирование политики социально-экономического развития региона;

- увеличит доходы региональных и областных бюджетов;

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

- обеспечит приток дополнительных финансовых ресурсов в регион, том числе иностранные инвестиции;

- увеличит производство социально значимой продукции, необходимой для решения проблем населения и развития региональной экономики.

Каждый регион характеризуется особым набором факторов, объясняющим специфику функционирующей в нем хозяйственной системы, отличия во взаимоотношениях институтов, хозяйственных субъектов, различие потоков. Поэтому корпоративной логистической системе функционирующей в регионе также присуща уникальность.

Республика Узбекистан является государством со стабильно развивающейся экономикой. Республика располагает разветвленной транспортной системой, которая в основном обеспечивает внутренние и внешние перевозки грузов и пассажиров, ее экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. Транспортный комплекс республики представлен железнодорожным, речным, воздушным, автомобильным, и трубопроводным видами транспорта.

Сегодня в Республике Узбекистан создаются все условия для дальнейшего развития и увеличения транзитного потенциала. Проводится строительство совершенно новых железнодорожных и автомобильных магистралей внутри страны, реконструируются и электрифицируются основные транзитные железнодорожные линии и автодороги международного значения, реконструируются международные аэропорты, создаются специализированные международные транспортные терминалы, разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база. Республика уже присоединилась к основным транспортным конвенциям и международным договорам, и эта работа продолжается.

Объем экспортной продукции в 2012 году возрос на 11,6 процента, улучшаются структура и качество экспортируемой продукции. В результате этого доля несырьевых готовых товаров составляет более 70 процентов. Положительное сальдо во внешнеторговом обороте превысило 1 миллиард 120 миллионов дол-

ларов, объемы розничного товарооборота выросли на 13,9 процент.1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ формирования хозяйственных связей корпоративных систем экспортоорентирован-ной продукции Узбекистана является наиболее адекватным инструментом оценки эффективности функционирования логистических систем. Корпоративные образования экспортооренти-рованной сферы Узбекистана осуществляют реализацию ресурсов по следующим каналам:

- производимая входящими в состав корпоративной структуры предприятиями выпускаемая продукция поставляется на внутренний рынок, а также на внешний, через зарубежную филиальную сеть;

-через разветвленную сеть представительств компаний закупают сырьевые ресурсы у товаропроизводителей, мелких и крупных трейдеров, ресурсы, поставляемые из различных регионов Узбекистана осуществляют реализацию, как на внутреннем, так и на внешнем - через зарубежную филиальную сеть.

В подобных логистических системах, которые представляют собой структуру взаимосвязанных единиц, взаимодействующих на контрактной основе, актуальными являются вопросы трансфертного ценообразования (система внутрикорпоративных цен, по которым производится продажа продукции и услуг внутри структуры). Принято выделять несколько функций трансфертной цены.

Во-первых, такая цена является индикатором внутренней торговли корпоративной системы. В противном случае, контрактные отношения корпоративных бизнес-элементов будут расторгнуты, а система прекратит свою деятельность.

Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок ресурсов (оказание услуг) между бизнес-элементами корпоративной логистической системы.

В-третьих, трансфертная цена оказывает значительное влияние на доходы и расходы бизнес-элементов корпоративной логистической системы, так как представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.

1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. - Т: «Узбекистан», 21.01.2013.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

В-четвертых, трансфертная цена позволяет, при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждого бизнес-элемента входящего в структуру корпоративной логистической системы.

В-пятых, трансфертная цена лежит в основе определения (при использовании определенных методов как бухгалтерских, так и математических) эффективности деятельности бизнес-элементов.

Основными целями трансфертного ценообразования в корпоративных структурах экс-портоориентированной продукции региона автор определяет следующее:

- оптимальное размещение ресурсов;

- распределение сферы влияния между материнской и дочерними бизнес-элементами корпоративной структуры;

- разделенный учёт бизнес-элементов и оценка их вклада в общую прибыль корпоративной структуры;

- увеличение общей прибыли структуры;

- минимизация налогового «бремени» и таможенных платежей.

Представленный анализ эмпирических основ формирования и функционирования, корпоративных логистических систем доказывает необходимость системного научного подхода в изучении происходящих процессов, а также создания методологии управления и государственного регулирования деятельностью корпоративных логистических систем, формируемых в регионе, с целью повышения экономического потенциала экспортоориентированной продукции и дальнейшего развития экономики Узбекистана.

Интеграция транспортно-логистической системы Узбекистана в мировую является важной частью масштабных экономических реформ, проводимых в нашей стране, и будет способствовать дальнейшему подъему экономики Узбекистана, росту ее эффективности и укреплению позиций на мировом рынке.

Список литературы:

Статистический сборник «Узбекистан в цифрах» 2000-2012 гг. Госкомстат Узбекистана.

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. - Т: «Узбекистан», 21.01.2013

Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие. / Алесинская Т.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

Асадуллина Н.Р. Монография: «Формирование концепции логистического подхода в управлении отраслевым комплексом в условиях модернизации экономики» Изд. «Фан» АН РУз. Ташкент, 2008.

Вуд, Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Современная логистика. - Электронное издание./ Д.Ф. Вуд, Д.Л.Вордлоу.-М.: «Вильямс», 2008.

Дектяренко, В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие./ В.Н. Дектяренко.-Ростов-на-Дону: Издательство «РГАС», 2005.

Джонсон Д., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Мерфи-мл., Поль Р. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ.-М.: «Вильямс», 2005.- 624 с.

Логистика. Учебник: / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова. - М.: «Эксмо», 2011.-944 с. (Полный курс МВА).

Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: Учебное пособие.-2-е изд. переработанное и дополненное.-М.: «Дело и Сервис», 2006. - 256 с.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.