Асадуллина Н.Р. - Институт экономики Академии Наук РУз, с.н.с., к.э.н.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Сегодня глобализация стала реальным сложноэволюци-онирующим фактором мировой истории, который, будучи открытым и многомерным по своей интенции, включа-ет процессы самоорганизации мирового сообщества, связанные с потребностями эффективного функционирова-ния национальных экономик. В мировом сообществе наблюдаются тенденции к развитию межконтинентальных экономических связей. Мировые интегральные процессы отражаются на национально и региональной политике, приводя к формированию корпоративных логистических систем по направлениям движения потоков транснациональных грузов.
Географическое расположение территории Узбекистана, и разнообразие природных ресурсных, экономических, производственных условий, а также традиционное экономическое и геополитическое территориальное деление обуславливают необходимость синтеза указанных логистических систем для решения проблем движения транснациональных грузов.
Эффективность функционирования национального хозяйства в этих условиях зависит от прочной производственно-финансовой базы формирования отечественных корпоративных логистических систем, целью которых является получение высокой и устойчивой прибыли с помощью более рационального использования имеющихся ресурсов, разработка и предоставление новых видов услуг и продукции, что, в конечном счете, обеспечивает и ускорение социально-экономического развития отдельных территорий области и их регионов.
Корпоративными логистическими системами (КЛС) автор называет устойчивые ма-крологистические системы, формируемые транснациональными компаниями (ТНК) или финансово-промышленными группами (ФПГ). В состав такой логистической системы могут входить промышленные предприятия, научные
организации, банки, страховые и инвестиционные компании, фонды и другие финансово-кредитные учреждения.
Существуют несколько подходов к изучению формирования логистических систем: кибернетический и системный.
С точки зрения кибернетического подхода логистическая система рассматривается как совокупность процессов обмена, обработки и преобразования информации. Кибернетический подход представляет ЛС как систему с управлением, включающую три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи. Применение кибернетического подхода к логистике требует описания основных свойств ЛС при помощи математических моделей. Это позволяет разрабатывать и автоматизировать алгоритмы оптимизации кибернетической системы управления1.
Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого заключается в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизован-
1 Асадуллина Н.Р. Монография: «Формирование концепции логистического подхода в управлении отраслевым комплексом в условиях модернизации экономики». Изд. «Фан» АН РУз. Ташкент, 2008.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
Рисунок 1. Схема системной взаимосвязи факторов, определяющих предпосылки формирования КЛС
Факторы предпосылки формирования КЛС
институционально-организационные
Макрологистические технологические информационные
- изменение динамики макроэкономических показателей; -углубление специализации;
- глобализация; -мировой кризис; -глобализация роли международных организаций
-усилие развития мировых интеграционных процессов; -модернизация экономики; -усилия конкуренции; -формирование неинституциональной
инфраструктуры
-рост масштабов
наукоемких
технологий;
-стандартизация
качества,
внедрение
концепции TQM;
-развитие
мировой
инфраструктуры
-формирование и
развитие новых
систем
получения,
передачи
обработки
информации;
-развитие
электронной
торговли.
ных объектов - систем разных типов и классов. Можно встретить двоякое понимание системного подхода:
- с одной стороны, это рассмотрение и анализ существующих систем;
- с другой создание, конструирование и синтез систем для достижения целей.
Применительно к логистике под системным подходом понимают комплексное изучение системы как единого целого.
Учитывая изложенное, следует отметить, что высокая ресурсная и энергетическая независимость национальной экономики, мощный научно-технический потенциал, наличие геополитических преимуществ в системе международных хозяйственных связей должны быть рационально использованы в процессе формирования корпоративных логистических систем.
Обобщение материалов теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов, позволили выделить некоторые объективные предпосылки необходимости формирования корпоративных логистических систем в национальной экономике Узбекистана.
Эти объективные предпосылки можно сгруппировать в несколько групп факторов, к которым относятся:
- макроэкономические;
-институционально-организационные;
-технологические;
- информационные.
На рисунке 1 представлены группы факторов, определяющих предпосылки формирования корпоративных логистических систем в Узбекистане.
Распределение указанных факторов по группам в определенной мере условно, так как эти факторы находятся в диалектическом единстве и системной взаимосвязи. Тем не менее, подобная декомпозиция позволяет установить приоритеты, ранжировать цели и задачи формирования корпоративных логистических систем, их функции.
Значительное влияние на особенности развития логистики и построения, корпоративных логистических систем в национальной экономике оказывают организационно - институциональные факторы, которые в основном заключаются в необходимости государственного регулирования этих процессов.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
Важность этого фактора для формирования и эффективного функционирования региональных Ю1С обусловлена программными задачами социально-экономического развития административно-территориальных объектов, политическими, экологическими, военными, национальными, социальными и другими целями.
Формирование таких систем связано с определенными методологическими принципами и методическими подходами сформированными в процессе становления и развития логистических систем и уже апробированными в процессе эволюции логистики.
Анализ и обобщение большого количества зарубежных и отечественных литературных источников, информации на сайтах Интернета, а также практически логистического менеджмента и маркетинга позволяют сформулировать следующие основные методологические принципы макрологистических систем1:
- принцип системного подхода, который проявляется в рассмотрении всех самостоятельных элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всего комплекса логистической системы в целом;
- принцип глобальной оптимизации, логистической координации и интеграции. При оптимизации структуры или управления в синтезируемых ЛС необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС (цепи) от ее начала и до конца в управлении материальными (информационными и финансовыми) потоками при реализации целевой функции;
- принцип тотальных затрат, который предусматривает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, кадровыми, правовыми потоками в логистической сети. Как правило, критерий минимума общих
1 Вуд, Д.Ф., Вордлоу Д.Л. Современная логистика. -Электронное издание. / Д.Ф. Вуд, Д.Л.Вордлоу.-М.: «Ви-льямс», 2008.
логистических затрат является одним из основных при оптимизации ЛС;
- принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации процессов и объектов в ЛС широко используются различные модели: математические, алгоритмические, экономико-математические, графические, физические, имитационные деловых игр (на ЭВМ), экспертных оценок и другие. Реализация логистического менеджмента в настоящее время практически невозможно без современных информационных технологий и соответствующей информационно-компьютерной системной поддержки;
- принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, технологической, экономической, маркетинговой, рекламной, организационной, правовой, социальной, политической, экологической и др;
- принцип TQM (Total Quality Management) -всеобщего управления качеством - обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого структурного элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям;
- принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах, что означает соответствие ресурсосберегающим технологиям, экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, национальным, этическим, эстетическим требованиям работы персонала и т.п.;
- принцип устойчивости и адаптивности. ЛС должна устойчиво работать при доступных уровнях отклонения параметров и факторов внешней среды (например, при колебаниях в определенном диапазоне рыночного спроса на конечную товарную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, вариациях транспортных маршрутов и тарифов, скачков инфляции и дефляции и т.п.). При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
Обращаясь к решению задач синтеза логистических систем в корпоративные структуры, по мнению автора, должны учитываться региональные специфические особенности простого и расширенного воспроизводства, уникальное сочетание географических, политических, и социально-экономических и природно-климатических факторов в каждом отдельном регионе, что в дальнейшем обусловит особое соотношение спроса и предложения на товарную продукцию, ценовую и налоговую политику, специфику деятельности логистических посредников и другие региональные особенности.
Методология формирования макрологисти-ческих систем предполагает переход от системного анализа к перечню конкретных задач синтеза организационной структуры макрологисти-ческих систем.
Основная концепция построения организационной структуры маркрологистической системы основывается на принципе четкого взаимодействия и согласованности функциональных элементов, к которым можно отнести:
- объекты производства и потребления продукции;
- объемы поставок продукции (транзитом, через логистические центры и складские комплексы);
- наличие и потребность в складских мощностях для ее хранения, преобразования;
- наличие и потребность транспортной инфраструктуры.
При таком подходе в рамках такой логистической системы интегрируются функции производства, снабжения, распределения, т.е. система по принципу построения, являющаяся макроло-гистической, решает в глобальном плане перечень вопросов:
- производство продукции;
- выбор рациональных материальных потоков;
- выработка эффективной концепции товародвижения;
- определение объема необходимых запасов;
- определение объема требуемых складских мощностей для хранения;
- обоснование необходимости расширения складских мощностей или нового строительства;
- определение необходимого объема капитальных вложений для увеличения производства продукции.
Оптимизация организационной структуры макрологистической системы заключается в определении качественных и количественных характеристик субъекта и объекта логистического управления на основе критерия и методов, задаваемых комплексом целей и задач, с учетом ресурсов, факторов внешней среды, потребностей в макрологистических услугах и транспортно-логистическом сервисе, программных мероприятий.
На современном этапе влияние Ю1С на экономическое и социальное развитие национальной экономики в целом и региональной экономики в частности чрезвычайно велико. Это априори выражается в повышении надежности финансового состояния предприятий, входящих в эту систему обеспечении доступа на финансовые рынки, росте инвестиционных возможностей и возможностей НИОКР, росте объемов производства и производительности труда, наращивании производства новой и высококачественной продукции.
При включении предприятий региона в состав корпоративной логистической системы необходимо учитывать следующее:
- социально значимые или градообразующие предприятия модернизация которых может привести к снижению жизненного уровня населения;
- готовность финансово-кредитных организаций корпоративной структуры осуществлять инвестиции на данной территории;
- степень влияния последних на размер налоговых льгот (которые могут быть весьма значительными).
При определенных условиях включение регионально значимых объектов экономики в состав корпоративных структур - достаточно эффективный способ решить социально-экономические проблемы региона. Поэтому с позиции региональных органов управления включение предприятий в состав КЛС целесообразно, если данный процесс обеспечит:
- формирование политики социально-экономического развития региона;
- увеличит доходы региональных и областных бюджетов;
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
- обеспечит приток дополнительных финансовых ресурсов в регион, том числе иностранные инвестиции;
- увеличит производство социально значимой продукции, необходимой для решения проблем населения и развития региональной экономики.
Каждый регион характеризуется особым набором факторов, объясняющим специфику функционирующей в нем хозяйственной системы, отличия во взаимоотношениях институтов, хозяйственных субъектов, различие потоков. Поэтому корпоративной логистической системе функционирующей в регионе также присуща уникальность.
Республика Узбекистан является государством со стабильно развивающейся экономикой. Республика располагает разветвленной транспортной системой, которая в основном обеспечивает внутренние и внешние перевозки грузов и пассажиров, ее экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. Транспортный комплекс республики представлен железнодорожным, речным, воздушным, автомобильным, и трубопроводным видами транспорта.
Сегодня в Республике Узбекистан создаются все условия для дальнейшего развития и увеличения транзитного потенциала. Проводится строительство совершенно новых железнодорожных и автомобильных магистралей внутри страны, реконструируются и электрифицируются основные транзитные железнодорожные линии и автодороги международного значения, реконструируются международные аэропорты, создаются специализированные международные транспортные терминалы, разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база. Республика уже присоединилась к основным транспортным конвенциям и международным договорам, и эта работа продолжается.
Объем экспортной продукции в 2012 году возрос на 11,6 процента, улучшаются структура и качество экспортируемой продукции. В результате этого доля несырьевых готовых товаров составляет более 70 процентов. Положительное сальдо во внешнеторговом обороте превысило 1 миллиард 120 миллионов дол-
ларов, объемы розничного товарооборота выросли на 13,9 процент.1.
Анализ формирования хозяйственных связей корпоративных систем экспортоорентирован-ной продукции Узбекистана является наиболее адекватным инструментом оценки эффективности функционирования логистических систем. Корпоративные образования экспортооренти-рованной сферы Узбекистана осуществляют реализацию ресурсов по следующим каналам:
- производимая входящими в состав корпоративной структуры предприятиями выпускаемая продукция поставляется на внутренний рынок, а также на внешний, через зарубежную филиальную сеть;
-через разветвленную сеть представительств компаний закупают сырьевые ресурсы у товаропроизводителей, мелких и крупных трейдеров, ресурсы, поставляемые из различных регионов Узбекистана осуществляют реализацию, как на внутреннем, так и на внешнем - через зарубежную филиальную сеть.
В подобных логистических системах, которые представляют собой структуру взаимосвязанных единиц, взаимодействующих на контрактной основе, актуальными являются вопросы трансфертного ценообразования (система внутрикорпоративных цен, по которым производится продажа продукции и услуг внутри структуры). Принято выделять несколько функций трансфертной цены.
Во-первых, такая цена является индикатором внутренней торговли корпоративной системы. В противном случае, контрактные отношения корпоративных бизнес-элементов будут расторгнуты, а система прекратит свою деятельность.
Во-вторых, трансфертная цена определяет объем и частоту поставок ресурсов (оказание услуг) между бизнес-элементами корпоративной логистической системы.
В-третьих, трансфертная цена оказывает значительное влияние на доходы и расходы бизнес-элементов корпоративной логистической системы, так как представляет собой доход продающего подразделения и расход покупающего.
1 Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. - Т: «Узбекистан», 21.01.2013.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013
В-четвертых, трансфертная цена позволяет, при внедрении соответствующих моделей рассчитать доходы и расходы каждого бизнес-элемента входящего в структуру корпоративной логистической системы.
В-пятых, трансфертная цена лежит в основе определения (при использовании определенных методов как бухгалтерских, так и математических) эффективности деятельности бизнес-элементов.
Основными целями трансфертного ценообразования в корпоративных структурах экс-портоориентированной продукции региона автор определяет следующее:
- оптимальное размещение ресурсов;
- распределение сферы влияния между материнской и дочерними бизнес-элементами корпоративной структуры;
- разделенный учёт бизнес-элементов и оценка их вклада в общую прибыль корпоративной структуры;
- увеличение общей прибыли структуры;
- минимизация налогового «бремени» и таможенных платежей.
Представленный анализ эмпирических основ формирования и функционирования, корпоративных логистических систем доказывает необходимость системного научного подхода в изучении происходящих процессов, а также создания методологии управления и государственного регулирования деятельностью корпоративных логистических систем, формируемых в регионе, с целью повышения экономического потенциала экспортоориентированной продукции и дальнейшего развития экономики Узбекистана.
Интеграция транспортно-логистической системы Узбекистана в мировую является важной частью масштабных экономических реформ, проводимых в нашей стране, и будет способствовать дальнейшему подъему экономики Узбекистана, росту ее эффективности и укреплению позиций на мировом рынке.
Список литературы:
Статистический сборник «Узбекистан в цифрах» 2000-2012 гг. Госкомстат Узбекистана.
Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год. - Т: «Узбекистан», 21.01.2013
Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие. / Алесинская Т.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
Асадуллина Н.Р. Монография: «Формирование концепции логистического подхода в управлении отраслевым комплексом в условиях модернизации экономики» Изд. «Фан» АН РУз. Ташкент, 2008.
Вуд, Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Современная логистика. - Электронное издание./ Д.Ф. Вуд, Д.Л.Вордлоу.-М.: «Вильямс», 2008.
Дектяренко, В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие./ В.Н. Дектяренко.-Ростов-на-Дону: Издательство «РГАС», 2005.
Джонсон Д., Вуд Д.Ф., Вордлоу Д.Л., Мерфи-мл., Поль Р. Современная логистика, 7-е издание: Пер. с англ.-М.: «Вильямс», 2005.- 624 с.
Логистика. Учебник: / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова. - М.: «Эксмо», 2011.-944 с. (Полный курс МВА).
Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: Учебное пособие.-2-е изд. переработанное и дополненное.-М.: «Дело и Сервис», 2006. - 256 с.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 5, 2013