Научная статья на тему 'Концептуальные основы управления инновационной системой снабжения'

Концептуальные основы управления инновационной системой снабжения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Александр Григорьевич

В статье рассмотрены основные принципы предоставления логистического сервиса. Предлагается использование сторонних логистических операторов в материально-техническом снабжении предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article are examined the basic principles of assignment logistic service. It is proposed the use of third party logistic providers in material and technical supply of enterprises

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы управления инновационной системой снабжения»

да. Обычно книжная продукция поступает из розницы с нанесенными штрих-кодами и противокражными этикетками. Задача состоит в ликвидации этих наклеек. Современные пленки, которыми покрыты обложки и переплеты, позволяют без особого труда смыть штрих-коды.

Следующий важный этап - определение актуальности тематики. Есть очевидные темы, не вызывающие сомнения у сотрудников склада, но во многих случаях требуется консультация у специалистов. Помощь оказывают менеджеры по закупкам оптового звена. Они прекрасно ориентируются в состоянии книжного рынка и могут практически безошибочно предопределить судьбу книги.

Еще один немаловажный аспект принятия решения состоит в определении перспективы продажи через оптовую структуру неактуальной книги, имеющий товарный вид. Главным образом такие книги находят своего покупателя через интернет-магазины. На складе они могут храниться в отдельном

месте. В этом вопросе экспертами выступают также менеджеры по закупкам. Смысл хранить книги для потенциального запроса из интернет-магазина, а не передать в розницу на распродажу состоит в существенной разнице в цене, которая может отличаться в несколько раз. Степень уценки книги также зависит от возможности восстановления дефектов. Низкий уровень товарного вида вызывает необходимость существенной уценки книги.

Предложенный алгоритм обработки возвратов нашел свою апробацию в интегрированном комплексе, состоящем из оптового звена («Издательские компьютерные системы») и розничного звена (магазин «Новая техническая книга»). Такая схема включена в регламент функционирования оптового складского комплекса, используется на протяжении ряда лет и показала свою эффективность для достижения минимизации потерь.

А.Г. Гусев

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

СИСТЕМОЙ СНАБЖЕНИЯ

Инновационное развитие экономики предполагает не только внедрение передовых технологий в области техники, производства и сбыта продукции, а также применение новых схем и технологий в управлении бизнесом. Поставленный вопрос наиболее актуален для сферы материально-технического снабжения, безответственная система управления которой определяет значительные финансовые потери и убыточность отрасли в целом. В современных условиях рыночной экономики, успешная деятельность компаний во многом зависит от способности каждого хозяйствующего субъекта контролировать, анализировать, своевременно и адекватно реагировать на изме-

нения во внешней среде.

Одной из основных задач логистического менеджмента в области материально-технического обеспечения является выбор оптимального варианта организации его деятельности с наименьшими финансовыми и временными затратами. Общая схема хозяйственных связей и экономических отношений, складывающихся у торговых организаций задействованных в снабжении, представлена на рисунке 1. Она наглядно иллюстрирует специфику логистических потоков в данной сфере и позволяет определить ее главные стратегические задачи.

Как видно из рисунка, внешняя среда деятельности организации является источ-

ником информации о конъюнктуре рынка, а внутренняя - о движении материальных потоков, сопровождающих их финансовых ресурсов и состоянии товарных запасов. Деятельность по снабжению находится под воздействием колебаний спроса-предложения на товары. Поэтому принципы гибкости и адаптивности к условиям внешней среды имеют в ней определяющее значение. Их наиболее полная реализация возможна в условиях:

- достаточного информационного обеспечения участников рынка о конъюнктуре рынка по всем группам товаров;

- применения инновационных технологий менеджмента и логистики в управлении товародвижением.

Наличие на рынке достаточно полной информационной базы позволяет его участникам ориентировать свою маркетинговую инициативу в наиболее эффективном направлении, применяя при этом методы логистики. Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегическая роль в управлении бизнесом, так как основной особенностью современного этапа его развития являются интеграционные процессы, происходящие как в сфере производства, так и в сфере обращения товаров. Внедрение методов логистического менеджмента в торговлю и снабжение позволяет ускорить оборачиваемость оборотных средств, оптимизировать издержки обращения, обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение спроса потребителей.

-----— — — > Финансовый поток

Рис 1. Движение информационных, финансовых и материальных потоков в торговых организациях.

В сфере обращения в составе логистических схем решаются задачи определения покупательского спроса и организация его удовлетворения, накопления, обработки и размещения товарных запасов и оказания

услуг потребителям, выбор рациональных форм товародвижения и организации снабжения.

Торговая логистика представляет собой науку и практику управления перемещением

товаров. Ее объектом, как и любой логистики, является поток, то есть деятельность, связанная с регулированием материальных товарных потоков и сопряженных с ними потоков: финансовых, информационных, по оказанию услуг и др.

Формирование в снабжении логистической системы управления товарными потоками должно отвечать шести основным требованиям:

- необходимый товар

- в необходимом количестве

Таблица показывает, что логистическое управление материально-техническим обеспечением во взаимодействии подсистем: закупок, снабжения, транспортно-складских операций и сбыта способно принести синер-гетический эффект в виде сокращения издержек по созданию, содержанию товарных запасов и их поставкам потребителям.

Процессы управления потоками в логистической системе основываются на соответствующих показателях, которыми измеряется эффект по месту его образования. Иными словами, принятие управленческих решений по организации и регулированию

- соответствующего качества

- в запланированное время

- в нужное место

- с минимальными затратами.

Соблюдение всех шести требований вместе, во взаимодействии приносит синергети-ческий эффект, который значительно больше, чем сумма эффектов этих же подсистем, действующих независимо. Основные составляющие общего эффекта от применения логистики в материально-техническом обеспечении представлены в таблице 1.

товарных, финансовых и других потоков в сфере снабжения должно базироваться на конкретной, достоверной и оперативной информации, позволяющей планировать эффект, отслеживать и устранять потери, добиваться наибольшей прибыли.

Операции логистики можно разбить на три составляющие: физическое распределение, материально-техническое обеспечение производства и снабжение.

Физическое распределение занимается продвижением готовых продуктов к потребителям. Данная операция требует получения и обработки заказов; размещения, хра-

Таблица 1

Экономическая эффективность логистической системы в материально-техническом обеспечении.

Виды потоков Слагаемые процесса эффектообразования в логистической системе

Логистика Логистика закупок снабжения Транспортно-складская логи- Логистика распреде-стика ления (сбыта)

Материальный поток Экономия за счет оптимальной организации обработки закупок Экономия за счет снижения складских расходов. Экономия за счет сокращения складских площадей Экономия за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных операций и связанных с ними затрат.

Экономия от ускорения движения материальных потоков: - сокращение величины материальных запасов - сокращение текущих расходов по содержанию запасов - снижение потерь материальных ресурсов в зависимости от времени нахождения в логистической системе

Финансовый поток Экономия за счет уменьшения величины капитала, инвестированного в запасы. Сокращение величины оборотного капитала за счет ускорения движения денежного потока. Сокращение издержек, обусловленных нарушением условий поставок.

Информационный поток Сокращение текущих затрат вследствие ритмичной организации процесса поставок

Поток услуг Экономия за счет совершенствования сервисного обслуживания

нения и обработки запасов; транспортировки внешним потребителям по распределительным каналам. Включает в себя координацию с маркетинговыми планами в вопросах ценообразования, стимулирования сбыта, уровня сервиса, условий поставки, процедур возврата товара, поддержки жизненного цикла. Главная задача - помощь в создании дохода от реализации путем обеспечения предусмотренного стратегией уровня обслуживания потребителей с минимальными общими издержками.

Материально-техническое обеспечение производства - это управление запасами незавершенного производства (полуфабрикатов) по мере их движения от стадии к стадии производственного процесса. Физическое распределение служит удовлетворению нужд и запросов потребителей и в силу этого вынуждено приспосабливаться к неопределенности рыночного спроса (предъявляемого как конечными потребителями, так и отраслями экономики). Материально-техническое обеспечение производства удовлетворяет собственные «управляемые» потребности производственного предприятия. Материально-техническое обеспечение производства - это деятельность, связанная с планированием и поддержкой производственного процесса. Данная операция требует составления календарных планов (графиков) выпуска продукции; хранения результатов незавершенного производства; обработки, транспортировки и своевременного пополнения запасов материалов и комплектующих. Включает в себя хранение запасов на производственных площадках, а также максимально гибкую координацию между производством и физическим распределением в географическом и временном аспектах.

Снабжение включает в себя закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные предприятия, склады или в розничные магазины. В производственной деятельности такой процесс при-

обретения обычно называют закупками. В государственном секторе традиционно применяется термин снабжение. Снабжение -это деятельность, связанная с приобретением продуктов и материалов у внешних поставщиков. Оно требует планирования потребностей в ресурсах; выбора источников поставок; переговоров об условиях поставок; размещения заказов; транспортировки, получения, проверки соответствия, хранения, обработки и контроля за качеством ресурсов. Включает в себя: координацию с поставщиками в графиках, сроках и бесперебойности поставок; хеджирование рисков; поиск новых источников или разработку новых схем поставок. Главная цель - поддержка производства или торговля путем своевременных закупок с наименьшими общими издержками. Снабжение отвечает за наличие требуемого состава материалов в нужном месте в нужное время.

В типичной компании, рассмотренные три области логистики, пересекаются. Управление ими как интегрированными составляющими единого процесса создания добавленной стоимости позволяет приумножить выгоды, порождаемые уникальными свойствами каждой из них, и в то же время облегчает логистическую деятельность в

41

целом.

Логистика закупок материальных ресурсов для производственных нужд направлена на улучшение взаимоотношений с поставщиками и повышение качества закупаемых товаров, снижение издержек и времени на транспортировку материальных ресурсов, повышение эффективности управления материальным потоком и достижение производства высококачественных продуктов по конкурентным ценам. Сфера управления закупками материально - технических ресурсов для производства - часть интегрированного логистического менеджмента.

Важную роль в управлении себестоимо-

41 «Логистика: интегрированная цепь поставок» 2-е изд. / Под ред. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2008. - Стр. 54

стью продукции играют поставщики. В частности, обе стороны - поставщик и промышленное предприятие - должны взаимодействовать при разработке программ ценообразования. Это взаимодействие включает:

1. Тщательную проработку решений относительно собственного производства или закупки комплектующих изделий.

2. Определение условий оплаты.

3. Установление оптовых скидок.

4. Функционально-стоимостной анализ.

5. Изучение возможности замены сырья, материалов, комплектующих.

6. Планирование изменений в производственных процессах, технологии или технологическом режиме.

7. Снижение объема отходов производства и их утилизацию.

8. Согласование допустимых отклонений от технических требований.

9. Выбор компетентного поставщика для разработки программ, связанных с контролем над затратами.

10. Консолидирование заказов на закупки материальных ресурсов.42

Совершенствование технологий снабжения за последние несколько лет изменили подход компаний к проектированию своих цепей поставки и увеличили ожидания потребителей от логистических операторов, которые в свою очередь предоставляют им логистический сервис и услуги.

Логистический сервис - процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям43. Это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Объектом

42

«The Role and Relevance of Improved Purchasing for Logistics» / Wagner William B. // Journal of Business Logistics, 1987. March. P. 62.

43

«Корпоративная логистика»/Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - Стр. 922.

логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

К основным принципам, которые положены в основу логистического сервиса, относится:

- Максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий;

- Неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;

- Гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов.

- Основными задачами логистического сервиса являются:

- Консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать сознательный выбор;

- Подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой продукции;

- Передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции;

- Предпродажная подготовка товара во избежание малейшей возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;

- Доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;

- Приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрации потребителю его в действии;

- Обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока его нахождения у покупателя;

Оперативная поставка запасных частей.

В качестве видов сервисного обслуживания выделяются:

- Сервис удовлетворения потребительского спроса, представляющий собой комплексную характеристику уровня обслуживания потребителей; определяется следующими показателями: время, частота, готовность, безотказность и качество поставок, готовность обеспечения комплектности и

проведения погрузочно-разгрузочных работ, метод заказа;

- Сервис оказания услуг производственного назначения охватывает совокупность предлагаемых видов сервисного обслуживания выпускаемой продукции, т.е. набор услуг, предоставляемых потребителю с момента заключения договора на покупку до момента поставки продукции;

- Сервис послепродажного обслуживания включает совокупность предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции. Сервис послепродажного обслуживания осуществляется как до, так и после продажи продукции;

- Сервис информационного обслуживания характеризуется совокупностью информации, предоставляемой потребителю о продукции и ее обслуживании, методов и принципов, а также технических средств, используемых для обработки и передачи информации;

- Сервис финансово-кредитного обслуживания представляет собой совокупность всевозможных вариантов оплаты продукции, систему скидок и льгот, предоставляемую потребителям.

Активное развитие логистического аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что компаниям в связи со стремительным развитием технической базы и технологий логистики сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата квалифицированных логистов44. Компании передают часть функций своих логистических подразделений сторонним компаниям. К основным функциям или услугам, предоставляемыми логистическими операторами, на сегодняшний день относятся:

- Предоставление информации об управ-

44

«Логистика»: Учебник/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2008. - Стр. 722.

лении перевозками и отслеживании груза;

- Таможенные услуги;

- Проверка отгрузочных документов;

- Организация грузовых перевозок;

- Складское хранение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Переговоры по транспортным тарифам;

- Связь с поставщиками;

- Операции по обработке и упаковке грузов;

- Экспедиторские услуги;

- Управление и контроль перевозок;

- Страхование складских запасов;

- Консультирование в области логистики;

- Оптимизация грузопотоков;

- Управление заказами;

- Выбор грузового перевозчика;

- Проверка надежности исполнения своих обязанностей грузовым перевозчиком45.

Именно способность обеспечить выполнение той или иной функции и стала основным классифицирующим элементом компаний - логистических посредников. В настоящий момент принята следующая классификация:

Автономная логистика (First Party Logistics - 1PL) - все операции, связанные с товародвижением, выполняет сам грузовладелец;

Логистика второй стороны (Second Party Logistics - 2PL) - предполагает, что компания-оператор оказывает традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями;

Логистика третьей стороны или контрактная логистика (Third Party Logistics -3PL) - выходит за пределы простой транспортировки товаров. Основой пакета 3PL -услуг выступают складирование, перевозки, экспедирование, документооборот и консультации по выбору перевозчиков. По этим первичным, но не единственным признакам, логистический провайдер позиционируется как 3PL - партнер. Особо следует отметить такой непременный атрибут 3PL - сервиса,

45 «Современная логистика», 7-е издание: /Д. Джонсон, Д.Ф. Вуд, Д.Л. Вордлоу, П.Р. Мерфи; под ред. канд. экон. наук. Н.А. Коржа. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. - Стр. 557.

как возможность предоставления информации о нахождении товара при движении в цепочке поставок, а также сведения об этапах проводимых логистических операций;

Логистика четвертой стороны (Fourth Party Logistics - 4PL) - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки товарно-материальных ценностей. 4PL - оператор уже решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей;

В последние несколько лет в зарубежной практике компаниям - клиентам начала предлагаться концепция Интернет - логистики, получившая название - логистика пятой стороны (Fifth Party Logistics - 5PL). Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.

Логистических операторов четвертого и пятого уровней в России пока не существует. В настоящее время развивается только рынок 3PL - операторов. Термин «логистика третьей стороны» применяется для обозначения концепции покупки логистического сервиса и услуг.

Данную систему предоставления логистического сервиса и услуг в снабжении промышленного предприятия с 2003 года успешно реализует компания ООО «Торгово - логистический Центр». Применительно к материально-техническому обеспечению предприятий, основная идея заключается в том, что головная компания (заказчик) оставляет в своей компетенции только главные функции материально-технического снабжения: формирование плана закупок материально-технических ресурсов, определение цен на эти ресурсы, определение поставщиков, контроль над выполнением плана закупок. Все остальные функции, включая закупки, отгрузку товара от поставщиков, доставку на склады и переработку материально-технических ресурсов, проведение претензионной работы при недостаче, пересортице или обнаружении брака, обработку текущих

заявок структурных подразделений заказчика, формирование партий отправки товаров, их доставка (и передача) конечному потребителю, возлагаются на внешнего логистического оператора.

Компания - заказчик в результате получает следующие преимущества:

- Разделение ответственности: можно передать управление значимых блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные запасы и уровень исполнения заказов;

- Экономия времени: можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на главные бизнес - проекты;

- Передача вспомогательного сервиса профессионалам: можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применять их ноу-хау и специфические технологии;

- Не отвлекаются денежные средства заказчика на оплату товара, находящегося «в пути» или на складском хранении; оплата производится только после реального ввода материально-технических ресурсов в производство (после надлежащей приемки структурными подразделениями);

- Не отвлекая денежные средства на создание складских запасов, заказчик имеет, тем не менее, возможность выбирать на складе нужную продукцию, которую оператор хранит, исходя из существующих норм запаса;

- Возможность для заказчика вывести из складского хозяйства большую часть зданий, помещений и территорий, сократить численность людей, занятых в сфере снабжения и, как следствие, сократить затраты на их обслуживание, капитальный ремонт и т.д. (имеет место реальная оптимизация производственных процессов);

- Отсутствие проблемы неликвидных ресурсов для заказчика: в складские остатки оператора заказчик не инвестирует денежные средства.

Внедрение в практику материально-технического снабжения предприятий современных технологий управления, осно-

ванных на логистике, маркетинге и инновациях, позволит в значительной степени рационализировать управление потоками товаров, обеспечить бесперебойное снабжение

СПИСОК

1. «Корпоративная логистика»/Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2008. Стр. 922.

2. «Логистика: интегрированная цепь поставок» 2-е изд. / Под ред. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2008. - Стр. 54.

3. «Логистика»: Учебник/ В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под

ими потребителей и одновременно поможет стабилизировать и укрепить финансовое положение предприятий.

ЛИТЕРАТУРЫ

ред. В.И. Сергеева. - М.: «Эксмо», 2008. - Стр. 722.

4. «Современная логистика», 7-е издание: / Д. Джонсон, Д.Ф. Вуд, Д.Л. Вордлоу, П.Р. Мерфи; под ред. канд. экон. наук. Н.А. Коржа. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - Стр. 557.

5. «The Role and Relevance of Improved Purchasing for Logistics» / Wagner William B. // Journal of Business Logistics, 1987. March. P. 62.

В.Н. Балашов

ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

В условиях современного уровня развития информационных технологий все чаще и чаще встает вопрос об автоматизации производственного комплекса предприятия и минимизации человеко-часов, затраченных на контроль производственного процесса. Ввиду уникальности каждого отдельно взятого производственного процесса, весьма проблематично разработать универсальный алгоритм взаимодействия внутризаводских систем. Стоит отметить, что существует ряд готовых решений на основе коммерческих продуктов, но существует и ряд проблем, связанных с использованием данных решений. Основная проблема всех коммерческих систем - это закрытость исходного кода и используемых алгоритмов принятия решений. Зачастую сам персонал, отвечающий за производственное планирование, не может быть до конца уверенным в решении данной системы и правильности производственных планов, так как слишком много факторов

влияет на данный процесс. Так же стоит отметить что данные системы требуют значительной доработки под конкретного заказчика и затрат на поддержку. Данные факторы не позволяют отнести данные системы в разряд экономичных [1]. В соответствии с изложенными предпосылками, можно сделать вывод о том, что наилучшим вариантом является полностью открытая система с известной моделью и алгоритмами работы. Ввиду отсутствия такого продукта, существует реальная проблема отсутствия полностью прозрачной и доступной модели взаимодействия системы и производственного процесса. Попробуем разобраться, какие задачи включены в процессе контроля производственного процесса, что позволит понять алгоритм взаимодействия между производственными этапами. Условно данный процесс разделяется на несколько задач, которые в комплексе позволяют решить данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.