10. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. - М.: Инфра-М, 2001. -
608с.
11. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2005. - 797 с.
12. Тойменцева И.А. Формирование стратегии развития автотранспортных предприятий с использованием принципов логистики. -М.: Креативная экономика, 2009. - 154 с.
УДК 656.022.33
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ТУРИСТСКОГО ТРАНСПОРТА ЧудновскийА.Д.
ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» (ГУУ), 109542, г. Москва, Рязанский просп., 99, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса, кафедра «Управление в международном бизнесе и индустрии туризма», [email protected]
Аннотация
Обоснована необходимость реализации логистического подхода к управлению экономической системой туристского транспорта. Выделены актуальные задачи логистики туристского транспорта. Проанализированы ее функции, свойства в решении задач конкурентоспособности и повышения качества туристского транспорта.
Ключевые слова: логистический подход, задачи логистики туристского транспорта, функции логистики, свойства логистических систем туристского транспорта.
NEED FOR IMPLEMENTATION OF LOGISTICS MANAGEMENT APPROACH TO THE ECONOMIC SYSTEM OF TOURIST TRANSPORTATION
Chudnovsky A.
State University of Management
Abstract
Need of realization of logistic approach to management of economic system of tourist transport is proved. Actual problems of logistics of tourist transport are allocated. Its functions, property in the solution of problems of competitiveness and improvement of quality of tourist transport are analysed. Key words: logistic approach, problems of logistics of tourist transport, func-
tion of logistics, property of logistic systems of tourist transport.
Условия высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды, динамизм современного управления, особенности экономической системы туристского транспорта обусловливают формирование инновационных подходов, которые могут принести реальную пользу исследуемой экономической системе. Таковым является логистический подход, сущность которого состоит в целенаправленном воздействии на логистические потоки для организации и координации деятельности хозяйствующих субъектов в процессе оказания туристских транспортных услуг.
Для экономической системы туристского транспорта возможно построение разнообразных логистических систем. Они будут различаться количеством звеньев, структурой, функциями, стратегией развития и иными элементами, находиться под разным воздействием факторов внешней среды. В табл. 1 представлена классификация логистических систем, применимых для описания туристского транспорта.
Таблица 1
Классификация логистических систем, обобщение по работам [3, 5, 6, 7, 9, 11]
Критерий классификации Классы логистических систем
Масштаб распространения Микро-, мезо- и макрологистические системы
Фазы кругооборота капитала Системы предпринимательской и коммерческой логистики
Характер взаимодействия участников логистических цепей Прямые, эшелонированные, гибкие
Объект управления Материальные (товарные) потоки: логистические системы производственных и торговых организаций; сервисный поток: логистические системы фирм, оказывающих услуги; смешанные логистические системы, в которых присутствуют основные потоки двух типов
Вид потоков Системы материальных, финансовых, информационных и иных потоков
Стадии воспроизводственного процесса Системы закупочной, производственной и распределительной (сбытовой), транспортно-складской логистики
Географии охвата Локальные, региональные, национальные, международные системы
Степень автоматизации Простые и автоматизированные системы
Сектор бизнеса организации (конечный потребитель продукции или услуг) Business to business (B2B) и business to customer
Назначение Специализированные и интегральные системы
Уровень бизнеса (концентрации капитала) Глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями и финансово-промышленными группами
Логистические потоки экономической системы туристского транспорта в виде туристов, материальных благ образует результат и процесс труда. Логистические потоки рассматриваются в процессе преобразования - выполнения с ними различных обособленных действий (логистических операций) и соотносятся с интервалом времени. Материальному потоку сопутствует движение различных ресурсов. В частности, информационный поток образует различные сообщения, циркулирующие внутри и за пределами логистической системы и относящиеся к управлению логистическими операциями. Потоки характеризуются размерностью, количеством, временными параметрами, объемом, формой существования. Эффективность логистической системы зависит от качества и цены обслуживания системы. Главная цель логистики экономической системы туристского транспорта (исходя из 6 критериев - турист и (или) груз, качество, количество, место перемещения, время, затраты) состоит в обеспечении перемещения туристов и материальных благ заданного количества в заданное место, точно в срок с заданным качеством и при соответствующих минимальных затратах.
К числу общих задач логистики туристского транспорта отнесем:
• формирование стратегии, технологии, продвижения транспортирования туристов и материальных благ;
• создание интегрированных систем регулирования логистических потоков;
• координация деятельности различных подразделений предприятий туристского транспорта, хозяйствующих субъектов;
• стратегическое согласование, планирование, контроль использования логистических мощностей;
• разработка системы учета и анализа логистических издержек;
• осуществление сквозного контроля потоков;
• разработка и совершенствование методов управления потоками;
• прогнозирование объемов транспортной работы, развития необходимой транспортной инфраструктуры;
• выявление разрывов между потребностями в логистических услугах и возможностями логистических систем;
• рационализация хозяйственных связей;
• выявление мест возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов;
• внедрение системы качества на предприятиях туристского транспорта.
Еще более разнообразны частные задачи логистики, имеющие локальный характер.
Функциями логистики считают укрупненные группы логистических операций, однородных с точки зрения цели операций и существенно отличных от других совокупностей операций. В соответствии с [1] целесообразно отметить 8 функций логистики. В зависимости от характера выполняемых задач различаются оперативные и координационные функции. Исходя из содержания выделяют 3 функции: базисные, ключевые, поддерживающие. С концептуальных позиций требуется различать системообразующую, интегрирующую, регулирующую функции. Результирующая функция логистики направлена на достижение конечной цели логистического управления.
Применение понятий логистики к туристским транспортным потокам позволит внести изменения в сложившуюся систему управления туристскими транспортными процессами, высвободить так называемую логистическую мощность. Такой дополнительный резерв мощности связан с подготовкой конкретных процессов, преодолением «узких мест», рационализацией в обеспечении ресурсами.
Свойства логистических систем весьма обширны [2, 4, 8, 10]. Логистические системы туристского транспорта обладают рядом свойств и, прежде всего, системностью, целенаправленностью, оптимальностью, синергизмом, эквифинальностью, интегративностью.
Свойства системности, целенаправленности, оптимальности не являются присущими исключительно логистическим системам. Однако при заданном критерии и в сочетании с другими сугубо логистическими свойствами их использование позволяет сохранять устойчивость управления, облегчает принятие решений. Логистическая система, наряду с внутрисистемными связями, обладает замкнутыми входящими и выходящими во внешнюю среду потоками, поэтому связи логистических систем с внешней средой характеризуются цикличностью и синергизмом.
Усиление связей (синергизм) системы проявляется в возрастании конечной эффективности (или эффекта) по сравнению с обычным суммированием эффективностей частей системы. Этому способствует выявление взаимосвязи и иерархии решаемых задач в процессе управления транспортными потоками.
Логистический подход является удобным инструментом согласования принимаемых решений. Во-первых, он сохраняет целостность процесса формирования финальных качеств транспортной услуги, во-вторых, способствует обеспечению необходимой гибкости транспортной туристской системы при изменении более общих экономических систем. Безусловный выигрыш состоит в повышении эффективности анализа всех элементов транспортного процесса, в улучшении результативности
выбора стратегических и тактических целей логистических систем, а следовательно, в улучшении форм и методов их достижения. Глубинные результаты аналитической работы проявляются в повышении эффективности разработки альтернативных вариантов решения задач управления, а также в более успешном прогнозировании деятельности экономической системы туристского транспорта.
Непрерывное взаимодействие, сохранение, развитие прямых и обратных связей между звеньями транспортного и сопутствующих потоков приводят к необходимости согласования во времени целей реализации логистических потоков. Например, при проектировании нового маршрута цель транспортного потока может быть сформулирована как достижение таких технико-эксплуатационных параметров маршрута, которые обеспечивали бы наиболее полное удовлетворение рыночных потребностей по сравнению с существующими маршрутами аналогичного типа. При переходе маршрута в стадию жизненного цикла «зрелость», целевая функция направлена на достижение максимальной эффективности распространения и продвижения маршрута на рынке при минимальных затратах по сбыту.
С иерархичностью уровней управления экономическими системами связано согласование целей реализации логистических потоков на момент времени. Так, одна из целей управления предприятием - обеспечение высокоэффективного транспортного процесса - соотносится с целью логистики - интеграцией различных сфер деятельности предприятия. Обратимся далее к бизнес-целям управления транспортного предприятия. Для управления освоением нового автобусного маршрута важны такие цели логистики, как обеспечение полноты использования производственного потенциала парка автобусов и синхронизация осуществления нового маршрута с развертыванием маркетинговой деятельности. В зависимости от установленных целей будет разрабатываться стратегия логистики.
Повышение конкурентоспособности туристских транспортных организаций может быть обеспечено лишь при использовании основополагающих разработок и рекомендаций логистики. Логистические системы должны найти более широкое применение в практической деятельности организаций туристского транспорта. За рубежом в ряде туристских фирм логистика рассматривается высшими эшелонами управления как эффективный мотивированный подход к управлению потоками туристов и информации в целях снижения издержек производства туристского продукта. В экономических стратегиях транспортных фирм логистика используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации, размещения финансовых и людских ресурсов и контроля над ними. Такой подход способствует тесной координации логистического обеспечения рынка и производственной
стратегии. Если этого удастся достичь в российской практике, то результатом явиться необходимое количество качественных турпакетов, предлагаемых на конкретном рынке, где они окажутся востребованными в нужное время, синхронизация туристских заказов и деятельности туристского транспорта.
Внедрение логистических технологий в туристскую транспортную индустрию России будет способствовать созданию единой системы учета и контроля формирования и движения туристского продукта. При этом будут сокращаться время формирования, продвижения и реализации туристского продукта. За счет автоматизации процессов учета и контроля финансового и информационного потоков снизится объем циркулирующей документации и число ошибок в учетно-отчетной документации, сократится численность обслуживающего персонала и, в конечном счете, улучшится обслуживание потребителей туристской услуги.
Быстрое развитие логистики в туризме и на транспорте связано с тем, что ее возможности позволяют разрешать современные проблемы бизнеса. Рыночная среда диктует изменения предпринимательской философии, направленные на комплексное использование ресурсов. Основа предпринимательской философии видится в объединении логистических партнеров в сквозном управлении потоками. В этой связи можно полагать значительным влияние логистического подхода на формирование модели туристской транспортной организации в виде саморазвивающейся системы.
Для успешного развития хозяйствующего субъекта в рыночных условиях необходимо не только более полно, но и быстрее реагировать на запросы туристов. Этому способствует логистический подход. Экономия времени не только обеспечивает увеличение доходности хозяйствующего субъекта за счет повышения скорости обращения финансовых ресурсов, но и снижает риск морального устаревания оказываемой услуги, опережает действия конкурентов. Концепции и методы логистики оказались весьма своевременными в свете быстрейшей реализации последствий мирового финансового кризиса и выработке дальнейшей стратегии развития организаций туристского транспорта.
Необходимость внедрения логистики в управление экономической системой туристского транспорта объясняется также фактом постоянного увеличения требований к качеству обслуживания туристов. В стране сложился рынок «покупателя», который имеет возможность выбирать уровень обслуживания, предлагаемого разными фирмами.
Транспортные предприятия находятся перед необходимостью внедрять новые виды услуг, повышать качество обслуживания туристов. Однако любые новшества в условиях развитого рынка, в конечном счете, становятся доступными конкурентам. Реализуется тенденция выравнива-
ния цен, а также потребительских характеристик туристской транспортной услуги. В связи с этим все более эффективным становится путь индивидуализации туристских транспортных услуг, переход туристского транспорта к концепции «дифференцированного туризма». Логистика призвана разрабатывать способы адаптации деятельности транспортных организаций к потребностям туристов, это входит в перечень задач, решаемых логистикой.
Основными направлениями развития туристского транспорта в России являются повышение качества обслуживания туристов, сокращение времени их передвижения, повышение безопасности путешествий. Реализация этих направлений ведет к повышению затрат. Действенный путь снижения затрат связан с ускоренным применением логистического подхода.
За счет формирования информационных потоков управления логистической системой обеспечивается контроль функциональной подсистемы логистики, а усиление контактов участников логистического процесса ведет к исключению из процессов движения нерациональных логистических операций. Многие субъекты туристского транспортного рынка еще не осознали, что на современном этапе развития они «обречены» на сотрудничество, на создание общей информационной системы. Выработка и соблюдение общих правил обмена информацией, применение логистических методов снижения затрат позволяет прогнозировать спрос, способствует принятию оптимальных управленческих решений.
Библиографический список
1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.
2. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании): пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1996. - 288 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Дашков и К°, 2010. - 481 с.
4. Современная логистика: пер. с англ. / Дж.С. Джонсон, Д.Ф. Вуд, Д.Л. Вордлоу [и др.] / под ред. Н.А. Коржа. - 7-е изд. - М.: Вильямс, 2002. - 624 с.
5. Доенин В.В. Динамическая логистика транспортных процессов. - М.: Компания Спутник+, 2010. - 245 с.
6. Канке А.А., Кошевая И.П. Основы логистики. - М.: КноРус, 2010. - 575 с.
7. Логистика / под ред. Б. А. Аникина. - М.: Инфра-М, 2010. -367с.
8. Николашин В.М. Логистика: популярный термин или методология системного совершенствования транспортного обслуживания // Железнодорожный транспорт. - 2004. - № 2. - С.74-80.
9. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Инфра-М, 2000. - 339 с.
10. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. - Ростов н /Д, 2001. - 160 с.
11. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2005. - 797 с.
УДК 347.763
СОСТОЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ НА ТРАНСПОРТЕ Ваганова Т.В., Авилова Е.Д., Гудков В.А., Ширяев С.А., Раюшкина А.А.
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» (ВолгГТУ), 400005, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28, [email protected], [email protected] Аннотация
Рассмотрены основные аспекты и особенности современного состояния применения логистики на транспорте и предприятиях-производителях.
Ключевые слова: транспорт, логистика, предприятия, издержки.
STATE OF APPLICATION OF THE TRANSPORT LOGISTICS
Vaganova T., Avilova E., Gudkov V., Shiryaev S., Rayushkina A.
Volgograd State Technical University
Abstract
The article looks main aspects and features of the current state of logistics application on transport and company-producers. Key words: transport, logistics, companies, costs.
Экономика современной России все больше поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику.
Одно из направлений по экономическому развитию предприятий -создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы: «поставка -производство - складирование - транспортировка - сбыт».
Повышение эффективности промышленного производства и снижение издержек во всех звеньях логистической цепи во многом зависят от рациональной организации товаропроводящей сети и, в частности, таких важнейших элементов товародвижения как организации закупок, складского, тарного и транспортного хозяйства. В сферу экономической политики любого предприятия попадает и транспортная логистика, ос-