Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем'

Совершенствование организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЗОЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ТОВАРОПРОВОДЯЩИЕ СИСТЕМЫ / MEZOLOGISTICHESKAYA SYSTEM DISTRIBUTION / MULTIFUNCTIONAL LOGISTICS CENTER / COMMODITY DISTRIBUTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лялюев С. Ю.

Определены к применению в системе товародвижения методологические принципы логистики, представлен процесс формирования организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем, выявлены функции полифункционального логистического центра, на основе чего представлена экономическая модель его функционирования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

dentified for use in the distribution system the methodological principles of logistics, through the process of formation of the organizational and logistical coordination of the managerial mechanism of distribution systems, revealed features of multifunctional logistics center, which is represented by an economic model of its operation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем»

Лялюев С.Ю.

Аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: vinsam@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ТОВАРОПРОВОДЯЩИХ СИСТЕМ

Определены к применению в системе товародвижения

методологические принципы логистики, представлен процесс формирования организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем, выявлены функции полифункционального

логистического центра, на основе чего представлена экономическая модель его функционирования.

Ключевые слова: мезологистическая система товародвижения,

полифункциональный логистический центр, товаропроводящие системы.

Материальные экономические потоки, возникающие в процессе организации и функционирования мезологистической системы

товародвижения, определяют к применению следующие разработанные и апробированные методологические принципы логистики:

> Системный подход - основывается на представлении системы в виде множества разобщенных в пространстве элементов, реальный и потенциальный функционал которых способен создать такую общность интересов, которая позволит им преобразиться в взаимосвязи и взаимодействии для достижения единой определенной ранее цели. Отличительная особенность - восприятие элементарных частей системы в целом, и только во взаимодействии проявляется эффективность общего функционирования комплексного состава.

> Принцип тотальных затрат - повсеместный учет определенной общности издержек, проводимый в процессе управления и мониторинга материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в рамках конкретной логистической цепи. Отличительной особенностью выступает критерий минимума общих логистических затрат.

> Принцип глобальной оптимизации. В процессе организационного

или функционального управления структурой синтезируемой логистической системы основным условием глобальной оптимизации выступает единство целей и согласование логистического функционала всех элементов (звеньев) системы для достижения глобального результата.

> Принцип логистической координации и интеграции.

Интегральное участие всех структурных элементов (звеньев логистической системы, а в случае меньшей степени упорядоченности цепи), от производственной фазы и до продажи товаров покупателям, основанной на управлении материальными и сопутствующими потоками, в условиях изменений внешней среды.

> Принцип моделирования и информационно-компьютерной

поддержки. Анализ исследуемых объектов, их поэтапная оптимизация и

полифункциональный синтез основаны на применении экономических, математических, экономико-математических, графических, имитационных моделей, адаптация которых к внешним и внутренним условиям среды происходит на основе внедрения логистического менеджмента без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

> Принцип комплексности основан на имитационном

представлении, поэтапном проектировании, функциональной организации и функционировании логистических объектов, обеспечивающих на

оптимальном для системы уровне техническую, экономическую, организационную, правовую, кадровую, экологическую и другого рода поддержку.

> Принцип TQM — повсеместное управление качеством,

распространяющееся на все характеристики системного развития,

обеспечение надежности функционирования и поддержания высокого качества работы каждого звена, оказание услугового комплекса на уровне мировых признанных стандартов.

> Принцип устойчивости и адаптивности. Любое экономическое

объединение элементов цепи, в данном случае распределительной системы,

базируется на принципе адаптивности к изменяющимся рыночным условиям и реалиям внешней среды; необходимо устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов.

> Принцип гуманизации функциональных и технологических процессов, что означает рыночное соответствие социально-экономическим, правовым, экологическим требованиям среды.

Формирование организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем предполагает использование методологических принципов логистики, который может быть конкретизирован на уточнении состава взаимоинтересов участников мезологистикой системы. Ведущие участники данной деятельности -транспортные и складские предприятия, независимые посредники, а так же круг лиц, прямо или косвенно принимающих участие в процессе физического перемещения товаров от зоны производства в фазу конечного потребления.

На примере системной трансформации комплекса товародвижения ЮФО можно определить, что участники мезологистической системы товародвижения могут быть представлены следующим образом.

Основу управленческой структуры составляет полифункциональный логистический центр, функции которого представлены следующим образом:

- формирование управления, в том числе, технического и эксплуатационного,

- обеспечение заказами в рамках полного сервисного, экспедиционного обслуживания поставщиков;

- организация транспортной, складской, грузоперерабатывающей деятельности, по принципу доставки точно в срок;

- определение ресурсов для выполнения запланированного объема логистических услуг;

- адаптивное реагирование на изменение рыночных условий, параметров потоков, функционирующих в системе товародвижения.

Деятельность полифункционального логистического центра

осуществляется в рамках имеющихся нормативно-правовых актов, которыми определенна область ответственности партнерского взаимодействия сторон. Планово-распорядительные и организационноконтрольные функции полифункционального логистического центра могут быть представлены следующим образом:

- планирование, обеспечение и контроль операций по перемещению готовой продукции из мест производства в места потребления;

- учет и анализ использования транспортного потенциала, возможностей складских объектов в плане обоснованного использования складских мощностей;

- анализ, планирование и организация возведения необходимых объектов производственного назначения;

- распределение материальных, информационных, финансовых и других ресурсов;

- управленческие функции организационного порядка.

Полифункциональный логистический центр

Материальн

ые,

финансовые,

сервисные,

информацио

нные и

другие

потоки

<-------►

1

Доставка в места конечного потребления

Рис.1. Модель функционирования полифункционального логистического центра1

Но возникает координационная проблема, суть которой заключается в том, что каждый независимый участник товаропроводящих систем старается, учитывая собственные интересы, осуществлять при имеющихся ограничениях свою организационно-техническую и тарифную политику.

Полифункциональный логистический центр способен сгладить организационные недостатки взаимосвязи процессов и потоков.

Информационная координация процессов физического распределения продукции является инновационным подходом к проектированию организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем. Вследствие того что не все звенья движения потоков оснащены средствами информационного контроля, элементами электронного документооборота и другими инновационными технологическими решениями, разработка организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем в процессе ее практической реализации сталкивается с рядом проблем и противоречий между субъективными и объективными началами в координационной работе.

Обеспечение стабильности транспортных процессов, раскрытие возможностей повышения эффективности складской деятельности и грузопереработки за счет мониторинга потоков движения базируются на вертикальной и горизонтальной интеграции участников системы.

В виде интеграционных основ взаимодействия в рамках разработки организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем выступают:

- ценностные установки органов управления товаротранспортными системами;

- единство анализа и трансформационного понимания проблемных, «узких» участков на траектории движения потоков от производителей к потребителям;

- разработанные и освоенные технологии ведения транспортной и информационной деятельности;

- техническое и информационное взаимодействие участников процесса движения;

- информационное, финансовое и кадровое обеспечение процессов координации.

Эффективность функционирования полифункционального

логистического центра обеспечивается не только за счет базисных установок деятельности каждого звена, но и с помощью мониторинга процессов, что обеспечивает:

- интеграцию усилий и общность интересов всей совокупности участников движения, представляющую принципиальное значение для обеспечения устойчивости процесса движения продукции от производителя к потребителю;

- сосредоточение и возможность изменения направления движения ресурсов для обеспечения определенного уровня координации процессов;

- сбор и обработку текущей внутренней и внешней информации, формирование баз данных, сохраняемых в едином банке данных для

обеспечения параметров и возможности самонастройки.

Таким образом, актуализируется проблема построения единого информационного поля в рамках мезологистической системы товародвижения, решить которую и предлагается в рамках данного исследования.

Инструментарий мезологистики, применяемый в деятельности участников товаропроводящих систем, базируется на изучении теоретических подходов логистики и подчеркивает необходимость разработки и внедрения организационно-управленческого механизма логистизации материальных и сопутствующих им потоков. Фактически совершенствование организационно-управленческого механизма

логистической координации товаропроводящих систем, совокупности подсистем и элементов, обеспечивающих эффективное функционирование потоков в городе, предполагает координацию и интеграцию экономического потенциала, который должен быть направлен на реализацию логистических задач развития системы товародвижения.

В процессе исследования разработана схема, описывающая организационно-управленческий механизм логистизации материальных, финансовых, информационных и, главное, сервисных потоков, которая состоит из ряда подсистем и элементов, представленных в соответствии с их целевой направленностью.

Рис. 2. Совершенствование организационно-управленческого

механизма логистической координации товаропроводящих систем2

В представленный механизм организационно-управленческого совершенствования входят такие элементы, как: формы организации

потоков, воздействующих на оптимизацию общих логистических издержек товаропроводящих систем; экономические методы регулирования качественных параметров потоков.

Управляющий блок организационно-управленческого механизма - это представленный полифункциональный логистический центр, который объединяет такие элементы, как: формы организации и управления

материальными и сопутствующими потоками, связанные с их перемещением; мониторинг и регулирование; организационные и координационные мониторинговые мероприятия, связанные с управлением товаропотоками.

Необходимо подчеркнуть, что вся деятельность по перемещению материального и сопутствующего потоков из мест производства в места потребления основана на регулирующих постановлениях законодательства Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах, инструкциях, направленных на рационализацию схем их функционирования и организационное регулирование системы товародвижения.

Определенные звенья мезологистической системы товародвижения представляют организационный логистический синтез объектов и субъектов управления, причем отдельные элементы в рассматриваемой системе являются функционально обособленными логистическими подсистемами (транспортировка по траектории между промежуточными звеньями, складирование), которые характеризуются своими целями и локальными критериями оптимизации. В этой связи достижение глобальной цели совершенствования организационно-управленческого механизма

логистической координации товаропроводящих систем может быть достигнуто за счет локального логистического сопряжения экономических

интересов всех участников, общей оптимизации и обеспечения необходимого уровня интеграции и координации деятельности участников товаропроводящих систем. Перечисленные выше действия реализуются на основе единой организационной платформы, тогда как в каждой функциональной группе элементов-звеньев системы могут возникать, действовать и трансформироваться определенные рыночные взаимоотношения, которые включают интеграцию, кооперацию, и даже конфликты, которые могут быть оптимизированы и разрешены путем функционального подчинения одному главенствующему звену, в качестве которого выступает полифункциональный логистический центр.

Итак, избежать несопряжённости и организационно-экономических конфликтов между элементами-звеньями системы перемещения товаров можно в том случае, если в мезологистической системе создан соответствующий координационно-управленческий механизм.

В рамках совершенствования организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем возможны концептуальные варианты координации параметров элементов-звеньев при их взаимодействии.

Первый вариант совершенствования организационно-управленческого механизма логистической координации товаропроводящих систем основывается на прогнозировании взаимодействий подсистем и элементов, входящих в состав организационно-функциональных взаимодействий, составляющих систему. В данном варианте подсистемы низшего уровня определяют и решают локальные задачи, руководствуясь прогнозами входных связей, предложенных управленческим механизмом, а полифункциональный логистический центр может предсказывать, основываясь на информационном обеспечении, и регулировать оцениваемую им область взаимодействий подсистем и элементов системы.

Подсистемы логистической цепи решают свои локальные задачи в пределах некоторых функциональных ограничений диапазонов их значений,

то есть полифункциональный логистический центр дает своего рода предписания элементам-звеньям рассматривать взаимодействие входов как дополнительные точки контроля.

Следующим вариантом координационно-управленческой деятельности участников мезологистической системы товародвижения посредством полифункционального логистического центра может быть балансировка их функционального взаимодействий, что предполагает получение каждым элементом-звеном системы права рассматривать связующие входы как дополнительные свободные переменные при решении локальных задач.

Такая координация сводится к снятию расхождений между фактическими и целевыми взаимодействиями участников системы, причем, управленческий механизм наделен способностью оказывать координирующее влияние на элементы-звенья только путем изменения их локальных функционально-целевых установок.

Таким образом, в соответствии с предлагаемой траекторией совершенствования организационно-управленческого механизма

логистической координации товаропроводящих систем, самой структурой данного механизма логистической координации целесообразно создание специализированной информационной поддержки для реализации принципа приоритетного рыночного сопровождения, то есть сочетания плановости внутри системы и рыночности во вне ее. Итак, логистический принцип эмерджентной конвергенции в мезологистическиой системе товародвижения базируется на интенсивной информатизации рассматриваемой взаимосвязи звеньев.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Альбеков, А.У. Логистика коммерции [Текст] / А.У. Альбеков,

B.П. Федько, О.А. Митько. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 512 с. -(Сер. «Учебники, учебные пособия».)

2. Гордон М.П. Логистика товародвижения [Текст] / М.П. Гордон,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C.Б. Карнаухов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр экономики и маркетинга, 1999. - 208 с.

3. Дармограй А. В. Логистическая координация процессов в системе товаропроводящих систем: автореф... канд. экон. наук:. - Саратов, 2003,

с. 10.

4. Курганов В.М. Логистические транспортные потоки. - М.: Дашков и К, 2003. - 252 с.

5. Мамаев Э.А. Управление региональными транспортными системами в условиях изменений: проблемы, модели. Ростов н/Д Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2005.-195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.