Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития культуры профессионального мышления студентов'

Моделирование процесса развития культуры профессионального мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ И ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна, Найн Альберт Яковлевич

В статье представлена модель развития культуры профессионального мышления студентов колледжа, основанная на личностно-ориентированном и интегративно-развивающем подходах. Автор также описывает необходимые педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеева Ольга Сергеевна, Найн Альберт Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития культуры профессионального мышления студентов»

5. Сучкова, Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. [Текст]/ Н. О. Сучкова. - СПб., 2008. - 112 с.

6. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. [Текст]/ Н. Ф. Талызина. - М., 1998.-288 с.

УДК 373.7

Матвеева Ольга Сергеевна

Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, olgamatveyev@mail.ru, Челябинск

Найн Альберт Яковлевич

Доктор педагогических наук, профессор, председатель диссертационного совета при Уральской академии физической культуры, Olga@cheldiplom.ru, Челябинск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Matveyeva Olga Sergeyevna

Post-graduate student of faculty ofpedagogic, the Ural state university ofphysical training, olgamatveyev@mail. ru, Chelyabinsk

Nine Albert Yakovlevich

Doctor of pedagogy, professor, chairman of the dissertation council at the Ural Academy of Physical Training, Olga@cheldiplom.ru, Chelyabinsk

PATTERNS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS PROFESSIONAL THINKING CULTURE

Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной реализации себя в широком поле будущей деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций.

В настоящее время введены государственные образовательные стандарты всех уровней профессионального образования, широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях обучения, в целом развитие системы профессионального образования идет по пути становления нового содержания всех его элементов.

Однако, система образования до сих пор еще не перестает лишь «наполнять» студента готовыми знаниями, в то время, как от выпускников образовательных учреждений профессионального образования в целом и, в частности, системы среднего профессионального образования сегодня требуется высокая мобильность, конкурентоспособность на рынке труда, сфор-мированность потребности в самореализации и саморазвитии. Обществу в XXI в. нужны образованные, культурно и профессионально мыслящие специалисты, которые способны к новому профессиональному мышлению и обладают развитой культурой профессионального мышления.

102

Таким образом, развитие образовательной среды, которая подчеркивает факт множественности воздействий на личность и устанавливает широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности [8, с. 5], в современных условиях в колледже, по нашему мнению, должно быть ориентировано на модель развития культуры профессионального мышления обучающихся колледжа [4, с. 106].

Развитие образовательной среды образовательного учреждения системы СПО детерминировано современными требованиями, предъявляемыми обществом и государством к качеству подготовки специалиста среднего звена, к его квалификационным характеристикам.

Процесс создания педагогической модели реализуется на основе метода моделирования, который широко используется в современных педагогических исследованиях. Рассмотрим специфику моделирования как метода исследования в образовании.

Г. И. Баврин, О. В. Пирогова и другие ученые сходятся во мнениях и понимают под ним мысленное имитирование реально существующей педагогической системы или системы только разрабатываемой, путем создания специальных моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Следовательно, модель можно рассматривать как идеальное отражение реальных процессов, протекающих в системе образования.

«Модель - это создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом» [6, с. 37].

По утверждению многих ученых, роль прогностической и формирующей функций метода моделирования чрезвычайно велика и неоспорима, поэтому для эффективного развития культуры профессионального мышления студентов колледжа необходимо построить модель данного процесса. Как указывает О. В. Пирогова, «модель является не только инструментом познания, но и прообразом новых состояний моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности» [6, с. 37].

Для достижения желаемых результатов в профессиональной подготовке студентов колледжа, выражаемых, в том числе, и в уровнях развития культуры профессионального мышления, необходимо смоделировать данный процесс, что означает, выделить основные его составляющие в их взаимозависимости.

При построении модели, как пишет Г. И. Баврин, необходима идеализация процесса, то есть отделение условий, существенно влиявших на него, от условий, не оказывающих на него влияния [1, с. 28]. Таким образом, при составлении модели нельзя не учитывать требования заинтересованных сторон, определяющих социальный заказ общества, в частности, государственную политику в области среднего профессионального образования; Госстандарт среднего профессионального образования; требования работо-

дателей. С таким подходом автора можно согласиться. Мысль подтверждается в ряде исследований [2; 6; 10].

Одной из структурно-функциональных составляющих модели является ее цель - развитие культуры профессионального мышления студентов колледжа, которая переходит в процессе обучения в режим саморазвития. Реализация поставленной цели предполагает решение определенных задач, в качестве которых в предлагаемой нами модели (см. схему) выделены задачи развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления студентов колледжа.

При построении авторской модели развития культуры профессионального мышления студентов колледжа мы опирались на личностно-ориентированный и интегративно-развивающий подходы (см. схему).

В отечественной педагогике изучением личностно-ориентированного подхода в образовании занимались В. А. Беликов, В. П. Беспалько,

Э. Ф. Зеер, А. А. Реан, И. С Якиманская и др. Личностный подход заключается в ориентации процесса образования на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Личностно-ориентированное образование призвано обеспечить развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из диагностики его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности [5, с. 470].

Основанием личностно-ориентированного подхода в образовании является переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям в процессе обучения и воспитания. Следует отметить, что личностно-ориентированный подход лежит в основе третьего педагогического условия.

Интегративно-развивающий подход по определению Л. А. Шипилиной представляет собой особую форму познавательной и практической деятельности, позволяющую реализовать идеи интеграции и развития в системе подготовки обучающихся [10, с. 40—41].

По аналогии с личностно-ориентированным подходом основополагающей идеей интегративно-развивающего подхода является положение, связанное с рассмотрением человека как основного субъекта образовательной деятельности. Студент становится субъектом образовательной деятельности при условии необходимости решения проблемных ситуаций в процессе обучения. Это позволяет сформировать у обучающегося умения творчески мыслить, решать поставленные перед ним задачи. Одновременно разрешение проблемной ситуации означает появление новых качеств личности и формирование новых механизмов деятельности.

Таким образом, основная функция интегративно-развивающего подхода заключается в том, что процесс подготовки студентов к профессиональной деятельности, с одной стороны, должен формировать готовность к постоянному саморазвитию, с другой - способствовать самореализации личности в деятельности.

Педагогические условия: 1. педагогический процесс будет выстроен на основании целенаправленной сформированности мотивации студентов к овладению способами развития культуры профессионального мышления; 2. развитие образовательной среды будет ориентировано на модель культуры профессионального мышления обучающихся в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа; 3. основой системного формирования педагогических условий развития культуры профессионального мышления станет принцип субъект-субъектных

отношений.

*1 Социальный заказ общества на подготовку конкурентоспособного ! специалиста с развитой культурой профессионального мышления

II

Цель: развитие культуры профессионального мышления студентов колледжа, которая переходит в процессе обучения в режим саморазвития

,____________________ П

Принципы, на которых базируется процесс развития культуры профессионального мышления студентов

4-—~ ' Личностно ориентированные: - индивидуализации; - адаптивности: - развития: - психологической комфортности V Культурно ориентированные: - картины мира; - целостности; - системности: - смыслового отношения к миру Деятельностно ориентированные: - деятельности; - саморазвития; - преемственности; - рефлексивной активности

Задачи: развитие содержательных характеристик культуры профессионального мышления студентов колледжа

Потребностно-

мотивационная

Процессуальная

Содержательная

(когнитивная)

Рефлексивно-

оценочная

Диагностика развития культуры профессионального мышления

И

Критерии развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления студентов колледжа

Пр о ф ессионально -значимые ценности

Способы и приемы профессиональной деятельности

Интегративные

характеристики

мышления

Результат: подготовка конкурентоспособного специалиста с развитой культурой профессионального мышления

Модель развития культуры профессионального мышления студентов колледжа

Подходы: личностно—ориентированный, интегративно-развивающий

В соответствии с названными методологическими подходами нами были разработаны и предложены в качестве приоритетного элемента модели развития культуры профессионального мышления студентов колледжа педагогические условия развития культуры профессионального мышления [4, с. 108]:

- педагогический процесс будет выстроен на основании целенаправленной сформированное™ мотивации студентов к овладению способами развития культуры профессионального мышления;

- развитие образовательной среды будет ориентировано на модель культуры профессионального мышления обучающихся в образовательном процессе профессионально-педагогического колледжа;

- основой системного формирования педагогических условий развития культуры профессионального мышления станет принцип субъект-субъект-ных отношений.

В основе образовательного процесса, направленного на развитие культуры профессионального мышления студентов лежат педагогические принципы, обеспечивающие достижение цели модели развития культуры профессионального мышления. Опираясь на опыт преподавательской деятельности, мы выявили, что к ним относятся личностно ориентированные, культурно ориентированные и деятельностно ориентированные принципы.

Среди личностно ориентированных принципов в рамках личностно ориентированного подхода нами выделены принципы индивидуализации, адаптивности, развития и психологической комфортности.

Принцип индивидуализации, как считают В. Ю. Лешер и Г. С. Ялмур-зина, предполагает наличие типичного, характерного для данного человека способа «решения жизненных задач» в сочетании с неповторимостью «решений», индивидуальный подход к распредмечиванию общественной сущности личной культуры человечества, а также индивидуальную модель развития и реализации потенциальных возможностей каждого студента [3, с. 29].

Под принципом адаптивности В. А. Беликов понимает единство взаимосвязи и взаимоперехода личностной и предметной сторон деятельности, учет и подчинение образования на каждом уровне развития личности ее интересам и способностям [2, с. 70].

Принцип развития предполагает, что образовательный процесс должен быть дифференцирован, то есть, выстроен в направлении прогрессивных количественных и качественных изменений индивида во времени, в приобретении человеком новых качеств и их совершенствования.

Под принципом психологической комфортности мы подразумеваем уважение и доверие к личности, целостный взгляд на нее, концентрацию внимания на развитии личности, создание ситуаций успеха для участников образовательного процесса.

К культурно ориентированным принципам относятся: принципы картины мира, целостности, системности, а также смыслового отношения к миру.

Рассмотрим некоторые из них. В философском энциклопедическом словаре понятие «целостность» подразумевает обобщенную характеристику объектов, обладающих .сложной внутренней структурой [9, с. 763]. Принцип целостности предполагает наличие определенных признаков у разрабатываемой нами модели, которые объединяют выделенные нами структурные компоненты системы в комплекс взаимосвязанных элементов.

Принцип системности подразумевает, что в педагогической модели, имеющей целостные характеристики, отдельно существуют элементы, свойства и функции которых определяются их местом в рамках целого. Принцип системности связан с гносеологической функцией, применительно к разработке изучаемой проблемы позволяет рассматривать структуру содержательных характеристик культуры профессионального мышления и процесса ее развития как систем, состоящих из совокупности отдельных взаимосвязанных друг с другом подсистем (элементов) и имеющих внутреннюю собственную логику развития, не сводимую к логике развития суммы их подсистем и логике развития каждой подсистемы в отдельности. В связи с этим изучение элементов данных систем вне их меняющихся внутрисистемных связей не имеет смысла [3, с. 29].

В качестве деятельностно ориентированных нами выделены принципы деятельности, саморазвития, преемственности, рефлексивной активности. Принцип деятельности определяет, что развитие культуры профессионального мышления студента возможно только при включении студента в самостоятельную профессиональную деятельность и обучение его способам данной деятельности. Деятельность должна быть подчинена сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит.

Принцип саморазвития предполагает организацию перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика; обогащение деятельностных способностей и других личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта и достижений культуры. Данный принцип характеризует переход процесса развития культуры профессионального мышления студента в режим саморазвития.

Под принципом преемственности мы понимаем наличие управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, который осуществляется с опорой на предшествующее развитие. Сущность преемственности по С. Л. Рубинштейну, заключается в том, что каждая следующая стадия процесса обучения вырастает из предыдущей, являющейся ее внутренним условием, и потому все стадии неразрывно связаны между собой [7, с. 276]. Поэтому принцип преемственности предполагает максимальное использование на каждом следующем этапе достигнутого на предыдущих этапах.

Принцип рефлексивной активности позволяет использовать личностносмысловую позицию студента путем включения механизмов самопознания,

самопроектирования. самореализации и самоуправления, тем самым сформировать личностно-созидательную среду развития культуры профессионального мышления студента.

Наблюдения, интервьюирование, анализ продуктов деятельности студентов, проведённые нами, позволяют сделать вывод, что результат внедрения разработанной модели в образовательный процесс профессиональной подготовки студентов колледжа проявляется в подготовке конкурентоспособного специалиста с развитой культурой профессионального мышления.

Библиографический список

1. Баврин, Г. И. Принцип моделирования в обучении [Текст]/ Г. И. Баврин // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - № 7. - С. 28-29.

2. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография [Текст]/ В. А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.

3. Лешер, В. Ю. Теория и методика развития творческого потенциала будущих учителей безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Лешер, Г. С. Ялмурзина. - Магнитогорск: ГОУ ВПО МГТУ, 2009. - 198 с.

4. Матвеева, О. С. Теоретические основания развития культуры профессионального мышления студентов / О. С. Матвеева // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск / под ред. Г. Д. Бухаровой и О. Н. Арефьева. - Екатеринбург: Изд-во Трудиздат, 2009. - Вып. 11. - С. 102-108.

5. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст]/ Сост. Е. С. Рапа-цевич. - Мн.: Соврем, слово, 2005. - 720 с.

6. Пирогова, О. В. Моделирование в образовании [Текст]/ О. В. Пирогова // Инновации в образовании. - 2004. - № 5. - С. 36-40.

7. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

8. Савенков, А. Образовательная среда [Текст]/ А. Савенков // Школьный психолог. - 2008. - № 19, 20. - С. 4-5.

9. Философский энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

10. Шипилина, Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете [Текст]: монография / Л. А. Шипилина. - Омск: ОмГПУ, 1998. - 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.