Научная статья на тему 'Интегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления студентов вуза'

Интегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮ-ЩИЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апушкина Ксения Николаевна, Кондрух Вячеслав Иванович, Найн Альберт Яковлевич

В статье рассматривается ретроспективный анализ проблемы развития творческого мышления студентов вуза. Раскрывается успешность развития творческого мышления обучающимися на основе интегративно-развивающего подхода. Приведены содержательные характеристики интегративно-развивающего подхода, в основе которого лежит система принципов: общеметодологических и дидактических, которые делают данный концептуальный подход единым и непротиворечивым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апушкина Ксения Николаевна, Кондрух Вячеслав Иванович, Найн Альберт Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления студентов вуза»

УДК 378.01

Апушкина Ксения Николаевна

Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, ksenja_78@mail.ru, Челябинск

Кондрух Вячеслав Иванович

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск

Найн Альберт Яковлевич

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры, Заслуженный деятель науки России, Челябинск

ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Apushkina Kseniya Nikolaevna

The post-graduate of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, ksenja_78@mail.ru, Chelyabinsk

Kondruh Vyacheslav Ivanovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, Chelyabinsk

Nain Albert Yakovlevich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the chair of Pedagogy of Ural State University of Physical Training, Honoured Science Worker of Russia, Chelyabinsk

INTEGRATIVELY-DEVELOPMENTAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE THOUGHT

В связи с новыми задачами, которые общество ставит перед образованием, проблема развития творческого мышления студентов приобретает особую актуальность. Быстро меняющиеся условия требуют от студента, обучающегося по специальности «Физическая культура» продуктивных методов деятельности, нестандартных решений.

В настоящее время, как отмечает С. В. Гущина, необходимо развивать творческий потенциал студентов физкультурных специальностей, создавая образовательную среду вуза, включающую применение развивающих программ [2, с. 17].

Университет, являясь одним из институтов социализации и трансляции культурных традиций, участвует в процессе развития личности, и данный

процесс должен быть целенаправленным и организованным. Это отмечается в ряде исследований [2; 3; 9].

Проблема разработки научно обоснованных подходов к развитию творческого мышления, затрагивающая как теоретические, так и прикладные аспекты, является актуальной на протяжении ряда лет. Начиная с 20 века, этим вопросам были посвящены многие работы известных отечественных (Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский) и зарубежных (Э. Боно, Дж. Гилфорд, Б. Мюрей, Д. Роберте, М. Уокер и др.) исследователей.

В современной науке представлен ряд диссертационных исследований, раскрывающих различные аспекты проблемы развития творческого мышления студентов: Е. В. Нейфельд [8], Т. В. Огородова [9], Н. В. Курлянова [6].

Исследование творчества в спортивной сфере относится к началу 80-х гг. и открывается книгой А. А. Деркача и А. А. Исаева «Творчество тренера» [3]. Ключевые определения исследовались и в рамках профессиональной подготовки тренера.

Если судить по результатам выполненных к настоящему времени исследований и содержанию опубликованных работ психолого-педагогического содержания, то можно заключить, что для понимания процесса реализации творческого потенциала студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» необходимо начать с рассмотрения исследований творческого мышления.

Проблема развития творческого мышления в вузе разрабатывается на протяжении многих лет, так как учебный процесс - это сложная система, в которой взаимодействует множество факторов. Для студента вуза творческий путь овладения знаниями характеризуется творческим поиском, соотнесением знаний к решению жизненных проблем и проблем науки и производства.

Можно отметить и ряд исследований, раскрывающих интегративно-развивающий подход к развитию творческого мышления:

- положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (в том числе и учебно-познавательной деятельности) (В. И. Андреев, П. И. Пидкасистый, И. К. Шалаев и др.);

- теория развития самообразовательной деятельности (В. А. Анисимова, Н. Т. Говоров, Г. Н. Сериков, О. л. Карпова и др.);

- идеи организации процесса формирования творческих способностей обучающихся с позиций личностно-ориентированного (В. А. Беликов,

Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.), инновационного (Л. И. Савва,

Н. Я. Сайгушев, В. А. Сластенин, А. Я. Найн и др.), интегративно-развивающего (М. Н. Аплетаев, В. А. Беловолов, Л. А. Шипилина) подходов [10; 14; 16].

В своей диссертационной работе Е. В. Нейфельд указывает, что творческое мышление студента - это вид мышления, проявляющийся как интегративное качество личности, характеризующийся ценностным отношением субъекта к творчеству, осмысленностью основных категорий, механизмов творческого мышления, осознанным применением логических операций и

ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО... эвристических приемов для решения самостоятельно обнаруженных проблем [8, с. 14].

В современном словаре-справочнике молодого исследователя под редакцией А. Я. Найна и З. М. Уметбаева под творческим мышлением понимается способность обучаемого самостоятельно открывать новые знания и способы действий, ранее ему неизвестные и которые составляют содержание учебного процесса [7, с. 83]. Это определение взято нами в качестве ключевого при изучении интегративно-развивающего подхода к развитию творческого мышления студентов.

Рассмотрение проблемы развития творческого мышления студентов вуза физической культуры требует уточнения самого понятия «творческое мышление». Из многообразия подходов к творческому мышлению нам импонирует и позиция О. К. Тихомирова [13, с. 44]: творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление творческое отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

В этом определении отражена ценность процессуальной стороны творческого процесса для саморазвития личности, а также связь когнитивного и личностного компонента в творческом процессе. Таким образом, на развитие творческого мышления влияют две группы факторов: факторы, связанные с качествами интеллекта и мышления и факторы, связанные с особенностями личности.

Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные методологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по развитию творческого мышления студентов, традиционная образовательная система вуза недостаточно эффективно использует накопленный научный потенциал при решении данной задачи. Образовательный процесс в большинстве случаев еще остается репродуктивным, общественная потребность в развитии творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения в практике вуза [16; 17].

В ходе исследования нашла подтверждение идея, что развитие творческого мышления будет более успешным именно на основе интегративноразвивающего подхода. «Подход» с точки зрения науковедения - комплекс описания объектов, способов, методов, доказательств, аргументации, языка описания, объяснения и понимания стратегии и программы в науке.

Основными содержательными характеристиками интегративно-развивающего подхода являются процессы интеграции и развития. Остановимся на них более подробно.

Понятие «интеграция», применяемое к социальной жизни, определение достаточно ёмкое и включает целую группу явлений и процессов, протекающих в культурной, экономической, политической и других сферах.

В философском энциклопедическом словаре интеграция (от лат. integer -полный, цельный, ненарушенный) рассматривается как процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность, объединение, соединение, восстановление единства [15, с. 205].

По мнению О. Л. Карповой, значительное место среди источников занимают современные интегративно-педагогические концепции, которые можно подразделить на две группы [5, с. 121]. К первой группе автор относит концепции, имеющие свои непосредственным предметом интеграционные процессы, что находит выражение в их названиях: концепция интеграции воспитательных сил общества (Ю. С. Бродский, В. Д. Семёнов), концепция внутрипредметной интеграции (Ф. Бест, В. И. Загвязинский), концепция интеграции общего и профессионального образования (М. А. Берулава, Ю. С. Тюников), концепция интегративного содержания начального профессионального образования (Л. Д. Федотова), концепция интегративной картины образования (Г. Н. Сериков и др.) Во второй группе располагаются концепции, в которых интегративный элемент внешне не проявляется, но имплицитно задаётся их характеристиками и выступает в качестве их результата: концепция витагенного обучения с голографическим методом проекций (А. С. Белкин), концепция культурно-образовательного центра (А. Я. Найн), концепция гуманитарно-педагогического центра (Н. Н. Хриди-на, Н. К. Чапаев), концепция «целостной» школы (Р Винкель и др.).

В педагогической науке наблюдается значительный интерес к интегративным процессам. Во многих публикациях используются следующие понятия:

1. Интеграция знаний - органическая взаимосвязь, взаимопроникновение знаний, которые выводят студента на понимание научной картины мира; объединение, выявление единой линии мышления и проведение её через многообразие содержания. Предметом интеграции является единое мировоззрение, которое позволяет внести целостность в познание мира [14, с. 83].

2. Интегративность образования - внесение в содержание образования усвоение фундаментальных идей, концепций, являющихся основой формирования ценностных отношений к окружающему миру за счёт интеграции знаний [4, с. 87].

Несмотря на многообразие интегративных процессов в общей массе педагогических явлений, современные учёные (А. А. Вяткин, В. В. Килин, В. А. Кононов, Е. Ю. Суховецкая), выделяют сущностные признаки интеграции [12, с. 83-84].

1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов. Действительно, первое, что обнаруживается в интеграции, - это взаимодействие в чём-то отличных друг от друга элементов, частей, фрагментов, сторон и т. п. Только наличие разнородных элементов даёт возможным зарождение качественно новых состояний. Данный признак отражает главное противоречие интегративного процесса, определяющее его развитие. В разных формах разнородности это противоречие может

ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО... проявляться по-разному: при взаимодействии разнопредметных знаний -это комплексность и не комплексность; при объединении знаний разного уровня обобщенности как общее и частное при переводе понятий в знаковую форму - как содержание и форма; при интеграции знаний и способов их применения, систематизации отдельных понятий, объединений разобщенных умений в целостную структуру деятельности - как часть и целое и т. д.

2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов. Об интеграции имеет смысл говорить лишь тогда, когда процесс установления связей, взаимодействий и т. д. развивается в сторону образования некоторой целостности со всем тем, что специфично для целостности.

3. Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. В педагогике оправдано говорить о логико-содержательной основе интегративного процесса как об основе, которая существенным образом определяет его логику и содержание. В определенном смысле логико-содержательная основа - это программа, ориентирующая в главных чертах на то, что должно воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе в соответствии с теми реальными процессами, которые объективно детерминируют создание той или иной дидактической целостности.

4. Интегративный процесс имеет собственную структуру. Обычно интегративный процесс обладает свойством делимости. В нём можно выделить относительно обособленные и вместе с тем соподчиненные между собой «узлы», прохождение которых порождает качественные и количественные сдвиги в содержании (уплотнение или укрепление знаний, концентрация различных способов действия и т. д.).

Структура интегративного процесса определяет логику развёртывания целостности, особую согласованность интегрируемого содержания с этапами его реализации. Наличие такой структуры означает определенную стабильность интегративного процесса.

Другой компонент интегративно-развивающего подхода - понятие «развитие». В философском энциклопедическом словаре развитие определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания [14, с. 542].

В психологическом словаре развитие определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером [11, с. 294].

Анализируя взгляды психологов на проблему развития личности, её психических процессов, можно сделать вывод о том, что:

1. Развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные/регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

2. Развитие, особенно личностное, не заканчивается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л. И. Анцыферова).

Наиболее широкое признание получила теория развивающего обучения Л. С. Выготского, исходящая из принципиально важного положения, как обучение должно идти вперед развития и вести его за собой. Данная теория являются базовой для развития творческого мышления обучающихся.

Таким образом, обобщая психологическое и философское понимание дефиниции «развитие», можно отметить, что это процесс качественных изменений, характеризующихся необратимостью, многомерностью, направленностью и возникновением качественно новых образований.

Положение о том, что человек формируется и развивается как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии. Следовательно, включение в деятельность представляет основной путь развития творческого мышления студентов вуза.

Существующие научные подходы к развитию творческого мышления студентов вуза: программно-целевой, системный, компетентностный, технологический, деятельностный, профессионально-личностный и другие -имеют свои бесспорные достоинства и недостатки с точки зрения профессионально-творческого развития личности будущих специалистов. Но ни один из них в полной мере не обеспечивает реализации задачи подготовки выпускников вуза к творческой педагогической деятельности. Поэтому правомерно возникает необходимость более гибкого изучения подхода, который бы интегрировал в себе положительные стороны вышеназванных подходов и позволил практически решать задачу подготовки конкурентоспособных специалистов к саморазвитию и самореализации в быстроменяющихся условиях труда. Таким подходом может быть интегративно-развивающийся подход.

По мнению Л. А. Шипилиной, данный подход заключается в:

- интеграции проблематизированного содержания образования через целевые установки модели специалиста; интеграционной связи управленческой, педагогической, психологической, культурологической, естественнонаучной подготовке, нашедшей отражение в учебном плане;

- учёте фундаментального и прикладного характера управленческих и психолого-педагогических наук при построении интегрированных курсов;

ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО...

- использовании технологии управления развитием в процессе обучения творческой педагогической деятельности; разработке интегративной формы самоорганизации студентов как субъектов учения и развития - са-моменеджменте; применении интегративного критерия - творческого стиля деятельности - при оценке результативности подготовки выпускников вуза.

Таким образом, приоритетными содержательными характеристиками интегративно-развивающего подхода являются: учёт интегративной сущности человеческой деятельности, идеи природной, социальной и духовной целостности личности; опора в обучении на положительное эмоциональное состояние личности; создание условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; обучение исследовательскому подходу в познании; стимулирование активности в познавательной и творческой деятельности.

Библиографический список

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 234 с.

2. Гущина, С. В. Обеспечение процесса развития творческой личности студента - важнейшее условие обучения в вузе [Текст] / С. В. Гущина // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1. - С. 16-20.

3. Дергач, А. А. Творчество тренера [Текст] / А. А. Дергач, А. А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 227 с.

4. Захаров, П. Н. Интегральная оценка эффективности стратегии развития университета [Текст] / П. Н. Захаров // Менеджмент в Росси и за рубежом. - 2007. -№ 5. - С. 87-89.

5. Карпова, О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза [Текст] / О. Л. Карпова. - Челябинск: Чел-ГНОЦ УрОРАО, 2009. - 321 с.

6. Курлянова, Н. В. Педагогические средства развития творческого мышления студентов: дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Н. В. Курлянова. - Магнитогорск, 2004. - 175 с.

7. Найн, А. Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя [Текст] / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев; УралГАФК. - Челябинск; Магнитогорск: Урал-ГУФК: МаГУ, 2007. - 115 с.

8. Нейфельд, Е. В. Формирование творческого мышления студента в образовательном процессе : дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Е. В. Нейфельд. - Оренбург, 2006. - 199 с.

9. Огородова, Т. В. Психологические характеристики творческого мышления учащихся профильных классов: дисс. ... канд. псих. наук [Текст] / Т. В. Огородова. - Ярославль, 2006. - 171 с.

10. Беловолов, В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сластенин, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 117-130.

11. Психологический словарь [Текст] / Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. - 404 с.

12. Суховецкая, Е. Ю. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск МВД России [Текст] / Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, В. А. Конов, В. В. Килин // Научно-теоретический журнал «Учёные записки». - 2007. - № 3 (25). - С. 82-84.

13. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] / О. К. Тихомиров. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 270 с.

14. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. - С. 113-122.

15. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

16. Юртаева, Ю. А. Развитие познавательного потенциала будущих менеджеров в вузе[Текст] / Ю. А. Юртаева, И. В. Резанович // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. - С. 113-122.

17. Шеломенцева, И. И. Педагогическое обеспечение развития дивергентного мышления менеджера [Текст] / И. И. Шеломенцева// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №11. - С. 338-345.

18. Шипилина, Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете [Текст] / Л. А. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. - 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.