Научная статья на тему 'Развитие педагогического потенциала как средство профессионального образования студентов вуза физической культуры'

Развитие педагогического потенциала как средство профессионального образования студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апушкина К.Н., Кириллова Я.В.

В статье приведено теоретическое обоснование дефиниции «педагогический потенциал», показана авторская интерпретация проблемы развития педагогического потенциала студентов, раскрыто понятие «педагогическое сопровождение» и определены его составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического потенциала как средство профессионального образования студентов вуза физической культуры»

УДК 378.026.9 ББК 74.580

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

К.Н. Апушкина - аспирант Я.В. Кириллова - аспирант Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL AS A MEANS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY STUDENTS

K.N. Apushkina - postgraduate student Y.V. - postgraduate student

Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: ksenja 78@mail.ru e-mail: yana082010@mail.ru

Ключевые слова: потенциал, педагогический потенциал, творческий потенциал, творческое мышление, педагогические средства, педагогическое сопровождение.

Аннотация. В статье приведено теоретическое обоснование дефиниции «педагогический потенциал», показана авторская интерпретация проблемы развития педагогического потенциала студентов, раскрыто понятие «педагогическое сопровождение» и определены его составляющие.

Keywords: potential, pedagogical potential, creative potential, creative thinking, pedagogical tools, pedagogical support.

Annotation. The article gives theoretical explanation of the definition "pedagogical potential" and gives the author's interpretation of the problem of students' pedagogical potential development. The definition "pedagogical support" is explained and its components are defined.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы реформирования, гуманизации образования отрасли физической культуры и спорта стали актуальными в связи с социально-экономическими процессами последних десятилетий. Развитие инновационной экономической политики, подписание Болонской декларации и другие события сформулировали новые требования к подготовке студентов вуза физической культуры.

Проблемы развития педагогического потенциала обучающихся относятся к числу приоритетных задач современного профессионального образования. Ориентация образовательного процесса в вузе на потенциальные возможности студента как основные концепты его профессиональной успешности позволит системе профессионального образования действовать более адресно и результативно.

Современная быстро развивающаяся социальная действительность предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой ее области, как профессиональное образование. Это обусловливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явлений. Некоторые из таких понятий, например «педагогический потенциал», требуют содержательного рассмотрения с учетом педагогических средств их развития.

В основе данного исследования мы опираемся на понимание педагогического потенциала как части более общей категории - «потенциал личности». Так, например, А. Б. Иванова отмечает, что потенциал личности - сущностная характеристика человека, отражающая совокупность врожденных и приобретенных способностей относиться к окружающей действительности и определяющая норму его возможного реагирования на социально-педагогические условия [5, с. 9].

В социологической науке понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [7].

Потенциал личности, по мнению А. И. Савенкова, определяется как синтез интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик личности, определяющих возможность высоких достижений в социальной и профессиональной сферах [10, С. 107]. Другой автор -А.Б. Иванова, отмечает, что потенциал личности включает в себя как потенциальные (способности, природообусловленные личностные качества, позитивные наследственные факторы), так и систему возобновляемых интеллектуальных, психологических и волевых ресурсов, которые обеспечивают успешное личностное и социальное развитие [5, С. 10].

В психолого-педагогической литературе исследуют различные виды потенциала личности: творческий (Л. В. Елагина, М. В. Корепанова, П. Ф. Кравчук, Н. В. Мартишина и др.); педагогический (Т.Ф. Романова, Т.Л. Божинская, И.Ю. Турчинова); интеллектуальный (В. И. Богжашев, Е. А. Косьмина и др.); коммуникативный (Р. А. Максимова, С. И. Самыги-на, Е. Н. Суркова и др.) и др.

Например, Н. В. Мартишина рассматривает творческий потенциал педагога как выступающую основой реализации обучаемым себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности динамическую личностную структуру, выраженную интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов [6].

В акмеологическом словаре творческий потенциал трактуется как творческие возможности человека, становление которых представляет собой их существенное развитие, а проявление - внезапное «озарение», появление идеи [7].

Таким образом, различные виды потенциала личности рассматриваются исследователями, как правило, в категориях действительности, как нестатическое свойство личности человека и раскрываются через совокупность его ключевых характеристик, на основе которых достигается возможность оценки явных и скрытых состояний потенциала.

Словосочетание «педагогический потенциал» довольно часто употребляется в научной педагогической литературе. Важно отметить, что авторы, применяя этот термин, вкладывают в него разный смысл.

Нам ближе точка зрения Т. Л. Божинской, по мнению которой, педагогический потенциал - это интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, создающее специалисту возможность транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению субъектами культуры и образования [2, С. 2].

Другими словами, педагогический потенциал - это динамическая функциональная система, объединяющая личностные ресурсы (образцы поведения, знания, установки, отношения, образующие формы трансляции человеческого опыта), обеспечивающие воспитание и образование личности, ее вживание и развитие в культуре.

Исходя из данного определения, мы пришли к выводу, что педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать образовательные и воспитательные воздействия на обучающихся.

Педагогический потенциал реализуется при решении задач профессиональной педагогической деятельности, в процессе передачи и присвоения культурного опыта, за счет образования связей между компонентами потенциала в результате мобилизации всех образовательных, адаптивных и информационных ресурсов вокруг культурно-ценностных ориентиров, представляющих своеобразные центры поляризации значимых компонентов опыта.

Для понимания процесса реализации творческого потенциала студентов вуза физической культуры обратим внимание на дефиницию творческое мышление.

В современной педагогике выполнен ряд исследований (Ю. Г. Козулина, Н. В. Курлянова, Е. В. Нейфельд Т. В. Огородова, и др.), раскрывающих различные аспекты проблемы развития творческого мышления студентов.

Так, например, Ю. Г. Козулина под творческим мышлением понимает любую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, умения, способности, цели личности, материальные продукты).

В своей работе Е. В. Нейфельд определяет творческое мышление студента как вид мышления, проявляющийся как интегративное качество личности, характеризующееся ценностным отношением субъекта к творчеству, осмысленностью основных категорий, механизмов творческого мышления, осознанным применением логических операций и эвристических приемов для решения самостоятельно обнаруженных проблем.

В современном словаре-справочнике молодого исследователя под редакцией А.Я. Найна и З. М. Уметбаева творческое мышление рассматривается как способность обучаемого самостоятельно открывать новые знания и ранее ему не известные способы действий, которые составляют содержание учебного процесса [8, с. 83]. Это определение взято нами в качестве ключевого при изучении проблемы развития творческого мышления студентов вуза физической культуры.

В опытно-экспериментальной работе со студентами по развитию творческого мышления мы использовали следующие педагогические средства.

Для начала определимся с опорным понятием «средства». В экономическом словаре приводится следующее определение данной дефиниции: «средство обучения» - это материальный или идеальный объект, который используется преподавателем и обучащимися для усвоения знаний; тот предмет, явление, способ действия, который способствует решению образовательных и воспитательных задач [7]. По мнению О. А. Ханжиной, в педагогике приняты два понятия средства. Первое - более широкое - охватывает все возможные материальные объекты, процессы, способы достижения целей в образовании (сюда можно отнести учебный материал, методы, формы, дидактические средства). Второе - более узкое - включает лишь дидактические средства - вспомогательные для организации и реализации в образовательных процессах (дидактические, наглядные, технические и прочие). Они охватывают совокупность, способную воздействовать на студента посредством всех его органов чувств [11, С. 14].

Интересна, на наш взгляд, точка зрения Г. И. Хозяинова. Средства обучения, по мнению автора, можно разделить на интеллектуальные и материальные. К интеллектуальным относятся средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают человеку возможность проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действительности. Это анализ и синтез как исходные мыслительные операции; сравнение и систематизация, в которых проявляется единство исходных операций; абстракция и обобщение как производные от исходных операций.

Материальные средства обучения автор подразделяет на следующие группы [12, С. 3]:

- учебники и учебные пособия;

- средства наглядности;

- средства для осуществления практических действий;

- технические средства обучения;

- вспомогательные средства учебного процесса.

Средства обучения оказывают влияние на формирование отдельных качеств личности. В частности, они способствуют развитию мышления, самоконтроля, организованности, активизации познавательной деятельности. Как показали материалы нашего изыскания, эффективным средством активизации познавательной деятельности студентов являются опорно-функциональные блоки (ОФБ), изданные на печатной основе. Указанные опорно-функциональные блоки активизируют познавательную активность обучающихся и являются важным средством профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры.

В процессе опытно-экспериментальной работы наряду с использованием студентами учебника А. З. Рахимова «Психодидактика творчества» были применены и электронные монографии, и учебники с сайта biblioclub.ru. Как показал опыт, использование учебных фильмов способствует систематизации изученного материала. Учебные видеофильмы - это фильмы, созданные в качестве средств обучения. К ним можно отнести научно-популярные, документальные, художественные фильмы, используемые в образовательном процессе. Учебные фильмы имеют четкое целевое назначение, которое определяется спецификой дисциплины, характером и сложностью материала, местом в процессе обучения. Например, в процессе изучения темы «Факторы, препятствующие принятию творческого решения. Стереотипы мышления» для студентов был организован просмотр документального фильма ВВС «Тайны мозга. Развитие мышления» с последующим обсуждением по определенному плану.

Используя схемы, таблицы, учебные фильмы, электронные учебники, презентации мы раскрываем развивающий потенциал медиакультуры как средства для дальнейшего непрерывного самообразования, а следовательно, и развития творческого мышления обучающихся.

Отмеченное является одним из важных компонентов учебного процесса. Разнообразие средств позволяет педагогу усилить реализацию различных функций и дидактических принципов.

Развитие педагогического потенциала осуществляется в процессе педагогического сопровождения обучающихся с целью формирования потенциала личности. Н. Г. Ершова определяет педагогическое сопровождение как теоретически и практически обоснованную поддержку студентов; как систему профессиональной деятельности преподавателя, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия [4, С. 45].

В нашей работе сопровождение понимается как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. Любая программа сопровождения в педагогике, как считает Н.Г. Барышникова, представляет собой технологию разрешения проблем развития [1, С. 87].

В качестве основных характеристик педагогического сопровождения выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками этого процесса. Технологический компонент представлен синтезом форм, методов, средств, этапов и уровней педагогического сопровождения.

Важно отметить, что педагогическое сопровождение включает в себя и психологический потенциал. Например, М. А. Романова указывает на две составляющие потенциала педагога. Педагогическая составляющая потенциала касается различных видов и форм педагогической деятельности, включая подготовку и проведение учебных занятий, осуществление воспитательных функций, кураторство, профессиональное самообразование, участие в обще-

вузовских делах, обсуждение педагогических вопросов с коллегами и т. д. Психологическая составляющая включает в себя изучение и оценку психологических особенностей студентов; оказание им психологической помощи; психологическое консультирование; проведение пси-хокоррекционной работы [9, С. 85].

Педагогическое сопровождение студентов вуза физической культуры имеет своей целью обеспечение социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения, развития и включает в себя следующие элементы, с точки зрения А. С. Виноградовой [3, С. 478]:

■ применение методов активного обучения;

■ создание условий для осуществления разностороннего развития студентов, включающее практическую пробу сил в различных видах деятельности (учебной, профессионально-ориентированной, художественной, досуговой, спортивной);

■ сохранение и укрепление здоровья студентов;

■ обеспечение эффективного взаимодействия триады (студент, родители, преподаватель) благодаря активной деятельности куратора;

■ проведение социально-психологических тренингов, деловых игр, учебных дискуссий, профессиональных консультаций и других видов деятельности, направленных на создание у студента состояния психологического комфорта и чувства защищенности в условиях окружающего его мира.

Но не всегда в процессе обучения возможно внедрение новых форм проведения занятий, поэтому актуальным становится использование отдельных видов педагогического воздействия в рамках педагогического процесса вуза.

H. И. Чернецкая предлагает следующие педагогические приемы, адаптированные в нашей опытно-экспериментальной работе. В нашей работе приём - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения. Педагогические приемы, направленные на стимулирование творческого мышления студентов, вытекают из структуры самого творческого мышления и условий его свободного и успешного протекания. Этих приемов достаточно много, и они оставляют возможности вариаций, но основные и наиболее известные из них представлены ниже [13, С. 60 - 61].

I. Поощрение интуитивных решений, даже не имеющих четкого логического доказательства.

2. Поощрение студентов в их самостоятельности и силах.

3. Опора на положительные эмоции: удивление, удовлетворение и т.д.

4. Помощь в самостоятельном целеполагании и планировании деятельности.

5. Поощрение склонности к рискованному поведению (в минимуме это, например, работа над рефератами без достаточного количества литературы по проблеме).

6. Борьба с соглашательством (одним из приемов такой борьбы может быть предложение вопросов, требующих раздумья и развернутого ответа).

7. Поощрение фантазирования, даже когда решение не имеет четкой практической реализации и граничит с «выдаванием» выдумки за истину.

8. Использование задач открытого типа, т. е. таких, в которых отсутствует единственное правильное решение.

9. Расширенное применение проблемных методов обучения.

10. Поощрение совместной творческой деятельности.

11. Поощрение индивидуальности студентов и их предпочтений в работе.

Перечисленные приемы, как показали отсроченные материалы, полезны преподавателю, так как он будет более успешен в своих действиях по развитию мышления студентов вуза физической культуры. Его педагогические усилия по развитию творческого мышления студентов являются положительным результатом для обеих сторон педагогического процесса. Так как внедрение этих приемов будет эффективно сказываться на развитии творческого

потенциала самого педагога. Компетентность педагога в использовании этих приемов определяет его педагогический потенциал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие педагогического потенциала как средство профессионального образования студентов вуза физической культуры является основой творческой самореализации субъекта педагогической деятельности. Совершенствование педагогического потенциала студента есть залог повышения его профессиональных качеств. Они позволяют выпускнику вуза легче сформировать профессиональную мобильность в условиях современного рынка труда.

Литература

1. Барышникова, Н. Г. Педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студента-иностранца в период обучения в вузе / Н.Г. Барышникова. - Барнаул. : АГТУ, 1984. - 169 с.

2. Божинская, Т. Л. Педагогический потенциал российской региональной культуры в контексте социально-философских исследований [Электронный ресурс] / Т. Л. Божинская. - Режим доступа : http://www.teoria-practica.ru/-2-2010/philosophy/bojinskaya.pdf.

3. Виноградова, АС. Психолого-педагогическое сопровождение абитуриентов и студентов в рамках среднего профессионального образования / А. С. Виноградова, А. Д. Лискачёва // «Телематика'2008» : сб. XV Всерос. науч.-метод. конф., 23-26 июня ; СПбГУ. - Санкт-Петербург, 2008. - 526 с.

4. Ершова, Н.Г. Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры / Н.Г. Ершова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 9. - С. 44-47.

5 Иванова, А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / А.Б. Иванова, ЮУрГУ. - Челябинск, 2010. - 24 с.

6. Мартишина, Н. В. К вопросу о становлении и развитии творческого потенциала / Н.В. Мартишина // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Litters) : электронный научный журнал. - декабрь 2006, ART 1109 . - СПб., 2006 г. - URL: http://www. emissia.org/offline/2006/1109.htm . Гос.рег. 0420800031. - ISSN 19978588 . - Объем 0,4 п.л. - [дата обращения 20.11.2006].

7. Мир словарей [Электронный ресурс] . - Режим доступа : http://mirslovarei. com.

8. Найн, А. Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев ; УралГУФК. - Челябинск ; Магнитогорск : УралГУФК : МаГУ, 2007. - 115 с.

9. Романова, М. А. Психолого-педагогический потенциал учителя как психологический феномен / М. А. Романова // Психология обучения. - 2011. - № 3. - С. 79-88.

10. Савенков, А. И. Потенциал личности / А. И. Савенков // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. - 2005. - № 5 (24). - 182 с.

11. Ханжина, О. А. Педагогические средства воспитания у студентов ценностного отношения к инженерной деятельности : автореф. дис. ... кан. пед. наук / О. А. Ханжина ; УралГАФК. - Челябинск, 2002. -22 с.

12. Хозяинов, Г. И. Средства обучения / Г. И. Хозяинов. - М. : ГЦОЛИФК, 1987. - 32 с.

13. Чернецкая, Н. И. Формирование творческого мышления как задача вузовского образования / Н. И. Чернецкая // Психология обучения. - 2012. - № 5. - С. 57- 61.

Bibliography

1. Baryshnikova, N. G. Pedagogical support of foreign student professional training during the period of studying in the University / N. G. Baryshnikova. - Barnaul: Astrakhan State Technical University, 1984. - 169 p.

2. Bozhinskaya, T. L. Pedagogical potential of the Russian regional culture in the context of the socio-philosophical research [Electronic resource] / T. L. Bozhinskaya. - Access mode: http://www.teoria-practica.ru/-2-2010/philosophy/boj inskaya.pdf.

3. Vinogradova, A. S. Psycho-pedagogical support of college entrants and students in the secondary vocational education / A. S. Vinogradova, A. D. Liskacheva // «Telematics'2008» : Collection of the XV All-Russian scientific- methodological conference, 23-26 June ; St. Petersburg State University. - St. Petersburg, 2008. - 526 p.

4. Ershova, N. G. Professional and personal development of students in the conditions of psychological-pedagogical support in Physical Culture University / N. G. Ershova // Theory and practice of physical Culture. - 2005. -No 9. - P. 44-47.

5. Ivanova, A. B. Activation of the leadership potential of University students in the process of extra-curriculum activities: synopsis of a thesis of the Dr. of pedagogics / A. B. Ivanova, South-Ural State University. -Chelyabinsk, 2010. - 24 p.

6. Martishina, N. V. To the question of formation and development of the creative potential // The Emissia Offline Litters: electronic scientific journal. - December 2006, ART 1109. - St. Petersburg, 2006 - URL: http://www. emissia.org/offline/2006/1109.htm. State registration 0420800031. - ISSN 1997-8588. - Volume 0,4 printed sheet. -[request data 20.11.2006].

7. World of dictionaries [Electronic resource], - Access mode: http://mirslovarei. Com.

8. Nayn, A. Y. The modern vocabulary of a young researcher / A. Y. Nayn, Z. M. Umetbaev; UralState University of Physical Culture. - Chelyabinsk; Magnitogorsk: Ural State University of Physical Culture: Magnitogorsk State University, 2007. - 115 p.

9. Romanova, M. A. Psychological-pedagogical potential of a teacher as a psychological phenomenon / M. A. Romanova // Psychology of Learning. - 2011. - № 3. - P. 79-88.

10. Savenkov, A. I. The potential of the personality / A. I. Savenkov // Anthropological, activity and culturological approaches. Thesaurus. - 2005. - № 5 (24). - 182 p.

11. Khanzhina, O.A. Pedagogical means of educating the students' responsible attitude to engineering: synopsis of a thesis of the candidate of pedagogics / O. A. Khanzhina; Ural State Academy of Physical Culture. -Chelyabinsk, 2002. - 22 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Khozyainov, G. I. Means of training / G. I. Khozyainov. - Moscow: State Central Institute of Physical Culture of Lenin Order, 1987. - 32 p.

13. Chernetskaya, N. I. The formation of creative thinking as the goal of higher education / N. I. Chernetskaya // Psychology of Learning. - 2012. - №5. - P. 57- 61.

Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.