References
1. Zhuravleva A.S. The specifics and principles of the work of innovational schools. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 3. Available at: http://www.science-education.ru/123-19238. [in Russian].
2. Podlasy I.P. Pedagogy. A new course. In 2 volumes. M., 2009. Vol.1. P. 576.[in Russian].
3. Serebryakova A.N. Training of a primary school teacher. Sbornik nauchnykh trudov Sworld. 2011. Vol.13. № 3. P. 85-95. [in Russian].
4. Sivashinskay E.F. Pedagogy of a modern school: a course of lectures for students of pedagogical profiles of higher education institutions. - Minsk: Ekoperspektiva, 2009. P. 212. [in Russian].
Сведения об авторе: Журавлева Анна Сергеевна,
аспирант,
кафедра педагогики начального образования, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.
Ктай: [email protected]
Information about the author: Zhuravleva Anna Sergeevna,
Post-graduate student,
The Department of Pedagogics
of Primary Education,
Chuvash State Pedagogical University
named after I. Y. Yakovlev
Cheboksary.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.484
Т.Б. Загоруля
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Автор исследует сущность и содержание педагогического потенциала вуза для актуализации личности субъектов образовательного процесса - студентов и преподавателей как носителей инновационной культуры. Свойствами педагогического потенциала являются ресурсность, условность реализации, динамичность, системность и функциональность, которые раскрываются в совокупности организационного, ценностного, содержательного и методического компонентов.
Ключевые слова: потенциал, педагогический потенциал, инновационная культура.
T.B. Zagorulya
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY: ESSENCE AND CONTENT
The author explores the nature and content of the pedagogical potential of the University to ensure the updating of the actors of the educational process - students and teachers as carriers of innovation culture. Resources, conventionality of implementation, business agility, consistency and functionality are the properties of the pedagogical potential, which are disclosed in the sum of organizational, axiological, substantive and methodological components.
Key words: рotential, pedagogical potential, innovation culture.
Изучение педагогического потенциа- актуализации личности студентов как нола вуза осуществляется нами в рамках пе- сителей инновационной культуры в выс-дагогического проектирования модели шем образовании. Рассмотрим понятие
«педагогический потенциал». Начнем с термина, его словарного определения: «потенциал (от лат. potentia - сила) - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [4, с. 1048]. Таким образом, для характеристики потенциала развития вуза и, в частности, его педагогического потенциала необходимо выявить имеющиеся возможности - источники и средства, которые пока не реализованы, но могут быть реализованы при определенных необходимых и достаточных условиях, их также надо установить и затем создать.
Стремясь содержательно уточнить понятие «потенциал», мы последовали А.М. Боднару, который пишет о трех уровнях связей и отношений, сконцентрированных в потенциале. А именно:
Отражающее прошлое. Потенциал -это совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления;
Репрезентирующее настоящее. Здесь акцент падает на процесс актуализации возможностей;
Ориентированные на будущее. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояния, потенциал содержит в себе зародыш будущего развития [2, с. 14].
Ценностьданногоопределениявидим в его содержательной пространственно-временной полноте, континууме прошлого, настоящего и будущего, что особенно важно в образовательном учреждении, которое имеет и, возможно, оберегает традиции, но стремится и к инновационному развитию. Так, мы подчеркиваем ценность диалектики традиций и инноваций и стремимся ее проследить в образовательном процессе применительно к проблеме педагогического проектирования модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании.
Продуктивным в реализации этого замысла считаем обращение к исследованиям стратегических инноваций и инновационной культуры. Так И.В. Бе-
лоусов, определяя сущность и содержание понятия научно-инновационного потенциала вуза, рассматривает его как «экономическую категорию, поскольку относительно этого объекта управления складываются экономические отношения по его формированию, использованию и развитию, как на уровне вуза, так и на уровне его внешних агентов - государства и бизнес-сообщества, выступающих потребителями вузовских инновационных продуктов, созданных на базе НИП, и одновременно инвесторами по развитию этого потенциала» [1]. В работе «Инновационное развитие и инновационная культура» директор Института стратегических исследований А. Николаев рассматривает общий потенциал предприятия. Он называет «его основные составляющие - производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический, кадровый и собственно инновационный потенциал, который представляет ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть» [6]. Более того, А. Николаев считает, что «инновационный потенциал определяет завершающую часть производственного цикла и его реальные пропускные возможности, что существенно сказывается на конечном результате» [6]. Анализируя его выводы, мы пришли к выводу о возможности аналогии потенциала вуза с потенциалом предприятия. Это позволило нам представить общий потенциал вуза, выделив в нем педагогический потенциал вуза (рис.1).
При изучении потенциала вуза и предприятия мы обнаружили сходства и различия, обусловленные спецификой потенциала вуза как образовательного учреждения (предприятия). Если мы говорим о сходствах, то это касается таких составляющих общего потенциала, как производственно-технологический, научно-технический, финансово-экономический и кадровый. Не отказывая другим предприятиям в возможности педагогического (воспитательного) потенциала, мы отмечаем значимое отличие. Оно обусловлено целью и задачами, которые решает высшее образовательное учреждение (согласно ФГОС, подготовка профес-
X
го
X ^
ф ч о о
-О
I-
о о
X
г?
са ^
го ^
X
ф
I-
о с
о ф
т
го
ч ф
с
сионалов, овладевающих общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК)), и тогда педагогический
потенциал выступает в виде ядра общего потенциала вуза, органически входя в каждую его часть.
Производственно-
технологический
потенциал
Научно-
технический
Л— — потенциал
Рис. 1. Общий потенциал вуза
к
Ss.
о го со
L0
Именно педагогический потенциал обладает возможностью актуализации инновационной культуры, порождения нового, нестандартного в функционировании и развитии вуза. Все части общего потенциала вуза взаимосвязаны между собой, но именно педагогический потенциал вуза выступает главной силой, определяющей его развитие, как в настоящем, так и в будущем.
Отметим, что с 90-х годов в научных работах стал нарастать интерес к исследованию педагогического потенциала образовательных учреждений разного типа: школы и вуза, а также и педагогов как субъектов его реализации (А.М. Бод-нар, Т.Л. Божинская, О.О. Киселева, Е.А. Мясоедова, В.Д. Семенов, О.М. Позднякова и др.) Наряду с этим изучаются такие феномены, как «воспитательный потенциал» (А.С. Алексеев, В.Г. Бочаро-
ва, А.А. Данилов, А.А. Кирсанов, В.Н. Николаев, Л.И. Новикова и др.) и «образовательный потенциал» (А.Ф. Лисс). Соглашаясь с О.М. Поздняковой в мысли о том, что данные понятия соотносятся друг с другом, подчеркиваем: во-первых, их не тождественность (отражают разные явления); во-вторых, особенность в актуализации потенциала (прямое или опосредованное воздействие на развитие и формирование личности) [7]. Проведенный нами анализ работ вышеназванных авторов привел к выводу: более ёмким понятием, вбирающим в себя «воспитательный потенциал», «образовательный потенциал», является «педагогический потенциал».
Далее рассмотрим свойства педагогического потенциала и их характеристики [7]: ресурсность (те ресурсы и возможности, которыми обладает система в отно-
шении развития человека); условность реализации (изменение совокупности условий определяет переход абстрактной возможности в реальную, а последняя превращается в действительность); динамичность (потенциал представляет собой динамическую совокупность некоторых средств и возможностей для достижения целей в определенной области); системность («совокупность носителей педагогического потенциала и условия их существования и развития являются целостной системой, в которой любой компонент рассматривается как открытая подсистема, взаимосвязанная и взаимодействующая прямо или опосредованно с другими подсистемами, чутко реагирующая на их изменения и, в свою очередь, воздействующая на их развитие» [5, с. 24]; функциональность (набор возможностей (функций), которые предоставляет современная педагогическая система).
Стремясь выявить сущность, структуру и содержание педагогического потенциала вуза, источники и средства, которые могут быть использованы для решения педагогических задач, мы провели в 2014 году опрос среди преподавателей в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) (44 чел.), повышающих свою квалификацию в рамках семинара «Педагогический менеджмент». Выяснилось: 86% опрошенных считают, что педагогический потенциал вуза состоит в высококвалифицированных преподавателях, 32% - в студентах, мотивированных на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, 29% - в учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, 16% - в компетентных менеджерах. Так преподаватели из всего содержания и структуры потенциала отметили компонент, связанный с кадровым потенциалом, а именно, с высокой квалификацией преподавателей, стремлением студентов к овладению компетенциями.
Что касается таких компонентов, как «учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» (соотносимое с производственно-технологическим по-
тенциалом, «компетентные менеджеры» с потенциалом и научно-техническим потенциалом), то они оказались вне поля зрения опрошенных. В то же время здесь имеется непосредственная связь и зависимость, особенно если речь идет о реализации компетентност-ного, деятельностного и технологического компонентов в образовательном пространстве современного высшего учебного заведения. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, в нашем случае - преподавателем в вузе, необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться, осваивать новые достижения науки и техники на протяжении всей трудовой деятельности, более того совершенствоваться в жизни как носителям инновационной культуры. Если говорить об овладении студентами компетенциями, то необходимо внешнюю мотивацию сочетать с внутренней мотивацией самих студентов. Отметим, что актуализация педагогического потенциала происходит в результате педагогической деятельности, субъектами которой выступают и преподаватели, и студенты. «Компетентные менеджеры» -это формальные лидеры в вузе, которые представляют не только управленческий аппарат, но и сообщество ученых в вузе (ректор, проректор, декан - люди, имеющие и ученую степень и ученое звание). Финансово-экономический потенциал вуза - залог стабильности и возможности реализации научных, учебных проектов, успешного функционирования всего образовательного учреждения.
Далее, переходя к характеристике педагогического потенциала современного вуза, пойдем от интерпретации данного понятия в современных исследованиях. Например, Т.Л. Божинская, определяя педагогический потенциал региональной культуры, пишет о педагогическом потенциале как «совокупности ценностных, содержательных и методических средств, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на людей» [3]. Мы разделяем данное утверждение, видим его ценность для определения наших подходов как «совокупности ценностных, содержательных и мето-
X
го
X ^
ф ч о о
XI
н о о
X
о го
со ш
ш го
x
ф
н о с
а
о ф
т
го
ч ф
с
к &
о
ГО
со ш
дических средств», отвечающих на три фундаментальных вопроса педагогики: зачем? (целеполагание), чему? (содержание) и как? (технологии). Исходя из этих ориентиров, в структуре педагогического потенциала вуза выделяем следующие компоненты: организационный, ценностный, содержательный и методический. Каждый из них охарактеризуем следующим образом:
Организационный - включает в себя управленческую деятельность, направленную на разработку миссии, формирование цели, принятие стратегической концепции развития вуза, а также разработку и реализацию инновационных педагогических проектов в образовательном процессе;
Ценностный - вбирает в себя идеи принципа непрерывности и преемственности многоуровневого высшего профессионального образования, идею самоактуализации и саморазвития личности, концепцию фасилитации на основе синергетики и андрагогики, компетентностный, деятельностный и технологический подходы к проектированию модели актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры в высшем образовании в процессе развивающего обучения, актуализации витагенного опыта в решении смысложизненных и профессиональных задач;
Содержательный - включает в себя научно-исследовательскую и инновационную деятельность преподавателей, студентов, менеджеров вуза; сотрудничество и взаимодействие с работодателями, партнерами вуза;
Методический - это учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, позволяющее сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии.
Рассматривая способы и средства реализации педагогического потенциала вуза, сосредоточимся на следующем:
Формирование миссии вуза, определение целей и задач его развития на основе анализа прошлого, настоящего и будущего опыта;
Выработка единой образовательной
политики, направленной на достижение поставленных целей и задач;
Определение необходимых и достаточных условий и механизмов для актуализации и реализации педагогического потенциала вуза;
Развитие корпоративной культуры вуза;
Оказание поддержки и помощи студентам и преподавателям при реализации инновационных проектов в образовательной деятельности вуза.
Так, выявив педагогический потенциал вуза, его сущность, определив его структуру и содержание, назвав источники развития, способы и средства реализации, назовем необходимые и достаточные условия реализации педагогического потенциала вуза. Их мы видим в совокупности социальных, культурных и административных условий, к ним относим следующие - внешние и внутренние:
Социально-экономическая, политическая стабильность в РФ;
Наличие соответствующей нормативно-законодательной базы в РФ;
Сотрудничество и взаимодействие с компаниями, предприятиями города и области, проведение совместных мероприятий (ярмарки вакансий, мастер-классы, семинары и тренинги, возможность прохождения практики и стажировки студентами вуза);
Доминирование принципа толерантности во всех областях жизнедеятельности человека (коммуникативная, религиозная, культурологическая, политическая толерантность и т.д.);
Заинтересованность администрации вуза в реализации педагогического потенциала вуза, всесторонняя поддержка и помощь (наличие утвержденных программ и проектов развития вуза, своевременное их финансирование и продвижение);
Кадровая политика в вузе, ориентированная на привлечение компетентных специалистов к педагогической деятельности;
Современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Исследовав сущность и содержание педагогического потенциала вуза, опре-
делив необходимые и достаточные условия его реализации для актуализации личности студентов как носителей инновационной культуры, мы разработали рекомендации по управлению педагогическим потенциалом вуза:
• повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
• разработка и применение инновационных педагогических проектов в образовательном процессе;
• современное (с применением информационных технологий) учебно-методическое сопровождение читаемых курсов;
• составление мотивационных карт для преподавателей и студентов;
• целенаправленное развитие свойств личности студентов и преподавателей как носителей инновационной культуры;
• моральное и материальное поощрение творческой деятельности студентов и преподавателей;
• совершенствование корпоративной культуры вуза;
• мониторинг состояния педагогического потенциала вуза.
Мы полагаем, что актуализация личности студентов как носителей инновационной культуры возможна в условиях реализации педагогического потенциала вуза.
Библиографический список
1. Белоусов, И.В. Методические основы оценки научно-инновационного потенциала вуза и стратегия активизации его развития [Электронный ресурс] / И.В. Белоусов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2011. - 22 с. - Режим доступа: http://rushkolnik.ru/docs/226/index-89808.html. Дата обращения: 12 января 2015 г.
2. Боднар, А.М. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект [Электронный ресурс] / А.М. Бондар: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993. - 194 с. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/handle/10995/28888. Дата обращения: 17 ноября 2014 г.
3. Божинская, Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании [Электронный ресурс] / Т.Л. Божинская: автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Краснодар, 2010. - 32 с. - Режим доступа: http://krdu-mvd.ru/fgdjsdb1.html. Дата обращения: 14 января 2015 г.
4. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия; СПб.: Ленинградская галерея. - 1993. - 1628 с.
5. Мясоедова, Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды [Электронный ресурс] / Е.А. Мясоедова: дис. канд. пед. наук. - Астрахань, 1997. - 219 с. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/podgotovka-studentov-pedvuza. Дата обращения: 25 декабря 2014 г.
6. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс] / А. Николаев// Центр инноваций. - Режим доступа: http://www.center-inno.ru/materials/library. Дата обращения: 20 июня 2014 г.
7. Позднякова, О.М. Актуализация педагогического потенциала культуры в процессе профессионального обучения [Электронный ресурс] / О.М. Позднякова // Омский научный вестник, 2008. - № 4-69. - С. 105-108. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-pedagogicheskogo-potentsiala (Дата обращения: 13 марта 2015 г.).
References
1. Belousov I.V. Methodical bases of the estimation of scientific and innovative potential of the university and the strategy to enhance its development: Author's transcript. Diss... cand. of sciences. (Economics). St. Petersburg, 2011. P. 22. Available at: http://rushkolnik.ru/docs/226/index-89808.html (12.01.2015). [in Russian].
2. Bodnar A.M. Pedagogical potential of a teacher: personal-humanistic aspect. Dis... cand. of sciences. Ekaterinburg, 1993. P. 194. Available at: http://elar.urfu.ru/handle/10995/28888 (17.11. 2014). [in Russian].
3. Bozhinskaya T.L. Pedagogical potential of a regional culture in the modern Russian education: Author's transcript. Dis.... cand. of sciences (Philosophy). Krasnodar, 2010. P. 32. Available at: http://krdu-mvd.ru/fgdjsdb1. html (14.01. 2015). [in Russian].
4. Great Encyclopedic Dictionary. M.: Sovetskaja ehnciklopedija, Saint Petersburg: Leningradskaja galere-ja. 1993. P. 1628. [in Russian].
5. Mjasoedova E.A. Preparation of the students of pedagogical teacher training University to study the potential of the environment. Diss... cand. of sciences (Education). Astrakhan', 1997. P. 219 Available at: http://www.disser-cat.com/content/podgotovka-studentov-pedvuza (25.02. 2014). [in Russian].
5. Nikolaev A. Innovative development and innovative culture. Centr innovacijj. Available at: http://www. center-inno.ru/materials/library (20.01.2014). [in Russian].
6. Pozdnyakova O.M. Actualization of pedagogical potential of culture in the course of vocational training. Omskijj nauchnyjj vestnik. 2008. № 4. P. 105-108. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/aktu-alizatsiya-pedagogicheskogo-potentsiala (13.03. 2015). [in Russian].
Сведения об авторе: Загоруля Татьяна Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедра менеджмента, Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург. Ктай: [email protected]
Information about the author: ZagorulyaTatyana Borisovna,
Candidate of Scinces (Education),
Associate Professor,
The Department of Management
Ural State Economic University,
Ekaterinburg.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7:33(07) ББК 74.47:74.266.5
Г.Т. Кадырова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются основные аспекты формирования экономико-аналитической компетенции у студентов колледжа средствами имитационного моделирования: структура экономико-аналитической компетенции, способы имитационного моделирования, а также виды деятельности.
Ключевые слова: экономико-аналитическая компетенция, педагогическая система, имитационное моделирование.
G.T. Kadyrova
SIMULATION AS A MEANS OF FORMATION OF ECONOMIC-ANALYTICAL COMPETENCE OF COLLEGE STUDENTS
о
^ The article deals with the main aspects of the formation of economic and analytical competence
^ of college students by means of simulation: the structure of economic and analytical competence, ^ methods of simulation, as well as various activities.
lj Key words: economic-analytical competence, pedagogical system, simulation.