Научная статья на тему 'Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании как научная категория'

Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании как научная категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АНАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL POTENTIAL / TRADITIONS OF ORTHODOX CULTURE / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / THE ANAGOGICAL CONTENT / CULTURAL AND HISTORICAL LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Виктория Олеговна

В статье проведен анализ и классификация понятий для обоснования научно-практической значимости педагогического потенциала традиций православной культуры. Выделены понятия первого и второго плана и пограничные им; обозначен круг исследователей, обращавшихся к ним; введена новая терминология (анагогическое содержание и культурно-исторический образ жизнедеятельности); дано ей краткое толкование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substantiation of the practical and scientific significance of the pedagogical potential of the traditions of orthodox culture is analyzed and classified. The concepts of the first and second plan and boundary with it are allocated; the circle of researchers using them is marked; new terminology (anagogical content and cultural and historical lifestyle) is introduced and given a brief interpretation.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании как научная категория»

УДК 371.011 ББК 74.200.511

В.О. Гусакова

педагогический потенциал традиций

православной культуры в духовно-нравственном воспитании как научная категория

В статье проведен анализ и классификация понятий для обоснования научно-практической значимости педагогического потенциала традиций православной культуры. Выделены понятия первого и второго плана и пограничные им; обозначен круг исследователей, обращавшихся к ним; введена новая терминология (анагогическое содержание и культурно-исторический образ жизнедеятельности); дано ей краткое толкование.

Ключевые слова: педагогический потенциал, традиции православной культуры, духовно-нравственное воспитание, анагогическое содержание, культурно-исторический образ жизнедеятельности.

V.O. Gusakova

the pedagogical potential of the orthodox

culture traditions in the spiritual and moral education as a scientific category

The substantiation of the practical and scientific significance of the pedagogical potential of the traditions of orthodox culture is analyzed and classified. The concepts of the first and second plan and boundary with it are allocated; the circle of researchers using them is marked; new terminology (anagogical content and cultural and historical lifestyle) is introduced and given a brief interpretation.

Key words: pedagogical potential, traditions of orthodox culture, spiritual and moral education, the anagogical content, cultural and historical lifestyle.

Наблюдаемые тенденции в развитии российской системы образования позволяют отметить актуальность рассмотрения педагогического потенциала традиций православной культуры в качестве научной категории с последующей разработкой методического инструментария для его реализации. Обозначенная задача может стать основой для масштабного научного исследования, и в рамках настоящей статьи может быть раскрыта на тезисном уровне с расстановкой основных концептов.

В связи с этим цель настоящей статьи видится в следующем: обоснование педагогического потенциала традиций православной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников и обнаружение его научно-практической значимости в современной педагогической науке.

Для этого: 1) интегрируем уже известные немногочисленные толкования педагогического потенциала с последующей формулировкой нового научно-педагогического термина в его неразрывной связи с другим, научным понятием «традиции православной культуры»; 2) охарактеризуем понятийный аппарат вокруг уже обозначенного и сформулированного термина «педагогический потенциал традиций православной культуры»; 3) определим его научно-практическую значимость в духовно-нравственном воспитании школьников.

Формулировка ключевых понятий основана на обобщении ряда специфических признаков с учетом их упоминания в научно-педагогических трудах.

В начале укажем понятия первого порядка: педагогический потенци-

.0

^ к

>5 ГО

0 *

1 К m го го I

о го

m I

го ^ ^го с Ü

Jl

s Го

го s

is 2

го

s S

I I

ф I te

О Cû

с H

о ca ro

h

eg

<u ч 1= m

Рассмотрим таблицу 1, в которой представлен круг исследователей, обращавшихся к этим понятиям, и обозначим нашу формулировку понятия.

табл. 1. определение понятий первого порядка

ал, традиции православной культуры, духовно-нравственное воспитание школьников, и проведем их индуктивный анализ.

Понятие

Упоминание у авторов

Вывод / Уточненная формулировка

Педагогический потенциал

Анкваб М.Ф., Бирюкова Л.М., Божинская Т. Л., Гаврилова А.О., Еремина Н.В., Киселвева О.О. Койчуев А.А.-Д., Митрахович В.А.. Столица А.А., Теплова А.Б.

- это многогранный феномен, хранящий в себе ана-гогическое содержание, которое оказывает позитивное (стимулирующее) воздействиет на духовно-нравственное воспитание личности в соответствии с ее ментальностью и природой;

- совокупность интегральных сил, направленных на:

• реализацию комплекса возможностей самоактуализации школьниками своих талантов и дарований, формирования в себе лучших человеческих качеств, стимулирования духовных и эстетических потребностей, обретения гражданской идентичности;

• обнаружение источников ценностей и смыслов традиций православной культуры, на основе которых школьник конструирует аксиологическую картину мира;

• задействование теоретико-методологических ресурсов для разработки антропопрактики на ценностно-смысловой основе совместной деятельности субъектов педагогического процесса для раскрытия каждым заложенных в нем талантов в событийной общности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности_

Традиции

православной

культуры

Дивногорцева С.Ю. Захарченко М.В., Ильин И.А., Лосский Н.О., Маслов Н.В., Шестун Е.

- это культурно-исторический образ жизнедеятельности, который наследуется школьником в процессе изучения жизненного пути выдающихся личностей, запечатленного в художественных, музыкальных и словесных образах православной культуры, с последующим:

выстраиванием ценностной лестницы, освоением смысловых ориентиров (идеалов), формированием нравственного мировоззрения и присваиванием позитивных поведенческих стереотипов для выработки стратегии собственного жизненного пути

Духовно-нравственное воспитание школьников

го ш о ¡£ го о

О т

Амонашвили Ш.А., Бондаревская Е.В., Братусь Б.С., Зеньковский В.В., Дробницкий О.Г., Дивногорцева С.Ю., Ельницкий К.В., Караковский В.А., Козлова АГ., Метлик И.В., Петракова Т.И., Слободчиков В.И., Соловцова И.А., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Ше-стун Е,

Щуркова Н.Е., Янушкявичене О.Л.

- это единый и целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и школьников, в ходе направленный на усвоение высших духовных ценностей, в ходе которого происходит:

самоактуализация и реализация школьником своих талантов на благо культуры (в данном случае, православной) в соответствии с ценностной лестницей, на основе осваиваемых смысловых ориентиров (идеалов) и с учетом формируемого нравственного мировоззрения и присваиваемых поведенческих стереотипов, с последующем самоопределением в разных сферах жизни; а также деятельность педагога, направленная на прогнозирование этого процесса

1

2

3

Проведенный анализ показал, что из трех понятий первого порядка в стадии начальной научной проработки находятся понятия «педагогический потенциал» и «традиции православной культуры», которые соответственно требуют обобщения и концептуализации, а также новой формулировки при употреблении в единой смысловой взаимосвязи.

Необходимо отметить, что исследователи рассматривают педагогический потенциал в конкретной и достаточно узкой сфере:

• в контексте русской народной культуры [4], фольклора [7], или культуры регионов [1-3; 5];

• в рамках одного жанра, например, духовной музыки [6];

• применительно к конкретной возрастной ступени, чаще всего, дошкольникам и младшим школьникам [7], студентам вузов [2].

Комплексно, на основе принципа единства в многообразии, в контексте богатого своеобразия культуры, в частности, православной, а также применительно ко всем трем возрастным ступеням школьников, педагогический потенциал в педагогической науке не исследовался.

Важным видится рассмотрение педагогического потенциала культурных традиций, а не культуры как таковой. Эффективность такого подхода заключается в том, что в отличие от воспринимаемого школьником наследия культуры извне, традиция погружает его вовнутрь, вводит в ценностно-смысловое простран-

ство культуры через со-переживание художественного образа, со-участие в обряде или ритуале, со-бытие в обычае и т.д.

Традиции православной культуры получили освещение в культурологических, филологических и искусствоведческих источниках, как у авторов прошлых столетий (М. Бахтин, А. Дмитриевский, Г. Лаврентьев, М. Скабалланович, Терещенко и др.), так и современников (С. Аверинцев, М. Громыко, И. Есаулов, Ю. Рубан и др.), в русской литературе (С. Аксаков, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Б. Зайцев, А. Пушкин, Л. Чарская, А. Чехов, И. Шмелев). Цитаты и избранные фрагменты из этих источников могут использоваться в качестве дидактических единиц, и тем самым частично заполнить лакуну теоретико-методического обеспечения процесса духовно-нравственного воспитания. Но следует учесть, что педагогический потенциал традиций православной культуры как устойчивого, проверенного веками, оказывающего на личность конструктивное позитивное воздействие, культурно-исторического образа жизнедеятельности, в обозначенных трудах не затрагивался.

Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической науке раскрыто, но требует уточнений в связи с проблемой реализации педагогического потенциала традиций православной культуры. Обратимся к таблице 2, где представлены понятия (второго порядка), выявленные при анализе терминологии первого порядка.

табл. 2. определение понятий второго порядка

9-я

го

0 *

1 к СО Го ГО I

о го

£0 I

го ^

^го с ^

3-1 ^ Го

го ^

¡а 2

го

ю

I I

Понятия первого порядка

Педагогический потенциал

Традиции православной _культуры_

Духовно-нравственное воспитание

а

к д

я р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о п

о г

о р

о т в я

я н о П

Анагогическое содержание; гражданская идентичность; аксиологическая картина мира;

антропопрактика; событийная общность

Культурно-исторический образ жизнедеятельности; жизненный путь; ценностная лестница; смысловые ориентиры; нравственное мировоззрение: позитивные поведенческие стереотипы

Процесс взаимодействия педагогов и школьников; самоактуализация; реализация талантов на благо Отечества, общества; самоопределение

X

ф

ш н

0 ей го

1

о

X

ей о

££ <и ч а т

За исключением понятий «анаго-гическое содержание» и «культурно-историческийобразжизнедеятельности» перечисленные в таблице понятия получили достаточное, но не исчерпывающее освещение в научно-педагогической литературе. Будучи производными от понятий первого порядка, они нуждаются в дополнительных уточнениях, пояснениях и поступательном рассмотрении в соответствии с особенностями возрастных ступеней учащихся. Например, степень формирования гражданской идентичности, наполняемость и содержательность аксиологической картины мира у младших школьников будет значительно отличаться от наличия таковых у учащихся 5-8 классов или старшеклассников.

Что касается вводимых нами понятий - «анагогическое содержание» педагогического потенциала и «культурно-исторический образ жизнедеятельности», то их можно считать пограничными между понятиями первого и

второго плана. В данной статье целесообразно ограничится их кратким пояснением.

Анагогическое (греч. - «возвышающий, возносящий дух») содержание -это «образно-знаковая система», в которой происходит ценностно-смысловой определение личности школьника через осмысливание своего «Я» в пространстве и времени, раскрытии своего предназначения в со-бытийности и бытии, преобразование себя, самовоспитание и самообразование.

Культурно-исторический образ жизнедеятельности - это одно из значений традиции, наследуя которую, учащийся формирует ценностное со-знание, узнает себя в исторических фактах и культурных событиях (осознает свою принадлежность к истории конкретного народа), обретает идентичность.

Логика рассмотрения понятий первого и второго порядка, а также пограничных с ними, отражена в табл. 3.

Табл. 3. Определение пограничных понятий

Понятия первого плана

Педагогический потенциал Традиции православной культуры Духовно-нравственное воспитание

Ключевые пограничные понятия

Анагогическое содержание Культурно-исторический образ жизнедеятельности Процесс взаимодействия педагогов и школьников

Понятия второго плана

Позволяет: школьнику формировать в самом себе гражданскую идентичность и аксиологическую картину мира в ходе антропопрактики в событийной общности Включает: жизненный путь, ценностную лестницу, смысловые ориентиры нравственное мировоззрение, позитивные поведенческие стереотипы Направлен на: самоактуализацию, раскрытие талантов реализацию талантов на благо Отечества, общества, самоопределение

На рис. 1 представлены понятия в сим-волико-смысловой взаимосвязи, в которой традиции православной культуры выступают в качестве центрального стерж-

ня, обладающего особым педагогическим потенциалом, оказывающим особое стимулирующее воздействие на духовно-нравственное воспитание личности.

Гис. 1. символико-смысловая взаимосвязь понятий

Резюме. Проведенный анализ в духовно-нравственном воспитании школьников позволил обосновать педагогический потенциал традиций православной культуры как многогранный феномен, хранящий в себе анагогиче-ское содержание, которое позволяет ввести школьника с учетом его возрас-

та и психофизических особенностей в культурно-исторический образ жизнедеятельности, где духовно-нравственное воспитание его личности будет осуществляться в процессе самоактуализации, раскрытии талантов на благо и самоопределения разных сферах и этапах его жизненного пути.

Библиографический список

1. Анкваб, М.Ф. Воспитательный потенциал традиций в контексте абхазской народной педагогики / М.Ф. Анкваб // Вестник Брянского государственного ун-та. - 2015. - № 1 . - С. 15-18.

2. Бирюкова, Л.М. Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Бирюкова. - Петропавловск-Камчатский, 2008. - 19 с.

3. Божинская, Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Т.Л. Божинская. - Краснодар, 2010. - 32 с.

4. Гаврилова, А.О. Сущность педагогического потенциала русской народной культуры / А.О. Гав-рилова // Фундаментальные науки. - 2015. - № 2. - С. 4280-4285.

5. Койчуев, А. А-Дж. Педагогический потенциал ислама в светских образовательных практиках [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / А.А-Дж. Койчуев. - Ставрополь, 2008. - 326 с.

6. Столица, А.А. Педагогический потенциал духовной хоровой музыки православной традиции [Электронный ресурс] / А.А. Столица // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 5. - Режим доступа: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21972.

7. Теплова, А.Б. Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Теплова. - М., 2013. - 23 с.

л £ *

>> CD ^ ¡Г

О * X к m со

CD X Ш т

о ^

О CD m х

CD Vi

^ CD

С ъг

3-х Его ¡ЗИ-CD s Q. С

h" Я S 8

g S

X X

CD X

0 m

1 &

5 CD

О о? *

е|

2g CD X

ij ^ ф ^

Г" m

References

1. Ankvab M.F. Educational potential of traditions in the context of Abkhazian folk pedagogy. Vestnik Bryanskogogosudarstvennogo universiteta, 2015. № 1. P. 15-18. [in Russian].

2. Biryukova L.M. Pedagogicalpotential of culture as thefactor ofthe-professionalformation offuture teacher. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Petropavlovsk-Kamchatka, 2008. P. 19. [in Russian].

3. Bozhinskaya T.L. Pedagogical potential of regional culture in the contemporary Russian education. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Krasnodar, 2010. P. 32. [in Russian].

4. Gavrilova A.O. Content of the pedagogical potential of Russian folk culture. Fundamentalnyie nauki. 2015. № 2. P. 4280-4285. [in Russian].

5. Koychuev A. A-G. Pedagogical potential ofIslam in the secular educational practice. Dis. ... doctor of sciences (Education). Stavropol, 2008. P. 326. [in Russian].

6. Stolitsa A.A. Pedagogical potential of spiritual choral music of orthodox tradition. Sovremennyie problemy nauki i obrazovania 2015. № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21972. [in Russian].

7. Teplova A.B. Pedagogical potential of maternal folklore and traditional toy for the formation of the picture of the peace of contemporary child. Author's abstract. Dis. . cand. of sciences (Education). M., 2013. P. 23. [in Russian].

Сведение об авторе Гусакова Виктория Олеговна,

кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: victoryspb78@mail.ru

Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,

Candidate of Sciences (Art), Senior lecturer, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education,

St. Petersburg, Russia. E-mail: victoryspb78@mail.ru

УДК 151.8:378 ББК 88.492:74.480

Л.Е. Идиатуллина

роль принципов ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ в ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается возможность применения базовых принципов психологического консультирования на практических занятиях со студентами по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование. Консультативная практика в рамках дисциплины предоставляет студентам возможность получить непосредственный опыт работы с клиентами и освоить профессиональные компетенции.

Ключевые слова: психологическое консультирование, принципы психологического консультирования, профессиональная деятельность, компетенции.

L.E. Idiatullina

THE ROLE OF COUNSELLING PRINCIPLES IN PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS

The article considers the possibility of applying the basic principles of psychological counseling in practical classes with students in psychological and pedagogical educational programs. Consultative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.