Научная статья на тему 'Моделирование программы смены в детском оздоровительно-образовательном учреждении'

Моделирование программы смены в детском оздоровительно-образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ / EDUCATIONAL PROGRAM FOR THE CHILDREN''S RECREATION CAMP / HEALTH-EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаченко М.П.

В статье исследуются некоторые аспекты педагогического моделирования программы смены в оздоровительно-образовательном учреждении в связи с реформированием системы дополнительного образования детей и переосмыслением иерархии функций детских оздоровительных лагерей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование программы смены в детском оздоровительно-образовательном учреждении»

Кулаченко М.П. ©

Доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения и основ психолого-педагогических технологий,

Орловский государственный университет

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация

В статье исследуются некоторые аспекты педагогического моделирования программы смены в оздоровительно-образовательном учреждении в связи с реформированием системы дополнительного образования детей и переосмыслением иерархии функций детских оздоровительных лагерей

Ключевые слова: оздоровительно-образовательное учреждение, воспитательная программа детского оздоровительного лагеря.

Keywords: health-educational institution, educational program for the children's recreation camp.

Система дополнительного образования детей, в которую входят сегодня детские оздоровительно-образовательные учреждения (детские оздоровительные лагеря), обладает исключительным потенциалом для саморазвития, самоопределения и самореализации личности. Сегодня происходит реформирование этой системы. Оно связано с необходимостью преодоления системного кризиса организации детского досуга и отдыха, ростом потребности в обеспечении условий для использования каникулярного времени в интересах физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

Во всем разнообразии учреждений дополнительного образования детей особое место отводится детским оздоровительным лагерям загородного типа, основное предназначение которых - укрепление здоровья школьников, развитие их мотивации к познанию и творчеству через реализацию дополнительных образовательных и досуговых программ.

В связи с реформированием системы дополнительного образования детей переосмысливается иерархия функций детских оздоровительных лагерей. Сохраняя традиционный набор функций оздоровления, социальной адаптации, социальной защиты и других, все большее значение (как одной из основных) придается образовательной функции.

Пересмотру подвергаются традиционные технологии организации воспитательной деятельности в лагере. Вопросы концентрации воспитательного процесса на личности ребенка не могут разрешиться без реальных механизмов воспитания. Педагогические исследования (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.) показали, что одним из таких наиболее эффективных механизмов является воспитательная среда, создание которой позволяет оптимизировать условия самореализации и самоопределения ребенка в рамках детского оздоровительного лагеря [1].

Под воспитательной средой понимается совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Воспитательная среда (пространство) - среда обитания школьника, благоприятная для формирования у ребенка положительных качеств; это ближайшее окружение, т.е. люди, с которыми он ежедневно общается [4].

Практический анализ выявил сложности моделирования и реализации воспитательных программ детских оздоровительных лагерей. В исследованиях М.П.Кулаченко [2] и Н.А.Курчановой [3] выделен ряд противоречий между:

- растущими потребностями детей и их родителей в дополнительных образовательных программах и возможностями их удовлетворения в детских оздоровительных лагерях;

© Кулаченко М.П., 2014 г.

- настоятельной потребностью массовой педагогической практики в подготовке педагога учреждений отдыха и оздоровления детей к воспитательной деятельности и нередко «вымыванием» вопросов воспитания при разработке программ жизнедеятельности смены лагеря;

- спецификой детского оздоровительного лагеря как воспитательной системы и ее недостаточным учетом в практике, что обусловлено переносом внеклассных школьных форм работ в каникулярные структуры;

- запросами, интересами, потребностями современных детей и подростков и уровнем материальной базы, предлагаемыми формами и методами работы, ориентирующимися на традиционные, порой устаревшие технологии;

- воспитательными и оздоровительными возможностями детского оздоровительного лагеря как отрытой педагогической системы, с одной стороны, и степенью их реализации на практике - с другой.

В настоящее время дополнительное образование рассматривается как активный инновационный поиск ребенка, который ищет вариант своего образования, и педагога, стремящегося удовлетворить его ожидания через создание новых объединений по интересам, обновление содержания традиционных и привлечение новых педагогических технологий.

Сегодня система дополнительного образования вступила в новый этап - инновационный. Его доминантой является поиск новых форм воспитательной деятельности на основе авторских программ. В этой связи требуется переосмысление роли лагеря как учреждения дополнительного образования, как одного из основных социальных институтов сферы организации свободного времени детей и подростков.

Суть педагогической стратегии, реализуемой на базе детского оздоровительного лагеря, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов [5].

В современной педагогической литературе признана и активно развивается трактовка качества образования. Качество деятельности учреждения дополнительного образования детей зависит от качества: организации процесса и его составляющих, технологического обеспечения, субъектов деятельности. Здесь важно не только качество педагогических кадров учреждения, но и качество их труда.

Цель нашего исследования [2] достигалась путем сопоставления моделей педагогического моделирования и сопровождения двух смен в детских оздоровительных лагерях загородного типа - ДСОЛ «Лебедь» (г. Анапа, 2005) и ОзК «Салют» (Подмосковье, 2008).

Сопоставление моделей проводилось по пяти параметрам: логика построения

педагогического процесса в лагерной смене; педагогическое управление воспитательным процессом; подготовка педагогического коллектива (вожатых) по программе смены; удовлетворенность детей образовательно-оздоровительными услугами лагеря; анализ результатов реализации программы смены и оценка качества труда вожатых.

В логике смены рассматривались две последовательности: организационная и

содержательная (педагогическая). Содержательная последовательность основывается на организационной. На констатирующем этапе экспериментальной работы реализовывалась только организационная составляющая, а в формирующем эксперименте учитывались две составляющие: организационная и содержательная.

Технология управления воспитательным процессом в лагере на констатирующем и формирующем этапах эксперимента включала в себя весь комплекс необходимых мероприятий. Отличие состояло в том, что модель смены на констатирующем этапе эксперимента разрабатывалась за сутки до заезда детей в лагерь и представляла собой традиционную плансетку мероприятий. В процессе формирующего эксперимента моделирование смены

происходило задолго до ее начала, и модель смены представляла собой программу воспитания, ориентированную на создание условий для разностороннего гармонического развития личности ребенка через призму разнообразных событий.

Подготовка вожатых по программе смены на констатирующем этапе эксперимента включала два уровня: текущая методическая помощь вожатым и изучение эмпирических данных, полученных путем анкетирования участников образовательно-оздоровительного процесса. На формирующем этапе эксперимента подготовка осуществлялась на трех уровнях: 1) знакомство вожатых с программой смены; 2) текущая методическая помощь и

консультирование; 3) отслеживание результатов экспериментальной деятельности посредством включенного наблюдения за совместным творчеством детей и вожатых, изучение эмпирических анкетных данных.

Результаты диагностического исследования удовлетворенности детей предлагаемыми программами, показывают, что в результате реализации программы воспитания ценностные установки детей значительно расширились: ориентация детей на художественно-творческую деятельность возросла с 46% до 76%, на спортивную - с 22,5% до 38,5%. Отмечена зависимость между многообразием предлагаемых досуговых мероприятий и уровнем интереса детей к ним: чем систематизированнее спектр мероприятий, тем ярче и активнее интерес детей к участию в них, а, следовательно, событие становится более значимым и запоминающимся.

Анализ результатов реализации программы смены на формирующем этапе эксперимента показал, что средняя оценка эффективности работы вожатского коллектива на формирующем этапе эксперимента детьми оценивалась выше на 0,2 балла (в сравнении: 4,6 баллов и 4,8 баллов). Эмоциональная удовлетворенность детей сменой выше на формирующем этапе (в сравнении с констатирующим этапом: положительные отзывы о смене дали 76,6% и 92,8% детей соответственно). На формирующем этапе эксперимента педагогический коллектив дал более высокие оценки деятельности вожатых (в сравнении: на констатирующем этапе интервал оценок составлял от 4,0 до 4,9 баллов, на формирующем этапе - от 4,5 до 5,0 баллов).

Обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволило выделить организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря и эффективного моделирования и реализации воспитательной программы в лагере. Ведущими из них стали:

- формирование культуры межличностных отношений у всех участников взаимодействия на основе изучения ожиданий детей и педагогов в начале каждой смены, определения совместно с детьми целей их пребывания в ДОЛ, проведения коммуникативных тренингов для вожатых и др.;

- организация интересного, эмоционально-окрашенного, психологически-комфортного досуга путем видового разнообразия предлагаемых форм деятельности, направленных на удовлетворение потребностей детей и подростков;

- создание специфической микросреды в лагере, предполагающей организацию

творческой атмосферы проживания детей и взрослых, которая обеспечивается

целенаправленным обучением педагогических кадров, гуманистическим моделям воспитания;

- обеспечение успешности педагогической деятельности достигается за счет организации профессиональной среды вожатого и формирования у него навыков владения технологиями организации досуга ребенка.

Проведенное исследование позволило разработать ряд методических рекомендаций по моделированию программы смены в лагере, и прийти к заключению, что, благодаря моделированию образовательный процесс в лагере становится более технологичным и прогнозируемым, и качество образовательно-оздоровительных услуг лагеря повышается.

Литература

1. Алехина, Е.В. Проектирование и реализация воспитательной системы детского оздоровительного лагеря: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алехина Екатерина Валентиновна. - Елец, 2004. - 14с.

2. Кулаченко, М.П., Кулаченко Н.С. Программа жизнедеятельности смены как условие обеспечения качества дополнительного образования детей в летнем оздоровительном лагере // Актуальные

вопросы социальной работы по оказанию помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию: Материалы межвузовского «круглого стола» / Под общ. Ред. А.А.Харченко. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2011. - 120с. (С.63-68).

3. Курчанова, Н.А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Курчанова Наталья Александровна. - СПб., 2006. - 16с.

4. Шмырева, Н.А., Губанова, М.И., Крецан, З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития / Н.А.Шмырева и др. - Кемерово, 2002. - 98с.

5. Применение современных форм, методов и средств детского оздоровительного лагеря (ДОЛ) [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.rosdiplom.ru/library/ prosmotr.aspx? id=499230.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.