И. Таньков, Н. Н. О влиянии профильного обучения на формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников [Текст] / Таньков Н. Н. // Сибирский педагогический журнал. - № 8. - 2010. - С. 327-335.
12. European Parliament resolution of 16 December 2008 on media literacy in a digital world (2008/2129(INI).
УДК 373.2
Ахметова Мария Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, galia. [email protected], Чита
Максютова Галина Юрьевна
Аспирант кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, преподаватель английского языка ЦЭВД «Орнамент», [email protected], Чита
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЭТАПНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СТАНОВЛЕНИЯ УСПЕШНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Akhmetova Maria Nikolaevna
Doctor of Pedagogical sciences, Professor of Pedagogics Department. Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N. G. Chernyshev sky, galia.alhmetova@ gmail.com, Chita
Maksyutova Galina Yryevna
Postgraduate of Pedagogics Department. Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky.English teacher of the centre for aesthetic education of children “Ornament”, [email protected], Chita
STEP-BY-STEP SYSTEM SIMULATION OF TECHNOLOGICAL PROCESSES OF BECOMING SUCCESSFUL OLDER PRESCHOOLERS
Вопросы моделирования и проектирования педагогических процессов, систем и технологий поднимались многими учеными. В свое время В. В. Зень-ковский писал, что педагогическая мысль должна останавливаться, чтобы можно было «извлечь из данных опыта и озарений интуиции тот драгоценный материал, который в них заключен» [5, с. 5]. Современная педагогическая мысль называет в числе других модель знаковую или логическую, об-
ладающую всеми общими закономерностями моделирования, но имеющую свои специфические особенности. Она адекватна, изоморфна моделируемому объекту, но при этом «эвристически значима, дающая новую информацию об этом объекте, отражает точку зрения ее автора на этот объект, требования, которые автор предъявляет. А. А. Леонтьев отмечает, что такая модель построена из воображаемых элементов и полностью поддается формализации и опе-рационализации [9]. Это «личное знание» как считают ученые, включающее концепт, образ, ситуативные схемы в виде фрейма, образ-схемы, пространство и пр. В такой модели образ мира, картины мира и образ самого индивида в этом мире соотносятся (В. П. Зинченко), подчеркивается результативность процесса восприятия, связанного активной ролью психических образов в познавательной деятельности человека. Такая модель отражает внешний мир и внутреннюю рефлексию говорящего субъекта, поэтому она метафорична [6]. Примеры знаковых или логических моделей имеют место в исследованиях проблем педагогического проектирования в профессиональной подготовке (М. Н. Ахметова). Разработаны схемы - модели педагогического концепта, включающего образ темы (рисунок, тезисы, символы), высказывания ученых, педагогов - новаторов, учителей - практиков, а также гипотетические и прогностические положения, технологические решения и предполагаемые результаты будущей работы. Особенно в этом плане интересно поэтапное моделирование системы, представляющей технологическую карту [3, с. 71; 205].
Модель поэтапной системы технологических процессов становления успешности старших дошкольников строится как знаковая или логическая. Мы исходим из понимания универсальности ребенка, в котором уже заложена «самость», а следовательно, возможность восхождения к высшей жизни. Именно в этом возрастном этапе показателем качества такого восхождения (самодвижения) ребенка являются его личностные достижения - составляющие успеха.
Успешность определяется, по словарю, как свойство, заключающее в себе успех. Это качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективной результативности и субъективного отношения к этим результатам самого человека (М. Битянова). Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая самооценка ребенка и удовлетворенность собой, своей деятельностью и общением. Творческая активность имеет определенный «возрастной фон». Н. С. Лейтес характеризует расположенность к творчеству старших дошкольников как креативность (особенности активности, воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности). Жизненный опыт ребенка - это целостная система элементов значимого для него воспитания и обучения, включающего логическое и интуитивное, разум и чувства, представления и образы. Успешность ребенка можно развивать только в процессе целенаправленного моделирования технологических систем продуманной, специально организованной психолого-педагогической деятельности и коммуникативного общения. Нужно помочь ребенку увидеть свой потенциал, поверить в собственные силы, научить быть успешным в деятельности. Решение этой задачи мы
связываем с разработкой психолого - педагогического сопровождения процесса развития ребенка. Осваивая опыт предметно-практической деятельности, он учится прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, мыслям; оценивать ее результативность с точки зрения удовлетворения собственных потребностей и пользы для окружающих. Знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития (М. В. Корепанова) [18]. Это поэтапная деятельность, где «успех рождает успех», как говорит Л. С. Выготский.
Особую роль в становлении успешности старших дошкольников играет развивающееся образовательное пространство. Оно обогащает формирующееся информационно - смысловое «поле» каждого ребенка. Субъект образовательного процесса «развивает диапазон собственных возможностей и перспектив» [17].
Пространственное окружение старшего дошкольника должно быть в определенной мере индивидуализировано. Это пространство ученые называют персонамуированным, личным. Личное пространство - это пространство, где, согласно Мартину Буберу, личность говорит: «Я есть», «Я таков». По синергетике, это «ниша», где индивидуальный мир ребенка не открыт для других (до времени, если только мир ребенка не соприкоснется с добрым миром сверстника или взрослого «друга»). «Невидимое личное пространство индивида дает ему возможность прислушиваться к себе, самостоятельно мыслить, выбирать, делать, как пишут В. А. Караковский Л. И. Новикова и Н. Л. Селиванова [4]. Становятся различимыми «поле» практической деятельности, «поле» общения, образовательное «поле». Действительность «расширяется», предметный мир взаимодействует с чувственным восприятием. Раздвигаются границы познаваемого мира. Истинное «поле», по мысли А. Н. Леонтьева, становится не просто «наличным», но и существующим объективно или иногда только иллюзорным. Знание субъектом этого существующего всегда опережает его превращение в определяющее его деятельность. Такое знание выполняет очень важную роль в формировании мотивов [8, с. 210].
Ретроспективный анализ пятнадцатилетнего опыта работы с детьми разных возрастных групп позволяет выделить в качестве основного интерес старших дошкольников к миру и отношениям людей и сверстников. Так, сидя возле наряженной новогодней елки, малыш играет на игрушечной гитаре и поет стихи-песенку собственного сочинения: «Время, куда ты уно-сишься?\\ Куда стремишься? Дед Мороз тает, тает, тает.. А\ Кто же принесет подарки?» (Згода 5мес.). Детей привлекает мир, дома вокруг, люди: «Я хожу по миру и земле. \\ Улыбаюсь солнцу и весне. \\ дома строятся и живут. \\ Речки движутся и текут» (4 года). Малыш протестует против того, что его считают маленьким: «Я человек». «Я мужчина». Он уже ведет диалог с миром, размышляет над его устройством: «Была ночь. Стало утро...\\ После утра день придет. \\ Потом опять утро. \\ и снова день. \\ А если все наобо-рот?\\То я не знаю, как получится.. А\ никто не знает.. А\ (5 лет, 3 мес.).
Это уже тот вопрос, который учитель мог бы назвать проблемным. По мысли В. И. Слободчикова и Г. А. Цукерман, «на ранних этапах раз-
вития самость - это такой «поведенческий текст», который я создаю не умышленно, не ведая, что творю, и уж тем более не ведая, что творю» [14]. А на интуитивном уровне малыш философствует: ставит себе вопросы, что уже очень важно в будущей его успешной деятельности: «Как все живут?\\ и как рождается жизнь?\\ и как сам человек рождается?\\ и как ему удается играть?\\ и сочинять музыку?\\ и как же интересно ему живется!» (5 лет, 6 мес.). Личность, как справедливо утверждает С. Л. Рубинштейн, это не набор заданных качеств, а способность человека проявлять свое отношение к миру, людям, самому себе. В этом плане предшкольный возраст детей характеризуется остротой восприятия, подвижностью, предпосылками активного словестного мышления, внутренним принятием знаний, всевозможными понятиями мира взрослых (Н. С. Лейтес). «Как делаются вещи?\\ и вообще как нужно делать дело?\\ и как люди все это знают?\\ Ведь это не просто все делать?\\ и как работают люди?\\» (5 лет, 6 мес)
Понятия пока не освоены. Они переплетаются, взаимопроникают. Они только пока названы. «Есть всякие профессии:\\ и шофер, и доктор, инженер. \\ и раскопщик, что старые вещи находит в земле. \\ Есть всякие профессии. \\ Но главное - шофер. \\ Но вы думаете, что станете этим, а становитесь другим. \\ и так тоже бывает».
И так к 6 годам уже есть выбор. Любопытно, что сам дошкольник понимает его неокончательность, образ «Я» - это сложное, многокомпонентное явление, включающее знание о себе в данный период жизни, знание о том, каким человек хочет стать, - так замечают ученые. Но знания о себе у пред-школьника нечеткие, хотя первый выбор звучит очень уверенно: «Я хочу стать шофером Камаза. \\ Есть всякие профессии. \\ Но главное - шофер. «О. Н. Тихомиров отмечает важную роль в становлении успешности растущего человека- «эмоциональных предвосхищений действий» [16, с. 108]. Эмоциональный опыт («удивление», «уверенность») хотя и очень важен для ребенка, но пока это все-таки складывается на уровне спонтанности как готовности к творчеству. К механизмам эмоциональной регуляции ведут этапы эмоционального закрепления, эмоционального поведения, эмоциональной коррекции. Главное в личности - ее значимость для «других». Старший дошкольник, осознавая окружающий мир, особенности людей и себя самого, попадает в сложную ситуацию виртуальной реальности. Восприятие мира возможно в темных враждебных тонах, и тогда личное пространство ребенка не отделено от воспринимаемого им мира.
Екатеринбургский ученый, доктор психологических наук и учитель
А. М. Лобок рассказывает о самом трудном первокласснике, который с первого же дня пребывания в школе впал в слезную истерику, истошно кричал, что все его ненавидят и наотмашь бил всякого своего предполагаемого обидчика [11; 12]. Такое восприятие мира наложило отпечаток на «окраску» личного пространства ребенка: «Ночь. \\ и луна как хрусталь. \\ и капли дождя\\ капают на асфальт. \\ и вдали горит огонек, \\ и он все дальше. \\ и вот он превратился \\ в красную точку. \\ и ушел от меня совсем. \\ и только мокрый,\\ чер-
ный асфальт обливает его красным светом. \\ и лужа сделалась алой:\\ в ней отражается жизнь» (7 лет).
Последние строчки этих стихов описывают личное пространство ребенка, где навсегда потерян луч («огонек») и где алая «лужа» на черном асфальте и есть «жизнь» вокруг и его собственная. Эта ситуация катастрофична для неуспешного будущего маленького человека, если только ее не изменить. Л. С. Выготский считал, что ребенок пишет стихи или рисует вовсе не потому, что в нем прорезывается будущий творец, но потому что это сейчас нужно для ребенка. В технологии вероятностного образования А. М. Лобок исходит из этой посылки: его воспитанники начинают свой школьный путь с написания стихов. Процесс развития протекает неравномерно, постепенно, толчками, качками, волнообразно, путем накопления мелких изменений. Ученый и учитель А. М. Лобок следует этим размышлениям Л. С. Выготского. Справедливо утверждение в том, что внутренний мир человека - это и есть его личность. Задача учителя и воспитателя состоит в том, чтобы ребенок был успешен в самом начале своей жизни, чтобы он стремился к свободе и умел управлять собой. И здесь важно взаимодействие «Я» ребенка и «Другого» (сверстника и взрослого). У общения, считает С. Соловейчик, такие ступени: контакт, душевное общение, духовное [15].
Первый этап моделирования системы становления успешности старших дошкольников предполагает контакт как ступень общения. Это контакт не только с людьми, но и с Природой, в которую внимательно вглядывается ребенок, задумывается: «Идет снег, белый пребелый..А\ Все хотят, чтобы он падал им на руку.. А\Ну, конечно, снег может упасть им на руку,\\ Но он тогда станет капелькой воды. \\ и эта капля упадет на землю снежную\\ и снова станет льдом...» (5 лет, 5 мес.).
Душа ребенка, замечает С. Соловейчик, странный мир, не такой как все, что нас окружает, по другим законам живущий. В самом деле малыш в 4 года принялся за составление «книжек»: сшил книжечку, на обложке которой написал печатными буквами «Выпуск 1». Придумывает и изображает в рисунках «язык драков» - по фильму это обитатели планеты «Дракон». Любит составлять собственные слова, дорожит ими, просит записывать и запоминать. Составляет с этими словами предложения и словосочетания. Из придуманных слов складывает стихи и поет, аккомпанируя себе на пианино. Таков богатый по содержанию первый этап.
Ученые считают, что способность детей к словотворчеству, к преобразованию слов и предложений - важнейшая способность к усвоению русского языка. Основной тезис современного понимания иноязычного обучения: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где я могу эти знания применить» [7, с. 24]. На первом этапе игровое коммуникативное общение и деятельность иноязычного обучения приобщает детей к культуре другого народа, учит глядеть на себя через сказку, рисунок, музыку иной культуры. Детская писательница Алиса Ганиева в этом плане создает совершенно новые сказки: «Мальчик с желтым лицом», «Акучи - макучи» и др. В первой
сказке главным становится рассказ о детях и людях разных национальностей, к которым надо относиться с равным уважением: «когда вы встретите мальчика с желтым лицом, не думайте. Что он плохой». Такая простая и понятная мысль. А сказка «Акучи-макучи» про мальчика Мишу, волшебный язык и упорных родителей: «Иногда даже нормальный мальчик говорит непонятными словами» Это смог понять только ученый: мальчик жил в волшебной стране и говорил на языке этой страны (рис. 1).
Но прошло время, и мальчик вдруг сказал совершенно нормальным языком: «Я вернулся». Сказка, в которой он жил, вдруг стала реальной реальностью. Таким оказался момент наступления второго этапа системы становления успешности старших дошкольников - первых шагов восхождения к своему «Я», возможного в ситуациях сопереживания, когда маленький человек осознает свои поступки, учится у жизни, в которую пристально вглядывается. Этот этап предполагает прогнозирование, как специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления, одна из форм конкретизации научного предвидения, взаимосвязанного с проектированием и моделированием.
В. А. Караковский сказал: «Главная цель воспитания - счастливый человек». А это возможно в условиях душевного общения. По прежнему у дошкольника два мира. Ш. А. Амонашвили считал ребенка импульсивным существом. Ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движения его души [1]. Пятилетняя девочка признается своей воспитательнице: «Я Принцесса». Игра принимается: «А можно мне стать Принцессой?» Малышка считает, что это возможно, но необходимо «заклинание». Однако, через несколько дней девочка говорит, что ей скучно: не с кем играть. В ее «мире Принцесс» не оказалось сверстников. Эта ситуация очень интересна с педагогической точки зрения, подтверждается мысль о необходимости на втором этапе моделирования технологических процессов душевного общения, которое возможно, как говорят ученые, и с собственным «Я», воображаемыми друзьями. Малыш в свои 5 лет и 3 месяца догадывается, что есть мир детей и мир взрослых и что эти миры часто «не пересекаются» (извечная проблема педагогики): «А есть другой мир!\\ Конечно, никто его не знает, не понимает.. А\ Все думают, что нет другого мира. \\ Но почему же так думают люди?\\ Этот мир красивый, там одни цветы. \\ Там дети играют в песочнице. \\ А взрослые рядом сидят на скамейке\\ и не видят такого прекрасного мира. \\ и где же этот мир?\\ Никто не знает. \\ Знают только дети. \\ и самые взрослые-превзрослые люди...».
На этом этапе взросления важно предупредить возникновение ситуации, которая может лежать на пути возможной будущей неуспешности ребенка: «Пламя заливает сердце и душу. \\ и душа плачет. \\ и пламя будет вечным. \\ и душа будет плакать, «(эти строки принадлежат воспитаннику А. М. Лобка) Л. С. Выготский считал, что ребенок пишет стихи или рисует вовсе не потому, что в нем прорезывается будущий творец, но потому, что это сейчас нужно для ребенка, и еще потому, что известные творения возможности заключены в каждом из нас (рис. 2).
Ребенок универсален: «сам себе особый род» (Р.Шгейнер)
3 г
И нте п рес к живому Миру и Отношениям людей рожда< два типа восприятия. ;т п
3 и ^
Виртуальная реальность, как среда, где нет границ и где воспринимаемое пространство преувеличено враждебно, чуждо, непонятно и безрадостно, где ребенок одинок, неуверен в себе и неуспешен
Виртуальная реальность как сказка, в которой ребенок живет, получит уверенность в возможности создать свой игровой сценарий, выступить в той роли, которая ему нравится. Это мир, где ребенок успешен.
Реальное и условное не вполне расчленяются в сознании детей...Таково особое состояние ума»
^______________________Н.С.Лейтес_____________________^
Внутренние предпосылки (возрастные особенности, природа ребенка): неожиданные ассоциации; необычные предположения; изобретательность в игре;
словотворчество, отчетливость суждений и крайняя односторонность и нереальность.
Внешние предпосылки (задачи): 1) предупредить развитие возможного отрицательного эмоционального восприятия Жизни и Человека; 2) позаботиться о круге общения ребенка, соприкосновение понимающих миров; 3)не допустить стрессовые ситуации, связанные с непониманием детьми себя и тех, кто рядом
Коммуникативное общение и деятельность, иноязычное обучение - стратегическая линия технологического процесса, дающая новый опыт старшим дошкольникам, личную заинтересованность: изменяются отношения Ребенка, «личность самопобуждается»
(К. Роджерс) [11] [14]
Рисунок 1 - Первый этап моделирования системы становления успешности старших дошкольника
Третий этап становления успешности старших дошкольников значительно приближен к проблеме первого года обучения в школе. Личный мир ребенка отражает его «стремление соответствовать самому себе»,
укреплять собственную силу, как выражает это состояние С. И. Гессен. Особую роль играет эмоционально-смысловое общение, духовное богатство образования, в том числе иноязычного. Взрослый мир становится более понятным, рождается уважительное и бережное отношение к людям и природе, понимание чувства прекрасного в дружбе. Коммуникативное обучение иностранному языку отвергает бессознательное «говорение», заставляет пересмотреть традиционный подход в пользу системного моделирования технологических процессов. Построение различных ситуаций игрового ролевого общения предполагает прогнозирование выбора в условиях метапоэтического пространства «живого» знания. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности полноценной самореализации, умении определять смысл явлений и предметов, кроме того, диалог формирует у учащихся представление того, что владеть языком - значит уметь пользоваться им как средством социальной коммуникации в реальных ситуациях. (Бырдина О. Г.) Диалог приобретает черты духовного. Детский мир «своего Я» соотносится со взрослым, его комфортность - показатель успешности ребенка. Главный принцип - узнать, понять, как говорит Януш Корчак, учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и возмущаться, не только уважать мнение другого, но и не соглашаться. Мир сложный, и эту сложность должен ощущать уже и старший дошкольник (Рис. 3).
Успешность взаимосвязана прежде всего с личностными достижениями ребенка.
Критериями успешности старшего дошкольника являются: субъективные переживания успеха; удовлетворенность собой и своей деятельностью; собственный выбор в игровой деятельности; выполнение индивидуальных маленьких «проектов» игрового общекния на основе воображения; развитие экзистенцианальной сферы старшего дошкольника, его внутреннего «Я», осознание ценности этого «Я» (своего и другого), сопереживание прекрасному в литературе, искусстве, культуре (первоначальные шаги, восхождение к ценностям прекрасного). Исчезает неуверенность в себе, негативные переживания. Метапоэтическое пространство как формирующееся интеллектуально-эмоциональное «поле» взаимодействия взрослых и детей, включающее общение с книгой (сказкой), живой природой, биосферой в целом порождает переживания, «вчувствование» в жизнь природы, человека, слова. Это метапредметное поле созидания, «возможностное поле» становления творческих начал ребенка [2], позволяющее реализовать основной лейтмотив поведения - утвердить свое «Я», показать свое «Я». Свой «мир» старший дошкольник творит по мере своих пока еще неокрепших сил. О диалектике взаимо сотворения миров -человека (личности) и окружающей жизни пишет Николай Заболотский: «два мира есть у человека\\ - один, который нас творил, \\ Другой, который мы от века\\ творим по мере наших сил».
Готовность к общему переживанию, самодвижение ребенка к душевному общению.
Поиск технологий игрового общения и творческой деятельности: сближение миров.
Взаимопроникновение виртуальной и реальной реальности на основе погружения в душевное общение.
Успех придет только если взрослые действительно увлечены интересом ребенка. Б.Спок
Мешает неуверенность в себе, негативные переживания, нервные перегрузки, \ подверженность стрессу.
Необходимо развитие эмоционального мажорного настроения, сопереживания ем, кто рядом: пусть ребенок учится радости от помощи другому.
Свои переживания дети чувства открытыми. На рук могут превратиться
могут выразить через игру: игра делает занятиях иностранным языком пальцы в сказочных друзей. Игра - это свобода.
Рисунок 2 - Второй этап моделирования системы становления успешности старших дошкольников
Главное помочь дошкольнику задуматься, попытаться понять себя, окружающую жизнь, взаимоотношения с миром, выступить в той роли, которая ему нравится.
Взаимопроникновение виртуальной и реальной реальности как условие становления успешного ребенка-дошкольника: *пробуждается интерес ко всему новому, неизвестному, «загадочному; ^развивается способность детей видеть в обычных вещах необычное, воспринимать их по- новому;
^окружающий мир пробуждает воображение;
*рождается «переживание и сопереживание с позитивной установкой на Другого» (М.Н. Невзоров) в условиях коммуникативной деятельности и общения, как залог успешности.
Рисунок 3 - Третий этап моделирования системы становления успешности старших дошкольников
Библиографический список
1. Амоношвили, Ш. А. Школа жизни. [Текст] / Ш. А. Амоношвили - М., 1998.-75 с.
2. Ахметова, М. Н. Метапоэтическое пространство как «возможное поле» педагогического дискурса. [Текст] / М. Н. Ахметова / Гуманитарный проект. Барнаул. 2010.-204 с.
3. Ахметова, М. Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. [Текст] / М. Н. Ахметова - Новосибирск; Наука, 2005. - 308 с.
4. Воспитание? Воспитание... Воспитание! (под ред. В. А. Караковского, JI. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М., 1996. - 157 с.
5. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. [Текст] / В. В. Зеньковский - М., 1993. - 217 с.
6. Изменяющийся славянский мир: новое в лингвистике: сб. статей; отв. Ред. М. В. Пименова. [Текст] - Севастополь: Рибэст. 2009. - 663 с.
7. Канышева, А. В. Современные методы обучения английскому языку. [Текст] / А. В. Канышева - Минск, 2003. - 158 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев - М, 1975. — 312 с.
9. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. [Текст] / А. А. Леонтьев — М. 2003.-282 с.
10. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. [Текст] / Н. С. Лейтес - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.
И. Лобок, А. М. Антропология Мифа. [Текст] / А. М. Лобок - Екатеренбург; 1997.-688.
12. Лобок, А. М. вероятностное образование: Екатеренбургский вариант [Текст]
/ А. М. Лобок \\ Школьные психологии. - 1996. №3. с. 30-34; 36-37
13. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. [Текст] / К. Роджерс - М., 1994. - 480 с.
14. Слободчиков, В. И. Цукерман Г. А. Интегральная переодизация общего психического развития //Web-site: http://www.voppsy.ru/journals_all/ issues/1996/96/96503 8. htm
15. Соловейчик, С. Педагогика для всех. [Текст] / С. Соловейчик -М. 1987.-356 с.
16. Тихомиров, О. К. Психология мышления: Учебн. Пособие для студ. выс учебн. заведений. - 2-ое изд. - М.: изд. Центр «Академия», 2005. - 288 с.
17. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М., 2001.-366 с.
18. Корепанова, М. В. Непрерывное образование дошкольников и младших школьников: проблемы и перспективы [Текст] / М. В. Корепанова // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 2. С. 88-92