Профессиональное образование Vocational Education
УДК 81 ББК Ш 100
Мария Николаевна Ахметова,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: galia.akhmetova@gmail.com Галина Юрьевна Максютова, аспирант,
Забайкальский государственный университет, преподаватель английского языка, муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Орнамент» (Чита, Россия), e-mail: lingvamax@rambler.ru
Ассоциативное пространство как условие «встречи» успешного старшего дошкольника
с самим собой
В статье ставится проблема «личного пространства» старшего дошкольника как диалогического ассоциативного внутреннего поля взаимодействия «Я» с воображаемым «другим» или «другими». Это встреча с самим собой. Творческий мир старшего дошкольника - мир свободный. Внешняя помощь носит «закрытый характер». Ребёнок сам строит свой «поведенческий текст». Старший дошкольник является «эмоциональным художником мира». Его успешность -личностное качество индивида. В статье раскрываются технологические решения развития чувства прекрасного как начала овладения метапредметной деятельностью. Рассматривается ассоциативное пространство, поле возможностей, живой мир. В него можно «войти», с ним можно соприкоснуться. В статье даётся понятие базовой «встречи» дошкольника с самим собой. Такая встреча представляется поэтапно, в ходе становления ассоциативного пространства.
Ключевые слова: ассоциативное пространство, успешность старшего дошкольника, «встреча».
Mariya Nikolaevna Akhmetova,
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: galia.akhmetova@gmail.com Galina Yur’evna Maksyutova, Postgraduate Student, Transbaikal State University, English Teacher, Centre for Aesthetic Education
of Children “Ornament" (Chita, Russia), e-mail: lingvamax@rambler.ru
Associative Space as a Condition of “Meeting” of a Successful Older Preschooler with Himself
The issue of “personal space” of older preschoolers as dialogic associative internal field of “Self” interaction with an imaginary “Other” or “Others” is raised in this article. It is a meeting with oneself.
Creative world of older preschoolers is a free world. An outside help is of “closed” character. The child builds his own “behavioral text” himself. Older preschooler is “an emotional artist of the world”. His success is an individual personality characteristic. The article reveals some technological solutions of the sense of beauty development as the beginning of meta-subject acquisition activity. The associative space, the field of possibilities, and the living world are shown in this article. It is possible to “enter” it; one can be in contact with it. The article presents the basic concept of “meeting” of preschooler with himself. This meeting is presented step-by-step, during the evolution of the associative space.
Keywords: associative space, successfulness of older preschoolers, “the meeting”.
Ассоциативное пространство - это часть окружающего мира, поле возможностей, сходных явлений, объединенных об-
щностью образов и связей интегрированных «смежных искусств», живой сходный мир, «в который можно «войти», с которым можно
244
© М. Н. Ахметова, Г. Ю. Максютова, 2013
соприкоснуться», где ценностные «мосты» строятся как базовая «встреча» человека с самим собой.
Это понятие «ассоциативного пространства» является результатом нашего экстраполирования как метода научного исследования. Метод предполагает распространение выводов на разные стороны изучаемого явления: а) в условиях ассоциаций это связь между разными психическими образованиями (ощущениями, идеями и т. д.); б) ассоциативное восприятие Мира посредством чувства развивает образное мышление, представляя научную картину мира, по мнению Т. Ю. Кузнецовой, содержащую пласт личностных смыслов, формирующую нравственные отношения к действительности и поведению личности в мире; в) рассмотрение с методологических позиций поля взаимодействия ребенка с Миром, его первых шагов в самоопределении, в постижении мира и себя в Мире предполагает метафорический подход в ассоциативных ситуациях «системного переноса структуры концептуальной области источника на структуру области цели», как пишет М. В. Пименова, анализируя артефакт-ные метафоры как способ объективации концепта Жизнь» [5, с. 28]. Учёный называет область передвижения в метафоре: Жизнь - это путь. Признаки вертикального подъёма в метафоре: Успех - это вершина; г) бытие человека в Мире и Культуре В. А. Маслова называет игрой [там же, с. 12]. По мнению автора, игра - это бытие человека в мире, поскольку вся человеческая деятельность носит игровой характер - от музыки и спорта до поэзии и политики. Теоретическое осмысление игры начинается с Аристотеля. Мы выстраиваем, вслед за В. А. Масловой, определение понятия «ассоциативного пространства» на основе установки игрового общения старших дошкольников на эстетическое восприятие, на «понимание игры как особого вида дискурса с определённым набором характеристик» [там же, с. 12]. В положениях нашей гипотезы мы представляем поэтапное вхождение старших дошкольников в ассоциативное пространство через мир виртуальности к миру реальных представлений, в том числе к личным. Обучение английскому языку в нашем опыте реализуется в единстве с игровой деятельностью, которая связывает образовательную среду с воспитательной, пространства эмоциональной сферы и игрового обучения как единого ассоциативного пространства, поля возможностей, части окружающего мира.
Безассоциативное мышление современного ребёнка опасно так же, как опасно потерять самого себя, разрушив его связи с «Другим» и с самим собой. В качестве критерия изучения успешности старших дошкольников используется, в частности, смысловое содержание ассоциативного метапоэтического текста. Это ассоциативное поле субъекта даёт представление об эмоционально-нравственном состоянии ребенка, его ценностно-смысловых значениях, определяющих успешность самодвижения субъекта.
На основе экспликации (разъяснения) мы установили: успешность старшего дошкольника - это личностное качество индивида, его устойчивость, достаточная самооценка, удовлетворённость собой и своей деятельностью, первая нравственно-этическая ориентация и развитие чувства прекрасного как начала овладения метапредметной деятельностью. «Встреча» успешного старшего дошкольника с самим собой, как и любого индивида, по мнению В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, происходит в «невидимом» личном пространстве, куда не проникает ничей взор, где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать [12].
Наша опытно-экспериментальная ситуация представляет личное пространство ребёнка сначала как неосознанное, как закрытый мир. В этом мире нет взрослых. Мир странный и непонятный. Старший дошкольник изображает в своём рисунке несуществующее животное: у него три глаза, оно плачет. Почему? Слёзы текут ручьём. Может, потому, что на своих крыльях оно не может взлететь? Или потому, что у него две лапы и только одна нога. Рисунок ребёнка отражает его внутренний мир, где он одинок и беспомощен.
А у Сони (7 лет) мир светлый, сказочный: русалка с красивыми детьми восстает из вод. Все светлые и радостные. «Уткозавр» у Даши (6 лет) в летнюю ночь идёт по берегу реки. Улыбается. Наверное, потому, что в гнезде - большое яйцо такой же окраски, как и сам зверь. Значит, будет маленький «уткозав-рик». Вся нарисованная картина - тоже отражение внутреннего личного мира девочки. А у Никиты (6 лет) его «Кабаномонстр» мечтает об огромных челюстях с крепкими зубами (улыбающаяся мордочка, высунутый язык). «Кабаномонстр» хочет быть сильным. Но, может, сам Никита хотел бы быть большим, успешным и сильным? Эта картина отражение его личного пространства.
Со временем старший дошкольник ощущает возможность и необходимость «Другого» в своём личном пространстве. И только затем виртуальность и реальность миров сливается воедино.
Мы проанализировали десятки рисунков детей. Они убедительно доказывают, что сам Малыш создаёт ситуацию успеха, когда в его мире Музыка и Свет: «Колокольчик звенит: динь - динь.// Он мне говорит, как с сосулек капает вода.// «Кап-кап», - поет она.// И существует светлый мир.// Он полон музыки, там свет квартир.// Там крики радостных детей.// Там пенье птиц и лай зверей». Эти стихотворные строки сложила Вероника З. (6 лет). В личном пространстве ребёнка появляются «Другие» («там крики радостных детей»). Старший дошкольник ощущает возможность и необходимость «Другого». Так описывают ситуацию необходимости «другого» и учёные. Ю. М. Лотман замечает, что «другой» необходим ребёнку как возможность осознать своё отличие, свою собственную самобытность [7].
Эта проблема рассматривается и в статье И. С. Дорогавцевой «Другой как условие становления “Я” в философии диалога» [10, с. 20-21].
В «личном пространстве» старшего дошкольника со временем начинает преобладать реальность, настоящее. И это настоящее ещё существует с ненастоящим, но «внутренний человек» из личного мира ребёнка хочет общаться с «настоящим». Вероника сочиняет: «В современном мире, в светлой квартире// столько Дед Морозов ненастоящих. // И от них подарков блестящих...». Девочка ждёт настоящего Деда Мороза.
Обратимся к рассуждениям М. М. Бахтина. Овладев внутренним человеком, увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа. Нельзя и овладеть им и путем слияния с ним, вчув-ствования в него. Но к нему можно подойти и его можно заставить раскрыться лишь путём общения с ним, диалогически [2, с. 293].
Ш. А. Амонашвили справедливо считал, что ребёнку порою трудно понять взрослых, принять их в свой потаённый личный мир. Пятилетняя Наташа признаётся воспитательнице, что она «Принцесса». Но принять взрослого в свой мир она не может, даже после «заклинания». Девочке скучно: не с кем играть, в её мире не оказалось сверстников. Ситуация подтверждает мысль Р. Штейнера: в каждом человеке живет скрытый высший
___ Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36)
человек. Каждый может только сам пробудить его. Но, добавим, это легче сделать, если рядом сверстники, с которыми можно установить общение как внутренний диалог. Однако микродиалог не всегда проявляется. У ребёнка ещё может не быть возможности заявить о себе в слове, поэтому он рисует, сам пытается создать себе ситуацию успеха.
Руслан З. рисует Слона, который, прикрыв глаза от наслаждения, разговаривает по мобильному телефону. (С кем? С Русланом?). Элина Ф. рисует картину: деревенский мужичок, впрягаясь в сани, везёт лошадь, а та держит на поводке собачку. Рядом избы на колесах и печь, из которой идёт дым. Всё в движении. Алена К. изобразила маму, сидящую в детской коляске под деревом, на котором надета её шляпа и висят модные сапожки. Малышка стоит рядом и держит на поводке бабочку, а в небе солнце как арбуз. В этих «небылицах», порождённых ассоциативно-эмоциональным пространством, сливается реальный и виртуальный мир старших дошкольников, фантазия и реальность. Это новый этап становления ассоциативного внутреннего поля взаимодействия «Я» с воображаемым «другим». Раскрашивание, рисование, конструирование, игра - вся эта деятельность помогает ребёнку воспринимать мир целостно, творчески. Дошкольники комментируют свои рисунки на родном и иностранном языках. Создаётся среда и условия для проявления индивидуальных способностей, дети учатся видеть мир в его реальном и фантастическом представлении. Сказка, игра ещё долго будет значимой и для дошкольников, и для младших школьников. Виртуальная реальность - это та среда, ассоциативно-эмоциональное пространство, где нет границ. И в то же время это особое культурное пространство, влияющее на формирование образа «Я».
Ассоциативное пространство становится условием «встречи» успешного старшего дошкольника с самим собой. На технологическом уровне отношения строятся как «встреча» ребёнка с самим собой или с «другими». «Переживание работает на преобразование внутреннего мира человека и, как деятельность, подчиняется тем же законам, что и деятельность, направленная на изменение внешнего мира», - так пишет Ф. Е. Василюк [3, с. 28].
Переживание проявляется такой формой эмоционально-значимого общения, как «Встреча». И. Л. Вахнянская пишет о том, что ребёнок - не маленький взрослый. Он
погружён в стихию сопереживания миру, что выражается в потребности играть и слушать сказки [4], рисовать и фантазировать. У П. Ф. Каптерева читаем: образовательное пространство - «одно поле», одна лестница, где встречаются два субъекта, идущие навстречу друг другу. «Встреча», по М. Хайдеггеру, - место, достойное «вопро-шания», где заключён вопрос: «Как начать думать?» [13, с. 252]. М. Малкей называет «встречу» неявным знанием, где в центре личностное переживание чувства прекрасного [8, с. 207]. У Я. А. Пономарёва «встреча» -это эффект пересечения, при котором линия деятельности представляет сначала движение «рядом» (Я и воображаемый Другой; Я и Я), а потом устанавливаются личностные связи, единые целевые установки, ценностные ориентации. Происходит развёртывание отношений «сближения» (Я + Я; Я + воображаемый Другой). Такое понимание даёт возможность считать «Встречу» сотворчеством [1, с. 245]: «Встреча» - это, во-первых, момент сотворческой деятельности и общения (вдохновение, озарение, предпосылка новой идеи, её созревания) и, во-вторых, соим-провизация (совместная оценка проблемы на основе отношений согласия, осмысления идеи и совместный выбор путей её реализации, соавторство). В отношении к старшим дошкольникам это определение может быть принято лишь частично. Но это особенно важно - истоки творческих сил восходят к детству (Н. С. Лейтес). Практика фиксирует неожиданные ситуации, необычные предположения детей, их изобретательность, импровизацию. Так, старшие дошкольники рисовали» «несуществующих животных»:«птицезавр», «леля-ку» (лебедь - лягушка - курица), «котопёс», «уткозавр», «черепахо-крокодило-завр» и др.
Никита (6 лет) нарисовал «кабаномон-стра» и пояснил свой рисунок так: «Учёный был маленький, знал мало и напоил животное ядерным средством, что превратило маленького кабана в большого монстра». «Маленький учёный» - это сам автор рисунка, его внутреннее воображаемое «Я». В рисунке проявилась потребность к игре и фантазированию. Это точка пересечения «Я» и «воображаемого Другого». Саня (6 лет) нарисовал «цветок-радугу». Это был великан, выросший среди моря обыкновенных цветов. Маленький художник признаётся: «Я искал десять цветов радуги, а не семь». Саня тоже был маленьким учёным, он экспериментировал. Это и есть то, что педагоги называют
«возрастным фоном» творческой активности: неожиданные ассоциации, необычные предположения, стремление помыслить креативно, нестандартно («искал десять цветов радуги, а не семь»). Так проявляется стремление старшего дошкольника к поиску, созиданию, открытию.
Н. С. Лейтес замечает: творческие возможности - это особая сторона интеллекта и всей личности растущего человека. По-видимому, подобно восприимчивости к учению и расположенность к творчеству, в её индивидуальном своеобразии, - отличительная черта детского возраста [6, с. 291].
Для дошкольников важна художественнообучающая среда, эмоциональный настрой. Концептуальные идеи Б. М. Неменского направлены на реализацию художественноэстетического развития ребёнка. При этом учитываются особенности восприятия детей: они видят мир по-своему, по-своему знают и чувствуют. Опыт, чувства, содержание деятельности необходимо проживать» [9, с. 87].
По рабочей гипотезе К. Мурашовой (URL: http://www.snob.ru/selected/entry /45522? рге-view=print), современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самим собой, отчего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся».
В современных условиях очень рано компьютер становится необходимостью для детей, в том числе и дошкольников. Воспитателю важно учитывать возможности риска: реальный мир Природы и Жизни человека может замениться виртуальным, что ведёт к опасности возникновения аутизма, закрывающего путь к успешности ребёнка. Компьютер для дошкольников не самостоятельный вид деятельности. Это лишь часть общей игры, которая готовит дошкольников к существованию в информационной реальности. Наше исследование подтверждает выводы практиков, работающих с дошкольниками: чрезмерное использование компьютера может привести к планомерному разрушению ассоциативного мышления. В эксперименте К. Мурашовой подростки не могли оставаться наедине с собой в течение отведённых восьми часов. В их личном пространстве не было «другого», как и не было своего «Я». «Какая уж тут «встреча» с собой»?! - признается один из испытуемых. Прекратив эксперимент, 14 подростков тотчас обратились к социальным сетям, 20 позвонили по мобильному
Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36)
телефону приятелям. Остальные включили монитор и погрузились в компьютерные игры. Почти все сразу включили музыку и надели наушники. Экспериментатор признаётся, что не ожидала, что встреча с собой будет настолько пугающей. Ситуация выглядела как зависимость, поскольку отсутствовала привычка «быть одному» так же вдохновенно, как и общаться. «Я ночь люблю за одиночество, когда с собой наедине я говорю о том, что хочется.» - это стихи Ники Турбиной,
творческой, яркой личности. Таким образом, в ассоциативном пространстве успешного старшего дошкольника «встреча» с самим собой характеризуется нами: 1) как переживание в форме эмоционально значимого общения; 2) как ситуация сопереживания Миру через потребность в игре и фантазирование; 3) как место, где ребёнок начинает думать о себе и своём «воображаемом Я», как точка пересечения Я и Я; 4) момент начала сотвор-ческих отношений «Я - Другой».
Список литературы
1. Ахметова М. Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке. Новосибирск: Наука, 2005. 308 с.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия. 1979. 320 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 200 с.
4. Вахнянская И. Л. Проблемы эмоциональной жизни школьников и теоретический анализ концепта «переживание» как формы познания, общения и действия в различных моделях обучения. иР1_: http//www.genesis.ru/cons601.htm (дата обращения: 14.03.2013).
5. Изменяющийся славянский мир: новое в лингвистике: сб. статей / отв. ред. М. В. Пименова. Севастополь: Рибст, 2009. 663 с. (Серия «Славянский мир». Вып. 2).
6. Лейтес С. Возрастная одарённость школьников: учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений. М.: Академия, 2001. 320 с.
7. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. 270 с.
8. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. 358 с.
9. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007. 225 с.
10. Педагог. Наука, технология, практика. Pedagog. Nauka, tehnologia, ргаМка. № 1-2. 2006. Барнаул.
11. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 279 с.
12. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. А. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. общ. Россия. 1999. 264 с.
13. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: 1993.
References
1. Ahmetova M. N. Pedagogicheskoe proektirovanie v professional'noj podgotovke. Novosibirsk: Nauka, 2005. 308 s.
2. Bahtin M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo. M.: Sov. Rossija. 1979. 320 s.
3. Vasiljuk F. E. Psihologija perezhivanija. M.: MGU, 1984. 200 s.
4. Vahnjanskaja I. L. Problemy jemocional'noj zhizni shkol'nikov i teoreticheskij analiz koncepta «perezhivanie» kak formy poznanija, obshhenija i dejstvija v razlichnyh modeljah obuchenija. URL: http//www.genesis.ru/cons601.htm (data obrashhenija: 14.03.2013).
5. Izmenjajushhijsja slavjanskij mir: novoe v lingvistike: sb. statej / otv. red. M. V. Pimenova. Sevastopol': Ribst, 2009. 663 s. (Serija «Slavjanskij mir». Vyp. 2).
6. Lejtes S. Vozrastnaja odarjonnost' shkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. ped. uchebn. zavedenij. M.: Akademija, 2001. 320 s.
7. Lotman Ju. M. Kul'tura i vzryv. M., 1992. 270 s.
8. Malkej M. Nauka i sociologija znanija. M., 1983. 358 s.
9. Nemenskij B. M. Pedagogika iskusstva. M.: Prosveshhenie, 2007. 225 s.
10. Pedagog. Nauka, tehnologija, praktika. Pedagog. Nauka, tehnologia, praktika. № 1-2.
2006. Barnaul.
11. Ponomarjov Ja. A. Psihologija tvorchestva i pedagogika. M., 1976. 279 s.
12. Upravlenie vospitatel'noj sistemoj shkoly: problemy i reshenija / pod red.
V. A. Karakovskogo, L. I. Novikovoj, N. A. Selivanovoj, E. I. Sokolovoj. M.: Ped. obshh. Rossija.
1999. 264 s.
13. Hajdegger M. Vremja i bytie. M.: 1993.
Статья поступила в редакцию 28 марта 2013 г.