Научная статья на тему 'Становление успешности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста'

Становление успешности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PERSONAL SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL CREATIVE ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова М.Н., Максютова Г.Ю., Подоляк Д.О.

В статье раскрываются вопросы становления успешности в аспекте преемственности возрастных особенностей, личных пространств воспитанников в условиях игрового, развивающего, образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова М.Н., Максютова Г.Ю., Подоляк Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BECOMING OF SUCCESSFUL CHILD OF PRESCHOOL AND EARLY SCHOOL AGE

This article presents issues of becoming successful child in the aspect of continuity of age-related characteristics, personal spaces of pupils such as game space, developing space and educational space.

Текст научной работы на тему «Становление успешности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста»

М.Н. Ахметова

д. пед. н, профессор кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

Г.Ю. Максютова

аспирант кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

Д. О. Подоляк

аспирант кафедры педагогики, ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

СТАНОВЛЕНИЕ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрываются вопросы становления успешности в аспекте преемственности возрастных особенностей, личных пространств воспитанников в условиях игрового, развивающего, образовательного пространства.

Ключевые слова: успешность, личное пространство, образовательное пространство, универсальные творческие действия.

M.N. Akhmetova, doctor of pedagogical sciences, professor, Zabaikalsky State Humanity Pedagogical University named after N. Tcherneschevsky

G.Yu. Maksyutova, Zabaikalsky State Humanity Pedagogical University named after N. Tcherneschevsky

D.O. Podolyak, Zabaikalsky State Humanity Pedagogical University named after N. Tcherneschevsky

BECOMING OF SUCCESSFUL CHILD OF PRESCHOOL AND EARLY SCHOOL AGE

Abstract. This article presents issues of becoming successful child in the aspect of continuity of age-related characteristics, personal spaces of pupils such as game space, developing space and educational space.

Keywords: success, personal space, educational space, universal creative action.

Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно- ориентированную парадигму, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Особенность переемственности дошкольного и начального образования в том, что преподаватель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой - создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли преподаватель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической,

мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

Вопросы преемственности в реализации системно-деятельностного подхода к образованию детей старшего дошкольного и младшего и среднего школьного возраста актуальны и предполагают обобщение к личному пространству ребенка. Давно замечено, что строить обучение младших и старших школьников надо не «сверху вниз», а «снизу вверх», отталкиваясь от особенностей дошкольников. Характеризуя психологию становления личности, Д. И. Фельдштейн говорит об интимно-личностном общении как изначальной форме деятельности растущего маленького человека, который со временем постигает деятельность предметную в условиях расширяющегося пространства. И уже потом школьники овладевают универсальными социальными и предметными действиями в единстве [7].

Мы исходим из понимания универсальности ребенка, в котором уже заложена «самость», а следовательно, возможность восхождения к высшей жизни. Именно в этом возрастном этапе показателем качества такого восхождения (самодвижения) ребенка являются его личностные достижения - составляющие успеха как свойства личности. Субъективные составляющие успешности - это устойчивая высокая самооценка ребенка и удовлетворенность собой, своей деятельностью и общением. Особую роль в становлении успешности старших дошкольников и детей начальной школы играет развивающееся образовательное пространство. Оно обогащает формирующееся информационно-смысловое «поле» каждого ребенка. Это личное пространство, где, согласно Мартину Буберу, личность говорит: «Я есть», «Я таков». По синергетике, это «ниша», где индивидуальный мир ребенка не открыт для других (до времени, если только мир ребенка не соприкоснется с добрым миром сверстника или взрослого «друга»). Пятилетняя девочка признается своей воспитательнице: «Я Принцесса». Игра принимается: «А можно мне стать Принцессой?». Малышка считает, что это возможно, но необходимо «заклинание». Однако через несколько дней девочка говорит, что ей скучно: не с кем играть. В ее «мире Принцесс» не оказалось сверстников. Эта ситуация очень интересна с педагогической точки зрения, подтверждается мысль о необходимости душевного общения, которое возможно, как говорят ученые, и с собственным «Я», воображаемыми друзьями. Малыш в свои 5 лет и 3 месяца догадывается, что есть мир детей и мир взрослых и что эти миры часто «не пересекаются» (извечная проблема педагогики): «А есть другой мир! // Конечно, никто его не знает, не понимает... // Все думают, что нет другого мира. // Но почему же так думают люди? // Этот мир красивый, там одни цветы. // Там дети играют в песочнице. // А взрослые рядом сидят на скамейке // И не видят такого прекрасного мира. // И где же этот мир? // Никто не знает. // Знают только дети // И самые взрослые-превзрослые люди.». Учителю важно предупредить возникновение катастрофической ситуации возможной неуспешности младшего и старшего школьника: «Пламя заливает сердце и душу. // И душа плачет. // И пламя будет вечным. // И душа будет плакать». Эти строчи принадлежат воспитаннику

екатеринбургского учителя начальных классов и доктора педагогических наук А. М. Лобку. Стихи детей, считает ученый, - особая мера бытия в культуре. Маленький ребенок - целая Вселенная. «И не надо думать, что эта Вселенная лишена драматического измерения» [4, с.50]. Именно драматические переживания дети выражают с наибольшим удовольствием. Эта «всеобъемлющая человеческая сложность» предстает и в стихах дошкольников. По нашему мнению, причиной такого возможного драматизма переживаний кроется в стремлении ребенка представить себя взрослым, противопоставляя свои переживания оптимизму окружающих его людей. Это дает возможность дошкольнику и младшему школьнику показать, что он видит мир по-своему и что этот мир не всегда светлый и радостный. Ребенок словно утверждает свое «Я» таким восприятием мира. И это опасно для будущего успешного ребенка.

В игровой деятельности как наиболее благоприятного средового пространства дошкольники усваивают смысл и понимание взаимодействия: «Я - Ты - Мы». И. Н. Семенов формулирует принцип коммуникативности в игровой деятельности, который может характеризовать игровое общение младших и старших школьников [5, с.40]. В игровом общении, по нашим наблюдениям, старшие дошкольники осваивают игру как длительное пространство деятельности, выстроенное с определенной целью, подчиненное правилам и придуманными самими играющими ритуалами. Это деятельностное пространство общения интересно, развлекательно, помогающее преодолевать себя в ситуациях игры, реализующее творческие силы и возможности.

Принципы, сформулированные И. Н. Семеновым, определяют игровую деятельность детей более старшего возраста: принцип понимания игры как процесса межличностных отношений совместной деятельности; как процесса управляемости функциональной игровой коммуникации.

Успешность будущей деятельности, как показывает практика, во многом зависит от личностной сферы растущего человека: «никогда не обманывай» (правило старшего дошкольника) - честность как личное качество младшего и старшего школьника; «всегда выполняй порученное дело» - ответственность; «поступай правильно в любых ситуациях» - дисциплинированность; «все дела старайся делать по-своему, необычно. Не бойся выдумывать!» - креативность; «продумывай свои дела и игры, делай все вовремя и красиво» - предприимчивость.

Справедливо утверждение в том, что внутренний мир человека - это и есть его личность. Задача учителя и воспитателя состоит в том, чтобы ребенок был успешен в самом начале своей жизни, чтобы он стремился к свободе и умел управлять собой. Душа ребенка, замечает С. Соловейчик, странный мир, не такой, как все, что нас окружает, по другим законам живущий, где в общении важен контакт, душевное общение и духовное [6]. Контакт, по словам Е. Н. Ильина, «если мы воспитываем личность, должен быть, прежде всего, духовным и на этой основе уже деловым, учебным, творческим и т.д. Духовность - это особое

состояние души, выраженное потребностью бескорыстно помочь человеку, который рядом» [3, с.13-14]. Ребенок ищет свое «место» в системе человеческих отношений. И эти поиски связаны с выделением своего личного, эмоционально выразительного пространства, своей «ниши», которая, с одной стороны, способствует созданию спонтанного, индивидуального мира ребенка, а с другой - встраивает этот внутренний, не открытый для других мир в окружающую образовательную среду. Ученые называют личное пространство индивида невидимым, «куда не проникает ничей взор, где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать» [6, 7].

Сравним третий этап становления успешности старших дошкольников (рис.1) и соответственно первый этап модели системы становления отношений младших школьников и исходной позиции учителя (студента педвуза), универсальных творческих действий (УТД) воспитателя, поддерживающего личный выбор детей (рис.2).

Третий этап моделирования системы становления успешности старших дошкольников предполагает контакт как ступень общения не только с людьми, но и с Природой, в которую внимательно вглядывается ребенок, задумывается: «Идет снег, белый, пребелый... // Все хотят, чтобы он падал им на руку... // Ну, конечно, снег может упасть им на руку, // Но он тогда станет капелькой воды. // И эта капля упадет на снежную землю // И снова станет льдом.» (5 лет, 5 месяцев).

В школьном возрасте усиливается поэтическое восприятие Природы, ее одушевление (Сказка рядом с Природой): «Я капелька. Случайно оторвалась от грозовой тучи и лечу вниз навстречу сверкающей реке. Вся переливаюсь в лучах заходящего солнца. Что это? Оказывается я не одна. Рядом со мной летят десятки, сотни, тысячи сверкающих капелек. И каждая капелька поет, издает свою музыку дождя» (Школа с.Узон, Агинского национального округа Забайкальского края). Ученики начальной школы с интересом анализируют стихи, где мир рядом живет, «дышит», существует: «Воздух дышит, // За стеной дышат. // Голуби дышат на крыше. // Крыши дышат на солнце. // Листья на солнце дышат. // Дышат мысли. // А это дышу я ...» (Г. В. Сапгир).

В. А. Сухомлинский справедливо считал «слово» духовным богатством личности, «строительным материалом», из которого ребенок что-то создает, утверждая свои способности, познавая себя. В школе №4 (г.Чита) учителя начальных классов учат видеть природу в движении. Например, как рождается цветок? «Из-под снега появился росток. // Из ростка вырос цветок. // Он почти хрустальный: // Листок зеленый. Стебелек пушистый, // А сам серебристый» (так пишет о подснежнике Ира Г., 3ий класс). Природа и сказка у младших школьников, как и у старших дошкольников, неразделимы: «У меня на подоконнике растет роза. Она напоминает сказку «Дюймовочка», когда маленькая девочка жила на цветочке. Я думаю, когда роза цветет, к ней прилетают маленькие феи и принцы» (Аня Я., 3ий класс).

Душевное общение с элементами духовности (приближение)

В каждом человеке живет «...» скрытый высший человек; «...» каждый может только сам пробудить этого человека. (Р. Штейнер)

Виртуальная реальность - это среда, где нет границ и в то же время-это особое культурное пространство, влияющее на формирование образа «Я».

Ребенок и компьютер '-Г

Возможности риска: реальный мир природы и Жизни человека заменяется виртуальным. Возникает опасность аутизма, закрывающего путь к успешности ребенка.

Компьютер - это не самостоятельный вид деятельности: для дошкольников это лишь часть общей игры, которая готовит ребенка к существованию в информационно! реальности.

Главное помочь дошкольнику задуматься, попытаться понять себя, окружающую жизнь, взаимоотношения с миром, выступить в той роли, которая ему нравится.

Взаимопроникновение виртуальной и реальной реальности как условие становления успешного ребенка - дошкольника:

пробуждается интерес ко всему новому, неизвестному, «загадочному»; развивается способность детей видеть в обычных вещах необычное, воспринимать их по-новому;

окружающий мир пробуждает воображение;

рождается «переживание и сопереживание с позитивной установкой на^1[ругого» (М. Н. Невзоров) в условиях коммуникативной деятельности и общения, как залог успешности.

Рис.1. Третий этап моделирования системы становления успешности старших

дошкольников

Я - СКАЗКА - ИГРА - ПРИРОДА

Идеи

(содержательный

аспект УТД):

• Личность человека (ребенка) (надо помогать ему «образовать», создать свое «Я», а не нагружать информацией).

• «Антиципация» -опережающее отражение (преднастройка, ожидания, интуиция) как путь в будущее.

• «Кем быть?» «Каким быть?» -вопросы на перспективу: «Как жить?»

• «Человек — человеку...»

«Человек -

природе...» «Кто?»

Исходная позиция учителя (студ ента): убеждения детей строятся пока еще на уровне

фантазирования картин мира,

виртуального взаимодействия с героями сказок.

Кажущиеся реальными отношения - основа выбора в поступках и

действиях детей. Но уже младших школьников надо вводить в мифологию: античную,

славянскую, давать представления о

Востоке и его ценностях,

восстанавливать в правах русский

фольклор, вводить в историю Христианства. Помогать вхождению в отношения людей («Я» - «Другой»)

"УТД студентов (учителей) на пером этапе моделирования системы:

1. Анализ метапоэтич е ских текстов окружающего Мира, Природы с позиций мифологии, фантазирования, учета интереса детей.

2. "УТД студентов (учителей) метапредметного подхода в условиях наблюдения явлений Природы,

Окружающего Мира людей.

На основе педагогической поддержки личностного выбора детей в метапредметной деятельности.

От Сказки - к жив ому Миру (от виртуальной виртуальности к реальности)

Рис.2. Разработка модели проектированию УТД

системы становления готовности студентов (учителей) к (универсальных творческих действий). Первый этап

Так восстанавливаются связи, происходит «картирование» мира (Э. А. Кацитадзе).

Как можно заметить, заключая разговор, Ш. А. Амонашвили прав: ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет. И важно не учить приспособлению к жизни, а помогать менять, улучшать, совершенствовать уже сложившиеся условия, способствовать прогнозированию жизненных ситуаций. И в этом плане ситуативные решения воспитателя старших дошкольников и учителя начальных классов возможны на уровне интуитивной

«понимающей» педагогики, спонтанности, творческих поисков. Формирующееся интеллектуально-эмоциональное «поле» взаимодействия взрослых и детей, включающее общение с книгой, сказкой, живой природой порождает «вчувствование» в жизнь человека. Такова особенность метапредметного поля созидания, становления растущего человека, где соотносятся два мира - мир окружающей жизни и мир, творимый самим человеком, счастливый мир счастливого успешного будущего гражданина.

Список литературы:

1. Ахметова М. Н. Практическая педагогика в аспекте проектной культуры: Учебное пособие. Чита: Забайкал.гос.гум.-пед.ун-т. - 2006. - 184с.

2. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: 1996. - 157с.

3. Ильин Е. Н. «Минувших дней итоги.». СПб.: Лениздат. - 1991. - 124с.

4. Лобок А. М. Вероятное образование: екатеринбургский вариант // Школьные технологии. - 1996. - №3. - 65 с.

5. Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: Изд-во НПО «Модэк». - 2000. - 64 с.

6. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: 1987. - 240с.

7. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: 1994. - 192с.

List of literature:

1. Akhmetova M. Practical Pedagogy in the Aspect of Design Culture: The Manual. Chita : Zabaykal.gos.gum.-ped.un-m. 2006. 184s.

2. Upbringing? Upbringing .Upbringing! ... Ed. V.A. Karakovskii, L.I. Novikova, N.L. Selivanova. M. 1996. 157s.

3. Ilyin. E. N. Results of past days ...." SPb.: Lenizdat. 1991. 124s.

4. Lobok I.M. Pprobable Education: Ekaterinburg Version / / School Technology. 1996. № 3. 65.

5. Semenov I. Trends in Psychology in Development of Thinking, Reflection, and Cognitive Activity. M.: Izd NGO "Modek." 2000. 64.

6. Soloveitchik S. Pedagogy for All. M. 1987. 240s.

7. Feldstein D.I . Psychology of Formation of Person. M.: 1994. 192s.

Ф.А. Белов

студент, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

УСТНЫЙ СЧЕТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация. В работе рассматриваются возможности использования элементов устного счета на уроках физики.

Ключевые слова: методика преподавания физики, навыки устных вычислений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.