Научная статья на тему 'Моделирование педагогического содействия становлению общенаучных понятий у студентов вузов'

Моделирование педагогического содействия становлению общенаучных понятий у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишимова Ирина Николаевна

Представлена модель педагогического взаимодействия, разработанная в ходе исследования по становлению общенаучных понятий у студентов младших курсов вузов. Приведено ее сравнение с традиционным образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование педагогического содействия становлению общенаучных понятий у студентов вузов»

9. Зеер, Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе: практико-ори-ентир. моногр. [Текст] / Э. Ф. Зеер, И. И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003.- 158 с.

10. Гаязов, А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина [Текст] / А. С. Гаязов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 284 с.

УДК 74.58+378(077)

И. Н. Ишимова МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ ОБЩЕНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Модель - «это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [2, с. 66]. Моделирование позволяет сочетать при исследовании прямое наблюдение, факты, эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

Таким образом, в исследовании образовательного процесса модель выступает как важное средство наглядного представления связей и отношений его компонентов.

Результатом процесса моделирования в аспекте проводимого нами исследования стала модель педагогического взаимодействия в становлении общенаучных понятий у студентов (рис.1). При описании предлагаемой модели мы ориентировались на условия, которым должен удовлетворять некоторый объект, чтобы являться моделью другого объекта (оригинала). Изучаемые педагогические объекты, процессы, явления с позиции системного подхода рассматриваются как сложные, многоаспектные системы. Следовательно, чтобы модель отражала какие-либо существенные черты объекта, она сама должна быть педагогической системой. Ее сложность определяется задачами исследования. Изучаемый педагогический процесс является подсистемой системы высшего профессионального образования, что позволяет осуществлять его реализацию на основе общедидактических принципов высшего профессионального образования (научность, систематичность и последовательность, системность, профессиональная направленность, создание положительного отношения к образованию и др.).

Сформированные общенаучные понятия - результат педагогического взаимодействия в содействии становлению ОНП

Достигнутый уровень сформированное™ ОНП

Реализация общего методического замысла в образовательном процессе:

- гуманно ориентированные учебно-педагогические взаимодействия;

- предметные интерпретации ОНП;

- обобщение предметных интерпретаций ОНП.

ор н структурирование содержания учебной дисциплины;

• определение места и способов реализации внутри-и межпредметных связей и тл.;

> составление заданий разнога уровня сложности и т.д.

теашиян! I .'чнчци —

• распределение существенных признаков ОНП по предметным областям;

• согласование способов реализации межпредметных связей;

• уточнение содержания, объема заданий межпредметного характера н тд.

Общий методический замысел педагогическом содействия становлению ОНП у студентов

' согласование целей педагогического взаимодействия;

> разработка общего методического замысла:

| выбор методологических оснований становления ОНП;

• выработка единого представления, терминологии, определения ОНП;

> согласование принципов структурирования учебного материала;

• выбор критериев сформированностн ОНП;

: • разработка проектируемого уровня сформироваит

ОНИ и т.д.

ОНП как системообразующие основанив содержания образования

1№»№вВВ

Выявленный уровень сформированностн ОНП

Взаимодействие

преподавателей

Гуманно ориентированная направленность арофесси- | онально-педагогнческого взаимодействия

Проектируемый уровень сформированное™ ОНП

Рис. I. Модель педагогического взаимодействия в становлении общенаучных

понятий (ОНП) у студентов

Любая система может быть охарактеризована в морфологическом, структурном, генетическом и функциональном аспектах. В предлагаемой модели нами выделены следующие компоненты: основания модели, блок «Проек-

тирование общего методического замысла педагогического содействия становлению общенаучных понятий», блок «Реализация общего методического замысла в образовательном процессе».

В соответствии с принципом гуманизма, ведущим основанием появления описываемой модели выступают сущностные свойства студентов. В нижнем основании находятся проявившиеся сущностные свойства студентов (выявленный в констатирующем эксперименте уровень сформированное™ общенаучных понятий) и их проектируемое состояние. Верхним основанием являются перспективные состояния сформированности общенаучных понятий у студентов как результат функционирования образовательной системы. Эти основания предопределяют свойства системы и задают направленность ее функционированию - повышение уровня сформированности общенаучных понятий у студентов, а также поиск форм педагогической поддержки, способствующих улучшению этих сущностных свойств.

Предполагается, что повышение уровня сформированности общенаучных понятий у студентов будет способствовать их самореализации в социально приемлемом русле.

Блок «Проектирование общего методического замысла педагогического содействия становлению общенаучных понятий» включает следующие компоненты: выделение общенаучных понятий как системообразующих оснований содержания образования, взаимодействие преподавателей и гуманно ориентированная направленность этого взаимодействия.

Нами выделены уровни профессионально-педагогического взаимодействия: вузовский, кафедральный и дисциплинарный. При этом согласование деятельности преподавателей на каждом следующем уровне основывается на договоренностях (установках), выработанных на предыдущем уровне.

На вузовском уровне организуется совместная деятельность преподавателей всех дисциплин. На этой стадии происходит постановка общей цели; педагогическое содействие в становлении общенаучных понятий. Преподаватели анализируют содержание образования, выделяют общенаучные понятия. Совместная деятельность преподавателей состоит в выборе общенаучных понятий, значимых для всех дисциплин, выделении существенных признаков понятий, имеющих особое значение в конкретных предметных областях. Затем согласуются методологические основы становления выбранных общенаучных понятий; единое представление, терминология и наиболее предпочтительные дефиниции формируемых общенаучных понятий; критерии оценки и средства диагностики их сформированности; способы стимулирования деятельности студентов по формированию общенаучных понятий; планируются организационные формы представления результатов совместной деятельности преподавателей и др.

На кафедральном уровне продолэюается согласованная деятельность преподавателей родственных дисциплин. Это стадия уточнения общей

цели: согласование распределения существенных признаков формируемых общенаучных понятий по предметным областям, способов реализации межпредметных связей информационного и методологического характера, связей формируемых общенаучных понятий с другими понятиями предметной области и др. Оговариваются средства наглядности, которые возможно использовать на занятиях по разным предметам при формировании и закреплении существенных признаков понятий.

Общая цель согласованной деятельности преподавателей конкретизируется на дисциплинарном уровне. Теперь преподаватель самостоятельно решает вопрос о методах формирования общенаучных понятий, исходя из собственного видения логики представления конкретного учебного материала и результатов диагностики сформированное™ общенаучных понятий у студентов. Зная содержание и структуру учебной дисциплины, преподаватель определяет объекты познания, которые будут служить опорами при формировании существенных признаков общенаучного понятия в конкретной предметной области; устанавливает место и способы реализации внутри- и межпредметных связей, сопоставления общего с частным в системе учебных занятий. Каждый преподаватель, структурируя учебный материал, опирается на согласованное определение общенаучного понятия, разрабатывает разноуровневые комплексные задания, темы докладов, рефератов, учебно-исследовательских работ и др. На содержании конкретного предмета происходит уточнение содержания общенаучного понятия, его конкретизация и расширение объема. Разнообразные задания для обучающихся, согласованные средства наглядности призваны содействовать переносу знаний существенных признаков общенаучного понятия из одной предметной области в другую.

Взаимосвязь выделенных блоков модели проявляется в том, что содержание каждого из них отражает одну из сторон педагогического процесса. Взаимодействие компонентов выражается в том, что изменения, происходящие в одном из них, вызывают изменения других. Например, в зависимости от выявленного уровня сформированности общенаучного понятия студент имеет возможность выбора предметной области и заданий определенного уровня сложности. От степени согласованности деятельности преподавателей зависит степень обобщения предметных интерпретаций общенаучного понятия. В общем виде, от сущностных свойств конкретного студента зависит содержательное наполнение предметных интерпретаций общенаучного понятия, сложность и характер выполняемых им заданий.

Функциональный аспект модели отражается в цели ее создания: обеспечение повышения уровня сформированности общенаучных понятий у студентов. Предлагаемая образовательная система создается не только для удовлетворения потребностей пользователей, но и для того, чтобы выполнять социальный заказ по подготовке высокообразованных, социально мобиль-

ных специалистов. Таким образом, прослеживается двуединство оснований проектируемой образовательной системы. Её функциональная определенность соподчиняется адресной ориентированности.

Усвоению понятий присуще развитие, направление которого задается субъектами с учетом личных и принятых извне целей. Отсюда, генетический аспект проектируемой системы предполагает целенаправленное развертывание для обеспечения возможностей перехода студентов с низких уровней сформированности общенаучных понятий на более высокие.

Предлагаемая модель не является жестко регламентированной. Она предполагает наличие вариативности при реализации субъект - субъектных и субъект - объектных отношений, как для преподавателей, так и для студентов. Согласовав общее направление совместной деятельности, преподаватели, например, самостоятельно определяют метод формирования общенаучных понятий на предметном (частнонаучном) уровне, организационные формы образовательного процесса, где, по их мнению, реализация данной модели будет наиболее результативной. С другой стороны, студенты могут самостоятельно выбрать задания по интерпретации существенных признаков общенаучных понятий в интересующих их предметных областях, темы докладов, рефератов. Реализация предлагаемой модели возможна при сформированности общенаучных понятий у студентов на разных уровнях.

Модель должна находиться в некотором отношении сходства с оригиналом. Любая педагогическая модель предназначена для того, чтобы заменить объект в исследовательской деятельности. Только наличие определенного соответствия способно обеспечить возможность переноса знаний с объекта на модель и обратно.

Сравним предлагаемую модель с оригиналом (традиционно организованным образовательным процессом) по координатам образовательного пространства, выделенным Г. Н. Сериковым [4].

Нормативно-регламентирующая координата образовательного пространства характеризует правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования любой образовательной системы. Эта характеристика включает: правовые установки на образование граждан, закрепленные в Конституции, законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Уставе образовательного учреждения; требования к уровню образованности выпускника вуза, регламентируемые Государственным образовательным стандартом; моральные нормы, сложившиеся в обществе и др. Эта координата образовательного пространства для нашего исследования остается неизменной.

В определенных параметрах модель должна отличаться от оригинала. Для педагогических систем считается допустимым различия в области применения педагогических объектов, целевых ориентациях, педагогических условиях реализации и т. д.

Коммуникативно- информационные условия определяют меру информационной обеспеченности участников образования, доступа к источникам социальной информации. В рассматриваемой модели эти условия для преподавателей дополнены, по сравнению с традиционным образовательным процессом, специально организованным процессом обмена информацией о проблемах освоения студентами существенных признаков общенаучного понятия в различных предметных областях, совместно проектировать общий методический замысел. Совместная деятельность преподавателей реализуется на всех уровнях профессионально-педагогического взаимодействия.

Описываемая модель отличается от оригинала предлагаемыми педагогическими условиями становления общенаучных понятий у студентов и основанием их реализации в образовательном процессе вуза.

Мы предлагаем следующие педагогические условия становления общенаучных понятий у студентов: гуманно ориентированное учебно-педагогическое взаимодействие, направленное на поддержку стимулирование и контроль деятельности студентов по становлению общенаучных понятий; реализация предметных интерпретаций общенаучных понятий; обобщение предметных интерпретаций общенаучных понятий. Новизна выделенных условий заключается в том, что они не рассматривались ранее в совокупности для педагогического взаимодействия, направленного на становление общенаучных понятий у студентов.

Выделение первого условия продиктовано гуманно ориентированной направленностью современного образования, предполагающей субъект-субъектное учебно-педагогическое взаимодействие, учет сущностных свойств студента, развитие его личности, педагогическое сопровождение его образовательной деятельности.

При определении двух последующих условий мы опирались на результаты психолого-педагогических исследований по проблеме формирования обобщенных понятий и положения теории формирования понятий, согласно которым процесс овладения понятием «совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимозависимости двух друг в друга переходящих операций: а) употребления понятия, оперирования термином, применения его к отдельному частному случаю, т. е. введения его в тот или иной конкретный, .. .предметный контекст, и б) его определения, раскрытия его обобщенного значения через осознание отношений, определяющих его в обобщенном понятийном контексте» [3, с. 328].

Реализация предметных интерпретаций общенаучных понятий и их обобщение базируется на выделении общенаучных понятий в качестве системообразующих оснований содержания учебных дисциплин, т. е. определенной структуризации учебных дисциплин. Мы основываемся при этом на идеях Дж. Брунера о том, что изложение структуры знания является центральным моментом хорошего преподавания и «имеются определенные ... понятия,

которые относятся фактически ко всем отраслям науки. Если при прохождении одного учебного предмета учащийся хорошо и всесторонне изучил их, то это обстоятельство должно сделать более легкой задачу изучения этих же понятий, выступающих в другой форме и в других отраслях науки» [1, с. 27].

Основанием для осуществления выделенных педагогических условий в образовательном процессе является общий методический замысел преподавателей, сопровождающих образовательную деятельность одного и того же контингента студентов.

Перспективно-ориентирующая координата образовательного пространства служит ориентиром в определении социальной ценности ожидаемых результатов функционирования образовательных систем. Наличие этой координаты позволяет определиться как с социально-ценными результатами функционирования образовательных систем, так и с видением перспектив их развития. Для предлагаемой модели перспективно-ориенти-рующие условия призваны ориентировать участников образовательного процесса на становление общенаучных понятий как оснований научной картины мира и предпосылки профессиональной мобильности специалиста. При этом процесс становления общенаучных понятий у студентов проходит при совместной помощи, поддержке и контроле педагогов.

Деятельностно-стимулирующиеусловия призваны способствовать появлению у студентов потребности в становлении общенаучных понятий. Студенты могут самостоятельно определять характер своей учебной деятельности - от репродуктивной (выполнить тест, составить конспект названного первоисточника и т. д.) до творческой (подготовить сообщение к занятию, представить реферат, выступить с докладом на студенческой конференции и т. д.). В ситуации выбора или при решении сложного задания студент всегда может рассчитывать на поддержку и помощь преподавателя в достижении поставленной цели.

Педагогическое стимулирование должно обеспечить постоянное развитие и удовлетворение познавательных потребностей студентов и формирование новых. Стимулирование студентов осуществляется через реализацию методических приемов активизации их познавательной деятельности, создания ситуаций успеха в учебной деятельности, организацию различных форм социального признания, поощрения. Кроме того, педагоги акцентируют внимание студентов на том, что владение общенаучными понятиями способствует профессиональной мобильности, карьерному росту специалиста.

Отличия от традиционно организованного образовательного процесса проявляются и в методической работе преподавателей вуза. В процессе планирования и реализации общего методического замысла по становлению общенаучных понятий у студентов она приобретает коллегиальный характер.

Таким образом, модель педагогического взаимодействия в становлении общенаучных понятий у студентов имеет абстрактный характер и в упрощенном виде отображает фрагмент образовательного процесса, направленного на становление общенаучных понятий у студентов. Она имеет отличительные признаки и охарактеризована в морфологическом, структурном, генетическом и функциональном планах.

Библиографический список

1. Брунер, Дж. Процесс обучения [Текст] / Дж. Брунер ; пер. с англ. О. К. Тихомирова ; под ред. А. Р. Лурия. - М. : изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.-84 с.

2. Да хин, А. Н. Педагогическое моделирование : сущность, эффективность и... неопределенность [Текст] / А .Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии. - М. : НИИ школьных технологий, 2004. - С. 65.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2001. - 720 с.

4. Сериков, Г. Н. Образование : аспекты системного отражения [Текст] / Г. Н. Сериков. - Курган : Зауралье, 1997. — 464 с.

УДК 378

Л. Г. Лак КОНСТРУИРОВАНИЕ СУБЪЕКТ-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

Современные реалии социально-экономической жизни общества обуславливают системные изменения в сфере образования: переосмысление целей высшего образования, смены парадигмы образования, введение образовательных стандартов второго и третьего поколения, развитие многоуровневой системы высшего профессионального образования, реструктуризацию системы высших учебных заведений. Неотъемлемое условие модернизации высшего образования-освоение студентами спектра новых социальных навыков и ролей, систематизированных преставлений о способах преобразующей деятельности в области экономики и социальных отношений, развитие индивидуальной культуры, профессиональной компетентности с учетом адекватных тенденций общественного развития.

В связи с этим перед высшей школой России стоит комплекс проблем, связанных с подготовкой специалистов, способных к самореализации и фун-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.