Научная статья на тему 'Педагогическое взаимодействие в становлении общенаучных понятий у студентов вуза'

Педагогическое взаимодействие в становлении общенаучных понятий у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ / УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ / GENERAL SCIENTIFIC NOTIONS FORMATION / EDUCATIONAL PEDAGOGICAL INTERACTION / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL INTERACTION / GENERAL METHODOLOGICAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишимова Ирина Николаевна

Рассмотрены педагогические условия, содержание учебно-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействий в гуманно ориентированном образовательном процессе, направленном на становление общенаучных понятий у студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General scientific notions formation of university students within pedagogical interaction

Pedagogical conditions, educational and professional pedagogical interaction in human-oriented educational process aimed at university students general scientific notions formation are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое взаимодействие в становлении общенаучных понятий у студентов вуза»

УДК 378.147.026 ББК 4481.2

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

И.Н. Ишимова

Уральский государственный университет физической культуры

GENERAL SCIENTIFIC NOTIONS FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS WITHIN PEDAGOGICAL INTERACTION

I.N. Ishimova Ural State University of Physical Training

Рассмотрены педагогические условия, содержание учебно-педагогиче-ского и профессионально-педагогического взаимодействий в гуманно ориентированном образовательном процессе, направленном на становление общенаучных понятий у студентов вузов.

Ключевые слова: становление общенаучных понятий, учебно-педагогиче-ское взаимодействие, профессионально-педагогическое взаимодействие, общий методический замысел.

Pedagogical conditions, educational and professional pedagogical interaction in human-oriented educational process aimed at university students general scientific notions formation are considered.

Keywords: general scientific notions formation, educational pedagogical interaction, professional pedagogical interaction, general methodological project

Современное состояние рынка труда диктует потребность общества в высокообразованных, социально мобильных специалистах, способных ориентироваться в различных областях науки и техники и в случае необходимости в короткие сроки переквалифицироваться на другие виды профессиональной деятельности.

Основанием профессиональной мобильности является владение специалистами определенными инвариантными знаниями. Анализ Государственных образовательных стандартов показывает, что в содержании высшего профессионального образования можно выделить элементы, общие при подготовке специалистов различных направлений. Такими инвариантными элементами являются общенаучные понятия. Объективным основанием необходимости владения общенаучными понятиями мы считаем проявление явной тенденции к интеллектуализации труда и, соответственно, повышение роли научной теории.

Специалисты всех профессиональных областей пользуются такими понятиями, как система, модель, информация, структура, порядок,

закон, управление, связь, функция и др. Владение подобными понятиями в условиях быстрого изменения содержания труда и обновления прикладных знаний повышает вероятность успешности карьеры в избранной области профессиональной деятельности, а также результативность самообразования и степень профессиональной мобильности. В то же время исследователи проблем высшего образования отмечают ограниченность возможностей дис-кретно-дисциплинарной дидактической модели обучения, традиционно реализуемой в высшей школе, в обеспечении современного качества образования.

Решение образовательных задач осуществляется посредством педагогического взаимодействия. Следуя определению, данному В.А. Сластениным, под педагогическим взаимодействием будем понимать взаимодействие участников образования по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и участников образования в их развитии и саморазвитии

Теория и методика профессионального образования

[4, с. 72]. Изучив результаты педагогических исследований по формированию обобщенных понятий, мы убедились в том, что исследованию возможностей педагогического взаимодействия в становлении общенаучных понятий у студентов и в содержательном, и в деятельностном аспектах уделяется недостаточное внимание.

Деятельностный аспект педагогического взаимодействия раскрывается нами на основе заключения о результативности групповой деятельности, сделанного в социальной психологии. Ряд исследователей пришли к выводу, что эффективность совместной деятельности в решении задач различного типа выше индивидуальной при условии изначально равноправных отношений в группе [5]. Это явление получило название синергизма. В образовании Г.Н. Сериков выделяет особый вид синергизма, названный им групповым антропо-синертизмом и определяемый как «социальная целостность субъектов, сотрудничающих друг с другом ради достижения общей, значимой для всех субъектов цели» [3, с. 98]. Мы рассматриваем групповой антропосинергизм как методологическую основу педагогического взаимодействия.

Как мы полагаем, явление группового антропосинергизма проявляется при решении образовательных задач во всей совокупности педагогических взаимодействий: в отношениях «педагог - педагог» (профессиональнопедагогическое взаимодействие), «студент -педагог» (учебно-педагогическое взаимодействие) и «студент - студент» (учебное взаимодействие). В нашем исследовании основное внимание уделено проявлению синергизма в профессионально-педагогическом взаимодействии.

Становление общенаучных понятий в образовательном процессе вуза происходит при создании определенных педагогических условий. На основе признаков, выделенных В.А. Беликовым [1], под педагогическими условиями становления общенаучных понятий у студентов мы понимаем совокупность объективных возможностей образовательного процесса и внутренних особенностей педагогического взаимодействия, направленных на повышение уровня сформированности общенаучных понятий у студентов.

Содержательный аспект педагогического взаимодействия проявляется в создании таких педагогических условий, как реализация в образовательном процессе вуза предметных

интерпретаций общенаучных понятий и их обобщение. Эти условия базируются на выделении общенаучных понятий в качестве системообразующих оснований содержания учебных дисциплин. При этом мы основываемся на идеях Дж. Брунера о том, что изложение структуры знания является центральным моментом хорошего преподавания и «имеются определенные ... понятия, которые относятся фактически ко всем отраслям науки. Если при прохождении одного учебного предмета учащийся хорошо и всесторонне изучил их, то это обстоятельство должно сделать более легкой задачу изучения этих же понятий, выступающих в другой форме и в других отраслях науки» [2, с. 27].

Следуя принципу гуманизма в образовании, наряду с указанными педагогическими условиями, мы выделяем гуманно ориентированное учебно-педагогическое взаимодействие, направленное на поддержку, стимулирование и контроль деятельности студентов по становлению общенаучных понятий. Гуманно ориентированное педагогическое взаимодействие осуществляется на субъект-субъектной основе. В образовательных отношениях «педагог - студент» приоритетными являются сущностные свойства студентов, а именно: предпочитаемые способы восприятия и переработки информации, способности к обобщению, анализу, синтезу, сравнению, переносу существенных свойств общенаучных понятий, сформированных в одной предметной области на другую предметную область. В процессе обучения студенты получают возможность выбора уровня сложности заданий по отработке существенных признаков общенаучных понятий. Они определяются с характером учебной деятельности - от репродуктивной (выполнить тест, составить конспект названного первоисточника и т.д.) до творческой (подготовить сообщение к занятию, представить реферат, выступить с докладом на студенческой конференции и т.д.).

Учебно-педагогическое взаимодействие в гуманно ориентированном процессе реализуется как педагогическое содействие становлению общенаучных понятий у студентов. Педагогическое содействие - это деятельность педагогов, направленная на создание условий в образовательном процессе для оказания студентам поддержки, стимулирование и контроль их образовательной деятельности по становлению общенаучных понятий.

Педагогическое содействие проявляется в

Ишимова ИМ.

Педагогическое взаимодействие в становлении _______общенаучных понятий у студентов вуза

том, что каждый преподаватель в соответствии со своим видением содержания дисциплины выстраивает логику изложения учебного материала, комбинируя различные виды представления информации (что можно рассматривать как приоритетность сущностных свойств педагогов), предлагает студентам разнообразные учебные задачи. Тогда формирование и становление общенаучных понятий у отдельного студента протекают успешнее при изучении предмета и на занятиях того преподавателя, чей стиль индивидуальности, логика и форма предъявления информации ему ближе. Как раз эта предметная область становится опорой для переноса знаний существенных признаков общенаучного понятия в другие предметные области, т е. служит началом становления понятия именно как общенаучного.

В нашем исследовании было специально организовано профессионально-педагогическое взаимодействие, направленное на решение задачи становления общенаучных понятий у студентов. Содержанием профессиональнопедагогического взаимодействия явилось совместное целеполагание, проектирование и реализация общего методического замысла содействия становлению общенаучных понятий у студентов.

Проектирование общего методического замысла включало согласование методологических оснований становления общенаучных понятий, уточнение нормативных показателей образовательных нагрузок студентов и равномерность распределения их образовательной деятельности, а также возможность использования на учебных занятиях по различным дисциплинам единой терминологии и дефиниций понятий. Одновременно разработанный методический замысел выступал ориентировочной основой профессиональной педагогической деятельности педагогов-парт-неров. Каждый личный методический замысел строился на взаимно согласованных основаниях. Таким образом, используя принцип синергизма, мы ожидаем большей успешности в становлении общенаучных понятий у студентов при соответствующей организации профессионально-педагогического взаимодействия, чем при педагогическом содействии становлению общенаучных понятий у студентов, осуществляемом одним педагогом.

В ходе экспериментальной работы по выявлению возможностей педагогического взаимодействия в становлении общенаучных поня-

тий у студентов было сформировано три группы. В контрольной группе КГ образовательный процесс осуществлялся традиционным образом, без внесения каких-либо изменений.

В экспериментальной группе ЭГ1 было организовано гуманно ориентированное учеб-но-педагогическое взаимодействие, содержанием которого стала реализация предметных интерпретаций общенаучного понятия в рамках отдельной дисциплины (химии).

В образовательном процессе для группы ЭГ2 сначала было организовано гуманно ориентированное профессионально-педагогическое взаимодействие преподавателей нескольких учебных дисциплин (химии, физики, математики, информатики, философии), т.е. можно говорить о групповом субъекте педагогической деятельности. Результатом деятельности группового субъекта стал общий методический замысел содействия становлению общенаучных понятий у студентов. Этот замысел явился основой учебно-педагогического взаимодействия.

По окончании педагогического эксперимента выявлены существенные различия в уровнях сформированное™ общенаучного понятия у студентов контрольной и экспериментальных групп. В контрольной группе произошли некоторые положительные изменения в уровнях сформированное™ общенаучного понятия. Это объясняется тем, что такие понятия включены в учебные программы дисциплин. Но в отсутствии специально организованного педагогического взаимодействия их становление происходит стихийно и, как следствие, мало результативно.

Максимальное различие выявилось при сравнении контрольной группы КГ с экспериментальной группой ЭГ2. Это позволило нам утверждать, что организация педагогического взаимодействия в гуманно ориентированном образовательном процессе, представленная в нашем исследовании, способствует успешному становлению общенаучных понятий у студентов.

Коэффициент эффективности усвоения общенаучного понятия в группе ЭГ1 равен 1,74. Создание всех предлагаемых педагогических условий, включая организацию про-фессионально-педагогического взаимодействия, повысило коэффициент эффективности усвоения общенаучного понятия в группе ЭГ2 до 2,16. Планируя педагогический эксперимент, мы предполагали проявление синергетического эффекта в группе ЭГ2, т.е. значи-

Теория и методика профессионального образования

тельного увеличения уровня сформированно-сти общенаучного понятия за счет совместной согласованной деятельности преподавателей разных учебных дисциплин по становлению общенаучного понятия у студентов. Наше предположение подтвердилось.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы.

Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе рассмотрено как совокупность учебно-педагогического и профес-сионально-педагогического взаимодействий. При этом профессионально-педагогическое взаимодействие выступает основанием для реализации учебно-педагогического взаимодействия.

Методологическим основанием реализации потенциала педагогического взаимодействия по становлению общенаучных понятий в образовательном процессе вуза является принцип группового антропосинергизма. Применительно к профессионально-педагогическому взаимодействию это означает, что групповой субъект педагогической деятельности оказывается способным решать более сложные педагогические задачи, которые по своей масштабности недоступны одному педагогу.

Выявлены педагогические условия становления общенаучных понятий у студентов в образовательном процессе вуза: реализация предметных интерпретаций общенаучных понятий; обобщение предметных интерпретаций общенаучных понятий; гуманно ориентированное учебно-педагогическое взаимодействие,

направленное на поддержку, стимулирование и контроль деятельности студентов по становлению общенаучных понятий. Эти педагогические условия не рассматривались ранее в единстве и не использовались в связи с предметом данного исследования.

Таким образом, возможности педагогического взаимодействия в становлении общенаучных понятий у студентов вузов обеспечиваются их содержанием, гуманно ориентированной направленностью и выделением профессионально-педагогического взаимодействия как основания для осуществления учебнопедагогического взаимодействия.

Литература

1. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография/ В.А. Беликов. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 357 с.

2. Брунер, Дж. Процесс обучения / Дж. Брунер ; пер. с англ. О.К. Тихомирова; под ред. А.Р. Лурия. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 84 с.

3. Сериков, Г.Н. Основание педагогических исследований / Г.Н. Сериков. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2005. - 238 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шыянов; под ред. В.А. Сластенша. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.

5. Совместная деятельность: методология, теория, практика : сб. науч. статей. -М. : Наука, 1988. - 232 с.

Поступила в редакцию 25 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.