Научная статья на тему 'Профессионально-педагогическое взаимодействие как педагогическое партнерство'

Профессионально-педагогическое взаимодействие как педагогическое партнерство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1519
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишимова Ирина Николаевна

Рассматриваются характеристики профессионально-педагогического взаимодействия в условиях гуманно ориентированного образовательного процесса, направленного на становление общенаучных понятий у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогическое взаимодействие как педагогическое партнерство»

ББК 4481.2+4481.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

И.Н. Ишимова УралГУФК

Рассматриваются характеристики профессионально-педагогического взаимодействия в условиях гуманно ориентированного образовательного процесса, направленного на становление общенаучных понятий у студентов.

Исследуя проблему становления общенаучных понятий у студентов вузов, мы пришли к выводу, что важным педагогическим условием этого процесса является взаимодействие педагогов.

Идея о согласованной деятельности преподавателей по решению определенной проблемы основана на том, что каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные функции, вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных связей и отношений.

Взаимодействие в психологии рассматривается как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур» [9, с. 60].

Р.Х. Шакуров под взаимодействием понимает «такую связь между членами группы, когда действия одной стороны вызывают в ответ определенные действия со стороны других» [8, с. 4].

Различные авторы, в зависимости от соотношения сил и интересов взаимодействующих субъектов, различают до шести типов взаимодействия:

- содружество, конкуренция, конфликт [9];

- сотрудничество, соперничество, доминирование [8];

- отношения диктата, невмешательства, сотрудничества, опеки, конфронтации [2];

- взаимное содействие; одностороннее содействие; взаимное несодействие; одностороннее несодействие; взаимное противодействие; одностороннее противодействие [5].

Традиционно выделяют два самых общих противоположных типа взаимодействия это: сотрудничество и соперничество. В гуманно ориентированном образовательном процессе участники образования стремятся выстраивать положительно направленные взаимоотношения. Сотрудничество характеризуется:

- взаимосвязанными действиями индивидов, направленными на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон [8, 9];

- соучастием во всех делах, интересом друг к другу, оптимизмом и взаимным доверием в общении [2];

- согласованностью индивидуальных действий, взаимной поддержкой, оптимальным управлением [1];

-взаимным доверием, уважением друг к другу [8].

Исследования в области социальной психологии [1] позволили выделить определенные свойства совместной деятельности. Приведем характеристику некоторых из них в аспекте проводимого исследования.

1. Совместная деятельность характеризуется целенаправленностью, т.е. стремлением к основной общественно значимой цели. Цель во взаимодействии носит определяющий характер. Целью совместной деятельности в нашем случае является становление у студентов общенаучных понятий как предпосылок эффективной профессиональной деятельности и профессиональной мобильности специалиста.

2. Мотивированность как действенное отношение к совместной деятельности. Она формируется в результате интеграции индивидуальных мотивов педагогов, являющихся участниками совместной деятельности, и проявляется в особенностях их активности и за-

интересованности. Проектирование педагогических условий становления общенаучных понятий у учащихся обязательно предусматривает волю и устремления педагогов, их возможности поддерживать функционирование и дальнейшее развитие создаваемой педагогической системы.

3. Целостность характеризует степень взаимосвязанности и взаимозависимости участников совместной деятельности. Целостность совместной деятельности педагогов проявляется в применении единого методологического подхода к формированию общенаучных понятий, общей терминологии и наиболее общего определения формируемого понятия, в реализации межпредметных связей предметного и методологического характера.

4. Структурированность означает четкость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между преподавателями различных дисциплин.

5. Согласованность представляет взаимную обусловленность действий участников совместной деятельности. В нашем случае выражается в том, что каждый педагог, создавая индивидуальный методический замысел по содействию становлению общенаучных понятий у студентов, опирается на совместно выработанный единый методический замысел.

6. Организованность означает упорядоченность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать в соответствии с заранее установленным планом. Проектирование единого методического замысла педагогического содействия становлению общенаучных понятий у студентов происходит в определенном порядке, с переходом от одного уровня профессионально-педагогических отношений к другому. На уровне вуза осуществляются профессионально-педагогические отношения преподавателей всех учебных дисциплин. Здесь реализуется инвариантнопроектировочная стадия разработки совместного педагогического содействия. На кафедральном и дисциплинарном уровнях осуществляются профессионально-педагогические отношения преподавателей родственных дисциплин (циклов) и отдельных дисциплин. Здесь реализуются, соответственно, интегративно проектировочная и предметно проектировочная стадии. При этом согласование деятельности преподавателей на каждом следующем уровне основывается на договорен-

ностях (установках), выработанных на предыдущем уровне.

7. Результативность совместной деятельности педагогов обеспечивается за счет синергизма, суть которого состоит в эффектах совместного действия. Каждый из педагогов выполняет свои функции по реализации единого методического замысла во взаимодействии с партнерами, а все вместе они сориентированы на становление общенаучных понятий у студентов.

Основой современного понимания педагогического взаимодействия в теории гуманно ориентированного образования является согласованная субъектная деятельность участников образовательного процесса. Под профессионально-педагогическим взаимодействием, в соответствие с трактовкой Г.Н. Серикова, будем понимать субъект - субъектные образовательные отношения, возникающие между педагогическими работниками [3, с. 9]. Значимым основанием осуществления согласованной деятельности педагогов является сходство их профессиональных компетенций. Это сходство предопределяется общими целями профессионального педагогического сопровождения образовательной деятельности студентов, в которых выражен соответствующий социальный заказ.

В гуманно ориентированном образовательном процессе его участники, во-первых, являются субъектами деятельности и, во-вторых, совместная деятельность разворачивается на паритетной основе. В социологии «совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение определенной цели», именуется партнерством [7, с. 234]. Сам термин «партнерство» предполагает определенную форму взаимодействия, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей.

В основе партнерских отношений лежат следующие принципы [6] :

- уважение и взаимный учет интересов;

- взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;

- добровольность принятия взаимных обязательств;

-равноправие партнеров при принятии решений; выбор путей решения общих задач на основе доверия и компромисса;

- толерантность к позиции партнера;

-обязательность исполнения договоренностей, равных для всех партнеров;

Ишимова И.Н.

Профессионально-педагогическое взаимодействие _________________как педагогическое партнерство

- обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств и др.

При характеристике гуманно ориентированной направленности педагогических взаимодействий в процессе становления общенаучных понятий у студентов мы опираемся на признаки гуманного образования, раскрытые Г.Н. Сериковым и С.Г. Сериковым [4].

Одним из признаков гуманного образования является паритетность во взаимоотношениях участников образования. Здесь имеется в виду паритетность во взаимоотношениях педагогов, сопровождающих образовательную деятельность одного и того же контингента студентов. Специальной основой реализации паритетности является достигнутое состояние готовности участников образования к самореализации, т.е. паритетность принимает статус соотношения состояний готовности участников образования к самореализации.

Мы предпологаем наличие у преподавателей относительно высокого состояния готовности к самореализации, равные функциональные обязанности и, как следствие, равноправность во взаимоотношениях. Это означает равенство мнений при обсуждении и выборе общенаучных понятий в качестве системообразующих оснований содержания образования, исключается директивное «навязывание» определенного метода формирования понятий. Равноправность позволяет каждому участнику образования иметь свое, иногда отличное от других, мнение об организации образовательного процесса, направленного на становление общенаучных понятий у учащихся.

При разработке и реализации единого методического замысла по реализации педагогических условий становления общенаучных понятий в образовательном процессе вуза объектами проектирования становятся содержание образования на уровне учебного предмета и учебной темы, методика преподавания, содержание и формы образовательной деятельности студентов. Каждый преподаватель самостоятельно определяет объекты познания, которые будут служить опорами при формировании существенных признаков общенаучного понятия в конкретной предметной области; выбирает организационные формы реализации предпочитаемых им методов, виды контроля образовательной деятельности студентов и т.д.

Эффективным способом достижения взаимопонимания в коллективах, в том числе

и педагогических, является обсуждение задач, стоящих перед ними, совместный поиск решений. Должная согласованность совместной деятельности может быть достигнута только в том случае, если ее участники имеют четкие представления о способностях, намерениях, обязанностях друг друга и считают, что коллеги будут действовать в соответствии с их ожиданиями [1]. В педагогическом эксперименте согласование деятельности преподавателей по формированию общенаучных понятий, разработка, уточнение и корректировка единого методического замысла осуществлялись на заседаниях предметно-методических комиссий. Результаты педагогического эксперимента по становлению общенаучных понятий у студентов обсуждались на научно-методических семинарах, конференции профессорско-преподавательского состава.

Гуманно ориентированные профессионально-педагогические отношения в образовательном процессе, направленном на становление общенаучных понятий у студентов, осуществляются на следующих основаниях:

-равноправия педагогов в выборе методологических оснований становления общенаучных понятий у студентов, путей решения обозначенной проблемы;

-добровольности в признании партнерства и уровня включенности в совместную педагогическую деятельность;

- осуществления выбора методов, педагогических средств достижения целей совместной деятельности на основе компромисса, доверия к профессиональной подготовленности коллег и их умению справляться со своими обязанностями;

- уважении и учете интересов друг друга, толерантности к позиции партнеров.

Сопоставление существенных признаков профессионально-педагогического взаимодействия в гуманно ориентированном образовательном процессе и отношений партнерства позволяет нам сделать вывод об их идентичности.

Таким образом, считаем правомерным характеризовать профессионально-педагогическое взаимодействие в гуманно ориентированном образовательном процессе как педагогическое партнерство.

Литература

1. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕРСЭ, 2002 - 368 с.

2. Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. для учителя / М.М. Рыбакова - М.: Просвещение, 1991 -128 с.

3. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. - Курган, «Зауралье», 1997. - 464 с.

4. Сериков, Г.Н., Сериков, С.Г. Здоровьес-бережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екате-ринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.-242 с.

5. Сластенин В.А.. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В.П. Каширин,- М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 480 с.

6. Социальное партнерство: Словарь-

справочник / Руководители авт. коллектива В.Н. Киселев, В.Г. Смольков. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 236 с.

7. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов,- М.: Издат. группа ИНФРАМ -НОРМА, 1998.-488 с.

8. Шакуров, Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества / Р.Х. Шакуров. - СПб., 1994. - 43 с.

9. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005- 808 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.