УДК 378.012 + 378.14 ББК 4481.00 + 4481.3
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Т.А. Бояльская ЮУрГУ
READINESS ТО SELF-ACTUALIZATION AS THE TRAINING-PEDAGOGICAL COMMUNICATION CRITERIA
T.A. Boyalskaya SUSU
Рассмотрен вопрос о повышении качества образования в учебно-педагогическом взаимодействии, основанном на паритетных началах. Качество образования соотнесено с понятием «образованность» и «готовность к самореализации». Выделены функции учебно-педагогического общения в повышении качества образования.
Ключевые слова: образованность, самореализация, готовность к самореализации, учебно-педагогическое общение, качество образования.
The author gives consideration to the question of quality rise in the training-pedagogical communication which is based on the parity. The quality of education was brought into correlation with the scholarship and the readiness to self-actualization. Also in the article the functions of the training-pedagogical communication in the education quality rise were singled out.
Keywords: the scholarship, the self-actualization, the readiness to self-actualization, the training-pedagogical communication, the quality of education.
В настоящее время очевидно обострилась потребность в качественном высшем образовании, которое в дальнейшем могло бы явиться основой будущей успешной карьеры, а это свидетельствует о становлении успешной в социальном плане личности. Одновременно с данной потребностью, наметилась тенденция к снижению качества общего уровня образовательного процесса в высших учебных заведениях, вызванная целым рядом проблем, связанных с социально-экономическим развитием общества.
В обеспечении качества образования, естественно, актуальным становится вопрос, связанный с оказанием высококачественных образовательных услуг. В связи с этим, особые требования начинают предъявлять к преподавателю, он должен быть способен к новому типу взаимодействия в образовательном процессе, которое основывается на паритетных началах и направлено на индивидуальное развитие личности в процессе обновления современного образования и повышения его качества.
Ценность образования, по словам Г.Н. Серикова, определяется свойствами образован-
ного человека, и нацелено на развитие социально-ценных свойств личности студента. Находясь в соответствующих условиях, каждый студент, опираясь на свой природо-пределенный потенциал, может самореализоваться социально полезным и лично привлекательным образом. Естественно, что студенты даже во время обучения в высшем учебном заведении будут стремиться самореализации своих природоопределенных свойств сообразно с выбранной специальностью [15]. Становится очевидным, что в процессе самореализации в образовательном процессе происходит присвоение студентам такого качества как образованность. Если рассматривать самореализацию как деятельность, направленную на претворение в действительность лично значимых замыслов, обусловливаемых ценностными ориентациями человека, тогда задачей педагога будет являться формирование готовности студентов к самореализации в процессе присвоения им образованности. Таким образом готовность к самореализации мы рассматриваем как внутреннее качество студента, которое приобретается в жиз-
недеятельности (в частности, в образовательном процессе) характеризующееся степенью сформированности обобщенных характеристик, благодаря которому студенты могут осуществлять самореализацию значимых для себя замыслов. Компонентами готовности к самореализации выступают:
• эмоциональное отношение к себе, своему положению в мире;
• интеллектуальная просвещенность в человекознании, сферах общественного производства;
• личный опыт самоуправления;
• физическое и духовное здоровье [5, 6].
Далее соотнесем характеристики образованности в аспекте готовности к самореализации (табл. 1).
Теперь обратимся к термину «качество образования». В соответствии со стандартом ГОСТ ИСО 9000-2001 под качеством понимается степень соответствия присущих характеристик требованиям. При этом требования - потребность или ожидание, которое установлено, предполагается либо обязательно для исполнения. Характеристики качества вытекают из требований и подразделяются на характеристики (отличи-
тельные свойства) продукции, процесса или системы. В педагогике, на этапе становления данного понятия сложились различные трактовки качества образования. В некоторых, подчеркивает И.О. Котлярова, качество образования и его результат - образованность рассматриваются как близкие по смыслу понятия. Согласно В.М. Полонскому, качество образования выпускников — определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Естественно качество образования достигается в учебно-педагогическом взаимодействии. Но необходим особый вид взаимодействия, в котором учащиеся и педагог рассматриваются как равноправные, в пределах своей компетенции, субъекты соответствующего вида взаимодействия. Во взаимодействии делается акцент на сотрудничество субъектов. Так как образовательный процесс в основной своей сути состоит главным образом из различного вида общения, то целесообразно ввести термин «учебно-педагогическое общение» в аспекте повышения качества образования.
Таблица 1
Соотнесение характеристик «образованности личности» и компонентов «готовности к самореализации»
«Образованность» «Готовность к самореализации»
Осведомленность (точность, полнота, объем, размерность) Знания и опыт в человекознании, отношениях между людьми, предполагаемой области самореализации, своем физическом и духовном здоровье
Сознательность (логичность, соотнесенность, целенаправленность) Направленность личности на самореализацию с учетом собственного физического и духовного здоровья
Действенность (активность) Эмоциональное отношение к предмету самореализации, усиливающее мотивацию к активной деятельности с целью преодоления внутреннего дискомфорта, с учетом собственного физического и духовного здоровья
Умелость (результативность) Способность к использованию накопленных знаний и умений по отношению к области и предмету самореализации, с учетом собственного физического и духовного здоровья
Качество научно-образовательного процесса
Учебно-педагогическое общение в образовательном процессе мы рассматриваем как взаимодействие субъектов (преподавателя и студентов) на паритетных началах. Этимологически паритет означает равноправие. Субъект-субъектное взаимодействие - особые отношения между педагогом и студентами, когда осуществляется взаимное влияние друг на друга равноправными субъектами общения. Равноправность дает возможность реализоваться в полной мере, естественно в соответствии с социальными и моральными нормами. В процессе учебно-педагогического общения должно совершаться раскрытие и трансляция индивидуального «Я».
Таким образом, важной отличительной чертой учебно-педагогического общения является признание равноправия (по своей компетенции) субъектов в нем участвующих. Идея равноправия во взаимодействиях участников образования соответствует гуманному подходу к образованию. Г.Н. Сериков и С.Г. Сериков отмечают, что паритетность во взаимоотношениях участников гуманного образования следует сводить к формальному равенству их прав и взаимных обязательств в отношения друг с другом. По мнению авторов, такое отождествление, становится скорее антигуманным, нежели гуманным. Важно не только продекларировать, но и создать действенные предпосылки обеспечения равноправия участников образования. Это означает, что в условиях гуманного образования признается равенство прав у всех участников образования в том, чтобы осуществлять самореализацию в социально приемлемых проявлениях [17].
Ведя речь о равноправии участников образования, необходимо иметь в виду то, что каждый участник гуманного образования имеет право рассчитывать на равную, по сравнению с другими, поддержку. Однако мера такой поддержки будет зависеть от усилий каждого участника образования, которые он предпринимает для собственной самореализации.
Паритетность участников гуманного образования характеризуется равнодоступностью коммуникативно-информационных средств осуществления деятельности по самореализации сущностных свойств в социально приемлемых условиях. Каждый участник гуманного образования в условиях образовательного пространства имеет равные со своими партнерами воз-
можности доступа к коммуникативно-информационным средствам. Равнодоступность участникам гуманного образования коммуникативноинформационных средств самореализации в социально приемлемых проявлениях означает установление равных возможностей для казвдого [17, с. 24].
Следует отметить, что каждый участник образования по-разному пользуется коммуникативно-информационными средствами, в зависимости от собственных способностей и стремлений. Через данные средства студенты могут получать все необходимые им сведения для самореализации своих сущностных свойств. Также коммуникативно-информа-ционные средства служат своеобразным источником побуждения участников образования (в нашем случае - студентов) к самореализации [16].
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что учебно-педагогическое общение состоит в приобщении учащихся к социальному опыту и методам его усвоения, а также в приобщении к социально-полезной деятельности в аспекте повышения качества образования.
В ходе учебно-педагогического общения важно осуществлять стремление личности к раскрытию свих внутренних потенциалов и их реализацию сообразно с социальными нормами, т.е. стремление к самореализации. На основании вышеизложенного, сформулируем функции учебно-педагогического общения в педагогическом содействии становлению готовности студентов к самореализации.
Данные функции направлены на содействие становлению готовности к самореализации в аспекте повышения качества образования. В условиях гуманно ориентированного образования каждый человек имеет возможности получать ненавязчивую поддержку (содействие) в намерениях к самореализации своих сущностных свойств.
Так как учебно-педагогическое общение -это общение между педагогом и студентами на паритетных началах, то функции учебнопедагогического общения в становлении готовности студентов к самореализации в повышении качества образования имеют следующие отличительные черты:
• содействие «раскрытию студента в общении» через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности;
• побуждение студентов корректировать деятельность преподавателя, с целью обеспечения эффективности процесса самореализации.
Учебно-педагогическое общение может осуществлять становление готовности к самореализации в повышении качества образования, опираясь на этот тезис, мы сформулируем функции учебно-педагогического общения, которые призваны повышать качество образовательного процесса и представим их в табл. 2.
Главной целью учебно-педагогического общения, является формирование определенных знаний, умений, навыков, необходимых
для самореализации не только в образовательном процессе, но и в дальнейшей жизни (будь то профессиональная или какая-либо иная деятельность).
Таким образом, в нашей работе учебнопедагогическое общение выступает в качестве основного фактора становлению готовности к самореализации и тем самым качества образования.
Учебно-педагогическое общение осуществляется с ориентиром на повышение качества образования и тем самым раскрытие способностей и самореализацию в образовательной деятельности, а так же в соответствии с социальными нормами.
Таблица 2
Функции учебно-педагогического общения в становлении готовности студентов к самореализации в повышении качества образования
Преподаватель Студенты
1 2
1.Информационная функция
1. С помощью информационной функции преподаватель стремиться выяснить:
• доминирующие потребности студентов в самореализации;
• какое представление имеют студенты о самореализации;
• делают ли они что-нибудь для реализации своих потребностей;
• что именно делают студенты для реализации своих потребностей;
• есть ли у этой деятельности какие-нибудь результаты
2. Рассказывает о том, что такое самореализация и объясняет:
• почему человеку важно самореализоваться, какими преимуществами обладает тот человек, который самореализовался;
• обсуждает различные виды и способы самореализации;
• предоставляет информацию о качествах, которыми необходимо обладать, чтобы самореализоваться
1. Студентам при общении с преподавателем рекомендуется:
• раскрывать свои личные качества, стремления, интересы, планы на будущее;
• проявлять себя, свои личностные качества в общении;
• анализировать какие перспективы и преимущества имеет самореализовавшаяся личность;
• задавать уточняющие вопросы, если в сообщаемой информации что-либо непонятно, ни в коем случае ничего не оставлять непонятым;
• выявлять собственные потенциалы;
• во время общения с преподавателем стараться определить вой стремления, планы на будущее;
• отвечать на вопросы: «Каких знаний мне не хватает для того, чтобы самореализоваться?», «Что мне необходимо для самореализации?»
Реализация этой функции способствует активизации мотивов студентов, преподаватель же получает возможность целенаправленно осуществлять содействие в подготовке студентов к самореализации__________________________________________________________________________
2. Обучающая функция
1. Функции преподавателя заключаются в поста- 1. Функции студентов заключаются в следую-
новке задач подготовки студентов к самореализа- щем:
ции путем обсуждения:____________________________________________________________________________
Качество научно-образовательного процесса
Окончание табл. 2
1 2
• заданий в зависимости от потребностей студентов в самореализации; • результатов самостоятельного изучения дополнительного материала, касающегося предмета самореализации для последующего сообщения на конференции • уточнении учебных задач и способов их решения, соотнесении их (учебных задач) со своими потребностями в самореализации; • осуществлении выбора предложенных заданий; • участии в выполнении предложенных заданий; • умении смотреть внутрь себя, выявлять сои сущностные свойства (т.е. студентам необходимо научиться осуществлять рефлексию)
Учебно-педагогическое общение должно осуществляться с ориентиром на раскрытие способностей и самореализацию, а так же в соответствии с социальными нормами Параллельно с обучением может происходить самореализация студентов, либо путем предложенных заданий по выбору, либо иным путем. Однако, и в этом аспекте, учебно-педагогическое общение также играет заметную роль для самореализации, соответственно его (общения) функцию назовем обсуждающей
3. О б с у ж д аю щ ая функция:
Обсуждающая функция учебно-педагогического взаимодействия направлена на достижение успехов студентами в их намерениях самореализоваться в образовательном процессе, либо параллельно его осуществлению. Обсуждению может подлежать:
а)целеполагание
1. Преподаватель участвует в обсуждении целей и задач предстоящей самореализации; 2. Производит необходимые корректировки деятельности стущапов 1. Студенты делятся своими целями и замыслами предстоящей деятельности
б)ход самореализации
1. Преподаватель консультирует, дает рекомендации студентам по планированию этапов деятельности, направленной на самореализацию 2. Обсуждает возникшие трудности и способы их преодоления 3.Обсуждаются со студентом и промежуточные результаты деятельности, направленной на самореализацию 1. Студенты высказывают свои пожелания при планировании этапов хода самореализации с преподавателем
в)результативность самореализации
1. Помогает студентам в самооценке результативности самореализации 1. С помощью консультаций, данных преподавателем, оценивают результативность собственной деятельности, направленной на самореализацию
г)варианты социального признания результатов самореализации
1. Инициатива может исходить от преподавателя. Он, по своим оценкам результативности самореализации может вносить предложения и рекомендации о возможных путях социального признания результатов самореализации. 2. Обсуждение со студентами возможностей наилучшего представления, подготовленных материалов (это может быть и участие в различных конкурсах, выставках итд) 1. Обсуждение с преподавателем вариантов социального признания собственных результатов самореализации и подготовка соответствующих материалов 2. Обсуждение возможностей наилучшего представления подготовленных материалов
Литература
1. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности/Г.М. Андреева, ЯЯ. Яноушек. -М.: Изд-во МГУ, 1987. - 307с.
2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - М.: Высш. школа, 1981. - 240 с.
3. Бодалев, А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А.А. Бодалев // Сов. педагогика. - 1997. -№ 4. - С. 66-72.
4. Большая советская энциклопедия. -
2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1954. -Т.28.-664 с.
5. Вопросы взамосвязи образования и самообразования студентов: темат. сб. науч. тр / под ред. Г.Н. Серикова. - Вып. 3. - Челябинск: Изд-во «Хозяин», 1999. -120 с.
6. Вопросы взамосвязи образования и самообразования студентов: Темат. сб. науч. тр / под ред. Г.Н. Серикова. - Вып. 4. - Челябинск: Изд-во «Хозяин», 1999. -120 с.
7. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXIвека /Б.С. Гершунский. - М.: «Ин-тер Диалект +», 1997. - 697 с.
Поступила в редакцию 14 октября 2008 г.