УДК 378
Соколова Екатерина Джабраиловна
Шадринский государственный педагогический институт
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается проблема возможного оказания педагогического содействия самореализации студентов в учебном процессе. Это вызвано необходимостью создания условий для реализации студентами своих способностей, возможностей, индивидуальной неповторимости, для повышения качества их деятельности в учебном процессе. Автором раскрыта структура самореализации, разработана модель педагогического содействия самореализации студентов, определены методологические подходы построения модели и ее компоненты.
Ключевые слова: самореализация, педагогическое содействие, педагогическое содействие самореализации личности, модель.
Изменившиеся условия развития человеческого общества, прежде всего вступление России в мировое сообщество, процессы демократизации, интеграции вызвали изменение целей образования. Образование становится действенным фактором развития общества. Наметившиеся общемировые тенденции в образовании - создание единого образовательного и информационного пространства, переход к непрерывному образованию - выдвигают качественно иные требования к подготовке специалистов.
Образованность личности сегодня - это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию собственных сил, с тем чтобы адекватно природному предназначению и социальным запросам найти свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии.
Считая учебную деятельность важной сферой самовыражения студента, отмечаем, что неудачи в учебе, разочарования содержат в себе внутреннюю причину - нереализованность студентом себя, собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности. Это может являться основой неудовлетворенности, замедляющей движение по пути саморазвития и самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности.
Во время обучения в вузе у студентов только начинает формироваться «Я-профессиональное» и они испытывают определенные трудности в выборе наиболее значимых направлений своего самосовершенствования.
Становится очевидным, что изучение сущности, структуры самореализации студента, поиск путей оказания педагогического содействия это-
му процессу представляют для педагогической теории и практики чрезвычайно актуальную проблему.
Как отмечает Л.А. Коростылева, самореализация - это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, деятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [2, с. 25].
По К.А. Абульхановой-Славской, самореализация есть своего рода высшая стадия развития зрелой человеческой личности, результат личностного роста и развития. При этом под саморазвитием понимается процесс приобщения к культуре, постоянного повышения уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни [1, с. 27].
Л.А. Коростылева выделяет в структуре самореализации три блока [2, с. 34].
Блок «хочу» - содержит интересы, желания и влечения, побуждающие к активности. Он как бы задает высшую планку возможностей самореализации, аутентичных личности.
Блок «могу» - включает самопознание своих возможностей, самоотношение и самооценку. Представление о своих возможностях может быть адекватным только в том случае, если человек осознанно оценивает свои способности и личностные качества, ориентируясь на свои сильные стороны.
Блок «надо» - способствует самоорганизации и включает в себя саморегуляцию с использованием человеком особенностей своей конативной сферы, а также представление о социальном запросе к личности.
Еще одним понятием, которое рассматривается в статье, является педагогическое содействие. Этот термин был введен в педагогическую науку
© Соколова Е.Д., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010|
247
Г.Н. Сериковым, который указывает, что это особый вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъек-тные отношения [4].
Таким образом, мы можем определить педагогическое содействие самореализации личности как педагогическую деятельность, направленную на создание условий для студентов в достижении успеха, укреплении веры в собственные силы, необходимых для самовосхождения, самопознания, самосовершенствования и, в конечном счете, самореализации. При этом педагог является носителем субъект-субъектного взаимодействия и выступает в роли наставника, подвижника, помощника.
Процесс самореализации личности студента на основе педагогического содействия, на наш взгляд, обеспечивается разработкой структурнофункциональной модели, которая требует теоретических и методических пояснений, без которых ее описание может стать лишь схемой, абстракцией.
В методологии науки модель рассматривается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. - оригинала модели [5, с. 382].
Сама по себе модель не является самоцелью, она лишь средство исследования объекта, который она представляет, находясь с ним в отношении некоторого подобия. В нашем исследовании использование модели позволило сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчило проникновение в его сущность.
Модель представляет собой некий эталон, связанный с модельным представлением об объекте педагогического исследования, что потребовало выбрать теоретико-методологический подход к исследованию. В нашем случае использовались системный, личностно-деятельностный и субъект-субъектный подходы.
Значение системного подхода в нашем исследовании состоит в том, что он позволяет рассмотреть педагогическое содействие самореализации студентов как целостную систему, выделить цель и результат, составляющие компоненты, раскрыть диалектику их взаимосвязи, обусловленные компонентами внутренние связи, а также основные условия существования рассматриваемой системы.
Личностно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности каждого студента посредством включения в рефлексивнотворческую деятельность, побуждает обучаемого не только к активной познавательной деятельности, но и к самоопределению, к самореализации в системе многообразных отношений, способствует личностному росту студентов.
Субъект-субъектный подход позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия с учетом индивидуальности каждого студента. Данный подход способствует формированию позитивной Я-концепции личности студента, стимулирует осуществление обучаемым дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Педагогическое содействие самореализации студентов осуществляется в рамках структурнофункциональной модели, включающей целевой, содержательный, планово-деятельностный, процессуально-технологический и оценочно-результативный компоненты.
Целевой компонент обусловлен тем, что сознательная цель в деятельности определяет выбор способов действия и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом.
Функцией целевого компонента является определение конечного результата педагогического взаимодействия.
Цель исследуемого процесса определяется повышением уровня самореализации студентов на основе оказания им педагогического содействия.
Содержательный компонент модели раскрывает суть самореализации и предусматривает в качестве ее компонентов мотивационный, деятельностный и регулятивный. Данные компоненты мы выделяем в соответствии с рассмотренными выше структурными блоками самореализации.
Мотивационный компонент определяет интересы, желания и влечения, побуждающие к активности, способствует развитию познавательных мотивов и интересов студентов, актуализирует индивидуальные потребности, склонности к деятельности, создает высокую личную заинтересованность в созидании нового.
Деятельностный компонент определяет включенность студентов в различные виды деятельности: решение проблемно-творческих задач и выполнение творческих заданий, проектирование,
248
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
моделирование, учебный диалог и пр., а также включает самопознание студентами своих возможностей и самооценку.
Регулятивный компонент включает в себя самоконтроль и саморегуляцию, утверждение и совершенствование личностных качеств, умений.
Планово-деятельностный компонент модели включает организационные элементы, в числе которых мы усматриваем возможности обучающей среды, основными составляющими которой являются доброжелательные отношения между субъектами учебного процесса; формы взаимодействия всех субъектов педагогического содействия (консультирование, помощь); свобода выбора педагогом форм содействия.
Функцией данного компонента является планирование учебного процесса с учетом создания возможностей для самореализации студентов; планирование использования в работе организационных форм, методов, приемов, обеспечивающих самореализацию студентов.
Процессуально-технологический компонент в модели представляет деятельность преподавателя как деятельность, направленную на создание условий, способствующих самореализации студентов.
Основная функция процессуально-технологического компонента - акцентуация мотивационного, деятельностного и регулятивного компонентов самореализации студентов через адекватный выбор методов, приемов, форм и средств педагогического содействия этому процессу.
Методы и приемы педагогического содействия самореализации студентов, согласно субъект-субъектному подходу, должны соответствовать таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития студента;
- предоставление студенту необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и самовыражения.
К таким методам и приемам мы относим метод проектов, учебную дискуссию, методы решения творческих задач, приемы создания ситуации выбора, рефлексивные приемы, приемы создания ситуации успеха.
Основными формами педагогического содействия самореализации студентов являются заня-
тия, основанные на проектировании (разработка творческих проектов и мини-проектов и их презентация (защита)), занятия, основанные на имитации реальной действительности (семинары в форме ролевой (деловой) игры), семинары-дискуссии.
Оценочно-результативный компонент модели заключается в выявлении критериев и показателей уровня самореализации студентов, определении эффективных диагностических методик.
Определение результативности ориентируется на следующие критерии самореализации студентов:
- стремление к самоопределению - желание определить и критически оценить свои способности, возможности, отношения через призму убеждений;
- стремление к самостоятельной деятельности - желание осуществлять деятельность без посторонней помощи, чтобы самому оценить свои знания и умения при достижении поставленной цели, утвердиться в своих возможностях и способностях;
- стремление к свободе выбора пути достижения цели - желание проявить свои убеждения и способности без помощи и давления извне и готовность нести ответственность за свои действия;
- стремление к творческой деятельности -желание показать, проявить свой неповторимый, оригинальный способ деятельности или нестандартное, отличное от других суждение;
- стремление к состязательности - желание утвердиться и показать другим свои способности, возможности, знания и умения;
- стремление к самоутверждению - желание занять достойное место в коллективе, поднять свой престиж в глазах товарищей, добиться признания, уважения окружающих.
Выделенные критерии самореализации являются взаимосвязанными и могут проявляться одновременно, но не обязательно все сразу. Это зависит от мотива, цели, ради которых будет осуществляться деятельность.
Представленная модель педагогического содействия самореализации студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин отличается гибкостью, открытостью, непрерывностью, целостностью и раскрывает взаимодействие субъектов, в результате которого студент становится активным субъектом учебной деятельности и не менее активным субъектом самостанов-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
249
ления, самосовершенствования и самореализации. Применение разработанной модели позволит совершенствовать процесс преподавания педагогических дисциплин в целом и развитие личности студента, в частности.
Библиографический список
1. А бульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - №4. - С. 27.
2. КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональ-
ной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.
3. Осипов В.А. Педагогическое содействие формированию творческих способностей учащихся // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - №60. - С. 168-173.
4. СериковГ.Н. Образование и развитие человека. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
5. Философская энциклопедия: В 2 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1962. - Т. 2. - С. 382.
6. Цурикова Л.В. Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2005. - 204 с.
УДК 371.72
Фадеева Светлана Владимировна
Владимирский государственный гуманитарный университет
svetik-73@mail. т
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
С тех пор как началось массовое увлечение компьютерными играми, а Интернет стал доступен каждому второму пользователю, в научных кругах стали разгораться споры о степени влияния медиапространства на проявление агрессивности у подростков, о необходимости ограждать подрастающее поколение от ресурсов всемирной паутины. В век глобальной компьютеризации появилась необходимость учить молодых людей культуре общения с современными техническими средствами.
Ключевые слова: компьютерные технологии, агрессия, аддикция.
В стремительно меняющемся мире компьютерные технологии становятся всё более важным фактором, влияющим на становление личности молодого человека. Нельзя не отметить существенный рост значимости для современных подростков форм досуга, связанных с компьютерной техникой. Так, за последние пять лет с 29,3% до 44,9% возросло количество несовершеннолетних, увлекающихся компьютерными играми, а количество подростков, путешествующих по компьютерной сети -с 4,6% до 12,8% [8]. В мае 2008 г. глава Microsoft С. Балмер на встрече с вице-премьером РФ С. Ивановым заявил, что в течение ближайших двух лет Россия займёт третье место в мире по числу персональных компьютеров. По данным Министерства информационных технологий и связи, число владельцев компьютеров на сегодняшний день превышает 26 миллионов человек.
С ростом влияния компьютерных технологий на сознание современного человека наметилась тенденция, позволяющая с тревогой констатировать возрастающую динамику агрессивных проявлений со стороны подростков.
Исследования, касающиеся связи компьютерной зависимости и агрессивности подростков, достаточно противоречивы. В научных кругах утвердились две полярные точки зрения на агрессию в виртуальном пространстве и её влияние на подрастающее поколение.
Сторонники идеи полезности компьютерных игр и Интернет-сайтов утверждают, что эти агенты могут спровоцировать проявления агрессивности у неуравновешенных людей, но не в состоянии превратить нормального подростка в убийцу. Авторы отмечают, что увлечение подростков компьютерными играми, насыщенными сценами насилия, имеет «нормативное значение». Во-первых, процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, даёт выход бессознательным страхам и тревогам, которые сопровождают реальную жизнь подростка. Во-вторых, просмотр сцен насилия и возможность их ещё и ещё раз пережить в фантазии является одним из современных способов проверки на прочность формирующейся «Я-концепции», которая должна «держать удар», вырабатывая сопротивляемость,
250
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010
© Фадеева С.В., 2010