Научная статья на тему 'Педагогическое содействие самореализации студентов в процессе их профессиональной подготовки'

Педагогическое содействие самореализации студентов в процессе их профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / СОДЕЙСТВИЕ / ASSISTANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL ASSISTANCE OF ONE'S SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Е.Д.

В статье рассматривается проблема возможного оказания педагогического содействия самореализации студентов в процессе их профессиональной подготовки. Автор полагает, что это вызвано необходимостью создания условий для реализации студентами своих способностей, возможностей, индивидуальной неповторимости, для повышения качества их деятельности в учебном процессе. Раскрыты различные подходы к проблеме самореализации и педагогического содействия самореализации студентов, определены формы, методы и средства педагогического содействия самореализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of rendering possible pedagogical assistance to students self-realization during their vocational training. The author argues that it is caused by the necessity of creating conditions for students realizing their abilities, possibilities, individual originality, for improving the quality of their work in the educational process. The author also describes different approaches to the problem of self-realization and pedagogical assistance to students self-realization, defines the forms, methods and means of pedagogical assistance to students self-realization

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие самореализации студентов в процессе их профессиональной подготовки»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Е. Д. Соколова

Аннотация. В статье рассматртвается проблема возможного оказания педагогического содействия самореализации студентов в процессе их профессиональной подготовки. Автор полагает, что это вызвано необходимостью создания условий для реализации студентами своих способностей, возможностей, индивидуальной неповторимости, для повышения качества их деятельности в учебном процессе. Раскрыты различные подходы к проблеме самореализации и педагогического содействия самореализации студентов, определены формы, методы и средства педагогического содействия самореализации студентов.

Ключевые слова: самореализация, содействие, педагогическое содействие, педагогическое содействие самореализации личности.

Summary. The article examines the problem of rendering possible pedagogical assistance to students' self-realization during their vocational training. The author argues that it is caused by the necessity of creating conditions for students' realizing their abilities, possibilities, individual originality, for improving the quality of their work in the educational process. The author also describes different approaches to the problem of self-realization and pedagogical assistance to students' self-realization, defines the forms, methods and means of pedagogical assistance to students' self-realization.

Keywords: self-realization, assistance, pedagogical assistance, pedagogical assistance of one's self-realization.

67

Наметившиеся общемировые тенденции в образовании - создание единого образовательного и информационного пространства, переход к непрерывному образованию, а также вступление России в мировое сообщество вызывают изменение целей образования и выдвигают качественно иные требования к подготовке специалистов. Образованность личности сегодня - это ее развитая способность к самоисследованию и самосовершенствованию с тем, чтобы адекватно природному предназначению и социальным запросам найти

свое место в жизни, всесторонне самореализоваться, утвердить себя в обществе и выбранной профессии.

Как одна из основных идея самореализации обозначена в парадигме лич-ностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). Так, в теории личностно-ориентированного образования самореализация выделена в числе экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей его бытия, личного существования, среди которых упоминаются свобода и свободный вы-

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

68

бор себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие, самоопределение, творчество и др. В этой связи подчеркнем, что содержание личностно-ориентирован-ного образования, сочетая в себе аксиологический, когнитивный, деятельност-но-творческий и личностный компоненты, учитывает позицию, суть которой состоит в том, что для обретения себя «индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного "Я" и научиться управлять им» [1, с. 14]. Иначе говоря, сам «обучаемый в такой системе выступает как субъект не только учения, но и жизни» [там же, с. 15].

При этом самореализация обозначена в самой цели личностно-ориенти-рованного образования: «Цель лич-ностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации ... и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» [там же, с. 13].

Позиция Л. М. Митиной в отношении интересующей нас проблемы состоит в обозначении творческой самореализации как высшей формы жизнедеятельности личности и характеристике принципа саморазвития как детерминанты способности личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. При этом исследователь подчеркивает неотделимость профессионально-

го развития от личностного [2]. Перспективность в решении этой проблемы просматривается в следующем высказывании автора: «Превращение обучаемого в субъекта, заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию» [там же, с. 29]. В таком представлении позиция Л. М. Ми-тиной расценивается нами как перспективная линия, связывающая самореализацию обучающегося и его же самореализацию в будущем как специалиста-профессионала, первоосновой осуществления которой выделяются заинтересованность и потребность в самоизменении самого студента.

В работах О. С. Газмана, Е. И. Горячевой, Л. А. Коростылевой проанализированы общие проблемы самореализации личности. Обобщая исследования различных сфер современного образования, выполненные О. С. Газманом, выделим особо значимую роль, отводимую им вопросам самореализации человека. Он отмечал, что «в основе понятия образования лежит идея самореализации человеком своего «Я», образ которого, как идеал, должен предвосхищать в сознании человека его образовательную деятельность» [3, с. 26]. В таком понимании нами просматривается мысль о том, что самореализация выступает, с одной стороны, как внутренний процесс образования личности, с другой - как процесс, непременно сопутствующий множественным образовательным процессам личности.

Представляя различные подходы к трактовке определения самореализации, остановимся на позиции Л. А. Коростылевой, которая обозначена автором в контексте развития Я.

Преподаватель XX

3 / 2011

Самореализация, по ее мнению, - это «осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом» [4, с. 4].

В парадигме личностно-ориентиро-ванного образования самореализация выделена в числе таких потребностей, как свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиций, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие, самоопределение, творчество и др.

Одним из средств, способствующих самореализации личности студентов в учебном процессе, является содействие этому со стороны преподавателя [5]. Содействие - деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержка в какой-нибудь деятельности. Содействовать -оказать (-зывать) содействие, способствовать [6]. Содействие - 1) совместное действие; соучастие; 2) помощь, поддержка в чем-либо [7].

Мы считаем возможным добавить к термину «содействие» слово «педагогическое», тем самым подчеркивая педагогическую направленность данного явления, то есть в предоставлении возможности студенту самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни.

Педагогическое содействие А. Я. Найн понимает как совокупность педагогических условий, целью которых является самореализация в выборе профессии [8]. О. Л. Карпова определяет педагогическое содействие как построение ценностно-смысловой системы личности и корректировку ее профессиональных перспектив [9]. Е. В. Бондаревская под педагогическим содействием понимает педагоги-

ческую деятельность, направленную на повышение готовности будущих педагогов к ценностному самоопределению. Содействие осуществляется через руководство, сопровождение, помощь и поддержку, различающиеся по степени инициативы педагога, его включенности в процесс преодоления затруднений студентов [1, с. 24].

Педагогическое руководство применяется в случаях, когда у студента сформирован репродуктивный тип активности. Во взаимодействии он находится в положении ведомого. Целепо-лагание, изучение ценностных ориен-таций, мотивацию, отбор информации, рефлексивные, регулирующие действия и т.п. осуществляет педагог, выполняющий роли наставника, организатора и заинтересованного участника. Активность студентов стимулируется чувством долга. Руководство осуществляется только в экстренных случаях, поскольку его длительное применение препятствует развитию субъектных качеств студентов.

Сопровождение. Под педагогическим сопровождением понимается процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность обучающегося в значимое для него событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего [10]. Главная цель педагогического сопровождения - ориентация на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию студента.

Сопровождение состоит в совместном со студентами определении их интересов, склонностей, способностей, ценностных установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих самореализации. Педа-

69

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

гог как партнер, сотрудник, координатор и консультант предоставляет большую самостоятельность и ответственность через организацию взаимообучения (студенческая служба консультирования и контроля), сотворчество в проектировании и разработке алгоритмов решения проблем и др. Он мотивирует в механизме совести поисковый тип активности: целеполагание, самомотивацию, самопланируемые и самоорганизуемые действия студента. Сопровождение отличает непрерывность, комплексный характер и опосредованность.

Помощь и поддержка (В. П. Бедерха-нова, О. С. Газман, А. В. Качалов, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, Т. А. Строкова, И. Д. Фрумин, И. С. Якиманская и др.) применяются тогда, когда проявляется субъектная позиция, творческий тип активности, целеполагание, самомотивация, повышенный познавательный интерес, самостоятельные рефлексивные, самопобуждаемые, самоконтролируемые и саморегулируемые действия студентов. Задачами педагога как фасилитатора и консультанта, «катализатора» и творца становит-70 ся разработка аксиологических ситуаций для адресного решения проблем. Поддержка отличается от помощи смещением акцентов на умения студентов самоуправлять деятельностью.

Понимание основного вида поведения личности - деятельности и главной внутренней характеристики - мо-тивационной сферы, раскрывающихся в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, дает основание рассматривать педагогическое содействие как путь к совместной деятельности, как компонент взаимодействия. В свою очередь, педагогическое взаимодействие в образовательной реальности предстает как изначально

Преподаватель XX

определяемое педагогом, но «всемерно повернутое к ребенку» и с ним вместе осуществляемое действие - содействие (К. Д. Ушинский, Г С. Бати-щев, Н. А. Бердяев, С. И. Гессен).

Г. Н. Сериков понимает под педагогическим содействием взаимодействие обучающихся и педагогов, направленное на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами [11, с. 147]. В своих исследованиях Г. Н. Сериков подчеркивает, что роль педагога сводится к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образованию.

И. А. Зимняя определяет педагогическое взаимодействие как форму учебных взаимоотношений, сотрудничества педагога и обучающихся, которая одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны общения, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических, кинетических средств [11].

Наиболее эффективным является диалогический тип отношений, основанный на сотрудничестве, взаимном уважении, доверии [4].

Формы диалогового взаимодействия на занятии разнообразны: дискуссия, эвристическая беседа, групповое обсуждение, групповая игра, некоторые виды анализа собственной деятельности студентами (взаимопроверка, устное рецензирование, рефлексия), коллективные способы обучения (работа в парах постоянного состава, в парах сменного состава). Названные формы учебной дея-

-3 / 2011

тельности предполагают диалог, как между студентами, так и между преподавателем и студентами. Они решают одновременно три основные задачи:

• познавательную;

• коммуникативно-развивающую;

• социально-ориентационную.

При этом применяются:

• обучение через опыт и сотрудничество;

• учет различий в стилях познания;

• поисковые и исследовательские методы;

• игровые методы.

Таким образом, педагогическое содействие самореализации студентов -это многоуровневая деятельность педагога, основная функция которой -стимулирование той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию. Поэтому под педагогическим содействием самореализации студентов мы будем понимать педагогическую деятельность, направленную на создание условий для студентов в достижении успеха, укреплении веры в собственные силы, необходимых для самовосхождения, самопознания, самосовершенствования и, в конечном итоге, самореализации.

Формами педагогического содействия самореализации студентов в учебном процессе будут являться учебный диалог, проблемный семинар, творческие и деловые игры, занятия, основанные на проектировании, и др. Методами - исследовательские, эвристические, методы решения творческих задач и др. Средствами - творческие задачи и упражнения, организационно-координирующая деятельность преподавателя, средства наглядности (интерактивные) и др.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Пара-дигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.

2. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-35.

3. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. - М., 1995. - № 2.

4. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: 1997. - С. 3-19.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1935-1940.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

7. Толковый словарь русского языка: 250000 семантических единиц / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. - М.: Русский язык, 2000.

8. Найн А Я. Инновация в образовании. - Челябинск: ГУ ПТО НПО МОРФ, 1995. - 228 с.

9. Карпова О. Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза. - Челя- 7] бинск: УралГУФК, 2009. - 310 с.

10. Козырева Е. А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей // Школьный психолог. - 2001. - № 33.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

12. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. - 1994. -№ 5. - С. 16-21.

13. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. -272 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.