СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ С ПЕРСОНАЛОМ В УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
И. Г. Вельская
Уральский социально-экономический институт АТиСО
Актуальной задачей системного подхода к проблеме подготовки на паритетной основе будущих конкурентоспособных менеджеров, способных к эффективному деловому общению с персоналом, является целенаправленная деятельность педагогов по формированию готовности студентов к деловому сотрудничеству.
В русле гуманного образования необходимо содействовать становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебном процессе. При этом необходимо выделить требования к современному педагогу [1]:
- педагог должен быть способным оказывать педагогическое содействие развитию внутренних качеств учащегося в определенных направлениях;
- во главу угла ставятся профессиональнопедагогические качества (способность управлять образовательными процессами, оказывать педагогическое содействие, проектировать и создавать условия и т. п.).
Главной целью педагогического содействия становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом является формирование определенных знаний, навыков и умений, необходимых не только в образовательном процессе, но и в дальнейшей их жизни, и помощь студенту в понимании и реализации себя, своих задатков, способностей в социально приемлемых проявлениях.
По Г.Н. Серикову, педагогическое содействие -особый вид взаимодействия обучающего и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъективные отношения [2]. Таким образом, педагогическое содействие - помощь (поддержка) со стороны преподавателя, которая оказывается обучающимся для достижения ими определенных целей.
В педагогической литературе также определены признаки, раскрывающие сущность педаго-
гического содействия становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом:
- педагогическое содействие формированию способности студентов к деловому общению с персоналом направлено на рост уровня их готовности к данному виду общения;
- педагогическое содействие становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом означает использование обучения как условия подготовки к денному виду общения;
- содействие становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом - создание условий для функционирования учебно-воспитательного комплекса подготовки к данному виду общения;
- целенаправленная подготовка и управление подготовкой студентов к деловому общению с персоналом является аспектом содействия становлению готовности студентов к данному виду общения.
На практике это означает создание в образовательном процессе вуза таких условий, в которых студенты могут подготовиться к деловому общению с персоналом, а затем его осуществлять.
Педагогическое содействие, направленное на становление у студентов готовности к деловому общению с персоналом, реализуется в образовательном процессе. Сформированное свойство (качество) личности - готовность к такого рода общению - является результатом такого содействия. Схематично это представлено на рис. 1.
Рис. 1. Схема становления
Педагогическое содействие, направленное на становление готовности будущих менеджеров к деловому общению с персоналом и на осуществление ими такого рода общения, должно включать следующие компоненты.
• Педагогические средства по становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом, включенные в содержание учебных занятий.
• Направленность учебно-педагогичес-кого общения на становление готовности студентов к деловому общению с персоналом.
Так как в гуманно ориентированном образовании необходимо постоянно оказывать поддержку созидательной направленности деятельности студента, то важно делать акцент не столько на усвоении знаний, сколько на мобилизации креативных потенциалов обучающегося. Участникам образования приходится проявлять себя не только с когнитивно деятельностной, но и созидательно деятельностной сторон. Приоритет созидания перед усвоением ни в коем случае не умаляет значимости когнитивных аспектов деятельности [3].
Поэтому мы пришли к выводу, что при отборе педагогических средств, способствующих становлению готовности к деловому общению с персоналом в учебном процессе, целесообразно выделить когнитивные и созидательные педагогические средства. Педагогические средства предназначаются для организации и осуществления педагогического процесса и выполняют функцию развития учащихся, предметную поддержку педагогического процесса, а также разнообразную деятельность, в которую включаются учащиеся [4].
Результатом использования когнитивных средств должна явиться образованность студентов в области менеджмента; социальных и моральных нормах поведения, принятых в нашем обществе; собственном физическом здоровье; деловом общении с персоналом, что тем самым позволит сформировать положительную устойчивую мотивацию на данный вид делового общения.
В качестве знаний, необходимых для этого, мы выделяем две группы: знания, касающиеся сути менеджмента и знания, касающиеся непосредственно делового общения с персоналом. Данные знания будут приобретаться студентами в процессе работы над темами («О себе», «Менеджмент», «Маркетинг» и др.); работы с текстами по специальности («Проблемы менеджмента», «Выбор карьеры» и др.); с аудиозаписями и видеокурсами по специальности.
Созидательные педагогические средства рассматриваются нами как средства, способствующие накоплению опыта творческой деятельности, что предполагает обеспечение готовности к поиску решений новых проблем, творческому преобразованию идей по осуществлению делового общения с персоналом в учебном общении (например, подготовку рефератов о знаменитых экономистах и
предпринимателях, участие в научных студенческих конференциях и др.). Опыт творческой деятельности, необходимый для эффективного делового общения с персоналом в учебном процессе, предполагает наличие следующих основных черт:
• самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
• видение различных способов решения существующей проблемы;
• навык самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новый, необходимый для решения существующей проблемы;
• нахождение различных способов решения проблемы и альтернативных доказательств;
• построение принципиально нового способа решения проблемы, являющегося комбинацией известных.
Созидательные педагогические средства предполагают вектор педагогического содействия на использование приобретенных знаний, реализуемых в творческой деятельности, направленной на деловое общение с персоналом в учебной деятельности. Предполагается формирование опыта практической деятельности студентов в осуществлении делового общения с персоналом в учебной ситуации. Они убеждаются в важности и необходимости приобретенных знаний для дальнейшей деятельности. Также принципиально меняется и умелость. Студенты приобретают личный опыт в овладении знаниями применительно к своей деятельности, направленной на деловое общение с персоналом. Присвоение данных характеристик будет происходить в результате использования на уроках деловых игр и исследовательской деятельности, которые предполагают творческий подход при решении заданий и проблем, направленных на практическое осуществление делового общения с персоналом в учебно-педагогическом менеджменте общении.
Педагогические средства разрабатываются с учётом индивидуальных особенностей студентов (уровень образованности, успеваемость по изучаемой дисциплине, способность к восприятию новой информации, психофизические особенности и т. д.). Учет индивидуальных особенностей студентов при составлении педагогических средств для становления готовности студентов к деловому общению приводит, как правило, к положительным результатам, что ведёт учащегося к «ситуации успеха».
В соответствии с положениями гуманного образования [6] наше исследование направлено на педагогическое содействие становлению готовности к деловому общению с персоналом посредством опоры на индивидуальные способности возможности и потребности учащихся.
Учебно-педагогическое общение в образовательном процессе мы рассматриваем как взаимодействие субъектов (преподавателя и студентов) на паритетных началах. Субъект-субъектное взаимодействие - особые отношения
Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт
между педагогом и студентами, когда осуществляется взаимное влияние друг на друга равноправными субъектами общения.
Таким образом, важной отличительной чертой учебно-педагогического общения является признание равноправия (по своей компетенции) субъектов в нем участвующих. Но паритетность во взаимоотношениях участников гуманного образования не следует сводить к формальному равенству их прав и взаимных обязательств в отношения друг с другом [2]. Важно не только продекларировать, но и создать действенные предпосылки обеспечения равноправия участников образования.
Ведя речь о равноправии участников образования, необходимо иметь в виду то, что каждый участник гуманного образования обладает правом рассчитывать на равную, по сравнению с другими, поддержку. Мера поддержки будет зависеть от усилий каждого участника образования, которые он предпринимает для собственной реализации.
Желательно создание условий подготовки к деловому общению с персоналом для каждого студента в отдельности, применяя положения личностно ориентированного подхода к образованию [5].
Учебно-педагогическое общение в педагогическом содействии становлению готовности студентов к деловому общению с персоналом на паритетных началах будет иметь следующие отличительные черты:
• содействие «раскрытию студента в общении» через создание психологически комфортных условий для его личностной адаптации;
• побуждение студентов корректировать деятельность преподавателя с целью обеспечения эффективности учебного процесса по становлению данной готовности.
В ходе экспериментальной работы определение уровня готовности к деловому общению производилось в соответствии с разработанными критериями по следующей шкале (табл. 1):
Таблица 1
Баллы (65 и выше) (45-65) (25-45) (2,75-25)
Уровень готовности к деловому общению с персоналом Продвинутый Достаточный Преддостаточный Начальный
Констатирующий эксперимент показал, что 27 % студентов относятся к преддостаточному уровню готовности к деловому общению с персоналом и 73 % студентов относятся к начальному уровню данной готовности. Студентов, которых можно отнести к продвинутому и достаточному уровням готовности к деловому общению с персоналом, не оказалось.
Разработанная модель учебно-педагогического общения, сориентированного на становление готовности студентов к деловому общению с персоналом, реализовывалась в трех экспериментальных группах и одной контрольной. Были получены следующие результаты (табл. 2, 3).
Выявленный уровень готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебно педагогическом общении
Таблица 2
Группа Уровень готовности к деловому общению (%) К
Начальный (Кн) Преддостаточный (Кпд) Достаточный (Кд) Продвинутый (Кпт)
ЭГ1 70,23 29,77 0 0 1,30
ЭГ2 65.00 35.00 0 0 1,35
ЭГЗ 68,05 31,95 0 0 1,32
КГ 72,50 27,50 0 0 1,28
Таблица 3
Достигнутый уровень готовности студентов к деловому общению
_________с персоналом в учебно педагогическом общении_________________________________
Группа Уровень готовности к деловому общению (%) К
Начальный (Кн) Предостаточный (Кпд) Достаточный (Кд) Продвинутый (Кпт)
ЭГ1 37,75 47,07 15,18 0 1,77
ЭГ2 37,80 41,99 20,21 0 1,82
ЭГЗ 26,24 45,01 28,75 0 2,02
КГ 47,16 39,82 13,02 0 1,65
Это позволило нам сделать следующие выводы по результатам проведенного эксперимента,
1. Существует потребность становления готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении.
2. Становление готовности к деловому общению с персоналом происходит в учебнопедагогическом общении, основанном на паритетной основе между студентами и преподавателем.
3. В третьей экспериментальной группе произошел существенный рост образованности студентов.
В настоящее время мы наблюдаем смену парадигмы образования. Современное образование переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных демократических отношений. Гуманизация образования направлена на разработку и переосмысление форм, методов, содержания и средств обучения, которые в свою очередь обеспечивают не только интеллектуальное развитие студентов, но и развитие их личностных качеств, стимулирование из самовоспитания и саморазвития.
Литература
1. Сериков Г.Н. О гуманно ориентированном
подходе к образованию // Педагогические и управленческие условия непрерывного образования студентов: Материалы областной науч.-практ.
конф. 24-25 мая 1999 г. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ«Образование», 1999.-С. 12-18.
2. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровье сбережение в гуманном образовании: Монография - Екатеринбург- Челябинск: Изд-во Ч111У, 1999. -242 с.
3. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. -М.; Мнемозина, 2002. -416 с.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для сред. пед. учебн. заведений / С.А.Смирнова,- М.: Издательский центр «Акадамия», 1998. — 512 с.
5. Котлярова И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: Дис. ...д-ра пед. наук. - Челябинск, 1999. - 337 с.
6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.