Научная статья на тему 'Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала'

Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1852
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К СПЛОЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА / READINESS OF THE FUTURE MANAGERS FOR RALLYING THE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Ирина Валерьевна

Представлены и проанализированы результаты апробации модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, которые подтвердили эффективность данной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article are submitted and analyzed results of the educational process model approbation. That proses are directed on becoming of the future managers readiness to rallying of the personnel which have confirmed efficiency.

Текст научной работы на тему «Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала»

И.В. Хлызова

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К СПЛОЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА

Представлены и проанализированы результаты апробации модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, которые подтвердили эффективность данной модели.

Ключевые слова: готовность будущих менеджеров к сплочению персонала.

В педагогике принято, что для доказательства истинности утверждений гипотеза исследования проверяется и подтверждается в результате практической апробации разработанной модели. Опытным путём исследователи пытаются подтвердить теоретически обоснованные гипотезы либо опровергнуть их.

Апробация проектов - это специфический вид исследований, в котором проверяются свойства проектов на соответствие решаемой проблеме [1]. Организация апробации охватывает целый ряд существенных моментов, одним из которых является разработка гипотезы. На основе анализа проблемы оказания педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в теории педагогики и практике образования мы пришли к следующей формулировке гипотезы: становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в образовательном процессе вуза будет осуществляться на уровне, достаточном для осуществления данной деятельности, если:

1) реализована педагогическая модель образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, в основу которой положена теория гуманно ориентированного образовательного процесса, что позволит реализовать педагогическое содействие становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала;

2) в содержании образовательного процесса отражены не только сведения о социальном опыте по теории и практике сплочения персонала, но и предусмотрено приобретение личного опыта деятельности студентов, направленное на возможное применение развившейся образованности к сплочению персонала;

3) методы учебно-педагогического взаимодействия характеризуются сочетанием педагогического влияния с поддержкой инициатив со стороны студента в проектировании собственных вариантов возможного сплочения персонала в организации.

Гипотеза исследования проверяется и подтверждается в результате практической апробации разработанной модели. На основе этого определена цель апробации: проверить достаточность выдвинутых в гипотезе условий педагогического содействия для эффективности становления готовности будущих специалистов производственного менеджмента к сплочению персонала. Ожидаемым результатом является повышение уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.

В соответствии с данной целью нами были определены следующие задачи на каждом из этапов экспериментальной апробации.

Задачи1-го этапа экспериментальной апробации:

1. Разработать уровни и критерии оценки готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.

2. Выявить сложившийся на данный момент уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.

Задача 2-го этапа экспериментальной апробации:

3. Апробировать разработанную модель с целью выявления её эффективности в процессе подготовки будущих менеджеров к сплочению персонала.

Задача 3-го этапа экспериментальной апробации:

4. Повторно апробировать разработанную модель с целью подтверждения положений, выдвинутых в гипотезе.

Исследование проводилось в златоустовском филиале Южно-Уральского государственного университета, Уральском региональном институте культуры и искусств дополнительного образования, Южно-

Уральском институте управления и экономики. Всего в эксперименте участвовало около 500 человек (студенты, преподаватели, менеджеры-практики).

В ходе решения задач первого этапа экспериментальной апробации была проведена экспертиза с менеджерами-практиками, которая показала, что проблема сплочённости коллектива привлекает к себе внимание менеджеров; за термином «сплочённость» для многих из них скрывается нечто единое, целостное, что должно уберечь коллектив от внутренних потрясений, конфликтов и способствовать успешному достижению целей производства.

Сплочённость, с точки зрения менеджеров-практиков, - интегральное системное качество группы как единого целого, характеризующееся качественно новыми отношениями её участников, выражающимися в сотрудничестве и взаимопомощи, принятии групповых целей, норм и ценностей, выработанных с учётом индивидуальных потребностей членов группы; согласованием действий в совместной групповой деятельности; в групповой атмосфере эмоционального комфорта, доверия, психологической безопасности. Сплочённость группы возникает на основе эмоционального, ценностного и поведенческого единства её участников. В основе сплочённости как единения людей лежит сочетание двух начал - личностного и группового. Ключевыми моментами в создании сплочённого коллектива, согласно данной экспертизе, проведённой среди менед-жеров-практиков с большим опытом работы в управленческой деятельности, являются: подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно как профессиональной деятельности, так и нравственных аспектов человеческого бытия; соответствие целей коллектива ценностям и потребностям отдельных её членов; используемый руководителем

управленческий стиль со всеми вытекающими последствиями: включённость (или не включённость) членов коллектива в процесс принятия решений; делегирование подчинённым управленческих функций, ответственности; способствование рождению у сотрудников чувства сопричастности к делам коллектива. Таким образом, большинство менеджеров-практиков сходятся прежде всего в том, что успешность управленческой деятельности зависит не только от знания технологии, но и от степени сформированности у менеджера готовности к сплочению персонала.

На основе анализа научной литературы и экспертизы, проведённой с менеджерами-практиками, мы сделали вывод, что к сплочению персонала как важной социально-психологической функции управления менеджеру необходимо относиться как к ценности, которую ему нужно воспитывать в производственном коллективе. Для того чтобы процесс сплочения персонала в будущей профессиональной деятельности происходил успешно, будущему менеджеру необходимо обладать определёнными знаниями и умениями, без которых осуществление сплочения персонала невозможно, т.е. быть готовым осуществлять деятельность, направленную на сплочение персонала. Поэтому в нашем исследовании представляется необходимым уточнить понятие «готовность к сплочению персонала».

Готовность будущего менеджера к сплочению персонала, на наш взгляд, представляет собой аспект образованности со следующими характеристиками готовности к сплочению персонала:

- осведомлённость о социальном опыте по теории и практике групповой сплочённости (организационная структура первичного производственного коллектива; стадии и уровни развития коллектива; сплочение персонала как высший уровень развития коллектива; структурные компоненты групповой сплочённости; социально-психологические факторы сплочения персонала; методы и приёмы сплочения персонала; диагностика групповой сплочённости);

- сознательность как мера направленности на формирование собственного отношения к деятельности сплочения персонала, осмысление и понимание важности данной деятельности; способность оперировать зарождёнными знаниями, опираться на них при обосновании мотивов своего отношения к сплочению персонала, а также в целеполагании деятельности сплочения персонала;

- действенность в процессе сплочения персонала как мера вовлечённости будущего менеджера в процесс сплочения персонала отражает обобщённые умения личности сплачивать персонал, проявляется во внутренней и внешней активности при организации сплочения персонала;

- умелость в сплочении персонала как совокупность проявлений организационно-управленческих умений сплачивать персонал, т. е. осмысленной системы действий, приёмов, методов, направленных на достижение поставленных целей при организации сплочения персонала; способность пользоваться полученным социальным опытом, умение добиваться положительных результатов при подготовке и осуществлении сплочения персонала.

Нами было принято решение рассмотреть готовность к сплочению персонала в связи с образованно-

стью по следующим причинам: во-первых, образованность и готовность к сплочению персонала взаимосвязаны; во-вторых, обобщённые характеристики образованности могут более полно и чётко отразить состояние качеств личности в некоторый момент времени в силу определённости показателей этих характеристик (точность, полнота, объём, размерность, логичность, целенаправленность, соотнесённость, активность и результативность), чего нет в характеристиках готовности к сплочению персонала; в-третьих, как следствие, более точно можно определить присущий личности на некоторый момент времени уровень готовности к сплочению персонала. Под образованностью Г.Н. Сериков понимает приобретаемое человеком в процессе образования некоторое свойство, которое выражает определённую меру овладения им какой-то частью социального опыта, а также способность пользоваться усвоенным опытом в своей жизнедеятельности. Системное свойство образованности заключается в обеспечении направленности на готовность к усвоению социального и приобретению личного опыта, а также к пользованию им в жизни и жизнедеятельности [2].

Далее мы подошли непосредственно к решению первой задачи апробации - разработке уровней и критериев оценки готовности будущих менеджеров к сплочению персонала. Для определения уровней готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в ходе апробации необходимо было определиться с критериями оценки. Критерии оценки уровней готовности будущих менеджеров к сплочению персонала определялись методом экспертиз. Для каждой составляющей готовности к сплочению персонала по всем показателям были разработаны критерии оценки уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, по которым выставлялись соответствующие баллы. Разработанные критерии использовались в ходе всей апробации для определения уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала на каждом этапе исследования. Выявление уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала по всем показателям позволяет точнее определить сложившийся на данный момент уровень их готовности и выявить те составляющие готовности, которые нуждаются в особом внимании. Принадлежность студентов соответствующему уровню готовности к сплочению персонала в ходе всего эксперимента определялась выведением среднего балла по формуле

(Т+П+О+Р+Л+Ц+С+А+Р) / 4, где Т - точность, П - полнота, О - объём, Р - размерность (показатели осведомлённости в становлении готовности будущих менеджеров к сплочению персонала); Л - логичность, Ц - целенаправленность, С - соотнесённость (показатели сознательности в становлении готовности будущих менеджеров к сплочению персонала); А - активность (показатель действенности в становлении готовности будущих менеджеров к сплочению персонала); Р - результативность (показатель умелости в становлении готовности будущих менеджеров к сплочению персонала).

Для каждого уровня готовности к сплочению персонала мы определили верхнюю и нижнюю границы. Если средний балл находится в интервале от 3 до 5,5,

то уровень готовности к сплочению персонала начальный; от 5,6 до 8,1 баллов - предостаточный уровень; от 8,2 до 10,7 баллов - уровень готовности к сплочению персонала достаточный; от 10,8 до 12 баллов - продвинутый уровень готовности к сплочению персонала; т.е. готовность к сплочению персонала мы соотнесли с уровневыми показателями и отделили четыре уровня готовности: начальный, предостаточный, достаточный и продвинутый, которые описали характеристиками образованности с соответствующими показателями.

В ходе апробации определение уровня готовности к сплочению персонала для каждого студента производилась в соответствии с разработанными критериями по следующей шкале:

Таким образом, была решена первая задача апробации, т.е. разработаны уровни и критерии оценки готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.

Для решения второй задачи апробации на этом же этапе был осуществлён констатирующий эксперимент с целью выявления уровня готовности к сплочению персонала студентов. С помощью тестов, анкет, наблюдений, бесед, моделирования ситуаций исследовалось и оценивалось состояние характеристик готовности к сплочению персонала - осведомлённости, сознательности, действенности, умелости с соответствующими показателями. По этим показателям определялась принадлежность студентов к тому или иному уровню готовности к сплочению персонала. Мы стремились определить имеющийся уровень готовности по всем составляющим, сознательность, действенность, умелость с соответствующими показателями: точность, полнота, объём, размерность, логичность, целенаправленность, соотнесённость, активность, результативность. С этой целью были разработаны тесты, при анализе которых делались выводы об осведомлённости, сознательности, действенности, умелости. Осведомлённость и сознательность проверялись с помощью тестов на воспроизведение некоторых знаний об организации процесса сплочения персонала, анкет, наблюдений за студентами. Действенность и умелость на первом этапе экспериментальной апробации проверялись в ходе наблюдений за студентами, моделирования ситуаций.

В эксперименте участвовали три группы студентов ЗФ ЮУрГУ: две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2), и одна контрольная группа (КГ), что, согласно данным математической статистики, является достаточным для обеспечения надёжности результатов на уровне математической значимости а = 0,05.

Констатирующий эксперимент показал, что большинство студентов из числа исследуемых могут быть отнесены к начальному уровню готовности к сплочению персонала (ЭГ1 - 96,7%; ЭГ2 - 89,3%; КГ -93,4%), небольшой процент из числа исследуемых могут быть отнесены к предостаточному уровню готовности к сплочению персонала (ЭГ1 - 3,3%; ЭГ2 - 10,7%;

КГ - 6,6%). Это явление можно объяснить тем, что знания и умения по организации сплочения персонала довольно специфичны по своей сути и студенты ими не обладают. Следовательно, была решена вторая задача апробации - выявлен сложившийся на данный момент уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развитости каждой из составляющих готовности к сплочению персонала и в целом готовности к сплочению персонала студентов в экспериментальных и контрольной группах практически одинаковый. Подтверждает этот вывод и статистическая проверка различий в состояниях готовности к сплочению персонала студентов исследуемых групп с помощью критерия хи-квадрат для двух независимых переменных, который показал несущественность различий между контрольной и каждой из экспериментальных групп.

В результате осуществления первого этапа экспериментальной апробации мы решили две задачи: 1) разработали уровни и критерии оценки готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, 2) выявили сложившийся на данный момент уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала. Опираясь на полученную информацию, педагогическая модель образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, была адаптирована.

Третья задача заключалась в апробировании разработанной педагогической модели с целью выявления её эффективности в процессе подготовки будущих менеджеров к сплочению персонала (второй этап экспериментальной апробации, формирующий эксперимент). Данный этап предусматривал осуществление идей, первично изложенных в гипотезе. Педагогическая модель (рис. 1) представляет собой образовательную систему со следующими элементами: входная величина - выявленный уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала; выходная величина - сформированное свойство личности - готовность будущих менеджеров к сплочению персонала; связующий компонент - деятельность преподавателя и студентов, направленная на становление готовности к сплочению персонала (содержательная единица педагогического содействия становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала).

Отличительными признаками данной педагогической модели являются: опора на выявленный уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала с ориентацией на повышение данного уровня готовности в соответствии с поэтапной подготовкой в субъект-субъектном взаимодействии; педагогическое содействие становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, выполняющее перечисленные условия гипотезы.

В процессе реализации педагогической модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в практике образовательного процесса мы выделили три этапа подготовки студентов к сплочению персонала:

1-й этап: переход от начального уровня готовности к предостаточному.

Баллы 10,8-12 8,2-10,7 5,6-8,1 3-5,5

Уровень Продви- нутый Доста- точный Преддоста- точный Началь- ный

Проектируемое состояние готовности _______к сплочению персонала_______

Начальное состояние готовности ______к сплочению персонала_________

Содержание гуманно-ориентированного образовательного процесса

Сведения о социальном опыте по теории и практике сплочения персонала, приобретение личного опыта деятельности студентов, направленное на возможное применение развившейся образованности к сплочению персонала

Методы учебно-педагогического взаимодействия

1. Организация сотрудничества на основе взаимного доверия, диалога, установления субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и студентами:

- объяснение, разъяснение, беседа, сориентированные на дискуссию, диспут, проблемную ситуацию, моделирование и направленные на методы убеждения и внушения в развитии сознательности, в понимании важности сплочения персонала и правил поведения, способствующих сплочению персонала в организации;

- метод проектов, упражнений, инструктаж сориентированные на поддержку инициатив со стороны студента в проектировании собственных вариантов возможного сплочения персонала в организации и апробацию индивидуальных проектов по сплочению персонала на практических занятиях и на производственной практике, обсуждение результатов апробации проектов, направленные на методы упражнений в навыках, привычках поведения и деятельности по организации сплочения персонала; требований в совершенствовании организуемых упражнений, ориентация на примеры образцов поведения, способствующих сплочению персонала в организации.

2. Педагогическое стимулирование студентов к овладению и постоянному совершенствованию готовности к сплочению персонала с учётом личных потребностей:

- методы самообучения и стимулирования, сориентированные на реализацию потенциала групповой работы, приобретению навыков кооперативного мышления, развитию сплочения в группе: апробация в игровой форме и на практике индивидуальных проектов по сплочению персонала; деловые игры; тренинги по сплочению персонала; «кейс-стади» на изучение конкретных ситуаций и поиск коллективных решений; ККК (кружки контроля и качества), направленные на методы самовоспитания и самостимулирования.

3. Сочетание контроля с самоконтролем в развитии готовности к сплочению персонала___________________________________________

Формы организации учебно-педагогического взаимодействия

Лекция

Практические

Производственная _____практика______

Самостоятельная ______работа______

Самообразование

Достигнутый уровень готовности будущих менеджеров к сплочению персонала

занятия

Рис. 1. Педагогическая модель образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала

2-й этап: переход от предостаточного уровня готовности к достаточному.

3-й этап: переход от достаточного уровня готовности к продвинутому.

Организация образовательного процесса на основе трехуровневой модели образовательного процесса способствует становлению готовности будущих менеджеров к сплочению персонала до уровня, позволяющего сплачивать персонал на практике.

Различие обучения в контрольной и экспериментальных группах состояло в следующем. В первой экспериментальной группе (ЭГ1) происходила реализация разработанной нами педагогической модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, в основу которой положена теория гуманно ориентированного образовательного процесса, при этом в содержании образовательного процесса были отражены не только сведения о социальном опыте по теории и практике сплочения персонала, но и предусмотрено приобретение личного опыта деятельности студентов, направленное на возможное применение развившейся образованности к сплочению персонала; методы учебно-педагогического взаимодействия характеризовались сочетанием педагогического влияния с поддержкой инициатив со стороны студента в проектировании собственных вариантов возможного сплочения персонала в организации. Во второй экспериментальной группе (ЭГ2) также происходила реализация разработанной

нами педагогической модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, но без учёта методов учебно-педагогического взаимодействия, характеризующихся сочетанием педагогического влияния с поддержкой инициатив со стороны студента в проектировании собственных вариантов возможного сплочения персонала в организации. В контрольной группе (КГ) разработанная педагогическая модель образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, не реализовалась. Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы проверяли два вышеназванных варианта возможной практической реализации модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, и выбирали наиболее эффективный из них.

В ходе формирующего эксперимента были сделаны два промежуточных среза. Результаты первого среза после трёх месяцев обучения показали в целом тенденцию роста показателей в экспериментальных группах, хотя рост уровня готовности к сплочению персонала в указанных группах различался незначительно. Следующий промежуточный срез был проведён через шесть месяцев после начала обучения. Количественная оценка уровня готовности к сплочению персонала в исследуемых группах определялась по процентному соотношению студентов, находящихся на каждом уровне готовности к сплочению персонала по среднему

показателю, исходя из количества студентов на начальном, преддостаточном, достаточном и продвинутом уровнях готовности к сплочению персонала соответственно, выражена в процентах. Результат оценки уровня готовности будущих менеджеров к сплочению персонала высчитывался путём выведения среднеарифметического из четырёх составляющих данной готовности: осведомлённости, сознательности, действенности, умелости. По полученной в середине формирующего эксперимента количественной оценке сфор-мированности «готовности к сплочению персонала» будущих менеджеров можно сказать, что наибольшие изменения произошли в состоянии уровня готовности к сплочению персонала студентов первой экспериментальной группы, в которой приращение этой оценки по отношению к началу эксперимента составило 0,45; во второй экспериментальной группе приращение составило 0,27, в контрольной группе - 0,01. Промежуточный срез, проведённый через шесть месяцев после начала обучения показал, что, в первой экспериментальной группе произошли более динамичные и качественные изменения по сравнению с контрольной группой и по сравнению со второй экспериментальной группой. Исходя из этого, мы сделали предварительный вывод, что в процессе реализации разработанной нами педагогической модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, в первой экспериментальной группе состояние готовности отличается от такового студентов контрольной группы, а также видимое различие наблюдается и по сравнению со второй экспериментальной группой. Полученные результаты указывают на эффективность первого варианта практической реализации разработанной педагогической модели.

На завершающей стадии формирующего эксперимента были достигнуты следующие результаты. По полученной в конце эксперимента количественной оценке сформированности «готовности к сплочению персонала» будущих менеджеров можно сказать, что наибольшие изменения произошли в состоянии уровня готовности к сплочению персонала студентов первой экспериментальной группы, в которой приращение этой оценки по отношению к началу эксперимента составило 1,26. За ней следует значение количественной оценки второй экспериментальной группы - 0,64. В контрольной группе приращение составило 0,03. Итоговый срез показал, что в первой экспериментальной группе отмечены наиболее высокие значения уровня готовности к сплочению персонала, рост осведомлённости будущих менеджеров в вопросах сплочения персонала, появилась действенность в организации сплочения персонала как потребность к данной деятельности, в процессе которой произошло развитие умелости. Студенты на основе теоретических знаний и практических умений, навыков научились самостоятельно создавать индивидуальные проекты по сплочению персонала, моделировать их на практических занятиях и реализовать данные проекты по сплочению персонала на производственно-профессиональной практике. Во второй экспериментальной группе также произошёл рост уровня готовности к сплочению персонала, но в меньшей степени, т.к. не были учтены методы учебно-

педагогического взаимодействия, характеризующиеся сочетанием педагогического влияния с поддержкой инициатив со стороны студента в проектировании собственных вариантов возможного сплочения персонала в организации. Это говорит о том, что разработанная педагогическая модель образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, не приводит к желаемым результатам, если её реализация осуществляется без учёта методов учебно-педагогического взаимодействия, характеризующихся сочетанием педагогического влияния с поддержкой инициатив со стороны студента в проектировании собственных вариантов возможного сплочения персонала в организации.

Мы проанализировали полученные результаты с помощью аппарата математической статистики. При сравнении контрольной группы с каждой из экспериментальных на основании критерия «хи-квадрат» мы получили следующие результаты: Тнабл.(ЭГ1, КГ) = = 24,566; Тнабл.(ЭГ2, КГ) = 22,059; Ткритич. = 7,815. Таким образом, существенные отличия от контрольной группы имеет первая экспериментальная группа, т.к. Тнабл. (ЭГ1, КГ) много больше Ткритич.. Вторая экспериментальная группа также имеет существенные различия в состоянии готовности к сплочению персонала по сравнению с контрольной группой, т.к. Тнабл.(ЭГ2, КГ) близка к Тнабл. (ЭГ1, КГ) и намного больше Ткритич. Сравнив состояние готовности к сплочению персонала первой экспериментальной группы со второй экспериментальной группой на итоговом этапе, мы нашли критерий «хи-квадрат» и получили следующие результаты: Тнабл.(ЭГ1, Эг2) = 4,092 меньше Ткритич. = 7,815. Это свидетельствует о том, что первая экспериментальная группа имеет несущественные различия в состоянии готовности к сплочению персонала по сравнению со второй экспериментальной группой.

Полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о том, что наиболее эффективным является осуществление становления готовности будущих менеджеров к сплочению персонала в образовательном процессе вуза по разработанной модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала с учётом всех трёх положений гипотезы.

Для решения четвёртой задачи апробации, которая заключалась в повторном апробировании разработанной модели с целью подтверждения положений, выдвинутых в гипотезе, на третьем этапе экспериментальной апробации, проводился повторный формирующий эксперимент, который занял два года. На данном этапе теоретико-экспериментального исследования мы также выявляли количественные и качественные характеристики результатов, была произведена обработка результатов с целью получения величин, обладающих доступностью и надёжностью, показывающих сущность установленной закономерности. Обработка проводилась с помощью аппарата математической статистики. Полученные данные повторного формирующего эксперимента подтвердили нашу гипотезу. Данный этап также связан с тщательным анализом полученных в ходе эксперимента и соответствующим образом обработанных величин, с формулированием выводов по результатам исследова-

ния и интерпретацией экспериментальных данных. Таким образом, были решены все задачи апробации педагогической модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала.

Результаты апробации педагогической модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала, подтвердили правомерность выдвинутой нами гипотезы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сериков Г.Н. Педагогика // Методология исследований. М.: ВЛАДОС, 2006. Кн. 2. 456 с.

2. Сериков Г.Н. Основания педагогических исследований. Челябинск: Образование, 2005. 238 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 11 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.