Научная статья на тему 'Реализация педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям'

Реализация педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / АПРОБАЦИЯ / THE FORMATION OF STUDENTS' READINESS TO RESEARCH / THE PEDAGOGICAL ASSISTANCE / MODEL / SYSTEM / APPROVAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопян О. В.

Представлена системная характеристика модели гуманноориентированного педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям, ее апробация и результаты образования в соответствии с моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE FOR JUNIOR STUDENTS5 READINESS TO RESEARCH FORMATION

The system description of humanity-oriented pedagogical assistance model for the formation of junior students' readiness to research is introduced in the article. Its implementation and results of education according to the model are described.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям»

УДК 378.3 ББК 4481.268

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

O.S. Акопян

Озерский технологический институт НИЯУ МИФИ

IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL ASSISTANCE

FOR JUNIOR STUDENTS5 READINESS TO RESEARCH FORMATION

O.V. Acopyan

Ozersk Technological Institute NRNU MEPhl

Представлена системная характеристика модели гуманноориентирован-ного педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям, ее апробация и результаты образования в соответствии с моделью.

Ключевые слова: педагогическое содействие, становление готовности студентов к научным исследованиям, модель, система, апробация.

The system description of humanity-oriented pedagogical assistance model for the formation of junior students' readiness to research is introduced in the article. Its implementation and results of education according to the model are described.

Keywords: the pedagogical assistance, the formation of students ' readiness to research, model, system, approval.

Социальный заказ, выраженный в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», национальная доктрина образования, федеральная программа развития образования), определяет развитие вузов как центров образования и науки; интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом; гуманизацию образования, индивидуализацию форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных профессиональных образовательных программ.

Значимость для государства научных исследований в системе высшего образования обусловлена тем, что без участия в них всех субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, одним из аспектов которой является становление готовности к научным исследованиям.

В связи с присоединением РФ к Болон-скому процессу устанавливаются новые уровни высшего образования - бакалавриат и магистратура, меняются ориентиры предоставления студентам образовательных услуг. Тем

не менее, кроме развития готовности к научным исследованиям студентов-магистрантов, для которых эта компетенция является одной из наиболее ценных, возникает необходимость развития этой готовности и на первом уровне высшего образования, бакалавриате: с одной стороны, необходимо развитие готовности к научным исследованиям в образовательном процессе бакалавриата будущих магистрантов; с другой - готовность к научным исследованиям является важной компетенцией самого бакалавра. Это предопределяет целенаправленную подготовку к научным исследованиям и студентов младших курсов бакалавриата.

Готовность к научным исследованиям в нашем исследовании понимается как интегра-тивное свойство человека, развившееся как аспект его образованности, проявляющееся в способностях пользоваться освоенным содержанием образования в научных исследованиях. Поэтому в качестве компонент готовности к научным исследованиям целесообразно использовать обобщённые характеристики

образованности [10]: осведомлённость, сознательность, действенность и умелость. Становление готовности к научным исследованиям -процесс её изменения до уровня, необходимого для самостоятельного осуществления научного исследования. Длительность становления готовности к научным исследованиям обусловливает необходимость способствовать ему с первых курсов образования в вузе будущих специалистов.

Наше исследование показывает, что к третьему курсу студенты обладают преимущественно готовностью к научным исследованиям ниже достаточного уровня. Это свидетельствует о необходимости специального, более активного развития у студентов готовности к научным исследованиям на первых двух курсах.

Первый и второй курсы вузов рассматриваются преимущественно как этап в подготовке студентов к научным исследованиям. Используются различные способы его реализации [3-5, 7, 8, 11]: углубление общетеоретической подготовки; коррекция содержания основного образования с учётом исследований, проводимых кафедрой; включение в учебный план факультативного курса «Введение в специальность», в рамках которого происходит обучение приёмам работы с текстом; написание реферата, тема которого связана с будущей исследовательской работой студента, и выполнение ряда заданий, развивающих данную тему; изучение методики проведения исследования, встречи с видными учёными и творчески работающими специалистами, реферативное изложение состояния изучаемого вопроса; использование системы теоретических, экспериментальных заданий возрастающей сложности, соотнесённых с уровнем подготовки студента; создание преподавателем проблемной группы студентов разных курсов; два научных кружка (1-2 курс, 2-3 курс) и привлечение к работе в проблемной лаборатории, где каждого студента прикрепляют за научным сотрудником лаборатории; организация научных исследований студентов.

В предлагаемых вариантах содействия становлению готовности студентов к научным исследованиям или не предусматривается реализация студентами научного исследования как целостности, имеющая решающее значение [2, 9] для формирования у него исследовательских способностей, или не описаны содержание, механизмы и условия осуществления содействия. В разработанной нами модели педагогического содействия, отвечающей гуманиза-

ции как вектору развития образования, предусмотрена возможность реализации научного исследования, описаны её структура, функции и

генезис.

Модель (рис. 1) сконструирована на основе понимания педагогического содействия как деятельности педагога, направленной на расширение представлений студентов о научных исследованиях как аспекте их будущей профессии, создания условий развития их способностей к научным исследованиям посредством предъявления соответствующим образом систематизированного и проинтерпретированного содержания образования, организации его освоения во взаимодействии, в котором реализуются субъект-субъектные отношения, в соответствии с выделенными гуманно ориентированными основаниями [1] и содержит следующие элементы:

входная величина - выявленное состояние готовности студентов к научным исследованиям;

выходная величина - изменённое состояние готовности студентов к научным исследованиям;

связующие элементы - деятельность преподавателей, деятельность студентов, совместная деятельность преподавателей и студентов, направленные на становление готовности студентов младших курсов к научным исследованиям,- естественная составляющая; содержание дополнительного образования -искусственная составляющая. Таким образом, представленная модель является смешанной образовательной системой с вышеназванным составом элементов (морфологический аспект системного представления модели).

Охарактеризуем связи между элементами модели (структурный аспект системного представления модели). Выявленное состояние готовности студента к научным исследованиям и цель педагогического содействия обусловливают новое (проектируемое) состояние готовности. Выявленное и проектируемое состояния готовности являются основанием для изменения выявленного состояния, влекущего появление достигнутого состояния, отличного от выявленного и приближенного к проектируемому. Обратная связь отражает преобразование выявленного состояния.

Поставленная цель, выявленное и проектируемое состояние, принятые основания определяют содержание дополнительного образования, деятельности преподавателя и студентов.

Акопян О.В.

Выявленное состояние готовности

Цель: повышение готовности студентов младших курсов к научным исследованиям

Проектируемое состояние готовности

Содержание дополнительного образования

теоретическии аспект

практическим аспект

сведения по теме исследования, связи темы исследования с другими науками и общественной практикой; методы, используемые при решении задач данной тематики;

основы методологии научного исследования: организация научного исследования, общенаучные методы исследования, анализ по теме, стратегии решения задач, источники информации и способы работы с ними, формы представления результатов научного исследования (доклад, тезисы доклада, статья); элементы формальной логики; открытия, биографии учёных; этика в исследованиях

научное исследование студента: постановка, решение адаптированной исследовательской задачи (поиск информации по теме исследования, апробация методов исследования), представление результатов решения задачи; освоение студентом социального знания: определение области применения методов исследования, применение общенаучных методов исследования, апробация стратегий решения задач, подготовка и представление доклада, операции над высказываниями

к г

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в становлении готовности

Деятельность преподавателей

- обеспечение образовательного стандарта;

- реклама научных исследований;

- постановка адаптированных исследовательских задач;

- побуждение студентов младших курсов к участию в работе учебно-исследовательского семинара;

- привлечение учёных и специалистов к работе семинара;

- создание условий функционирования семинара;

- планирование работы семинара;

- чтение лекций в рамках семинара;

- введение студентов в тематику исследования;

- консультирование студентов;

- создание ситуаций успеха;

- информирование о ходе и итогах работы семинара;

- диагностика, проектирование и контроль изменений в готовности студентов к научным исследованиям;

- анализ результатов взаимодействия со студентами

Совместная деятельность преподавателей и студентов

- определение тематики исследования;

- проектирование содержания дополнительного образования;

- определение регламента работы учебно-исследовательского семинара;

- выбор адаптированной исследовательской задачи;

- выбор метода решения исследовательской задачи;

- сомышление, диалог, совместное решение исследовательской задачи;

- редактирование доклада, тезисов доклада;

- обсуждение индивидуальных перспектив участников исследования

Деятельность студентов

- изучение дисциплин;

- выбор исследовательской задачи;

- участие в работе учебно-исследовательского семинара;

- поиск информации по теме исследования;

- апробация методов для решения исследовательской задачи;

- подготовка сообщения по теме исследования;

- подготовка тезисов доклада к публикации;

- участие в конференции;

- самоанализ результатов деятельности

Изменённое (достигнутое) состояние готовности к научным исследованиям

Рис. 1. Модель педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов

к научным исследованиям

Деятельность преподавателей и деятельность студентов взаимно влияют друг на друга, отражая паритетность во взаимоотношениях между преподавателем и студентом, создают предпосылки проектирования содержания дополнительного образования (осуществляется коррекция (со студентом) планировавшегося преподавателем содержания дополнительного образования сообразно выявленному и проектируемому уровням готовности студента, индивидуальным и личностным особенностям студента).

Реализация модели осуществляется в основном и дополнительном образовательных процессах.

При изучении дисциплин основного образования происходит ознакомление студентов с классическими методами и результатами исследований, развитие мотивации студентов к участию в научных исследованиях.

Дополнительный образовательный процесс связан с исследованием проблемы, которая допускает разделение на небольшие взаимосвязанные исследовательские задачи по той или иной дисциплине или на их стыке. Дробление проблемы позволяет обеспечить возможность выбора исследовательской задачи, соответствие особенностям студентов; общая тематика объединяет студентов в сообщество. Задачи предполагают реализацию основных этапов научного исследования, обусловлены общественной практикой, не имеют известного решения, способствуют специальной подготовке студента, соответствуют уровню готовности студентов к научным исследованиям (наличие достижимого для студентов промежуточного результата). Такие задачи назовём адаптированными исследовательскими задачами.

В содержание дополнительного образования включаются вопросы, необходимые для развития готовности к научным исследованиям, введения студентов в тематику исследования, решения исследовательских задач и представление результатов их решения, и не входящие в содержание основного образования на младших курсах. Теоретический аспект содержания дополнительного образования способствует развитию осведомлённости и сознательности -компонент готовности. Практический аспект предполагает направленность педагогического содействия на использование приобретённых знаний, формирование опыта студентов в реализации научных исследований, способствует развитию таких компонент готовности к научным исследованиям как действенность и умелость.

Деятельность преподавателей включает сопровождение образовательной деятельности студентов в основном образовании, выявление и анализ состояния готовности студентов младших курсов к научным исследованиям, создание возможности для студентов реализации научных исследований (постановка, помощь в выборе и решении исследовательских задач), стимулирование студентов; анализ педагогической деятельности и результатов взаимодействия со студентами.

Деятельность студентов интегрирует: освоение социального опыта как предусмотренного образовательным стандартом, так и необходимого для постановки, решения и представления результатов решения исследовательских задач; выбор исследовательской задачи, её решение; самоанализ.

С уровнем готовности студентов к научным исследованиям связана степень самостоятельности студентов, поскольку она является важным показателем в овладении деятельностью. По этому основанию методы преподавателя и студента разделяются на следующие классы: проблемно-эвристический преподавателя и продуктивный студента, проблемно-информационный и репродуктивно-продук-тивный, информационно-алгоритмический и репродуктивный. Содержание образования обусловливает применение как теоретических, так и практических методов. По характеру взаимодействия методы должны соответствовать этике в научных исследованиях и одновременно быть такими, чтобы студент являлся субъектом общения, способствовать позитивному настрою.

В формах взаимодействия со студентами в дополнительном образовании для студентов должна быть предусмотрена возможность:

- освоения не обозначенных в основной программе знаний и навыков;

- осуществления научной работы;

- заслушивания докладов студентов, преподавателей, учёных о результатах своего исследования или реферативного изложения того или иного вопроса; обсуждения каждого доклада.

В качестве основной формы в дополнительном образовательном процессе используется учебно-исследовательский семинар. Каждое занятие проводится еженедельно и состоит из двух частей. Составляющие посвящаются изучению тем по проблеме исследования, методологии исследования, представлению и обсуждению докладов студентов (как рефера-

Акопян О.В.

тивного характера, так и по результатам решения исследовательских задач) и специалистов, активно ведущих исследования в той или иной области. Такой регламент работы сохраняет активность студентов и в основном (хорошие показатели на аттестации, повышение качества успеваемости), и в дополнительном образовательном процессах (высокая посещаемость семинара, ответственная подготовка к выступлениям, стремление к решению исследовательских задач). Кроме семинара предлагается использовать деловую игру, конференцию, а также парные формы взаимодействия преподавателя и студентов: консультация, беседа.

Охарактеризуем функциональный аспект модели. В определении функций модели мы опираемся на анализ исследования системы И.О. Котляровой [6]. Главная цель и ожидаемый результат - повышение готовности студентов младших курсов к научным исследованиям, что приводит к приращению образованности студентов. Вследствие этого считаем одной из важных функций образовательную.

Модель обладает оценочно-диагностирую-щей функцией, так как предполагает изучение преподавателями состояния готовности студентов к научным исследованиям, анализ результатов взаимодействия со студентами, обсуждение со студентами индивидуальных перспектив, самоанализ студентами результатов собственной деятельности.

Реализация модели способствует специальной подготовке студентов: расширяет их представления об исследованиях в рамках своей будущей профессии, приводит к приращению их опыта в проведении исследований, более адекватному проектированию и осуществлению исследований, что входит в состав профессиональной деятельности. Таким образом, модели присуща профессиональная функция.

Обращаясь к генетическому аспекту модели, отметим, что педагогическое содействие осуществляется в три этапа, связанных с этапами решения исследовательской задачи (постановка, решение, представление результатов решения), что влечёт соответствующие изменения в элементах модели и структуре. Кратко опишем генезис модели.

Содержание дополнительного образования. Первый этап - ознакомление не только с научными исследованиями прошлого, но и с исследованиями, проводимыми в вузе; описа-

ние проблемы, порождающей исследовательские задачи для студентов; определение со студентом тематики исследования, поиск студентом информации по тематике исследования; возможно (в зависимости от уровня готовности студента) решение небольшой исследовательской задачи; доклад на семинаре.

Второй этап характеризуется максимальной концентрацией нового для студента материала в дополнительном образовании: дальнейшее ознакомление со специально подобранным материалом (сведения по предметной области исследования; ознакомление с анализом по теме, стратегиями решения задач, устным представлением результатов исследования; обучение наиболее общим, наиболее характерным приёмам научных исследований); уточнение исследовательской задачи со студентом, поиск информации по тематике исследования, выполнение анализа по теме, апробация методов (поиск метода) для решения поставленной задачи; соотнесение студентом своих качеств с качествами исследователя, сведения по развитию необходимых студенту-исследователю качеств, оценка студентом предлагаемого ему для освоения материала. Предполагаются доклады студентов: при успешном продвижении в решении задачи - по теме исследования или по темам, рассматриваемым в ходе подготовки студентов к научным исследованиям.

На третьем этапе в содержание образования включаются: элементы формальной логики, сведения по оформлению результатов научного исследования в виде тезисов, статьи и ознакомление с исследованиями различной тематики, проводимыми учёными и специалистами, которые приглашаются на семинар. В исследовании студентов - завершающий этап, в ходе которого осуществляется анализ полученных результатов и собственной деятельности, оформление результатов решения исследовательских задач, их презентация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нравственный аспект содержания образования на этапах составляют ориентиры отношений в исследованиях и элементы этики в исследованиях, включаемые явно в содержание образования и в скрытом виде - передаваемые через информирование о ходе и итогах исследования студентов, а также через методы и формы взаимодействия преподавателя и студентов (студента).

Методы преподавателя и студента на этапах обусловливаются состоянием готовности к научным исследованиям, определённым со-

держанием образования, идеей побуждения студентов к проявлению своих сущностных свойств.

Предполагается получение преподавателем информации об изменении состояния готовности и её компонент; контроль, анализ и оценка взаимодействия преподавателей и студентов. Анализ состояния готовности студента к научным исследованиям на первом этапе учитывает опыт студента в исследовательской деятельности, предшествующий поступлению в вуз, и опыт, приобретённый студентом в основном образовательном процессе (первый семестр). Выявленный уровень готовности станет основанием для реализации второго этапа педагогического содействия.

Второй и третий этапы педагогического содействия характеризуются наличием коррекции: на основе полученных данных преподавателем

- устанавливается соответствие промежуточных срезов готовности поставленной цели -повышение уровня готовности студентов к научным исследованиям;

- выявляются причины обнаруживаемых отклонений (анализируются результаты взаимодействия, что включает оценку результатов образовательной деятельности студента, в частности - его исследования, и оценку педагогического содействия).

После коррекции определяется новое (изменённое) состояние готовности студента к научным исследованиям. На следующем этапе становления готовности студентов к научным исследованиям это состояние, при условии соответствия спроектированному, становится выявленным состоянием, на основе которого вновь прогнозируется состояние готовности к научным исследованиям что, в свою очередь, предоставляет основания для коррекции содержания дополнительного образования, используемых методов и форм. Средствами получения информации могут служить изучение документов, опросы, наблюдение, сравнение результатов опроса и наблюдения, анализ продуктов деятельности студентов.

Согласно выдвинутой нами гипотезе, окончательным результатом педагогического содействия, осуществляемого в соответствии с вышеописанной моделью, должен стать повышенный, по сравнению с имевшимся до реализации содействия, уровень готовности студентов к научным исследованиям.

Практическая апробация этого научного

предположения была осуществлена в ходе педагогического эксперимента. Экспериментальной базой исследования являлись Озёр-ский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Московский инженерно-физический институт (государственный университет)», ГОУ ВПО «Озёрский филиал Уральского государственного лесотехнического университета». Всего в исследовании на различных этапах приняли участие 251 студент и 14 преподавателей.

Практическая реализация модели осуществлялась на лекциях по математике, учебно-исследовательском семинаре, в беседах со студентами, консультациях, конференциях. Для проверки гипотезы были сформированы 3 экспериментальные группы и одна контрольная. В экспериментальной группе ЭГЗ педагогическое содействие осуществлялось полностью в соответствии с моделью и необходимыми для ее функционирования условиями. В экспериментальных группах ЭГ1, ЭГ2 не были реализованы соответственно: включение в содержание образования студентов элементов методологии и теории научного исследования; педагогически целесообразная конкретная помощь студентам в выборе и решении адаптированных исследовательских задач соответственно. В контрольной группе КГ не были реализованы положения гипотезы. Полученные по окончании эксперимента данные приведены на гистограммах (рис. 2).

На основании полученных данных и проведённого статистического анализа был сделан вывод: применение разработанной модели способствует успешному становлению готовности студентов младших курсов к исследованиям.

Опыт реализации модели и ее экспериментальная апробация позволяют констатировать, что педагогическое содействие становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям в условиях: а) вовлечение студентов в научные исследования преподавателями общеобразовательных дисциплин; б) оказания педагогически целесообразной конкретной помощи студентам в выборе и решении адаптированных исследовательских задач; в) стимулирования студентов, направленного на пролонгацию мотивации решения выбранных ими исследовательских задач - оказывает положительное влияние на дальнейшее её развитие, проявление студентами себя при проведении обязательных учебно-исследовательских и дипломной работ.

Акопян O.B.

дефицитный пред- достаточный профицитый

достаточный

дефицитный пред- достаточный профицитый

достаточный

Рис. 2. Уровень готовности студентов младших курсов к научным исследованиям (до- и послеэкспериментальный срез)

Литература

1. Акопян, О. В. Теоретические предпосылки пропедевтики исследований студентов младших курсов в дополнительном образовании / О. В. Акопян // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - Вып. 11. - № 6 (78). - 2007. -С. 82-86.

2. Гнеденко, Б. В. Математическое образование в вузах: учеб-метод, пособие / Б. В. Гнеденко. -М. : Высш. школа, 1981. - 174 с.

3. Голъдштейн, С. Л. Система организации исследовательской деятельности / С. Л. Гольд-штейн, И. П. Плотицина // Вестник высшей школы. - 1984. -№ 12. - С 48-49.

4. Квиткина, Л. Г. Научное творчество студентов / Л. Г. Квиткина. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 109 с.

5. Колесников, К. С. Важная форма подготовки инженеров программ / К. С. Колесников, И. Б. Шавырин //Вестник высшей школы. - 1986. -№ 5. - С 41-44.

6. Котлярова, И. О. Системное представление об исследовании: учеб. пособие/И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. - Челябинск : ЧГТУ, 1996. - 81 с.

7. Минскер, К. С. Проблемная лаборатория и творчество студентов программ / К. С. Минскер // Вестник высшей школы. -1985.-М 5. -С. 56-59.

8. Научно-исследовательская работа студентов как составная часть подготовки специалистов: материалы семинара, 8-9 окт. 1980 г., г. Суздаль / под ред. А. В. Барабанщи-кова и др. -М., 1981. - 116 с.

9. Научное открытие и его восприятие / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевско-го. -М. : Наука, 1971. - 311 с.

10. Сериков, Г Н Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

11. Удалое, H.H. НИРС и производительный труд /H.H. Удалое, А.Н. Гусев //Вестник высшей школы. - 1984. -№12. — С. 46-48.

Поступила в редакцию 3 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.