ВЕСТИ С УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Значительная доля исследований, осуществляемых преподавателями ЮУрГУ, имеет педагогическую тематику. Результаты данных исследований выносятся для обсуждения и апробации на научные конференции вуза.
В 2008 году преподаватели, аспиранты и соискатели кафедры педагогики профессионального образования, слушатели лаборатории теории и методики профессионального образования, функционирующей при Южно-Уральском государственном университете, приняли активное участие в 60-й юбилейной научной конференции, посвященной 65-летию университета.
Секции, посвященные проблемам педагогики и образования, работают на различных факультетах ЮУрГУ, в ряде структурных подразделений университета. Доклады педагогической тематики ежегодно заслушиваются на заседаниях секций механико-технологического факультета,факультета сервиса и легкой промышленности, факультета лингвистики, факультета физической культуры и спорта, на секции Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Открытие в 2008 году секции дополнительного образования Института дополнительного образования ЮУрГУ отражает тенденцию расширения тематики педагогических исследований, осуществляющихся в университете.
На заседаниях секции теории и методики профессионального образования механико-технологического факультета было заслушано 19 докладов, которые представляют следующие направления исследований: «обсуждение понятий в педагогике», «содержательное и педагогическое обеспечение образования и самообразования студентов», «управление качеством», «апробация и внедрение педагогических средств в практику образования».
Заседание секции было открыто фундаментальным докладом доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Серикова. В его выступлении представлена гуманно ориентированная системно-синергетическая концепция образования. Предложенная автором концепция может быть использована как ориентир для тех, кто связан с решением проблем образования человека в педагогике или в практике образовательного процесса.
Доклады, представляющие первое направление научных исследований кафедры были посвящены раскрытию содержания понятий «готовность студентов к исследовательской деятельности» (докладчик А.В. Ве-ряшкина), «готовность к самообразованию» (Н.В. Мищенко), «ценностное отношение к профессии менеджера» (О.А. Ханжина), «готовность будущих специалистов по туризму к межкультурному общению» (О.А. Карева) др. В интерпретации соответствующих понятий выступающие опирались на современные достижения психологии и педагогики.
Следующее направление представляли доклады, посвященные обсуждению содержательных и педагогических аспектов профессионального образования и самообразования студентов. Докладчики предлагали различные подходы к разработке педагогического обеспечения образовательного процесса в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Особый интерес вызвали доклады кандидата педагогических наук, доцента В.П. Ворошиловой «Педагогическое содействие самостоятельной работе студентов инженерных специальностей в курсе «Педагогика и психология», Л.Б. Дерябиной «Исходное состояние готовности к самообразованию студентов технического колледжа», Ю.В. Тягуновой «Содержательный аспект спецкурса «Воспитание ценностных отношений учащихся», Е.Г. Шрайбер «Педагогическая модель образовательного процесса, направленного на воспитание совести, справедливости и ответственности у будущих юристов».
Третья группа докладов освещала направления совершенствования профессионального образования студентов с целью повышения уровня их конкурентоспособности на рынке труда. Особое внимание было уделено проблемам управления качеством образования. Этой теме были посвящены доклады Ю.В. Подповетной «Осуществление образовательного процесса на основе балльнорейтинговой системы обучения», А.С. Кол-даевой «Качество преподавания в вузе», Т.С. Камалтдиновой «Тестирование как средство дифференциации контроля по предмету «Высшая математика».
Четвертое направление представлено докладами, отражающими проблему апробации и
внедрения в практике образования педагогических средств. Прозвучали доклады М.В. Цы-тович «Реализация модели педагогического содействия становлению вторичной языковой образованности будущих инженеров», И.В. Хлызовой «Апробация модели образовательного процесса, направленного на становление готовности будущих менеджеров к сплочению персонала», Т.Б. Беляковой «Здоровьесберегающий образовательный процесс на основе служебно-образовательной деятельности», Н.Н. Кузьминой «Динамика и результаты эксперимента по становлению готовности будущих менеджеров к деловой переписке». Значительное внимание в докладах уделено обоснованию целесообразности применения гуманно ориентированного подхода к исследованию процессов образования студентов.
Важным направлением исследований слушателей лаборатории теории и методики профессионального образования стала разработка вопросов открытого образования. Этому была посвящена работа соответствующей секции. Доклад руководителя секции вопросов открытого образования доктора педагогических наук, профессора И.О. Котляровой был посвящен инновационным системам повышения квалификации, доклад ученого секретаря секции кандидата педагогических наук, доцента К.С. Бурова - вопросам организации методической работы в образовательном учреждении на основе применения информационных технологий. Методическая концепция электронного учебника, направленного на содействие становлению готовности студентов к профессионально-ориентированной устной речи, была представлена в выступлении К.Н. Волченковой. Очно-заочные формы повышения квалификации были охарактеризованы в докладе Ю.В. Тягуновой.
Наиболее интересные результаты научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры педагогики профессионального образования по специальностям 13.00.01 и 13.00.08, отраженные в докладах, были оформлены в виде статей и представлены в рубриках сборников научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов» и «Педагогический ежегодник». В 2008 году изданы пятнадцатый выпуск сборника и восьмой выпуск ежегодника.
На заседаниях секции социально-куль-турного сервиса и туризма и секции экономики и менеджмента сервиса факультета серви-
са и легкой промышленности в рамках проведения 60 научной конференции прозвучали тринадцать докладов, посвященных различным аспектам подготовки специалистов, в частности в сфере менеджмента сервиса и туризма. Прозвучали выступления доктора педагогических наук, профессора Т.Н. Третьяковой «Маркетинговый подход к учебнометодическому обеспечению образовательного процесса», кандидата педагогических наук, доцента Н.Н. Нохриной «Формирование проблемы диагностики качества гуманитарной подготовленности будущих специалистов ту-риндустрии», кандидата педагогических наук, старшего преподавателя М.Е. Курдаковой «Конкурентоспособность как интегративное качество личности сферы сервиса», кандидата педагогических наук, доцента В.В. Журавлева «Управление педагогическим процессом подготовки студентов к бизнес-деятельности», кандидата педагогических наук, доцента Т.Ю Субботиной «Деловая игра как форма коллективного контроля знаний студентов», кандидата педагогических наук, доцента Е.М. Земцовой «Адаптация студентов-перво-курсников к процессу обучения в вузе».
Значительный интерес вызвали также доклады сотрудников, не имеющих пока ученых степеней: ассистента М.С. Локтевой
«Модель формирования профессиональных компетенций менеджера регионального туризма на основе культурно-исторических ценностей региона», ассистента О.В. Котляровой «Проблемы инновационного подхода к формированию профессиональных компетенций специалиста туристской индустрии в методике преподавания естественно-научных дисциплин», старшего преподавателя Ю.А. Сыромятниковой «Особенности использования педагогического потенциала социокультурного пространства вуза на примере сервисных специальностей», старшего преподавателя Т.В. Бай «Социокультурный аспект ценностей образования».
Проблемы физического воспитания студентов и психолого-педагогического обеспечения физической культуры и спорта были отражены в тематике докладов сотрудников факультета физической культуры и спорта. Педагогические основы физического самовоспитания студенческой молодежи были рассмотрены в докладе доктора педагогических наук, профессора B.C. Быкова; психоло-го-педагогическое обеспечение соревновательного процесса спортсменов высшей ква-
лификации - в докладе доктора педагогических наук, профессора Т.В. Бондарчука; пси-холого-педагогические условия формирования в учебно-профессиональной деятельности будущих учителей по физической культуре -в докладе кандидата педагогических наук, доцента А.Р. Ишматовой, проблема повышения познавательной активности студентов - в выступлении кандидата педагогических наук, доцента Н.А. Паточкиной.
Доклады, посвященные использованию новых образовательных технологий в профессиональной деятельности современного преподавателя, прозвучали на заседании секции Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Проблеме внедрения современных информационных и образовательных технологий в преподавание учебных дисциплин и образовательный процесс дополнительного образования был посвящен доклад руководителя секции кандидата экономических наук, доцента В.П. Бородкина, характеристике современного образовательного контента в системе дистанционного образования - доклад преподавателя Т.В. Саранской и заместителя директора института О.Б. Елагиной. Работа секции была организована в форме электронной конференции. Тезисы докладов размещены на сайте Института открытого и дистанционного образования в разделе «Интернет-конференция».
На заседании секций факультета лингвистики прозвучали доклады, посвященные актуальным проблемам методики преподавания иностранных языков, проблеме профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам. Выступили с докладами кандидаты педагогических наук, доценты: О.В. Кудряшова («Составляющие коммуникативной компетентности в письменной речи»), И.Г. Насталовская («Педагогическая практика как компонент профессионального становления будущего преподавателя иностранных языков»), Е.В. Бабенкова («Формирование лингвистической культуры у студентов неязыковых специальностей»), Т.А. Бояльская («Педагогическое содействие становлению самореализации у студентов»).
Доклады педагогической тематики звучали на заседании секций маркетинга и менеджмента, экономики и коммерции факультета коммерции. Это выступление кандидата педагогических наук, старшего преподавателя Н.П. Цыриковой «Особенности внедрения и влияния балльно-рейтинговой оценки уровня
знаний студентов на качество образовательного процесса в вузе», доклад кандидата педагогических наук, доцента Ю.В. Подповетной и ассистента С.Е. Дмитриенко «Высшая математика как основа формирования специалиста коммерции».
Значительное количество докладов педагогической тематики прозвучало также на заседаниях секций международного факультета. Руководитель секции управления персоналом доктор педагогических наук, профессор И.В. Резанович выступила с докладом «Оценка профессионального мастерства специалистов», кандидат педагогических наук, доцент Ю.О. Болотина - с докладом «Адаптация молодых специалистов к производственным условиям промышленных предприятий». На заседании секции теоретико-методологических основ стратегического управления предприятием прозвучали доклады кандидата педагогических наук, доцента О.В. Стукало-вой «Методология формирования профессиональной компетентности менеджера» и кандидата педагогических наук, доцента А.Н. То-пузовой «Методы формирования профессионального мышления у студентов управленческих специальностей».
Доклады, посвященные использованию новых информационных технологий в образовательном процессе вуза, прозвучали на заседании секции экономики, управления и инновационной деятельности факультета экономики и предпринимательства (преподаватель И.В. Шумилина «Об использовании активных методов обучения в дистанционных технологиях») и на заседании секции информационной и социальной безопасности (доклад старшего преподавателя С.Н. Маловечко «Автоматизация учебного процесса как метод повышения качества образования»).
Шесть докладов педагогической тематики прозвучали на заседании секции дополнительного образования Института дополнительного образования ЮУрГУ. В докладе руководителя секции, кандидата технических наук, доцента И.А. Волошиной была охарактеризована система дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета в рамках инновационного проекта. На секции прозвучали два доклада доктора педагогических наук, профессора И.О. Котляровой: «Критерии качества дополнительного образования» и «Особенности дополнительного образования взрослых». Проблеме инновационных подходов к повышению квалификации профессио-
нально-педагогического персонала образовательного учреждения было посвящено выступление кандидата педагогических наук, доцента Г.С. Костыко.
В докладе ассистента кафедры педагогики профессионального образования Ю.В. Тя-гуновой рассмотрено исследование педагогического аспекта квалификации преподавателя высшей школы.
Увеличение доли исследований по педагогической тематике свидетельствует о значительном научном потенциале преподавателей ЮУрГУ, позволяющем осмыслить особенности образовательного процесса современного вуза с целью внесения необходимых корректив и совершенствования данного процесса.
Поступила в редакцию 22 апреля 2008 г.