УДК 378.1
инновационный потенциал студенческого научного общества и летнего методологического университета в профессиональной подготовке специалиста
Доктор философских наук, профессор С. А. Ляушева, кандидат физико-математических наук, доцент Ф. К. Тугуз, кандидат экономических наук, доцент З. Х. Курмалиева, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.
Контактная информация для переписки: 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208.
в данной статье на примере Адыгейского государственного университета рассматриваются такие формы организации научно-исследовательской деятельности студентов, как Студенческое научное общество и Летний методологический университет. Раскрываются возможности этих форм работы в повышении уровня профессиональной подготовки специалистов по профилям классического университета.
Ключевые слова: инновационный потенциал, студенческое научное общество, Летний методологический университет, профессиональная подготовка специалиста, научно-исследовательская деятельность студентов.
Усиливающийся процесс интеллектуализации производственных технологий и рост объема специальной информации - научной, технической, технологической - приводят к тому, что традиционная технология обучения, ориентированная на среднего студента и усвоение готовых знаний, не может быть признана рациональной и перспективной. В этих условиях особое внимание должно уделяться педагогической технологии, основанной на концепции творческой деятельности. Наиболее эффективной формой ее реализации в вузе является непрерывная система научно-исследовательской деятельности студентов, что выступает необходимым средством формирования профессионального облика специалиста любого профиля.
Совместное научное творчество ученых, преподавателей, студентов, аспирантов - наиболее эффективный, проверенный практикой путь развития способностей,
раскрытия талантов, становления характера исследователя, воспитания инициативы, потребностей и навыков постоянного самообразования в будущем. Во время активной, заинтересованной творческой деятельности студент учится и самостоятельно, и в коллективе, что, в конечном счете, способствует его успешной социализации.
Действенной формой организации научно-исследовательской работы студентов в вузе является Студенческое научное общество (далее - СНО). СНО - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием посредством освоения ими в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ, развития способностей к научному и техническому творчеству. СНО позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные, научные, технические и социальные задачи, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Из всех основополагающих принципов, на которых традиционно строится деятельность СНО, выделим те, которые способствуют успешной социализации:
- направленность на формирование свободно мыслящей толерантной личности, способной к творческому поиску, сохранению и трансляции традиций поликультурного образования;
- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки, приобретению социально-психологической компетентности, навыков работы в творческих коллективах, рациональному использованию своего свободного времени;
- развитие студенческой составляющей научных школ и научных направлений путем расширения участия студентов в коллективных формах научного творчества (ЕЗН, НТП, гранты и т. п.);
- гармонизация взаимодействия профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов в сфере реализации научных интересов;
- содействие созданию студенческих творческих коллективов при кафедрах, учебно-научных центрах и лабораториях и т. д.;
- расширение форм и методов межвузовского студенческого взаимодействия в сфере науки и образования.
Вместе с тем деятельность СНО базируется на комплексности, которая предполагает:
- последовательность в освоении принципов, методов и технологий выполнения научных исследований в соответствии со стадиями образовательного процесса;
- преемственность научно-исследовательской работы по стадиям обучения с усложнением форм и методов научного творчества, к участию в которых привлекаются студенты;
- интеграцию учебно-воспитательного и научного процесса;
- широкое использование поощрительных мер, стимулирующих студентов к участию в различных формах НИР;
- расширение возможностей приложения интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава вуза.
Несмотря на то что основной целью деятельности СНО являются развитие и поддержка научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов, не менее важным представляется решение следующих задач:
- создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных и т. д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие, участие в научной и научно-исследовательской деятельности;
- создание установок на престижность и социальную значимость данного вида деятельности;
- развитие и укрепление межвузовских связей с аналогичными обществами, объединениями, фондами, ассоциациями и т. д.;
- воспитание потребности и формирование умения постоянно совершенствовать свои знания;
- развитие высоких деловых и моральных качеств, содействие формированию гармонической личности;
- приобретение студентами опыта общественной и организационной работы в творческом коллективе.
Необходимым элементом вузовского пространства
как активно социализирующего фактора является наличие единой информационной среды и издательской деятельности, дающей возможность опубликования студентами результатов своей НИР.
Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в следующих направлениях:
- реферативная работа;
- лабораторные и практические занятия с элементами научного творчества;
- учебно-исследовательская работа;
- курсовое проектирование с элементами научного творчества;
- выполнение заданий научно-исследовательского характера в период прохождения практик;
- дипломное проектирование с аналитическим обзором соответствующей литературы и другими элементами научного исследования;
- ведение научно-исследовательской работы в качестве ассистента профессора;
- участие в работе Летнего методологического университета.
Коллективные формы, приводимые ниже, обладают наиболее выраженным потенциалом для успешной социализации студента:
- участие в выполнении НИР по госбюджетной и хоздоговорной тематике в составе студенческих творческих коллективов (СТК) кафедр, учебно-научных лабораторий и центров;
- участие в семинарах, круглых столах, конкурсах, олимпиадах, выставках, конференциях и других коллективных проектах;
- участие в работе студенческих проблемных групп, научных кружков, межкафедральных и межвузовских групп.
Охарактеризуем несколько из указанных форм научно-исследовательской деятельности студентов.
Реферативная работа представляет собой обзор и анализ существующей информации по избранной теме с целью выявления степени разработанности проблемы и постановки исследовательской задачи. Этот вид работы включен в учебный процесс и является обязательным для любого начинающего исследователя. Овладение методикой написания реферата помогает студентам сформировать навыки самостоятельной работы с источниками научной информации, научиться избегать компиляции, а также критически подходить к анализу материала, уметь его обобщать и т. д.
Деятельность научных кружков. Студенческие научные кружки являются одной из основных форм привлечения студентов к научной работе во внеучеб-ное время.
Студенческий научный кружок представляет собой сравнительно небольшой (от 15 до 30 человек) творческий студенческий коллектив, объединенный работой над одной или несколькими научными проблемами (по получаемой специальности или в соответствии с исследованиями кафедры), не включенными в учебный план.
Студенческие научные кружки могут быть органи-
зованы при любых кафедрах, научных подразделениях вуза. Занимаясь в них, студенты составляют аннотации и рефераты по отечественной и иностранной специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготавливают наглядные пособия, лабораторные установки и технические средства обучения, готовят сообщения, с которыми выступают на заседаниях кружков, научных семинарах кафедры. Деятельность студенческого научного кружка направлена на углубление профессиональной подготовки, творческое становление специалиста, нравственное воспитание.
Научные студенческие кружки могут различаться, исходя из целей, задач, состава студентов, организационных особенностей, содержания, объёма и характера работы.
Предметный научный кружок имеет целью выполнение задач более высокой сложности, чем решаемые в процессе изучения той или иной дисциплины по учебному плану.
Научно-исследовательский кружок по специальности в зависимости от особенностей вуза, факультета, кафедры может объединять либо только старшекурсников, либо быть смешанным. В таких кружках студенты различных курсов обучения, обладающие соответствующими навыками исследовательского труда, разным уровнем способностей, приобщаются к научной работе или активно ведут ее под руководством преподавателей, аспирантов или научных работников кафедры (научного подразделения) вуза согласно научной тематике подразделения.
Научные кружки этого вида организуются преимущественно при выпускающих и профилирующих кафедрах.
К научно-исследовательским кружкам по специальности могут быть отнесены и комплексные научные кружки. Их особенность состоит в том, что они объединяют студентов старших курсов, совместно ведущих исследования по комплексной теме кафедры.
Межкафедральные и межвузовские комплексные научные кружки организуются при одной из кафедр вуза для выполнения крупной комплексной научной темы, требующей привлечения студентов различных специальностей одного или нескольких вузов. Как правило, в состав таких кружков входят студенты старших курсов, проявившие желание, интерес и способности к ведению научных исследований по одному из вопросов комплексной темы.
Для успешного функционирования и результативной деятельности кружков необходимо соблюдение следующих основных организационных принципов: целесообразность, добровольность, планирование, реальность тематики, разнообразие методов работы, стабильность состава, учет интересов и возможностей студентов, высокая научная квалификация и заинтересованность преподавателя, соблюдение преемственности и формирование традиций в работе, стимулирование.
Важнейшей формой НИР, выполняемой студентами в учебное время, является учебно-исследовательская
работа. Она организуется как составная часть учебно-воспитательного процесса, является систе-моорганизующим компонентом в комплексе научно-исследовательских заданий, выполняемых студентами в рамках учебного процесса, и позволяет охватить НИР весь контингент обучающихся.
Учебно-исследовательская работа - это работа научно-исследовательского (либо в зависимости от профиля специальности творческого, конструкторского или проектного) характера по основным дисциплинам специальности, которую студент должен выполнять в соответствии с учебным планом.
Курсовой проект является обязательной формой учебно-исследовательской работы, предусмотренной ГОС ВПО. В курсовой работе студент должен продемонстрировать глубокое знание учебного материала, самостоятельное творческое мышление, способность к критическому анализу специальной литературы и владение научной методикой исследования.
Выполнение учебно-исследовательской работы ставит своей целью:
- привить каждому студенту первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ;
- обеспечить прочное и глубокое усвоение знаний по специальным и смежным дисциплинам;
- развить у студентов творческое, аналитическое мышление, способность к творческой работе по специальности, расширить теоретический кругозор;
- вырабатывать умение применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- формировать у студентов потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания по специальности;
- расширить знания студентов по основным для данной специальности направлениям науки и техники;
- развивать высокие деловые и моральные качества, культуру, способствовать формированию личности.
Организация научной работы студентов в период производственной практики. Производственная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей народного хозяйства, культуры, просвещения, торговли и государственного управления. В зависимости от специальности проводятся различные виды производственной практики.
Задачи этого вида учебных занятий наиболее эффективно могут быть решены, если в задание на практику будет введено обязательное выполнение каждым студентом раздела исследовательского, творческого характера, тесным образом увязанного с конкретными особенностями места прохождения практики.
Научно-исследовательская работа студентов в период производственной практики, оставаясь важ-
нейшей формой учебной работы вуза, должна быть направлена на закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; на приобретение практических знаний, умений, навыков исследовательской работы по специальности и получение научных результатов по исследуемой проблеме; ознакомление с передовым опытом, научной организацией труда; приобретение опыта организационной и воспитательной работы в трудовом коллективе. Научно-исследовательская работа студентов в этот период должна быть органичной составной частью взаимосвязанных, непрерывно реализуемых в течение всего периода обучения содержания и форм НИРС.
Выполнение НИРС в период производственной практики не только способствует решению учебно-воспитательных задач, но и оказывает благоприятное воздействие на приобретение и усвоение студентами умений, знаний и навыков выполнения прикладных научных исследований, содействует получению оригинальных научных результатов, направленных на решение актуальных задач народного хозяйства, образования, науки и культуры. Опыт показывает, что работа над темами творческих заданий на производственных практиках наиболее органично перерастает в разработку реальных тем дипломных проектов и работ.
Тематика исследований и разработок в период производственной практики обычно формируется на основе хоздоговорных и госбюджетных НИР кафедр и других научных подразделений вуза, заказов (заданий) производственных, научных, проектных, других организаций.
Во всех случаях тематика заданий должна соответствовать научному направлению кафедры, профилю специальности и быть направлена на решение актуальных проблем.
Дипломное проектирование. Дипломные работы или проекты с исследовательской частью и творческие дипломные проекты по актуальной тематике - это наиболее эффективные формы НИР студентов в рамках учебного процесса.
Дипломное проектирование, выполнение дипломной работы, оставаясь важнейшей формой учебного процесса, является итоговым результатом организации научной и творческой работы студентов в системе взаимосвязанных, непрерывно реализуемых в течение всего периода обучения форм и методов организации НИРС.
Студенческий творческий коллектив. Объективными предпосылками возникновения первых студенческих творческих коллективов явилась потребность вузов в привлечении студентов к одновременной и согласованной работе над крупными и трудоемкими научными проблемами практического характера.
Студенческий творческий коллектив (СТК) - это временный добровольный научный коллектив студентов, организованный при кафедре или научном подразделении вуза для совместной разработки единой реальной научной проблемы под руководством преподавателя.
Участие в работе СТК предусматривает подготовку студентов к самостоятельной продуктивной научной деятельности по одному из научных направлений, связанному с профилем его подготовки.
СТК рекомендуется создавать на профилирующих и выпускающих кафедрах или в научных подразделениях вузов (учебно-научных лабораториях, центрах и т. п.), выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по научным направлениям этих кафедр и поддерживающих с ними тесный контакт в области научной работы, подготовки и повышения квалификации кадров.
В СТК студенты участвуют в выполнении теоретических и экспериментальных исследований по проблемам общественных, гуманитарных, естественных и технических наук, осуществляют проектную или конструкторскую проработку задания, исследуют технологические процессы и технические объекты, проводят социологические обследования и экономический анализ, осуществляют испытания и участвуют во внедрении разработок.
Студенческие научные семинары. Студенческие научные семинары занимают важное место в системе НИРС и являются эффективным средством воспитания у молодых людей таких качеств, как научная добросовестность, компетентность, высокая взыскательность, объективность, умение вести научную дискуссию. Участие в семинарах повышает интерес студентов к научным исследованиям, их активность, увлеченность занятиями в научных лабораториях, способствует углублению знаний, предусмотренных учебными программами, апробации результатов исследований студентов, повышает ответственность за качество выполнения НИР.
Семинары служат связующим звеном для всей НИР, выполняемой каждым студентом, и для всего коллектива участников. Профиль научных семинаров соответствует главным направлениям деятельности кафедр в области науки, поэтому на кафедре может быть организовано несколько студенческих научных семинаров.
Руководителями семинаров, как правило, являются заведующие кафедрами, профессора, наиболее опытные доценты, курирующие значительную по объему и актуальности научную тематику.
Одним из важных условий эффективности этой формы деятельности - периодичность семинара, который может проводиться в различных формах. Результативной формой студенческих семинаров зарекомендовали себя деловые игры по дисциплинам производственного профиля, которые существенно повышают активность и увлеченность участников в процессе работы.
Студенческая научная конференция (СНК) является формой НИРС, целью проведения которой выступает апробация результатов научных исследований. Для участия в конференции студент должен подготовить доклад или сообщение по заявленной теме в соответствии с областью своих научных интересов. Традици-
онно программа проведения конференции включает в себя пленарное заседание и работу секций. СНК призвана сформировать у юных исследователей умение представить результаты своей работы научной общественности, обменяться мнениями, аргументировано выступить в дискуссии.
Работа в качестве ассистента профессора является одной из оптимальных и наиболее эффективных форм взаимодействия «студент - профессор». Целью введения должности ассистента профессора выступают стимулирование, в том числе и материальное, творческой активности наиболее способных к научному поиску представителей студенчества, с одной стороны, и поддержка ведущих ученых, с другой. Вместе с тем научная работа студента в качестве ассистента профессора поднимает авторитет науки в студенческой среде и способствует повышению ответственности за результат исследовательской деятельности. Развитие института «ассистент профессора» призвано расширить возможности воспроизводства научного и научно-педагогического потенциала вуза, обеспечить дополнительный механизм преемственности в рамках научных школ и научных направлений.
Принципы утверждения студента на должность ассистента профессора: конкурсный отбор, коллегиальность, гласность, возмездность, периодическая отчетность о результатах работы.
Развитие традиций Студенческого научного общества в высшем учебном заведении позволяет не просто повысить уровень научно-исследовательской работы в различных формах, поддерживать и развивать авторитет системы НИРС, но и создать условия для формирования высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого, с высокими коммуникативными и организационными навыками.
Участие студентов в СНО способствует формированию и развитию у будущих специалистов следующих качеств:
- владение методологией рационального и эффективного освоения и использования знаний, основами научно-исследовательской деятельности;
- способность использовать научные знания и быстро адаптироваться при изменении ситуации и требований к своей профессиональной деятельности;
- готовность к повышению квалификации и профессиональной переподготовке, постоянному самообразованию и самосовершенствованию;
- умение определиться в жизни в соответствии с личными способностями, знаниями, навыками и стремлениями.
Таким образом, вышеперечисленное позволяет считать СНО достаточно эффективным инструментом социализации личности и повышения уровня профессиональной подготовки специалистов.
Поиск новых форм и методов организации и интеграции научной и инновационной деятельности студентов в высших учебных заведениях является необходимой составляющей подготовки высококвалифи-
цированного специалиста, обладающего профессиональной и социальной компетенциями. Вместе с тем, наряду с существующими формами привлечения студентов к этой деятельности, возникает необходимость создания новых, органично сочетающихся возможностей реализации творческой и поисковой активности студентов.
В ряде вузов существуют различного рода летние или зимние проекты для студентов и аспирантов: методологические семинары, летние и зимние университеты, школы актива, школы лидеров и т. д. В большинстве случаев их содержательная составляющая направлена на формирование студенческого актива, развитие коммуникативных и лидерских качеств или на углубление навыков и умений по определенной отрасли знаний через традиционные обучающие технологии.
Летний методологический университет АГУ (ЛМУ) - это проект, который, в отличие от существующих, сочетает учебную, научную, культурно-творческую, до-суговую и спортивно-оздоровительную составляющие. Это продиктовано также актуальностью формирования пространства, в котором активно реализуются потребности студентов в коммуникации и развитии творческих способностей и навыков взаимодействия в собственной среде.
Концепция Летнего методологического университета осуществляется исходя из следующих основных принципов:
- органическое единство научного и образовательного процесса и их направленность на развитие профессиональных и исследовательских навыков студентов;
- оптимальное сочетание административных ресурсов университета и студенческого самоуправления;
- поддержка студенческой составляющей научных школ и научных направлений, а также студенческих творческих коллективов;
- использование инновационных подходов при осуществлении учебной, научной, культурно-творческой, досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности;
- направленность на формирование свободно мыслящей толерантной личности, способной к творческому поиску, сохранению и трансляции традиций поликультурного образования;
- интеграция науки и образования в межвузовское студенческое сообщество.
ЛМУ является составной частью классического университета и представляет собой форму интеллектуального взаимодействия студентов, сочетающую учебную, научную, культурно-творческую, досуговую и спортивно-оздоровительную деятельность.
Концепция ориентирует систему управления НИДС на использование внутренних ресурсов, поиск новых эффективных форм деятельности.
Для реализации проекта ЛМУ в вузе необходимо ресурсное обеспечение: нормативно-правовые ресурсы, финансовые ресурсы, организационные ресурсы, кадровые ресурсы.
В Адыгейском государственном университете работа ЛМУ строится на внутренних нормативно-правовых актах: «Положение о развитии научно-исследовательской деятельности студентов АГУ», «Положение о СНО АГУ», «Положение об ЛМУ», «Положение о студенческих творческих коллективах», решения ученого совета, приказы, распоряжения ректора, другие организационно-распорядительные документы.
Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет федеральных бюджетных ресурсов, внебюджетных средств вуза. Допускается частичная компенсация расходов за счет слушателей ЛМУ.
Необходимым организационным ресурсом для осуществления отбора слушателей ЛМУ является наличие Студенческого научного общества на факультетском и общевузовском уровне.
Осуществление проекта предполагает взаимодействие всех звеньев управления учебной и внеучебной деятельностью в вузе: ректорат, отделы и службы. Содействие реализации проекта оказывают имеющиеся в вузе структуры: Союз студентов и аспирантов, студсо-веты факультетов и институтов, совет молодых ученых, студпрофком, Центр культуры, спортклуб, Центр «Интеллект» и др.
К осуществлению проекта привлекаются преподаватели и сотрудники АГУ, ведущие ученые, работники научных, образовательных и культурных учреждений как Республики Адыгея, так и других регионов, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствующих областях знаний.
Для интеграции слушателей ЛМУ привлекаются как традиционные, так и инновационные формы научной деятельности:
- научные сообщения и доклады студентов;
- школы по приоритетным направлениям науки и техники;
- семинары по методологии научного исследования;
- презентации результатов исследований студенческими творческими коллективами АГУ в различных областях;
- мастер-классы «Использование инновационных и информационных технологий в научно-исследовательской деятельности», «Технологии разработки структурно-функциональных и математических моделей социально-экономического и социально-политического развития региона» и т. д.;
- круглые столы по актуальным проблемам общественных, гуманитарных, естественных и точных наук;
- деловые игры;
- проведение слушателями социологических исследований, фольклорных экспедиций, естественнонаучных экспериментов и др.
Внедрение проекта ЛМУ в современном вузе способствует, на наш взгляд, развитию системы управления НИДС, внутривузовской и межвузовской интеграции и активизации образовательного, научного и инновационного потенциала как студенческого, так и профессорско-преподавательского состава.
Реализация данного проекта более десяти лет в Адыгейском государственном университете позволяет нам сделать следующие выводы:
- предложена новая форма внутривузовского и межвузовского взаимодействия и интеграции в научно-исследовательской сфере;
- разработан дополнительный механизм выявления и поддержки талантливой молодежи;
- определены нормативно-правовые, финансовые, информационные, кадровые и структурные ресурсы обеспечения деятельности ЛМУ;
- расширены возможности для развития существующих в вузе интеллектуальных и культурных традиций;
- обеспечена преемственность в воспроизводстве научного и научно-педагогического потенциала.
innovative potential of student's scientific society and summer methodological university in professional training of speciatist
S. Lyausheva, Professor, Doctor of Philosophy,
F. Tuguz, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Assistant Professor, Z. Kurmalieva, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Adygea State University, Maykop.
Contact information: 385000, Maykop city, Pervomayskaya str., 208.
Organization forms of research activity of students such as Student's scientific society and Summer methodological university on the example of Adygea State University are considered in the article. There are revealed possibilities of these work forms in increase of the level of a professional training of specialists in profiles of classical university.
Key words: innovative potential, student's scientific society, summer methodological university, professional training of specialist, research activity of students.