Научная статья на тему 'Университетские конференции'

Университетские конференции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетские конференции»

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Значительная доля исследований, осуществляемых преподавателями ЮУрГУ, имеет педагогическую тематику. Результаты данных исследований выносятся для обсуждения и апробации на научные конференции вуза.

В 2006 году преподаватели, аспиранты и соискатели кафедры педагогики профессионального образования, слушатели лаборатории теории и методики профессионального образования, функционирующей при Южно-Уральском государственном университете, приняли активное участие в ежегодной 58-й научной конференции.

На заседаниях секции теории и методики профессионального образования было заслушано более 30 докладов, которые представляют пять основных направлений исследований кафедры: 1) обсуждение понятий в педагогике: 2) содержательное и педагогическое обеспечение образования и самообразования студентов; 3) совершенствование профессионально важных качеств будущих специалистов; 4) апробация и внедрение педагогических средств в практику образования; 5) профессиональная направленность общего среднего образования».

Первое направление представлено десятью докладами, в которых рассматривались различные аспекты образованности личности. В докладе Г.Н. Серикова была представлена модель становления образованности человека в образовательном процессе. Предложенная автором модель может быть использована как ориентир для тех, кто связан с решением проблем образования человека в педагогике или в практике образовательного процесса. Другие доклады были посвящены раскрытию содержания понятий «готовность студентов к профессиональной устной речи» (докладчик Волченкова К.Н.), «готовность к абстрактному мышлению» (Коневских Т.А.), «готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях» (Крикунов К.Н.), «ценностное отношение к культуре профессионального общения» (Кузьмина Н.Н.), «ценностное отношение к военной службе» (Сальников Д.Н.), «управленческая компетентность специалиста» (Бунеев М.И.), «языковая личность» (Цытович М.В.) и др. В интерпретации соответствующих понятий выступающие опирались на современные исследования в области психологии и педагогики.

Следующее направление представляли доклады, посвященные обсуждению содержательных и педагогических аспектов профессионального образования студентов. Докладчики предлагали различные подходы к разработке педагогического обеспечения образовательного процесса в вузе. Особенный интерес вызвали доклады И.Х. Кутейниковой «Практикум по педагогической этике как средство содействия становлению профессиональной нравственности будущих педагогов», О.В. Стукаловой «Педагогическая модель формирования качеств гуманного лидера у будущих специалистов менеджмента», Ю.В. Тягуновой «Диагностика готовности учителя к воспитанию ценностного отношения учащихся к семье», И.В. Филатовой «Методы становления коммуникативной образованности студентов педколледжа в процессе учебно-педагогического взаимодействия», Е.Н. Ярославовой «Требования к составлению учебно-дидактических комплексов», И.Н. Ишимовой «Педагогические условия формирования понятий».

Третья группа докладов освещала различные направления совершенствования профессионального образования студентов с целью повышения уровня их конкурентоспособности на рынке труда. Доклады были посвящены анализу содержания важных для различных профессий компетентностей (Е.Н. Зинченко «Развитие профессиональной компетентности студентов-юристов»), умений (С.Г. Тамбиев «Формирование умений к техническому обслуживанию автомобильной техники курсантов военного училища»), готовности к различным видам деятельности (О.В. Акопян «Методологическое обоснование организации дополнительного образования студентов младших курсов с целью развития их готовности к исследованиям»). В докладе Т.Б. Беляковой были рассмотрены компетенции педагога в упорядочении содержания образования. Тема доклада С.В. Рокутова - «Гражданское самоопределение личности как цель гражданского воспитания». Значительное внимание в докладах уделено обоснованию целесообразности применения гуманно ориентированного подхода к исследованию процессов образования студентов.

Четвертое направление представлено докладами, отражающими проблему апробации и внедрения в практику образования пе-

Информация

дагогических средств. Прозвучали доклады «Обоснование и апробация педагогической модели» (И.О. Котлярова), «Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений» (Д.Ф. Ильясов), «Перспективы реализации идеи открытого образования» (К.С Буров.), «Методическое обеспечение преемственности школы и вуза в ходе констатирующего эксперимента» (Н.Ю. Бахарева), «Культура слушания как один из компонентов культуры перцепции в аспекте культуры педагогического общения» (Е.Г. Плетнева).

Пятое направление исследований посвящено задачам современной общеобразовательной школы по обеспечению профессиональной направленности общего среднего образования. В докладе Е.В. Ананьиной была представлена модель педагогического содействия становлению готовности учащихся старшей профильной школы к профессиональному самоопределению, в докладе О.Б. Емельянова - характеристика элективных курсов предпрофильного образования учащихся девятых классов.

Наиболее интересные результаты научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры педагогики профессионального образования по специальностям 13.00.01 и 13.00.08, отраженные в докладах, были оформлены в виде статей и представлены в рубриках сборников научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов» и «Педагогический ежегодник». В 2006 году изданы двенадцатый выпуск сборника и шестой выпуск ежегодника.

Секции, посвященные проблемам педагогики и образования, работают на различных факультетах ЮУрГУ. Доклады педагогической тематики ежегодно заслушиваются на заседаниях секций факультета сервиса и легкой промышленности, факультета лингвистики, на секции Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ.

На заседании секции теории и методики преподавания в сфере сервиса факультета сервиса и легкой промышленности в рамках проведения 58-й научной конференции прозвучали девятнадцать докладов, посвященных различным аспектам подготовки специалистов, в частности в сфере домоведения и туризма. Прозвучали выступления д.п.н., профессора Т.Н. Третьяковой «Методологические принципы профессиональной ориента-

ции специалистов сервиса», к.п.н., доцента Н.Н. Нохриной «Компьютерное тестирование как средство оценки знаний студентов», К.П.Н., доцента Е.К. Шибановой «Научно-исследовательская работа студентов как фактор активизации учебного процесса», ассистента Е.Н. Лавровой «Дизайн туристской среды как фактор организации профессиональной деятельности специалиста», ассистента О.В. Максимовой «Практические занятия как способ закрепления терминальных и инструментальных ценностей у студентов специальности 230600 - «Домоведение».

Десять докладов, посвященных проблемам открытого образования, прозвучали на секции Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Они были посвящены проблемам реализации идей дистанционного образования в учебном процессе вуза.

На заседании секции методики разработки учебно-дидактических комплексов для работы в мультимедийных классах факультета лингвистики прозвучали четыре доклада. Рассматривались особенности дистанционного обучения иностранным языкам (доклад к.п.н., доцента С.М. Кодовой), проведение виртуальных конференций (доклад ст. преподавателя Л.Н. Овиновой), требования к составлению учебно-дидактических комплексов (доклад к.п.н., доцента Е.Н. Ярославовой).

Кроме научных конференции преподавателей ежегодно организуются научные конференции студентов Южно-Уральского государственного университета.

В мае 2006 года в ЮУрГУ состоялась 59-я студенческая научная конференция. С докладами на секции педагогики профессионального образования выступили 15 человек. Двенадцать из них (студенты педагогических специальностей) подготовили выступления по рекомендации научных руководителей и познакомили присутствующих с результатами исследований, выполненных в рамках дипломных или курсовых работ. Доклады отличала практическая направленность, выступления были доказательны и логичны.

Среди пятикурсников - Е.Е. Пигалова (тема доклада - «Использование инновационных форм обучения для развития творческого мышления на уроках технологии и предпринимательства», научный руководитель И.О. Котлярова), А.В. Веряшкина («Формы организации работы на уроках технологии и предпринимательства», научный руководитель И.О. Котля-

10

Вестник ЮУрГУ, N9 9, 2006

рова), А.С. Гончаров («Использование ТСО при изучении дисциплины «Теория риска и катастроф», научный руководитель Г.Н. Сериков), Ю.В. Уварова («Организация внеклассной работы по воспитанию личности безопасного типа», научный руководитель М.А. Волкова), три доклада (Е.А. Тясина, А.А.Осиповой, А.Г. Кузнецова) были посвящены различным аспектам проблемы профессиональной ориентации школьников (научный руководитель М.А. Волкова).

Выступления студентов четвертого курса отражали результаты исследований по проблемам формирования ценностного отношения к жизни и здоровью у подростков (B.C. Полякова, ЕЛ. Захаревич; научный руководитель М.А. Волкова), исследования по проблеме нравственного воспитания учащихся в ходе освоения образовательной области «Технология» (В.Р. Файзуллина; научный руководитель М.А. Волкова), разработке системы заданий для формирования синергетических представлений (Л.С. Каримова; научный руководитель И.О. Котлярова), проблеме стимулирования самообразовательной деятельности студентов (Л.В. Шаропова, научный руководитель Д.Ф. Ильясов).

Прозвучали также доклады, выполненные студентами инженерой специальности (группа МТ-301) в рамках индивидуальной работы по курсу «Педагогика и психология»: «Самостоятельная работа в системе подготовки будущего специалиста» (Т.В. Кисиль), «Национальный характер как социально-психологический феномен» (Э.А. Мухаметшина), «Этика и этикет делового обучения в вузе» (М.С. Буйвит). Научный руководитель у студентов-третьекурс-ников - В.П. Ворошилова.

На секции психолого-педагогического обеспечения физической культуры и спорта, секции теории и методики физической культуры и оздоровительных технологий, секции межотраслевой интеграции и инновации в спортивной подготовке факультета физической культуры и спорта прозвучали двадцать три доклада, часть из них - педагогической тематики. Это, прежде всего, доклады, выполненные под руководством Д.П.Н.,

профессора Ю.М. Чернецкого: «Становление индивидуального стиля деятельности преподавателя физической культуры в системе школьного обучения» (Е.А. Чидакин, ФКиС-519) и «Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов» (А.М. Степанов, ФКиС-519).

Разнообразные педагогические вопросы отражены также в докладах: «Семья как позитивный и негативный фактор развития личности», докладчик Н.А. Маслов (ФКиС-239), «Психолого-педагогическая диагностика в деятельности воспитателя», докладчик Н.С. Донская (ФКиС-239), научный руководитель у этих докладчиков - к.п.н., доцент Н.А. Паточкина; «Исследование оптимизации заключительной части урока в старших классах средней школы», докладчик С.А. Куликова, научный руководитель -к.п.н., профессор А.А. Васильков.

На факультете лингвистики проблемам педагогики были посвящены доклады студентов, выступавших на двух секциях: «Секция теории и методики преподавания иностранных языков и культур» (шесть докладов студентов четвертого курса, научный руководитель пяти докладов - к.п.н., доцент Е.Н. Ярославова) и «Секция педагогики» (пять докладов, представленных студентами второго курса, научный руководитель - к.п.н., доцент Н.С. Шкитина). Доклады второкурсников освещали вопросы личностноориентированного подхода в обучении на уроках иностранного языка (Е. Ерофеева), разрешения конфликтных ситуаций (Е. Юсупова), дифференцированного подхода в обучении на уроке иностранного языка (С. Га-ненко), проблемного обучения на уроке иностранного языка (Д. Фунтова), метода игры на уроке иностранного языка (Н. Набокова).

Педагогической тематике был посвящен один из докладов секции домоведения факультета сервиса и легкой промышленности: «Подготовка специалистов домоведения в зарубежных вузах: теория и практика (на примере Германии)», докладчик Н.А. Стефанцова (С-561), научный руководитель - д.п.н., профессор Т.Н. Третьякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.