Информация
ВЕСТИ С УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ
Значительная доля исследований, осуществляемых преподавателями ЮУрГУ, имеет педагогическую тематику. Результаты данных исследований выносятся для обсуждения и апробации на научные конференции вуза.
В 2012 году преподаватели, аспиранты и соискатели кафедр университета приняли активное участие в 64-й научной конференции.
В ходе этой конференции секции, посвященные проблемам педагогики и образования, работали на различных факультетах ЮУрГУ и в ряде структурных подразделений университета.
Так, на механико-технологическом факультете прошли заседания двух секций - вопросов открытого образования (руководитель секции - д-р пед. наук, профессор И.О. Кот-лярова) и теории и методики профессионального образования (руководитель - д-р пед. наук, профессор Г.Н. Сериков). Было заслушано 16 докладов, представляющих основные направления исследований членов секций.
Особенности реализации непрерывного образования, единство основного и дополнительного образования и преемственности в системе образования «бакалавриат - магистратура - аспирантура» на материале современной России были проанализированы в выступлениях И.О. Котляровой и Г.Н. Серикова. Ряд докладов был посвящен проблемам воспитания студентов: формированию ценностного отношения к жизни и здоровью, приобщению к здоровому образу жизни (канд. пед. наук, доцент М.А. Волкова), развитию ценностного отношения к образованию (Е.П. Пономарева), воспитанию ценностного отношения иностранных студентов к русской культуре (М.А. Сафронова), формированию нравственности у студентов неязыковых вузов в ходе осуществления досуговой деятельности (канд. пед. наук, доцент Л.Н. Овинова), приобщению студентов к корпоративной культуре университета (аспирант А.Ю. Мешков). Большой интерес аудитории вызвали также доклады «Методика оценки качества проектирования образовательно-научного процесса в университете» (канд. пед. наук, доцент Ю.В. Тягунова), «Личностные качества преподавателя высшей школы» (канд. пед. наук, доцент О.А. Ханжи-на), «Организация образовательного процесса
при введении интегративной образовательной программы по ФГОС третьего поколения» (Е.С. Пикус). На секции теории и методики профессионального образования состоялось обсуждение доклада декана факультета западных языков Хэбэйского профессионального института иностранных языков (Китай) С. Мэна «Изучение состояния готовности студентов высших профессиональных образовательных учреждений КНР к нововведениям в профессии».
Наиболее интересные результаты научноисследовательской работы по специальностям 13.00.01 и 13.00.08, отраженные в докладах данных секций, были оформлены в виде статей и представлены в выпусках 17 и 18 серии «Образование. Педагогические науки» «Вестника ЮУрГУ» за 2012 год, а также в рубриках сборника научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов».
На заседаниях секции туризма и социально-культурного сервиса (руководитель секции -д-р пед. наук, профессор Т.Н. Третьякова) факультета сервиса и туризма прозвучали доклады, посвященные моделированию культурно-познавательного тура в процессе профессиональной подготовки студентов туристских специальностей (Т.Н. Третьякова), использованию уровневого подхода к диагностике сформированности знаний студентов туристских специальностей (канд. пед. наук, доцент Н.Н. Нохрина), реализации профессиональнопрактических навыков студентов-бакалавров при организации интерактивных занятий (канд. пед. наук, доцент О.В. Котлярова), роли дисциплины «Сервисная деятельность» в процессе профессиональной подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства (канд. пед. наук, доцент Ю.А. Сыромятнико-ва), а также формированию профессиональных ценностей у студентов туристских специальностей на основе требований ФГОС-3 (канд. пед. наук, доцент Т.В. Бай).
Значительное количество докладов педагогической тематики прозвучало в ходе работы таких секций факультета лингвистики, как секция актуальных вопросов языкознания и методики преподавания иностранных языков (руководитель секции - д-р филол. наук, про-
фессор Т.Н. Хомутова), секция актуальных вопросов языкознания и профессиональноориентированного обучения иностранным языкам (руководитель секции - канд. пед. наук, доцент К.Н. Волченкова), секция актуальных проблем непрерывного иноязычного образования (руководитель секции - канд. пед. наук, доцент Е.Н. Ярославова). Для обсуждения на секциях были предложены доклады, отражающие актуальные проблемы подготовки будущих переводчиков и преподавателей иностранного языка: «Педагогическая практика как компонент профессионально-педагогической подготовки будущего преподавателя иностранного языка» (канд. пед. наук, доцент И.Г. Насталовская), «Формирование переводческой компетенции на занятиях по экономическому переводу» (канд. пед. наук, доцент Е.А. Телешова), «Механизмы социокультурного развития студентов средствами иностранного языка» (канд. пед. наук, доцент Е.А. Жежера), «Особенности организации иноязычной подготовки магистров в аспекте непрерывности иноязычного образования» (канд. пед. наук, доцент Е.Н. Ярославова), «Формирование поликультурной
компетентности на основе страноведческого материала у студентов неязыковых вузов» (канд. пед. наук, доцент С.М. Колова), «Профессиональная подготовка студентов-юристов на базе иностранного языка» (канд. пед. наук, доцент И.Ю. Макурина), «Иноязычная подготовка бакалавров (юристов) в системе высшего профессионального образования» (канд. пед. наук, доцент Е.Г. Шрайбер).
На заседаниях секций факультета физической культуры и спорта был заслушан доклад, посвященный развитию фасилитационно-го компонента профессионального образования магистров по направлению «Физическая культура» (д-р пед. наук, профессор Р.С. Ди-мухаметов). Значительное количество выступлений было посвящено совершенствованию следующих методик: отбора как средства оптимизации подготовки младших школьников к занятиям спортивной борьбой (канд. пед. наук, доцент В.А. Еганов, преподаватель А.В. Белое-дов), восстановления высококвалифицированных лыжников 17-18 лет в подготовительном периоде тренировки (канд. пед. наук, доцент И.Ф. Черкасов), общей физической подготовленности баскетболисток 14-16 лет методом круговой тренировки силовой направленности (канд. пед. наук, доцент Г.Г. Худяков, преподаватель И.Ю. Кожевникова) и др.
Формированию педагогических условий рекреативно-оздоровительной деятельности студенческой молодежи был посвящен доклад канд. пед. наук, доцента С.Н. Талызова и преподавателя С.Э. Потапова.
На заседании секции межкультурной коммуникации международного факультета (руководитель - канд. филол. наук, доцент Н.Н. Кошкарова) прозвучали доклады, посвященные проблемам применения интенсивных методов и личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам (преподаватель И.В. Ковалёва), использованию новых образовательных технологий в обучении студентов вуза (канд. пед. наук, доцент Л.М. Ковтунович), применению современных технологий обучения (канд. пед. наук, доцент Н. Н. Кузьмина).
На заседании секции общих, гуманитарных и естественных наук факультета права и финансов прозвучали два доклада педагогической тематики. В докладе руководителя секции канд. пед. наук, доцента В.А. Мамаева рассматривалось применение аксиологического подхода в воспитании студентов организаций высшего профессионального образования. В выступлении преподавателя А.Е. Можеев-ской предметом рассмотрения стал социокультурный аспект в преподавании иностранного языка. Содержание этих двух выступлений было представлено в виде статей и размещено в разделе «Краткие сообщения» в выпуске 18 серии «Образование. Педагогические науки» «Вестника ЮУрГУ».
В ходе работы секции управления конкурентоспособностью торгово-экономического факультета профессиональная адаптация студента как фактор конкурентоспособности будущего специалиста рассматривалась в выступлении канд. пед. наук, доцента Е.М. Земцовой, формирование конкурентных преимуществ выпускника вуза - в докладе канд. пед. наук, доцента Т.Ю. Субботиной.
Педагогические условия развития научнометодической культуры преподавателя высшей школы стали предметом доклада канд. пед. наук, доцента Ю.В. Подповетной, прозвучавшего на заседании секции экономики и торговли торгово-экономического факультета.
Доклады, посвященные реализации концепции непрерывного образования на основе новых информационных технологий, прозвучали на заседании секции современных информационных технологий в образовании Института открытого и дистанционного обра-
зования (ИОДО) ЮУрГУ. Работа секции была организована в форме электронной конференции. Тезисы докладов размещены на сайте ИОДО http://ode.ru (раздел «Конференции»). Обсуждение докладов происходило на форуме. Выступление руководителя секции канд. экон. наук, директора ИОДО А.А. Демина было посвящено использованию технологии веб-трансляций в учебной и внеучебной деятельности. Организация и методическое обеспечение учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий стали предметом выступления заместителя директора ИОДО О.Б. Елагиной. Гуманитарные аспекты информатизации образования нашли свое отражение в выступлении канд. пед. наук И.В. Молочковой.
Пять докладов педагогической тематики прозвучали на заседании секции дополнительного образования Института дополнительного образования ЮУрГУ (руководитель - канд. техн. наук, доцент И.А. Волошина). В докладе руководителя секции были охарактеризованы нормативные изменения в системе дополнительного образования. Модели корпоративной программы повышения квалификации сотрудников ЮУрГУ были представлены д-ром пед. наук, профессором И.О. Котляровой. Разработка компетентностной модели выпускника программы дополнительного образования стала предметом доклада канд. пед. наук, доцента Ю.В. Тягуновой. Современные модели дополнительного профессионального образования, функционирующие в развитых странах, были проанализированы в выступлении канд. пед. наук, заместителя директора Лингвистического центра ЮУрГУ А.А. Ангеловского.
Прозвучали выступления по проблемам образования и в четырех филиалах ЮУрГУ. На заседании секции социально-гуманитарных наук (филиал в г. Миассе) был представлен доклад преподавателя А.Г. Андрияновой «Об использовании автоматизированной системы управления „Эдельвейс“ в учебном процессе». В ходе работы секции естественнонаучных и гуманитарных дисциплин (филиал в г. Усть-Катаве) прозвучали выступления по проблеме использования дистанционных технологий при различных формах обучения (преподаватель Л.Ю. Филатова), способов организации педагогических исследований в высшем учебном заведении (канд. пед. наук, доцент Г.А. Шкерина).
На заседании секции гуманитарных и социально-экономических наук (филиал в г. Сат-
ке) в докладе преподавателя Ф.Д. Симбиряко-ва были обоснованы педагогические условия организации внеучебной деятельности студентов.
В ходе работы секции гуманитарных наук (филиал в г. Снежинске) были заслушаны доклады, посвященные использованию компе-тентностного подхода при разработке рабочих программ по ФГОС третьего поколения в вузе (канд. пед. наук, доцент Е.Ю. Орлова, канд. филол. наук, доцент О.В. Пушкарева), компе-тентностно-деятельностного подхода к преподаванию иностранного языка на неязыковых специальностях и направлениях (преподаватель Е.А. Подкорытова).
В феврале 2012 года состоялась четвертая научная конференция аспирантов и докторантов Южно-Уральского государственного университета. На секции социально-гуманитарных и естественных наук наибольший интерес вызвали доклад аспиранта Е.П. Пономаревой, отражающий исследования в области методики определения ценностного отношения студентов к образованию (научный руководитель -д-р пед. наук, профессор И.О. Котлярова), и доклад докторанта, канд. пед. наук, доцента Н.Ю. Кийковой, отражающий методологические подходы к процессу развития математической культуры будущих менеджеров (научный руководитель - д-р пед. наук, профессор И.В. Резанович).
Кроме научной конференции преподавателей и научной конференции аспирантов и докторантов в 2012 году в ЮУрГУ состоялась 65-я студенческая научная конференция.
С докладами педагогической тематики выступили более 30 студентов. На секции педагогики и профессионального образования механико-технологического факультета (руководитель - д-р пед. наук, профессор И.О. Котлярова) прозвучали 10 докладов, посвященных в основном вопросам управления образованием. Наибольший интерес аудитории вызвали доклады «Модель реализации корпоративного обучения на примере промышленного предприятия» (докладчик Т. С. Мигашкина
(МТ-595), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент К.С. Буров); «Управленческие мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций персонала фирмы» (докладчик А.О. Смирнова (МТ-595), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Ю.В. Тягунова); «Управленческое взаимодействие администрации и учителей в педагогическом сопровождении выбора учащи-
мися профессии» (докладчик Е.В. Токарева (МТ-595), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент К. С. Буров); «Управление дополнительным образованием рабочих кадров промышленного предприятия по овладению смежными специальностями» (докладчик
В.И. Лапко (МТ-595), научный руководитель -канд. пед. наук, доцент О.А. Ханжина); «Модель реализации корпоративного обучения на примере промышленного предприятия» (докладчик Т.С. Мигашкина (МТ-595), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент К.С. Буров); «Формирование и поддержание положительного имиджа муниципальной образовательной системы (МОС) г. Челябинска» (докладчик Ю.В. Найданова (МТ-595), научный руководитель - д-р пед. наук, профессор Г.Н. Сериков).
На секции педагогики факультета лингвистики (руководитель секции - канд. пед. наук, доцент Н.С. Шкитина) большой интерес вызвали доклады «Контекстные методы обучения в системе квазипрофессиональной подготовки будущего преподавателя иностранного языка» (докладчик А.В. Атепаев (Л-501), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Н.С. Шкитина); «Самообразование в профессиональной деятельности будущего преподавателя иностранного языка» (докладчик О.А. Усатова (Л-501), научный руководитель -канд. пед. наук, доцент Н.С. Шкитина).
Пять докладов прозвучало на секции теории и методики преподавания иностранных языков и культур факультета лингвистики (руководитель секции - канд. пед. наук, доцент О.В. Кудряшова). Рассматривались методика использования аутентичного художественного фильма в обучении английскому языку на языковом факультете (докладчик К.С. Винокурова (Л-501), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Е.Н. Ярославова); методические приемы интенсификации учебной деятельности при обучении говорению на занятиях по иностранному языку у студентов неязыковых факультетов вуза (докладчик Д.В. Зайцева (Л-501), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Е.Н. Яро-
славова); методика развития умений поискового чтения у студентов неязыковых факультетов вуза (докладчик И.С. Соловьева (Л-501), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент М.Г. Федотова); методика формирования межкультурной компетенции студентов-пере-водчиков в процессе обучения устному иноязычному общению (докладчик Н.Ш. Ибату-лина (Л-401), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Е.А. Телешова); современные педагогические технологии в обучении иностранному языку (докладчик А. В. Бир (Л-501), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент И.Г. Насталовская).
В ходе работы секции актуальных проблем развития и модернизации базовых и новых видов спорта, физического воспитания и двигательной рекреации факультета физической культуры и спорта (руководитель -д-р биол. наук, профессор Е.В. Елисеев) прозвучало 12 докладов, посвященных совершенствованию различных методик: воспитания координации в фигурном катании у детей 7-8 лет (докладчик О.Г. Китькова (ФКиС-559), научный руководитель - д-р пед. наук, профессор Р.С. Димухаметов); воспитания выносливости и быстроты учащихся 11-12 лет малокомплектных школ (докладчик А.А. Сизов (ФКиС-562), научный руководитель - канд. пед. наук, профессор К.Г. Тротт); совершенствование методики обучения ударной технике у начинающих волейболистов 1416 лет (докладчик А.З. Исмагилова (ФКиС-559), научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Г.Г. Худяков); совершенствование методики начального обучения технике самбистов 12-14 лет с учетом динамики их физического развития (докладчик М.М. Габи-дуллин (ФКиС-559), научный руководитель -канд. пед. наук, доцент В.А. Еганов).
Многие выступающие на научной студенческой конференции познакомили слушателей с результатами исследований, выполненных в рамках дипломной или курсовой работы. Доклады отличала практическая направленность, выступления были доказательны и логичны.
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Становление ЮУрГУ как университета мирового уровня, осуществляющего научные исследования, сориентировано на подготовку специалистов для решения задач повышения энерго- и ресурсоэффективности высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы. В этой связи в вузе поставлены следующие задачи, зафиксированные в Программе развития:
• развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности;
• совершенствование образовательной деятельности, направленное на кадровое обеспечение высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы;
• развитие кадрового потенциала университета;
• совершенствование системы управления университетом;
• развитие информационных ресурсов.
Современный этап развития цивилизации
характеризуется ускорением темпов пользования энергоресурсами. Их объемы ограничены. Поэтому актуализируется проблема бережного пользования энергоресурсами. Ясно, что сбережение энергоресурсов относится к компетенции лиц, их использующих. Отсюда следует, что владение соответствующей компетенцией (в идеале - каждым человеком), скорее всего, будет способствовать сбережению энергоресурсов. Поэтому возрастает значимость готовности населения к сбережению энергоресурсов. Только совместными усилиями, по крайней мере, большинства людей, можно затормозить темпы расхода энергоресурсов.
Решение задачи сбережения энергоресурсов зависит от готовности людей к этому. Сама по себе готовность людей к сбережению энергоресурсов не всегда находится в русле решения задачи сбережения энергоресурсов, стоящей перед государством и обществом. Поэтому важно к ее решению привлекать ресурсы науки, культуры и образования.
Анализ зарубежного опыта энергоресурсосбережения свидетельствует об обеспечении ряда мероприятий, содействующих наиболее быстрому пониманию населением и специалистами перспектив применения энергоресурсосберегающих технологий.
Энергосбережение в социальной сфере
приоритетное и для Российской Федерации направление развития, реализация которого позволяет сэкономить до 10 % бюджета России и дает возможность получения дополнительного дохода до 500 млрд рублей, а также от реализации упущенной выгоды по Киотскому протоколу - до 40 млрд рублей. Внедрение позитивного зарубежного опыта в России невозможно без подготовки специалистов, способных самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность в русле энергоресурсосбережения и помогать населению повышать их энергоресурсосберегающую компетентность. Эта потребность отражена в обосновании актуальности избранных в НИУ ЮУрГУ приоритетных направлений развития науки (далее ПНР). В НИУ ЮУрГУ открыто 5 ПНР. В каждой из них задача повышения компетентности человека в сфере энергоресурсосбережения определена как одна из содействующих достижению целей всех исследований в рамках ПНР.
Иллюстрируя данный тезис примерами, следует упомянуть о ПНР № 1 в ЮУрГУ «Энергоресурсосбережение в социальной сфере», которая одной из целей имеет создание уникальной энергосберегающей технологи индивидуального (поквартирного) учета и регулирования потребления коммунальных ресурсов (вода, тепло, газ, электричество) с использованием беспроводной сенсорной сети. Достижение этой цели в масштабах страны невозможно без массовой подготовки специалистов и населения к энергоресурсосбережению. На пути решения данной проблемы НОЦ «Педагогика непрерывного образования» была разработана и реализована программа повышения квалификации «Зарубежный опыт энергоресурсосбережения в сфере ЖКХ». Для этого был привлечен российско-американский коллектив: заместитель руководителя ПНР № 1 ЮУрГУ, профессор Д.А. Шнайдер; руководитель департамента промышленного и гражданского капитального строительства мэрии г. Сан-Диего (США) И.Д. Левин; руководитель образовательного направления НОЦ «Педагогика непрерывного образования» доцент Ю.В. Тягунова.
Целью программы стало ознакомление слушателей с современным состоянием проблемы энергоресурсосбережения в сфере ЖКХ
и опытом ее решения в США. Категория слушателей: научно-педагогические работники (профессора, доценты, преподаватели аспиранты, магистры, младшие научные сотрудники), выполняющие свои научные и квалификационные работы в области энергоресурсосбережения и управления в сфере ЖКХ.
Содержание программы составили следующие разделы, представленные в таблице.
Организационно-документационную поддержку в реализации программы оказал ИДО ЮУрГУ. Техническое сопровождение осуществлял ИОДО ЮУрГУ.
Слушателями программы стали преподаватели, аспиранты и магистры ЮУрГУ, всего 56 человек. В их числе: Кирпичникова Ирина Михайловна, д-р техн. наук, профессор; То-польский Дмитрий Валерианович, канд. техн. наук, доцент; Аникин Александр Сергеевич, канд. техн. наук, доцент; Топольская Ирина Михайловна, ассистент; Бычков Антон Евгеньевич, аспирант; Козина Татьяна Андреевна, аспирант; Журавлев Артем Михайлович, аспирант; Жиргалова Татьяна Борисовна, доцент кафедры; Лымбина Людмила Ефимовна, доцент; Шестеров Владимир Дмитриевич, магистрант; Прокудин Александр Владимирович, ведущий инженер, ассистент.
Особенностью программы стало участие в ней в качестве преподавателя ведущего специалиста департамента промышленного и гражданского капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений мэрии города Сан-Диего (США) Левина Игоря Давидовича. И.Д. Левин имеет большой опыт производственной деятельности в качестве инженера-инспектора жилых объектов города и более чем десятилетний стаж управленческой деятельности в данной сфере. Он участ-
ник многих международных конференций, посвященных управлению энергоресурсами в ЖКХ, неоднократно номинировался на государственную премию конкурсов проектов по тематике ресурсосбережения в сфере строительства и эксплуатации жилых зданий в США. Свободно владеет русским языком. Тематика разработанных им лекций и практических занятий представляет научно-практический
интерес для преподавателей, студентов, научных работников, исследователей, занимающихся вопросами энергоресурсосбережения в сфере ЖКХ, альтернативной энергетики, возобновляемых источников энергии и управления ими в ЖКХ. Свои занятия И.Д. Левин провел в дистанционной форме в УК «Сигма».
Наиболее запоминающимися для слушателей стали следующие занятия:
• лекция «Бенчмаркинг в ЖКХ как технология энергоресурсосбережения» (лектор Игорь Давидович Левин);
• практическое занятие «Оценка потенциала ресурсосберегающих технологий в ЖКХ» (преподаватель Игорь Давидович Левин);
• лекция «Проблема энергоснабжения в социальной сфере» (лектор Татьяна Григорьевна Каримова);
• выступление участника круглого стола Надежды Михайловны Старовой «Проблемы подготовки кадров для ЖКХ»;
• лекция «Технологии энергоэффективного освещения: опыт разработки и внедрения НИУ ЮУрГУ» (лектор Дмитрий Александрович Шнайдер).
Для занятий была разработана коллекция презентаций.
Намечены направления дальнейшего сотрудничества с мэрией Сан-Диего (НИР и стажировки) в рамках ПНР № 1.
Фрагмент учебно-тематического плана
№ Наименование разделов, дисциплин и тем Всего часов
1 Бенчмаркинг в ЖКХ как технология энергоресурсосбережения 8
2 Современные энергоресурсосберегающие технологии в ЖКХ 9
3 Современные технологии подготовки кадров в ЖКХ 7
4 Круглый стол «Управление ЖКХ города» 6
5 Итого 30