Научная статья на тему 'О международной научно-практической конференции «Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования» в ЮУрГУ'

О международной научно-практической конференции «Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования» в ЮУрГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О международной научно-практической конференции «Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования» в ЮУрГУ»

О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СБЕРЕЖЕНИЕМ ЛИЧНЫХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» В ЮУрГУ

14 октября 2014 г. в ЮУрГУ состоялась международная научно-практическая конференция «Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования» в рамках перспективного научного направления «Энергосбережение в социальной сфере». В работе конференции приняли участие представители научной общественности разных стран: научные работники, преподаватели вузов, представители администрации образовательных организаций, аспиранты, студенты.

Конференция планировалась и приводилась в соответствие с планом научных мероприятий ЮУрГУ. Для ее проведения был сформирован оргкомитет в который вошли: С.Д. Ваулин, д-р техн. наук, профессор, проректор по научной работе ЮУрГУ (председатель); И.О. Котлярова, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ЮУрГУ; Г.Н. Сериков, д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ЮУрГУ (сопредседатели); К.С. Буров, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности ЮУрГУ (ученый секретарь); С.А. Репин, д-р пед. наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики ЧелГУ, С.Г. Сериков, д-р пед. наук, профессор, проректор по учебной работе УралГУФК, Дин Гошен, магистр, профессор, ректор Хэбэйско-го профессионального института иностранных языков Китайской Народной Республики, Мэн Сяньлинь, магистр педагогики, доцент, декан факультета западных языков Хэбэйско-го профессионального института иностранных языков Китайской Народной Республики (члены оргкомитета).

Для обсуждения на конференции были предложены следующие направления.

1. Методология человекоориентированно-го управления сбережением личных энергоресурсов участников образования.

2. Понятие человекоориентированного управления сбережением личных энергоресурсов участников образования.

3. Нормативно-правовое и информационное обеспечение управления сбережением личных энергоресурсов участников образования.

4. Управленческое сопровождение сбережения личных энергоресурсов участников образования.

5. Здоровьесберегающее образование как условие развития личных энергоресурсов участников образования.

6. Управление воспитанием готовности участников образования к сбережению личных энергоресурсов.

7. Сбережение личных энергоресурсов в образовательной деятельности.

8. Сбережение личных энергоресурсов в профессиональной деятельности.

Конференция проходила в очно-заочной форме: участники имели возможность принять участие в пленарном заседании, обсудить публично свои мнения по проблемным вопросам конференции, представить результаты научных изысканий в виде очного доклада, опубликовать материалы исследований в сборнике статей, поучаствовать в обсуждении актуальности проблем на круглом столе, подводившем итоги конференции.

Всего в конференции приняло участие более 100 представителей 5 стран, 14 городов, 23 образовательных организаций, в том числе 12 зарубежных партнеров из Казахстана, Китайской Народной Республики, Монголии, Республики Беларусь. К заявленной теме проявили интерес коллеги из таких городов как Екатеринбург, Иркутск, Калуга, Костанай, Минск, Муром, Озерск, Санкт-Петербург, Стерлитамак, Циньхуандао, Чжоушань, Челябинск, Шуя. Научное сообщество ЮУрГУ на конференции представляли сотрудники научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» (НОЦ ПНО), преподаватели и аспиранты различных кафедр, студенты кафедры безопасности жизнедеятельности, иностранных языков.

Все доклады, представленные на пленарном заседании и секциях, опубликованы в сборнике трудов конференции, в который вошли 78 статей.

Участники планарного заседания и заседания секций заслушали очные доклады и обменялись мнениями по проблемным вопросам конференции. Пленарное заседание было открыто доктором педагогических наук, про-

фессором, директором НОЦ ПНО И.О. Кот-ляровой, которая приветствовала участников конференции.

Первый пленарный доклад доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Серикова был посвящен анализу нового для педагогики понятия личного энергоресурса человека. Анализируя феномен образования человека, Геннадий Николаевич определил одной из его целей природосообразное влияние на развитие внутреннего, нереализованного потенциала и индивидуальных способностей человека в социально приемлемом русле, что позволяет говорить о наличии у субъекта образования личного энергоресурса, который имеет свои признаки и свойства. В свою очередь, понятие личного энергоресурса требует уточнения и определения его места среди педагогических понятий.

Второй доклад кандидата педагогических наук, доцента Ю.В. Тягуновой был посвящен проблеме развития человеческих ресурсов с точки зрения современных подходов к содержанию и организации образовательного процесса.

Доклад кандидата педагогических наук, доцента Н.В. Богдан представил слушателям конференции теоретическое обобщение и опыт управления развитием человеческих ресурсов в Уральском государственном университете физической культуры на основе научного авторского инновационного проекта. Влияние на развитие такого нематериального ресурса образовательной организации, как человеческий капитал, признано важнейшим фактором реализации стратегических изменений.

В докладе аспиранта кафедры безопасности жизнедеятельности Ю.В. Найдановой основное внимание было уделено характеристике академической и профессиональной мобильности как качеств личности научного работника и как необходимого ресурса для реализации процессов международного сотрудничества в научно-образовательной сфере.

В продолжение темы кандидат педагогических наук, доцент К.Н. Волченкова в своем докладе сообщила об актуальности, целях, задачах, опыте и результатах развития лингвистической компетентности преподавателей ЮУрГУ в рамках образовательного проекта «Лингва» как ресурса межкультурного взаимодействия научного сообщества разных стран.

В заключение пленарного заседания был представлен доклад об опыте развития лич-

ных ресурсов преподавателей университетов в условиях инновационной образовательной среды зарубежных партнеров ЮУрГУ, авторами которого явились представители администрации Хэбэйского профессионального института иностранных языков Китайской Народной Республики Дин Гошен и Мэн Сянлинь.

В ходе подведения итогов конференции в рамках круглого стола кандидат педагогических наук, доцент К. С. Буров выступил с анализом работы секций конференции. Он сообщил, что в оргкомитет поступило 87 заявок от участников, желающих выступить или опубликовать заочный доклад по проблеме конференции на русском или английском языке.

Тематика докладов первой секции «Понятия и методология человекоориентированного управления сбережением личных энергоресурсов участников образования» выявила интерес научного сообщества к уточнению понятийного аппарата педагогики и обоснованию теоретических подходов к управлению сбережением личных энергоресурсов участников образования в условиях инновационных преобразований в мировых системах образования. В частности, доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков обращается к понятию «образованность человека», указывая на необходимость уточнения его содержания. Доктор педагогических наук, профессор С.Г. Молчанов (представитель Челябинского государственного педагогического университета), раскрывая понятие «профессиональная компетентность», говорит о необходимости учета при формировании нормативно-правовой базы оценивания педагогов Российской Федерации, научно-обоснованных и апробированных теорий и технологий оценивания образовательных объектов. Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Шрайбер как представитель ЮУрГУ сообщает о необходимости применения энергоресурсного подхода к воспитанию профессионально значимых личностных качеств будущих профессионалов.

Внимание многих исследователей обращено к проблеме здоровьесбережения субъектов образовательного процесса. Так, кандидат педагогических наук, доцент П. А. Кисляков и аспирант О.А. Силаева (представители Шуйского филиала Ивановского государственного университета) обращаются к понятию «здо-ровьесберегающая деятельность педагога». А.Е. Воронина (представитель Уральского государственного университета физической

Информация

культуры) уточняет понятие «культура здо-ровьесбережения».

О критериях и технологии оценивания развития элементов личного энергоресурса в свете компетентностного подхода представляют материалы:

- доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова (Россия, г. Челябинск) «Критерии оценивания уровня развития исследовательского ресурса магистранта педагогики»;

- кандидат педагогических наук, доцент О.А. Ханжина (Россия, г. Челябинск) «Ценностное отношение участников образования к развитию личных энергоресурсов»;

- кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Чернецкая (Россия, г. Иркутск) «Характеристики одаренности и творческого мышления обучающихся» и др.;

- Н.И. Росенко (Казахстан, г. Костанай) «Аспекты оценки общих компетенций обучающихся в процессе профессиональной подготовки».

Доклады второй секции «Управленческое сопровождение, нормативно-правовое и информационное обеспечение сбережения личных энергоресурсов участников образования» характеризовались вниманием к управленческим вопросам в рамках заявленной темы представителей различных образовательных организаций:

- ученых, преподавателей вузов, кандидатов педагогических наук, доцентов Е.С. Бородиной, Н.И. Буровой, К.С. Бурова, С.А. Де-миденко, И.Н. Ишимова, О.А. Клестова, аспирантов И.В. Серебряковой, Д.В. Токачевой и т. д.);

- представителей администрации образовательных учреждений: Н.В. Войниленко (кандидат педагогических наук, директор, МБ(С)КОУ школа-интернат № 11 г. Челябинска), Н Е. Лунгу (заведующий МБДОУ ДС ОВ № 301 г. Челябинска) и др.);

- аспирантов (Е.И. Коваленко, В.Н. Кры-сановой, Ю.В. Найдановой и др.);

- студентов (И.В. Алексеева, В.Н. Варламовой, Н.В. Костровец, Г. А. Кубрак, Я.В. Соловьевой и др.).

Кроме того, в этой секции были представлены сравнительные исследования, изучающие тенденции развития личных энергоресурсов человека в различных странах. Их особенность в том, что они были выполнены партнёрами, представителями разных стран:

- Yuan Yuefeng, Kotlyarova Irina, Wang Hongqing, Gu Bojun "Daily life of Professors and Students in China and Russia" (Россия - КНР);

- С.А. Демиденко, Н.И. Бурова «Организация интегрированного коррекционного образования в условиях сельской местности» (Россия - Республика Беларусь).

Самой представительной по количеству участников стала третья секция «Сбережение личных энергоресурсов в образовательной деятельности». Доклады демонстрируют внимание:

- к проблемам организации образования (Chen Fang, Fu Cuilian, Н.Ю. Волгина, Н.Г. Котлярова, К.А. Зунтова, А.Н. Киндряшов, Т.Л. Никулина, Д.В. Савченков, О.А. Швецова, Т.А. Шишкина и др.);

- проблемам воспитания и развития отдельных элементов личного энергоресурса обучающихся (кандидаты педагогических наук, доценты Т.А. Бояльская, Л.Н. Овинова, студенты и аспиранты Ю.В. Гараева, А.В. Платонова, П.Г. Осминин, Ю.А. Чернецова, А.А. Шабалина, Е.Л. Бараш, О.Ю. Юськаева и др.);

- использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (М.А. Арпентьева, Т.П. Волынец, Д.А. Дубровина, Н.С. Гуссейнова и др.).

Доклады четвертой секции «Сбережение личных энергоресурсов в профессиональной деятельности» были посвящены исследованию различных аспектов управления сбережением личных энергоресурсов представителей различных профессий. Так, кандидаты педагогических наук, доценты О.В. Акопян и Е. В. Ананьина исследовали эталонные представления об инженере атомной отрасли, аспирант Е.М. Анкудинов представил программы развития личных ресурсов инженера-геодезиста; кандидат педагогических наук, доцент М.А. Волкова осветила результаты анализа самооценки следования здоровому образу жизни профессорско-преподавательского состава университетов и т. д.

В ходе круглого стола состоялся свободный обмен мнениями по тематике конференции, выступающие имели возможность задать вопросы присутствующим ученым, высказать мнения об обсуждаемых понятиях и проблемах, дать напутствия и пожелания оргкомитету конференции.

Также в рамках круглого стола были обсуждена и одобрена резолюция конферен-

ции, которая включает в себя следующие положения:

1. Констатировать внимание российской и зарубежной научной общественности к инновационным изменениям в образовательных системах, в частности к необходимости обновления и изучения понятий и методологии управления сбережением личных энергоресурсов участников образования.

2. Одобрить доклады и сообщения, издать по материалам конференции сборник материалов с включением его в базу РИНЦ.

3. Продолжить систематический обмен опытом между учеными по методологии и терминологии проблемы в рамках международного научного сотрудничества.

4. Осуществлять апробацию опыта ЮУрГУ по тематике энергоресурсосбережения в социальной сфере в ходе научных мероприятий разного уровня.

5. Рассмотреть в качестве перспективного научного направления изучение проблемы сохранения человеческих ресурсов университета в рамках проекта «Энергосбережение в социальной сфере».

6. Обсудить вопросы управления сбережением человеческих ресурсов университета на уровне структурных подразделений.

7. Признать успешным опыт организации данной конференции. Рекомендовать оргкомитету инициировать ежегодное проведение конференции «Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования» в очно-заочной форме. Рекомендовать использовать интернет-платформу в целях широкого публичного обсуждения вопросов конференции. Избрать ЮУрГУ (НИУ) площадкой для проведения очного этапа данной конференции.

Материал подготовлен кандидатом педагогических наук, доцентом К. С. Буровым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.