Научная статья на тему 'Вести с университетских конференции по проблемам образования'

Вести с университетских конференции по проблемам образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вести с университетских конференции по проблемам образования»

ВЕСТИ С УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ

11-12 февраля 2010 года в Южно-Ураль-ском государственном университете состоялась региональная научно-методическая конференция «Актуальные вопросы современных подходов к самостоятельной работе студента в высшей школе».

Председателем оргкомитета конференции являлся ректор ЮУрГУ профессор АЛ. Шес-таков, сопредседателем - проректор по учебной работе ЮУрГУ профессор А.И. Сидоров, ученым секретарем - доцент Н.П. Цырикова.

Члены оргкомитета: Т.Г. Калугина - первый зам. министра Министерства образования и науки Челябинской области, В.В. Латшшин -ректор ЧГПУ, С.А. Репин - директор института «Психология и педагогика» ЧелГУ, И.В. Чуманов - проректор по учебной работе ЮУрГУ, С.Д. Ваулин - проректор по научной работе ЮУрГУ, И.В. Сидоров - начальник УМУ ЮУрГУ.

Пленарное заседание научно-методиче-ской конференции проходило 11 февраля в Университетском комплексе «Сигма». На торжественном открытии конференции вступительное слово произнес первый проректор ЮУрГУ А.И. Сидоров. С приветственным словом от Министерства образования и науки Челябинской области обратилась первый заместитель министра Т.Г. Калугина, от Челябинского государственного университета выступил директор института «Психология и педагогика» ЧелГУ С.А. Репин, от Челябинского государственного педагогического университета - заведующий кафедрой педагогики ЧГПУ Н.Н. Тулькибаева.

На пленарном заседании были заслушаны пять докладов. Проблемы управления самостоятельной работой студентов в вузе стали темой выступления начальника учебно-методического управления ЮУрГУ И.В. Сидорова. Характеристике педагогического партнёрства в процессе организации самостоятельной работы студентов вуза было посвящено выступление профессора И.О. Котляровой (механико-технологический факультет ЮУрГУ). Особенности организации самостоятельной работы с использованием дистанционных образовательных технологий для студентов заочной формы обучения нашли свое отражение в докладе директора Института открытого дистанционного образования ЮУрГУ В.П. Бо-

родкина. Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации дистанционной технологии обучения в Уральском социально-экономическом институте отразила в своем выступлении зав. лабораторией «Образовательные технологии» УрСЭИ Е.В. Морозова. Организации самостоятельной работы студентов в рамках кредитно-модульной системы на автотракторном факультете - тема выступления декана автотракторного факультета ЮУрГУ профессора Ю.В. Рождественского.

Подводя итоги конференции, представители оргкомитета отметили большой интерес к обсуждаемым вопросам. В оргкомитет поступило 132 заявки на участие в конференции, 114 статей было принято к публикации. В работе конференции участвовали в очной и заочной форме преподаватели из 21 российского вуза. География участников: Челябинск (12 вузов); Челябинская область (Магнитогорск, Троицк, Миасс, Златоуст, Озерск, Усть-Катав, Верхний Уфалей, Трехгорный); Самара, Нижний Тагил, Тюмень, Оренбург, Омск, Екатеринбург, Нижневартовск.

По материалам конференции подготовлен к изданию сборник научных статей преподавателей высшей школы. Издан и распространен среди участников аннотированный указатель публикаций по организации и методике самостоятельной работы студентов (2000-2009 гг.).

В ходе конференции состоялось пленарное совещание и работали 8 секций:

- теоретические основы самостоятельной работы студентов;

- содержание и методика проведения лекционных, практических, лабораторных и семинарских занятий;

- организация самостоятельной работы студентов, принципы и методы контроля знаний;

- творческое сотрудничество студента, преподавателя, тьютера при реализации многоуровневого высшего и дополнительного к высшему профессионального образования;

- курсовое и дипломное проектирование. Методика проведения зачетов, экзаменов, итоговой аттестации знаний;

- особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации дистанционных технологий обучения;

10

Вестник ЮУрГУ, № 12, 2010

Вести с университетских конференций по проблемам образования

- УИРС и работа с магистрантами и аспирантами;

-организация самостоятельной работы в процессе иноязычного образования студентов университета.

Заслушано 97 докладов ученых и преподавателей по проблемам организации, содержанию и методике проведения лекционных, практических и семинарских занятий в условиях возрастания роли самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин.

Доклады Андрианова Б.А., Бородкина В.П., Волченковой К.Н., Герасимова В.К., Елагиной О.Б., Котляровой И.О., Морозовой Е.В., Подповетной Ю.В., Пястолова В.В., Бычковой JI.C., Селютиной А.И., Сидорова И.В., Сы-рейщиковой Н.В., Шестеркиной Л.П., Цыто-вича П.Л., Ярославовой E.H. вызвали наибольший интерес.

Выступившие в прениях задали ряд вопросов, вызвавших научную дискуссию. Повышенный интерес отмечен к вопросу реализации дистанционных технологий обучения студентов заочного отделения и слушателей дополнительного образования.

Присутствующие на конференции преподаватели отметили высокий организационный и научно-методический уровень подготовки мероприятия.

Заслушав и обсудив выступления по вопросам совершенствования самостоятельной работы студентов высшей школы, участники конференции рекомендуют.

1. Отметить, что конференция проведена на высоком организационном и научно-методическом уровне, способствующем решению актуальных проблем организации самостоятельной работы студентов, активизации их творческого мышления и повышению качества высшего профессионального образования.

2. Одобрить сделанные на конференции доклады и сообщения, рекомендовать авторам учесть предложения и замечания, высказанные в процессе их обсуждения.

3. Продолжить систематический обмен опытом по возможным направлениям организации самостоятельной работы студентов в рамках межвузовских, региональных, общероссийских, международных конференций, форумов и совещаний с целью повышения качества профессионального образования.

4. Рекомендовать в качестве перспективных направлений научных и практических исследований следующие:

- выполнение фундаментальных научных

исследований в области теории и методологии организации СРС;

- создание современного учебно-методического и дидактического обеспечения самостоятельной работы по формированию и развитию у студентов компетенций;

- обеспечение интенсивного использования информационных технологий в образовательном процессе;

- апробацию новых подходов и методов организации учебного процесса на базе кре-дитно-модульной и балльно-рейтинговой систем при реализации многоуровневого профессионального образования.

5. Рекомендовать при разработке соответствующих внутривузовских документов пересмотр нормирования рабочего времени преподавателя университета по разделу консультаций и проверки заданий по СРС.

6. Рекомендовать разработку сайта-навигатора, отражающего передовой опыт организации СРС.

7. Рекомендовать ежегодное проведение в ЮУрГУ научно-методической конференции «Актуальные проблемы современного профессионального образования» по следующим направлениям:

-профессиональное образование в условиях модернизации высшей школы;

- теоретические и методологические основы профессионального образования;

- педагогическое мастерство преподавателя: проблемы, реалии и перспективы;

- актуальные вопросы повышения качества довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования;

- особенности профориентационной работы в современном вузе;

- особенности развития образовательного пространства и рынка образовательных услуг;

- партнерство работодателей и учреждений профессионального образования;

- современные образовательные технологии;

- психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности современных бакалавров, специалистов и магистров;

- психолого-педагогические аспекты профессионального образования;

- применение современных технологий воспитания и развития личностных качеств студентов;

- актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового общения.

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 8

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.