Научная статья на тему '«Университет XXI века в системе непрерывного образования»: резолюция'

«Университет XXI века в системе непрерывного образования»: резолюция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Университет XXI века в системе непрерывного образования»: резолюция»

Информация

«УНИВЕРСИТЕТ XXI ВЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»: РЕЗОЛЮЦИЯ

12-13 октября 2017 г. состоялась третья международная научно-практическая конференция «Университет XXI века в системе непрерывного образования».

Конференция проведена ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» под эгидой Аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Совета ректоров Уральского федерального округа, Ассоциации инженерного образования России, совместно с Южночешским университетом (Чехия, г. Ческе-Будеёвице).

Цель конференции - расширение международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования через обмен мнениями и обсуждение глобальных и частных проблем непрерывного образования.

На конференции, на пленарном заседании, на секциях, во время круглого стола и телемоста обсуждались следующие проблемные поля:

• Место и роль университетов в системе непрерывного образования.

• Непрерывное образование инженерных кадров. Инженеры будущего.

• Непрерывное образование научно-педагогических кадров.

• Интегрирование технологий электронного обучения в систему непрерывного образования. Освоение технологии МООК.

• Педагогический дизайн. Реализация программ дополнительного профессионального образования.

• Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных сфер экономики муниципальных образований и пути их решения. Частно-кластерно-государ-ственное партнерство в непрерывном образовании.

• Организация взаимодействия вузов и органов местного самоуправления в работе по реализации требований о повышении эффективности муниципального контроля.

В обсуждении проблем непрерывного образования приняли участие более 160 специалистов из 5 стран (Российской Федерации, Чешской Республики, Словацкой республики, Азербайджана, Казахстана), из 14 городов мира. Число зарубежных участников составило 16 человек.

Конференция проводилась в режимах пленарного заседания, работы секций, телемоста и мастер-класса. Язык конференции - русский.

Приветствовали участников конференции:

Вяткин Герман Платонович - президент Южно-Уральского государственного университета, д.х.н., профессор, член-корреспондент РАН.

Шмидт Андрей Владимирович - проректор Южно-Уральского государственного университета, д.э.н., доцент.

Волошина Ирина Анатольевна - директор Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета, к.т.н., доцент.

В докладах на пленарном заседании были отмечены ключевые актуальные проблемы непрерывного образования. С пленарными докладами выступили:

Ваулин Сергей Дмитриевич - директор Политехнического института Южно-Уральского государственного университета, д.т.н., профессор, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, на тему «Политехнический институт ЮУрГУ как форма непрерывного инженерного образования».

Сизова Елена Равильевна - ректор ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», д.п.н., профессор, академик Российской Академии Естествознания, на тему «Система непрерывной многоуровневой подготовки кадров для сферы искусства и культуры Челябинской области».

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education.

Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 6-9

Демин Александр Алексеевич - директор Института открытого и дистанционного образования Южно-Уральского государственного университета, к.э.н., на тему «Экосистема дополнительного образования в концепции «Университет 3.0».

Калегина Юлия Владимировна - доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Политехнического института Южно-Уральского государственного университета, к.п.н., доцент, на тему «Перспективы развития высшей школы на период до 2030 года».

Волченкова Ксения Николаевна - заведующий кафедрой иностранных языков Института лингвистики и международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета, к.п.н., доцент, на тему «Непрерывная лингвистическая подготовка кадров для экономики страны в университете».

После пленарного заседания состоялся телемост «Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования» с Корешевой Светланой Георгиевной -заместителем директора Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «СевероЗападный учебный центр», членом Правления Консорциума международной ассоциации дополнительного профессионального образования (МАПДО), на котором участники обсудили актуальные вопросы легитимной организации дополнительного профессионального образования. Модератор Павловская Марина Сергеевна, к.х.н., доцент.

На конференции работали следующие секции.

Секция I. Проблемные поля: «Непрерывное образование в университете. Непрерывное образование научно-педагогических кадров. Интегрирование технологий электронного обучения в систему непрерывного образования. Освоение технологии МООК».

Модератор: Котлярова Ирина Олеговна -замдиректора Института дополнительного образования, директор научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» Южно-Уральского государственного университета, д.п.н., профессор.

Прозвучало 15 выступлений, на которых обсуждались проблемы:

• структурирования компетенций для разных аспектов и уровней образования;

• выявления роли и взаимосвязей различ-

ных дисциплин в системе непрерывного образования;

• корректности и целесообразности использования электронных средств в образовании;

• проведения маркетинговых исследований в сфере дополнительного профессионального образования;

• выявления связей и влияния разных уровней образования на последующие.

Секция II. Проблемное поле: «Непрерывное образование инженерных кадров. Инженеры будущего». Модератор: Волошина Ирина Анатольевна - директор Института дополнительного образования Южно-Уральского государственного университета, к.т.н. доцент.

На секции было прослушано 5 выступлений. По результатам их обсуждения были сделаны следующие выводы:

• следует ориентировать непрерывное образование на актуальные вопросы развития науки и техники, среди которых выделены цифровая экономика, добыча и транспортировка нефти и газа;

• качество формирования профессиональных компетенций инженеров возможно за счет повышения практической направленности непрерывного инженерного образования, развития программ прикладного бакалавриата;

• освоение специалистами новых компетенций можно организовывать в системе дополнительного образования;

• основу исполнения компетенций, указанных в ФГОС, и трудовых функций инженеров, описанных в профессиональных стандартах, составляет инженерное мышление специалистов. Его формирование является актуальной задачей непрерывного образования.

Секция III. Проблемные поля: «Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных сфер экономики муниципальных образований и пути их решения. Механизм частно-кластерно-государственного партнерства в непрерывном образовании». Модератор: Антонюк Валентина Сергеевна -заведующий кафедрой экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления Южно-Уральского государственного университета, д.э.н., профессор.

Сделаны 3 выступления. Обсужденные авторами проблемы позволили сделать сле-

Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 4. С. 6-9

Информация

дующие рекомендации по повышению качества непрерывного образования:

• в силу важности подготовки профессиональных статистиков для различных отраслей экономики организовать их подготовку в Южно-Уральском государственном университете;

• рекомендовать включить дополнительную дисциплину «Городские агломерации в РФ: формирование и перспективы развития» в образовательную программу «Государственное и муниципальное развитие»;

• в условиях совершенствования цифровой экономики целесообразно перейти к реализации концепции мультипрофессионально-го образования.

По результатам работы секций проведен круглый стол, на котором были отмечены:

• актуальность, высокий научный уровень докладов, представленных на пленарном заседании, их соответствие мировым образцам, а также инновационность, полезность и несомненная практическая значимость вопросов, обсужденных в рамках секций и мастер-класса;

• высокий уровень организации конференции;

• целесообразность вовлечения работодателей в активную работу на конференции «Университет XXI в. в системе непрерывного образования»;

• необходимость обсуждения на научно-методическом совете Южно-Уральского государственного университета вопроса о соответствии образования преподавателей читаемым дисциплинам на основе требований профессиональных стандартов и возможности решения проблемы с помощью дополнительного профессионального образования.

На второй день конференции Мирослав Прохазка, заведующий кафедрой педагогики, заместитель декана педагогического факультета в Южно-Чешском университете, магистр, PhD (г. Ческе-Будеёвице, Чешская Республика) провел мастер-класс по актуальной теме «Нормативы непрерывного образования: этический кодекс университета». Слушатели получили совместный сертификат Южно-Уральского государственного университета и Южночешского университета о прохождении мастер-класса.

В целом по результатам работы конференции ее участники и организаторы постулировали:

1. Непрерывное образование в течение жизни приобрело мировой масштаб с первых лет XXI в. На грани веков сформулирован социальный заказ мирового сообщества на непрерывное образование в течение жизни (меморандум непрерывного образования, Лиссабон, 2000 г.). Обеспечение роста конкурентоспособности стран на мировой арене обеспечивается уровнем непрерывного образования специалистов.

2. Университеты становятся центрами непрерывного образования, выполняя системообразующие функции в его проектировании и реализации.

3. В университетах мира создаются институты и факультеты непрерывного образования в течение жизни. Субъектами непрерывного образования в современных университетах являются студенты, научно-педагогические работники университетов, специалисты различных отраслей экономики.

4. Непрерывное образование научно-педагогических кадров способствует интенсификации научной деятельности в стране, инновационным прорывам, поскольку крупные университеты концентрируют в себе мощные научные потенциалы. Как следствие, возрастает и уровень образовательного процесса, организуемого преподавателями, включенными в систему непрерывного образования.

5. Субъекты организации, проектирования, реализации и оценки программ непрерывного образования - сотрудники университетов и представители отраслей-заказчиков. Частно-кластерно-государственное партнерство служит механизмом реализации взаимодействия между образовательной организацией, предприятием и центром сертификации.

6. В условиях перехода на профессиональные стандарты, повлекших за собой необходимость получения специалистами профильного образования, возросли объемы предлагаемых университетами программ переподготовки как для научно-педагогических работников, так и для специалистов других сфер экономики.

7. Программы дополнительного профессионального образования приобретают смешанные формы, реализуются с использованием электронных средств. При их реализации используются технологии МООК.

По результатам обсуждения проблемных полей конференции высказаны рекомендации университетам:

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education.

Educational Sciences. 2015, vol. 8, no. 4, pp. 6-9

• осуществлять непрерывное образование с учетом принципов обучения и воспитания с учетом социально-возрастной категории обучающихся;

• повышать конкурентоспособность университетов на основе развития человеческого ресурса;

• содействовать развитию человеческого ресурса университета средствами дополнительного профессионального образования, обеспечивая получение сотрудниками университета образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

• разрабатывать программы непрерывного образования на основе маркетинговых исследований;

• сосредоточить на базе университетов непрерывное развитие квалификации кадров для отраслей экономики региона и страны в целом; акцентировать внимание на подго-

товке специалистов для цифровой экономики страны;

• осуществлять разработку программ непрерывного дополнительного профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов, согласованности ФГОС и профессиональных стандартов.

Участники конференции отметили ее положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования и приняли решение о продолжении ежегодного проведения международной научно-практической конференции «Университет XXI века в системе непрерывного образования» в условиях расширения числа городов, стран при участии работодателей и заинтересованных общественных организаций участников.

Оргкомитет конференции.

Резолюция принята 13 октября 2017 г.

Резолюция подготовлена замдиректора ИДО ЮУрГУ (НИУ), д.п.н., профессором И.О. Котляровой и обсуждена оргкомитетом конференции.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 4. С. 6-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.