Научная статья на тему 'Вести с университетских конференций по проблемам образования'

Вести с университетских конференций по проблемам образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вести с университетских конференций по проблемам образования»

ВЕСТИ С УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Значительная доля исследований, осуществляемых преподавателями ЮУрГУ, имеет педагогическую тематику. Результаты данных исследований выносятся для обсуждения и апробации на научные конференции вуза.

В 2009 году преподаватели, аспиранты и соискатели кафедр университета приняли активное участие в 61-й научной конференции.

В ходе этой конференции секции, посвященные проблемам педагогики и образования, работали на различных факультетах ЮУрГУ и в ряде структурных подразделений университета.

Так, на кафедре педагогики профессионального образования механико-технологического факультета прошли заседания двух секций: проблем открытого образования (руководитель секции - доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова) и теории и методики профессионального образования (руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Сериков). Было заслушано более 20 докладов, в которых представлены основные направления исследований членов кафедры: содержательное и педагогическое обеспечение образования и самообразования студентов, управление качеством, апробация и внедрение педагогических средств в практику образования, вопросы открытого образования.

Наиболее интересные результаты научно-исследовательской работы по специальностям 13.00.01 и 13.00.08, отраженные в докладах, были оформлены в виде статей и представлены в рубриках сборников научных трудов «Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов» и «Педагогический ежегодник». В 2009 году изданы шестнадцатый выпуск сборника и девятый выпуск ежегодника.

На заседаниях секции туризма и социально-культурного сервиса (руководитель секции -доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Третьякова) и секции экономики и менеджмента сервиса (руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В.В. Журавлев) факультета сервиса и легкой промышленности прозвучали доклады, посвященные проблемам формирования профессиональных ценностей и профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии, а

также дидактическим особенностям процесса подготовки студентов к бизнес-деятельности.

На заседании секции актуальных вопросов преподавания иностранного языка в условиях современного вузовского образования факультета лингвистики (руководитель - кандидат педагогических наук, доцент С.М. Ко-лова) рассматривались вопросы устного и письменного перевода как аспекта преподавания иностранного языка в вузе.

На заседании секции физического воспитания факультета физической культуры и спорта (руководитель - доктор педагогических наук, профессор B.C. Быков) были заслушаны доклады по проблемам физического самовоспитания учащейся молодежи, средствам взаимодействия студентов и педагогов, спортивно-ориентированному физическому воспитанию студентов.

На заседании секции управления персоналом международного факультета (руководитель - доктор педагогических наук, профессор И.В. Резанович) прозвучали доклады, посвященные проблемам оценки профессиональной культуры выпускников вуза, развитию профессионального потенциала будущих менеджеров в условиях профессиональной подготовки в высшей школе, применению принципа эволюционного регулирования в организации учебно-производственной практики будущих менеджеров.

На заседании секции педагогических технологий (руководитель - кандидат физико-математических наук, доцент A.B. Келлер) прозвучало 14 докладов. Рассматривались вопросы формирования готовности студентов к самообучению, проблемы педагогического содействия развитию политической компетентности, воспитание гражданственности студентов, факторы повышения качества образования студентов, средства развития организационной культуры студентов, условия развития профессиональной компетентности преподавателей и др.

Доклады педагогической тематики прозвучали на заседании двух секций факультета коммерции: секции маркетинга и менеджмента (руководитель - кандидат технических наук, доцент А.И. Демченко) и секции актуальных проблем маркетингового управления (ру-

Вести с университетских конференций по проблемам образования

ководитель - кандидат педагогических наук, доцент И.Ю. Окольнишникова). Рассматривалось влияние балльно-рейтинговой оценки уровня знаний на качество образовательного процесса, дидактические функции информационных технологий в подготовке специалистов по рекламе и др.

Доклады, посвященные реализации концепции непрерывного образования на основе новых информационных технологий, прозвучали на заседании секции «Информатизация образования: современные тенденции» Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ.

Пять докладов педагогической тематики, посвященные проблемам повышения квалификации преподавателей высшей школы, повышению эффективности взаимодействия предприятий и вузов, особенностям дополнительного профессионального образования в условиях инновационного развития экономики, прозвучали на заседании секции дополнительного образования Института дополнительного образования ЮУрГУ (руководитель - кандидат технических наук, доцент И.А. Волошина).

Позвучали выступления по проблемам образования и в трех филиалах ЮУрГУ. На заседании секции «Социум, человек, природа -актуальные проблемы» (г. Трехгорный) рассматривались вопросы гражданского самоопределения и методы формирования политической культуры студенческой молодежи. На заседании секции социально-гуманитарных наук (г. Миасс) - проблемы формирования культуры общения, а также ключевых компетенций при изучении конкретных дисциплин. На заседании секции новых подходов к профессиональному становлению личности специалиста (г. Сатка) прозвучали 11 выступлений соответствующей тематики.

В апреле 2009 года состоялась первая научная конференция аспирантов и докторантов Южно-Уральского государственного университета. Работа конференции осуществлялась по трем научным направлениям (на трех секциях). На секции социально-гуманитарных и естественных наук прозвучали 15 докладов по проблемам педагогики и образования (научные руководители: доктор педагогических наук, профессор Л.В. Астахова, доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова, доктор педагогических наук, профессор В.В. Лихо-летов, доктор педагогических наук, профессор

Г.Н. Сериков). Доклады были посвящены проблеме управления методической работой в образовательном учреждении на основе педагогического партнерства; изучению личной и технической составляющей в управлении развитием исследовательских компетенций у студентов; изучению компетенций менеджера в центре дополнительного образования; модели повышения квалификации на производстве; критериям качества образовательного процесса; обеспечению преемственности общеобразовательной школы и вуза; рассмотрению электронного учебника как средства содействия становлению готовности студентов к профессиональной устной речи; компетентно-стному подходу как способу решения проблем образования в развивающихся компаниях; педагогическому потенциалу туризма; развитию творческой личности в профобразовании; рассмотрению ряда понятий: «личные качества будущих юристов», «культура информационно-психологической безопасности личности», «информационно-технологическая компетентность специалиста» и др.

Кроме научной конференции преподавателей и научной конференции аспирантов и докторантов в 2009 году в ЮУрГУ состоялась 62-я студенческая научная конференция.

С докладами педагогической тематики выступили более 40 студентов. В основном это представители факультетов лингвистики (секция теории и методики преподавания иностранных языков и культур, руководитель секции - кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Ярославова; секция педагогики, руководитель - кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кудряшова), сервиса и легкой промышленности (секция туризма, руководитель секции - доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Третьякова), механико-техно-логического (секция педагогики и профессионального образования, руководитель - доктор педагогических наук, профессор И.О. Котлярова), физической культуры и спорта (секция теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и двигательной рекреации, руководитель - доктор биологических наук, профессор Е.В. Елисеев).

Многие выступающие познакомили с результатами исследований, выполненных в рамках дипломной или курсовой работы. Доклады отличала практическая направленность, выступления были доказательны и логичны.

Поступила в редакцию 29 апреля 2009 г.

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 4

11

ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

В апреле 2009 года были защищены следующие диссертации по педагогическим наукам.

1. Харлампьева Татьяна Васильевна.

Специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

Диссертационный совет Д 212.298.11 в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Дата защиты 23.04.2009 г.

Тема: Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л.В. Астахова.

В диссертации Т.В. Харлампьевой уточнено понятие «критическое мышление» через определение механизма его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий; определен механизм формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий, основывающийся на формировании структурно-функциональных свойств критического мышления: интенциального, кондицио-нального, операционально-инструментального.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:

1) методика реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

2) программно-дидактическое обеспечение образовательного процесса, включающее рабочую программу спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», обновленные программы по дисциплинам «Психология и педагогика» и «Социальная психология», задания, упражнения, темы дискуссий, учебнометодические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов (по дисциплинам «Психология и педагогика», «Социальная психология» и спецкурсу «Информационно-психологическая безопасность личности и общества»);

3) диагностический инструментарий, включающий критерии, показатели сформированно-сти критического мышления, диагностические методики и методы математической статистики.

2. Станкевич Любовь Владимировна.

Специальность 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования».

Диссертационный совет Д 212.298.11 в

ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».

Дата защиты 24.04.2009 г.

Тема: Развитие коммуникативной культуры будущих юристов в условиях инновационной деятельности вуза.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л.А. Литвак.

В диссертации Л.В. Станкевич обоснована продуктивность решения проблемы развития коммуникативной культуры будущих юристов в условиях инновационной деятельности вуза с позиций социокультурного, аксиологического, контекстного и деятельностного подходов; расширено терминологическое поле проблемы за счет уточнения сущности и содержания коммуникативной культуры в структуре социокультурного развития личности, обоснована ее значимость в профессиональной подготовке будущих юристов как основа культурной образованности личности специалиста; уточнены принципы развития коммуникативной культуры; раскрыта сущность и структура коммуникативной культуры.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1) внедрена технология развития коммуникативной культуры, расширяющая знания и профессиональные умения будущих юристов в данной области, ориентирующая их на взаимодействие с социокультурной образовательной средой и социокультурные ценности;

2) разработано дидактическое обеспечение программы развития коммуникативной культуры будущих юристов в условиях инновационной деятельности вуза, включающее: план-конспект, материалы для практических занятий, проблемно-тематический комплекс спецкурса «Культура делового общения», учебно-методический комплекс «Социально-психологический тренинг эффективной коммуникации»;

3) разработан критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить уровни развития коммуникативной культуры будущих юристов в условиях инновационной деятельности вуза.

Материалы исследования, предложенная система организации учебного процесса, педагогические средства, формы и методы развития коммуникативной культуры могут найти применение при организации процесса обучения в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля, а также в системе инновационной деятельности вуза.

Поступила в редакцию 25 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.