Научная статья на тему 'Готовность студентов вуза к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении'

Готовность студентов вуза к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вельская И. Г.

На основе экспериментальной работы в статье обосновывается актуальность становления готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении на основе паритетности и гуманного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов вуза к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении»

ББК 4481.35+4481.2+Ю959.18

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ С ПЕРСОНАЛОМ В УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

И.Г. Вельская УрСЭИ

На основе экспериментальной работы в статье обосновывается актуальность становления готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении на основе паритетности и гуманного подхода.

Для того чтобы процесс становления делового общения с персоналом в учебнопедагогическом общении происходил успешно, будущему менеджеру необходимо обладать определенными знаниями и умениями, без которых осуществление данного вида общения невозможно. Готовность студентов реализовать свои сущностные свойства в социально приемлемых проявлениях в деловом общении с персоналом в учебном процессе на гуманистической основе для нас важна как самостоятельный феномен, так как будущий менеджер привносит в свою деятельность присущие ему свойства, как природоопределенные, так и сложившиеся в процессе жизнедеятельности. Г.Н. Сериков и С.Г. Сериков рассматривают готовность человека к общению в процессе деятельности, цель которой состоит в том, чтобы добиться таких успехов в собственной социализации, которые предвосхищены природоопределенными сущностными свойствами [1].

Готовность к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении -внутреннее профессионально значимое качество будущего менеджера, рассматривается нами как аспект образованности; она приобретается в образовательном процессе и характеризуется степенью сформированное™ обобщенных характеристик, обеспечивающих ему (менеджеру) установление с персоналом отношений партнерского сотрудничества для выработки конструктивного решения проблем.

Опираясь на основные положения системного подхода, рассмотрим готовность студентов к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении, взяв за основу модель образованности личности, предложенную Г.Н. Сериковым.

С помощью анкет, теста, наблюдений, бесед, моделирования ситуаций и анализа лите-

ратуры по данной теме нами исследовался и оценивался уровень обобщенных характеристик готовности к деловому общению с персоналом (осведомленности, сознательности, действенности и умелости). Были подобраны соответствующие способы оценивания характеристик образованности. Для этого мы использовали следующие критерии: осведомленность - (показатель - точность), определялась путем тестирования в предмете «деловое общение» и «деловое общение с персоналом»; собственном физическом и духовном здоровье. Сознательность-путем анкетирования, проведения опросов на определение направленности студентов на деловое общение с персоналом с учетом собственного физического и духовного здоровья. В результате получены следующие данные:

- 80% студентов задумывались над вопросом о важности делового общения с персоналом в будущей профессиональной деятельности;

- 92% студентов полагают, что для реализации себя в менеджменте у них нет достаточно знаний по деловому общению с персоналом, поэтому без помощи и поддержки со стороны преподавателя им не справиться;

- 88% студентов отметили, что во взаимоотношениях между студентами и педагогом отсутствует атмосфера сотрудничества;

- 88% вышеупомянутых студентов считают, что если бы отношения с преподавателем происходили в атмосфере сотрудничества, то качество их знаний и, соответственно, академическая успеваемость была бы значительно выше, кроме того, отношение к учебе могло бы измениться в лучшую сторону;

- 76% студентов признают необходимость и важность делового общения с персоналом в учебном процессе, но в то же время осознают, что готовность к деловому общению с персоналом не возникнет сама собой во

Повышение квалификации специалистов

время обучения в вузе, ее необходимо целенаправленно формировать;

- 58% студентов считают, что готовность к деловому общению с персоналом важна, а для этого необходимы знания в различных областях.

Действенность также определялась анкетированием. Выяснялось эмоциональное отношение к предмету делового общения с персоналом, мотивация к активной деятельности с целью преодоления внутреннего дискомфорта с учетом собственного физического и духовного здоровья. Умелость — (показатель — результативность) выявлялась на практике в учебном процессе в ходе деловых игр, при проведении круглых столов, в выступлениях на научных студенческих конференциях. Мы выясняли способность к использованию накопленных знаний и умений.

Для каждой составляющей готовности к деловому общению с персоналом по всем показателям были разработаны критерии оценки готовности студентов к данному виду общения, по которым выставлялись соответствующие баллы. Разработанные критерии использовались в ходе всей экспериментальной работе для определения уровня готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебном процессе на каждом этапе исследования.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

- потребность в деловом общении с персоналом в учебно-педагогическом общении актуальна, она реально существует;

- образовательный процесс необходимо направить на определение способностей и задатков студентов и на их последующую реализацию в процессе обучения в соответствии с социальными и моральными нормами и с учетом образовательных возможностей различных дисциплин;

- важно и необходимо уделять большее внимание деловому общению с персоналом в учебном процессе;

- взаимоотношения между преподавателем и студентами необходимо строить на паритетных началах.

Мы остановились на четырех уровнях, достаточно отражающих, по нашему мнению, различия в состояниях готовности студентов к деловому общению с персоналом: начальный, преддостаточный, достаточный, продвинутый. На основе анализа научно-педагогической литературы, диссертационных исследова-

ний и собственного опыта, были охарактеризовали перечисленные уровни готовности. Исходя из тематики нашего исследования, мы поставили перед собой задачу описать уровни готовности студентов к такому общению с помощью конкретных показателей, ограничивающих один уровень от другого.

С помощью такого описания каждого уровня можно точнее определить имеющийся уровень готовности студентов к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении. Фиксируя выявленный уровень готовности к деловому общению с персоналом и состояние обобщенных характеристик, можно определить, на какие из них нужно обратить особое внимание, чтобы «поднять» их до следующего уровня. Вычленение уровней в этом плане очень удобно, т. к. дает возможность с достаточно высокой степенью точности выявить ту характеристику, которая «нуждается в помощи».

Для начального уровня готовности студентов к деловому общению с персоналом характерны следующие показатели: студенты осознают необходимость такого общения в учебной деятельности, но мотивы в основном стихийны; осведомленность в вопросах делового общения с персоналом носит изолированный характер; неточное воспроизведение информации, в меньшей степени имеется в наличии действенность в деловом общении, активность практически отсутствует, студенты редко проявляют инициативу, действуют только по заданию и помощью преподавателя; умелость в осуществлении данного общения слабо выражена, студенты не используют имеющиеся знания о деловом общении с персоналом в учебном процессе, осуществляют некоторые умения, но результаты не всегда положительные; студенты не умеют организовывать, планировать и ставить цели делового общения с персоналом в учебно-педагогическом общении.

Преддостаточному уровню готовности студентов соответствуют следующие показатели: осведомленность в вопросах такого рода общения повышена, но не всегда применяются имеющиеся знания; присутствует понимание роли делового общения с персоналом в деятельности менеджера, эпизодически применяют усвоенный опыт в деловом общении с персоналом в учебных ситуациях, почти точное воспроизведение содержания, некоторые неточности связаны с непониманием сути; эпизодическое проявление потребности в ис-

240

Вестник ЮУрГУ, № 9, 2006

Вольская И.Г.

Готовность студентов вуза к деловому общению с персоналом в учебно-педагогическом общении

пользовании навыков делового общения с персоналом в учебном процессе, осознание роли делового общения с персоналом в будущей профессиональной деятельности, студенты ставят цели, но достигают их с трудом, с помощью преподавателя могут соотнести свою деятельности с результатами работы, фрагментарно присутствует логичность в рассуждениях; действенность в деловом общении повышается только при наличии внешнего стимулирования и при выполнении небольших заданий, эпизодически проявляют инициативность при планировании своей деятельности; с помощью преподавателя могут соотнести свою деятельность с результатами работы, студенты применяют на практике знания о деловом общении с персоналом, но не всегда достигают результатов, умеют работать с основными источниками информации, осуществлять организационно-управленческие умения, но положительных результатов достигают при помощи опытного наставника.

Достаточный уровень готовности к деловому общению с персоналом характеризуется следующим: систематизированы знания о деловом общении, о способах работы с источниками информации, о планировании и организации данной деятельности, студенты осознают необходимость делового общения с персоналом и его роль в профессиональной деятельности, самостоятельно ставят и достигают цели по осуществлению такого общения, соотносят их с результатами работы, логичны в рассуждениях, могут объяснить свои »действия; мотивы к осуществлению делового общения с персоналом в учебной ситуации устойчивы; действенность носит активный характер; умелость проявляется в работе с источниками информации, в деловых играх, в составлении диалогов, студенты умело применяют на практике знания о деловом общении с персоналом, самостоятельно достигают положительных результатов, успешно пополняют свой опыт, действуют в нестандартных ситуациях, но результатов достигают с помощью преподавателя.

Продвинутый уровень готовности к деловому общению с персоналом в учебнопедагогическом общении характеризуется: высоким осознанием личной и общественной значимости такого рода общения, студенты имеют свою точку зрения и логично обосновывают ее, самостоятельно корректируют свою деятель и соотносят ее с результатами; студенты активны при выполнении объемных заданий, проявляют творческое отношение к данной деятельности, способны действовать в нестандартных ситуациях; студенты рационально используют источники информации, умелость проявляется в процессе анализа и оценки результатов делового общения в учебном процессе; студенты систематически используют навыки делового общения с персоналом в учебных ситуациях, умело применяя творческий подход при его организации.

Литература

1. Сериков, Г.Н. Здоровъесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.

2. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. /Б.Т Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. -523 с.

3. Пидкасистый, П.И. Психологический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогической общество России, 1999. - 354 с.

4. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования /Б.С. Гершунский //Педагогика. - 2003. -№ 2.- С. 3-7.

5. Сериков, Г.Н. О гуманно ориентированном подходе к образованию / Г.Н. Сериков Педагогические и управленческие условия непрерывного образования студентов: материалы областной науч.-практ. конф. 24-25 мая 1999. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. - С. 12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.