Научная статья на тему 'К вопросу о проектировании педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов'

К вопросу о проектировании педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишимова И. Н.

В статье описана модель педагогического взаимодействия, направленная на организацию педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов, функциональный аспект которой состоит в совместном педагогическом проектировании и реализации названных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проектировании педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов»

УДК 74.58+378(077)

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У СТУДЕНТОВ

И.Н. Ишимова ЧВВКУ(ВУ)

В статье описана модель педагогического взаимодействия, направленная на организацию педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов, функциональный аспект которой состоит в совместном педагогическом проектировании и реализации названных условий.

Педагогическое проектирование рассматривают в нескольких аспектах: как область интегрированного знания в педагогике, как вид теоретического мышления педагогов, как принцип развития педагогических инноваций, как особую сферу педагогической деятельности. Объектами проектирования в образовании могут выступать цели и содержание образования, педагогические технологии, педагогический процесс, педагогические системы и др. [1]. В нашем исследовании объектом проектирования выступают педагогические условия становления общенаучных понятий у студентов вузов.

Актуальность исследования обусловлена современными требованиями к уровню образованности выпускника вуза. Достаточно быстро изменяющиеся условия жизни диктуют необходимость общества в высокообразованных, социально мобильных специалистах, способных ориентироваться в самых различных областях науки и техники и способных переквалифицироваться на другие виды профессиональной деятельности в короткие сроки. Профессиональные умения и навыки имеют сложную структуру, однако их обязательным компонентом являются знания. Практическая деятельность высококвалифицированного специалиста все более определяется возрастающей ролью научной теории. Целостная научная картина мира, выполняя функции систематизации знаний и формирования мировоззрения, является предпосылкой эффективного выполнения профессиональных обязанностей современного специалиста. Специалист, имеющий определенные универсальные знания, обладает более высокой профессиональной мобильностью, адаптацией к новым профессиям, специальностям и специализациям.

В содержании высшего профессионального образования можно выделить элементы, общие при подготовке специалистов различных направлений. К таким универсальным элементам мы относим общенаучные понятия. Понятия, объем которых распространяется на различные (любые) области науки при постоянном содержании, называют общенаучными [2]. Наряду с философскими категориями, они лежат в основании целостной научной картины мира. Объективным основанием необходимости владения общенаучными понятиями мы считаем проявление явной тенденции к интеллектуализации труда и, соответственно, повышение роли научной теории. Владение специалистом такими понятиями, как система, модель, информация, структура, порядок, закон, управление, связь, функция и др., повышает вероятность успешности профессиональной карьеры в избранной области профессиональной Деятельности, а также результативность самообразования и более высокую степень профессиональной мобильности.

В практике образования существует явное противоречие между осознанием необходимости формирования целостной научной картины мира у обучающихся и реализацией образовательного процесса преимущественно на узкопредметной, дисциплинарной основе. Одним из путей преодоления выделенного противоречия является становление общенаучных понятий у студентов. Анализ многочисленных теоретических и практических исследований по различным аспектам проблемы формирования обобщенных понятий (М.Н. Берула-ва, JT.C. Выготский, В.В. Давыдов, И.Д. Зверев, Л.Я. Зорина, И.О. Котлярова, В.Н. Максимова,

Н.А. Менчинская, А.И. Подольский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, A.B. Усова и мн. др.), опора на системный подход к описанию

структуры понятия (С.И. Архангельский, Г.Г. Гранатов) позволили нам выделить следующие педагогические условия становления общенаучных понятий у студентов: 1) задания межпредметного содержания; 2) интегративные формы организации образовательного процесса. В то же время мы установили, что исследований, посвященных формированию общенаучных понятий в условиях гуманно ориентированного образования, практически не проводилось. Следуя приоритету принципа гуманизма в образовании, наряду с указанными педагогическим условиям мы выделяем гуманно ориентированную направленность учебно-педагогических взаимодействий.

Для достижения поставленной цели -становления общенаучных понятий у студентов, эти условия должны быть специальным образом спроектированы и организованы. В практике образования каждый педагог занят преимущественно осуществлением своих компетенций и при этом, как правило, не осведомлен о компетенциях партнеров. Такое положение, как отмечает Г.Н. Сериков, «когда каждый педагог исполняет свои компетенции без учета того, что делается другими, вряд ли можно назвать нормальным. Дело в том, что образовательная деятельность человека в целом выпадает из поля зрения педагогов. Каждый из них, сопровождая отдельный аспект образовательной деятельности, уделяет внимание только ему» [3, с. 167].

В нашем исследовании мы руководствуемся принципом синергизма. Суть синергизма состоит в эффектах совместного действия, которые очень часто существенно выше суммарного эффекта разрозненных действий. Для различных социальных групп свойственен особый вид синергизма, который Г.Н. Сериков характеризует как групповой антропосинергизм. «Групповой антропосинергизм предстает как своеобразная социальная целостность субъектов, сотрудничающих друг с другом. Каждый из них выполняет свои функции во взаимодействии с партнерами, а все вместе они сориентированы на достижение каких-то общих целей» [4, с. 98]. Исходя из сказанного, для эффективного становления общенаучных понятий у студентов мы предлагаем педагогическое взаимодействие, которое выражается в совместной деятельности преподавателей по проектированию и реализации выделенных педагогических условий.

Нами разработана модель педагогического взаимодействия по организации педагогических условий становления общенаучных

понятий у студентов. При этом мы опирались на определение педагогического моделирования, данное Н.О. Яковлевой: это «отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» [5, с. 170]. Педагогическое моделирование ориентировано на будущие действия педагога, которых в момент создания модели он еще не осуществляет, а модель представляет собой сами способы деятельности педагога-проектировщика, создающие будущее, которое определяется целью моделирования.

Модель педагогического взаимодействия в процессе организации педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов представлена на рисунке.

При разработке предлагаемой модели мы руководствовались положениями системного подхода и ведущими правилами проектирования образовательных систем, сформулированными на основе системно-синергетического подхода [6].

1. Каждая проектируемая образовательная система является адресно ориентированной. Это означает, что ведущим основанием их появления выступают свойства пользователей. В соответствии с принципом гуманизма, ведущим основанием появления модели педагогического взаимодействия по организации педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов выступают сущностные свойства обучающихся. В нижнем основании предлагаемой модели находятся проявившиеся сущностные свойства обучающихся (выявленный в констатирующем эксперименте уровень сформированности общенаучных понятий). Верхним основанием являются перспективные состояния сформированности общенаучных понятий у обучающихся. Эти основания предопределяют свойства системы и задают направленность ее функционированию - повышение уровня сформированности общенаучных понятий у обучающихся, а также поиск форм педагогической поддержки, способствующих улучшению этих сущностных свойств. Предполагается, что повышение уровня сформированности общенаучных понятий у студентов будет способствовать их самореализации в социально приемлемом русле.

2. Представленная образовательная система является функционально определенной. Она создается ради достижения поставленной цели: становления общенаучных понятий у

Сформированные общенаучные понятия -результат реализации педагогических условий становления ОНП

ЗЕ

Достигнутый уровень сформированности ОНП

Реализация педагогических условий в образовательном процессе: гуманно ориентированные учебно-педагогические взаимодействия; задания межпредметного содержания;

интегративные формы организации образовательного процесса.

Ж

ту

ВУЗОВСКИЙ 4—► кафедральный 4—► л ^ дисциплинарный

і .. —

І Іроек і ириванис не даі оі ических условий становления ОІІП

Совместная деятельность преподавателей - согласование методологических основ формирования ОНП, терминологии, критериев сформированности ОНП, разработка проектируемого уровня сформированности ОНП и др.

ОНП как системообразующие основания организации содержания циклов учебных дисциплин Гуманно ориентированная направленность педагогических взаимодействий в образовательном процессе

в образовательном пространстве

I

Выявленный уровень Проектируемый уровень 4

сформированности ОНП сформированности ОНП

Модель педагогического взаимодействия по организации педагогических условий становления общенаучных понятий (ОНП) у студентов

студентов. Функциональный аспект модели состоит в совместном педагогическом проектировании и реализации определенных педагогических условий. Проектирование педагогических условий становления общенаучных понятий происходит в единстве содержательного и деятельностного компонентов и гуманно ориентированной направленности педагогических взаимодействий. Функционирование проектируемой педагогической системы обусловливается сущностью ее оснований. Предлагаемая образовательная система создается не только для удовлетворения потребностей пользователей, но и для того, чтобы вы-

полнять социальный заказ по подготовке высокообразованных, социально мобильных специалистов. Таким образом, прослеживается двуединство оснований проектируемой образовательной системы. Ее функциональная определенность соподчиняется адресной ориентированности.

3. Предлагаемая модель не является жестко регламентированной. Она предполагает наличие вариативности при реализации субъ-ект-субъектных и субъект-объектных отношений как для преподавателей, так и для студентов. Опираясь на совместный проект, преподаватели, например, самостоятельно опре-

деляют методы формирования общенаучных понятий на предметном уровне, организационные формы образовательного процесса, где, по их мнению, реализация данной модели будет наиболее результативной. С другой стороны, обучающиеся могут самостоятельно выбрать задания по интерпретации существенных признаков общенаучных понятий в интересующих их предметных областях, задания межпредметного содержания, темы докладов, рефератов. Реализация предлагаемой модели возможна при сформированное™ общенаучных понятий у студентов на разных уровнях.

4. Предлагаемая образовательная система является апробированной. Главное назначение апробации состоит в том, чтобы не наносить вреда пользователям путем применения ими недостаточно обоснованных средств и методов своей деятельности и возможного взаимодействия с партнерами. Кроме того, по результатам апробации происходит выявление степени проявления синергизма в процессе становления общенаучных понятий у студентов.

5. На этапе апробации проводилось диагностирование состояния сформированное™ общенаучных понятий. Его назначение -своевременно информировать субъектов образования (проектировщиков и пользователей) о возможных отклонениях в проявлениях субъект-объектных отношений участников образования с апробируемой образовательной системой. В практику образования введено предварительное (в начале 1 семестра) диагностирование состояния сформированности общенаучных понятий у обучающихся, позволившее вносить изменения в вариативную часть содержания образования в соответствии с выявленными уровнями. В этом, по нашему мнению, проявляется адаптация предлагаемой модели к субъектам образования.

При создании модели было принято ограничение, состоящее в том, что рассматривалась только та часть образовательного процесса, которая связана с общеобразовательной подготовкой. Вне нашего внимания осталась часть образовательного процесса, связанная с общепрофессиональной и специальной подготовкой. Такое ограничение введено из-за отсутствия реальной возможности вести столь широкое исследование.

Мы стоим на позиции создания гуманно ориентированных условий образовательного процесса, среди которых отметим паритет-

ность во взаимоотношениях участников образования. В данном случае имеется в виду паритетность во взаимоотношениях не только учебно-педагогических, но профессиональнопедагогических. Поэтому мы считаем возможным проектирование педагогических условий становления общенаучных понятий в рамках уже существующих структур образовательного учреждения, а именно: через предметно-методические комиссии, научно-методические семинары, конференции, методические советы и пр. В предлагаемой модели акцент делается, в первую очередь, на профессионально-педагогических отношениях, проявляющихся в сфере профессиональной компетенции преподавателя. При этом мы не отдаем приоритет деятельности педагогов по становлению общенаучных понятий в какой-либо конкретной предметной области. Профессионально-педагогические отношения в проектируемой образовательной системе не имеют жесткой соподчиненности. Взаимоотношения субъектов деятельности рассматриваются на основе партнерства и равноправного сотрудничества.

Проектирование педагогических условий становления общенаучных понятий у обучающихся происходит поэтапно, с переходом от одного уровня профессиональнопедагогических отношений к другому. Уровень, на котором реализуются профессио-нально-педагогические отношения преподавателей всех учебных дисциплин, назовем вузовским; уровни, на которых реализуются профессионально-педагогические отношения преподавателей родственных дисциплин (циклов) и отдельных дисциплин, соответственно кафедральным и дисциплинарным. При этом педагогическое взаимодействие на каждом следующем этапе основывается на договоренностях (установках), выработанных на предыдущем этапе.

Первый этап проектирования педагогических условий становления общенаучных понятий осуществляется на вузовском уровне. Совместная деятельность преподавателей состоит в выборе общенаучных понятий, значимых для всех дисциплин, выделении существенных признаков понятий, имеющих особое значение в конкретных предметных областях. При этом происходит постановка общей цели, анализ выявленного уровня сформированности общенаучных понятий у студентов, разработка проектируемого уровня. Здесь согласуются методологические основы становления

общенаучных понятий; единое представление, терминология и определения формируемых общенаучных понятий; критерии оценки и средства диагностики их сформированности; способы стимулирования учебной деятельности студентов и др.

Второй этап осуществляется на кафедральном уровне. Это стадия уточнения общей цели и проектируемых педагогических условий в содержании цикла дисциплин, разработке и согласовании заданий межпредметного характера, интегративных форм организации учебного процесса.

Совместный проект конкретизируется и реализуется на третьем этапе - дисциплинарном уровене. Теперь преподаватель самостоятельно решает вопрос о методах формирования общенаучных понятий, исходя из собственного видения логики представления конкретного учебного материала и результатов диагностики сформированности общенаучных понятий у студентов. Он выбирает организационные формы реализации выбранных методов. Зная содержание и структуру учебной дисциплины, преподаватель определяет объекты познания, которые будут служить опорами при формировании существенных признаков общенаучного понятия в конкретной предметной области; устанавливает место и способы реализации внутри- и межпредметных связей, сопоставления общего с частным в системе учебных занятий. Каждый преподаватель, структурируя учебный материал, опирается на согласованное определение общенаучного понятия, разрабатывает задания межпредметного содержания, темы докладов, рефератов, учебно-исследовательских работ и др. В содержании конкретного предмета происходит уточнение содержания общенаучного понятия, его конкретизация и расширение объема.

В процессе реализации общей цели происходит постоянное общение преподавателей, обсуждение особенностей представления учебного материала, обмен мнениями о содержании и методике формирования общенаучных понятий, об особенностях раскрытия содержания и уточнения объема общенаучных понятий в рамках отдельных дисциплин.

На уровне вуза проводятся научно-

методические конференции и семинары, меж-кафедральные совещания по решению выделенных проблем. На уровне кафедры совместная деятельность преподавателей выражается в работе предметно-методических комиссий и методических кабинетов. На уровне дисциплины проводятся инструкторско-

методические занятия, вырабатываются подходы и приемы по становлению общенаучного понятия с опорой на единое определение и представление. На всех уровнях организуются взаимопосещения преподавателями учебных занятий. В процессе постоянного общения какие-либо методические и дидактические «находки» одного преподавателя становятся достоянием всех педагогов, происходит взаимное обогащение педагогического опыта.

Этап функционирования предлагаемой модели начинается с ее внедрения в практику образования. Это означает, что совместное педагогическое проектирование и реализация педагогических условий становления общенаучных понятий у студентов становится элементом образовательного процесса вуза.

Литература

1. Птугина, ИВ. Проектирование образовательного процесса как системы: учебное пособие / ИВ. Пичугина, Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 16 с.

2. Готт, B.C. Общенаучные понятия и их роль в познании /B.C. Готт, АД. Урсул. - М.: Знание, 1975. - 64 с.

3. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

4. Сериков, Г.Н. Основание педагогических исследований / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - 238 с.

5. Яковлева, НО. Теоретико-методоло-гические основы педагогического проектирования: монография /Н.О. Яковлева. —М.: Инфор-мационно-издат. центр АтиСО, 2002. -239 с.

6. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.