ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
И. В. Филатова (Троицкий педагогический колледж,
Челябинская область)
В статье раскрывается сущность учебно-педагогического взаимодействия, обосновываются проектирование и реализация технологии учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа, раскрываются содержание этапов технологии и ее классификационные признаки.
Ключевые слова: коммуникативная образованность; учебно-педагогическое взаимодействие; технология учебно-педагогического взаимодействия; гуманно ориентированный подход.
Современные социально-экономические условия жизни предъявляют все более высокие требования к уровню образованности будущего специалиста, в том числе специалиста в педагогической сфере. Он должен быть компетентным, высоко образованным, умеющим строить взаимодействия на паритетных началах, обладающим умением взаимодействовать с субъектами образовательного процесса на гуманных и демократических принципах, содействовать полноценному, адекватному времени развитию воспитанников. Эти требования четко обозначены в ведущих документах сферы образования, в частности, в Законе РФ «Об образовании», в Программе модернизации педагогического образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Отмечается также, что в связи с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия «...особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» [6].
Под коммуникативной образованностью мы понимаем свойство, характеризующееся единством ее (коммуникативной образованности) системных элементов (коммуникативной осведомленности, коммуникативной сознательности, коммуникативной действенности, коммуникативной умелости), являющееся уровневой характеристикой присваиваемого студентом в образовательном
процессе профессионально ориентированного коммуникативного опыта, с помощью которого студент становится способным к осуществлению педагогического общения в профессиональной деятельности [8].
Становление коммуникативной образованности имеет принципиальное качественное отличие от просто приобретения коммуникативных знаний, умений и навыков, поскольку раскрывает у будущих педагогов способность творчески применять освоенный коммуникативный, социальный опыт на практике, определяет современное миропонимание, которое, в свою очередь, в значительной степени обусловливает их общественное поведение. Образованность будущего педагога составляет научную основу реализации им общественно полезной деятельности, а также служит инструментом самопознания и самосовершенствования, поскольку существенно зависит от многочисленных внутриличностных предпосылок. Становление коммуникативной образованности студентов — непрерывный процесс количественного и качественного накопления показателей системных характеристик коммуникативной образованности (полноты, объема коммуникативных знаний, коммуникативной активности, результативности), опирающийся на системно-синергетические и гуманно ориентированные принципы и осуществляющийся в образовательном процессе посредством учебно-педагогического взаимодействия.
© Филатова И. В., 2009
№ 2, 2009
Таким образом, становление коммуникативной образованности студентов — сложный процесс, требующий системного подхода и использования эффективных средств, в том числе учебно-педагогического взаимодействия.
Под учебно-педагогическим взаимодействием мы понимаем образовательные отношения, характеризующиеся степенью вовлеченности в образование (активность, сознательность, целенаправленность взаимных действий и пр.) и поэтапным переходом от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям, строящимся с учетом ин-
дивидуальных особенностей субъектов взаимодействия, направленным на повышение результативности образования. Учебно-педагогическое взаимодействие в педагогической науке — понятие не новое. В своем исследовании мы уточняем характеристику учебно-педагогического взаимодействия относительно его влияния на становление коммуникативной образованности студентов. В нижеприведенной таблице данное уточнение представлено в сравнении с уже имеющимися в педагогической науке характеристиками учебно-педагогического взаимодействия.
Характеристика учебно-педагогического взаимодействия
Обобщенная характеристика
Уточненная характеристика
1. Субъектно-субъектное взаимодействие
2. Системность в аспекте установления самых разнообразных связей, целенаправленности совместных действий обеих сторон, в аспекте согласованности
3. Взаимовлияние с целью изменения обоих участников взаимодействия
4. Учет индивидуальных, личностных особенностей участников взаимодействия: вариативность, отбор содержания, жизненно важного для каждого субъекта
5. Традиционные методы и приемы организации и осуществления учебно-педагогического взаимодействия, приемлемые в образовательном процессе
6. Взаимодействие рассматривается как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов
1. Поэтапный переход от субъектно-объектного к субъектносубъектному взаимодействию с целью обеспечения адаптационного периода в профессиональной подготовке студентов
2. Интегративность в аспекте упорядочения, структурирования взаимодействий в процессе обучения, педагогической практики и внеучебной деятельности, а также межличностных, внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации отношений
3. Взаимовлияние с целью изменения не только обоих участников взаимодействия, но и педагогической среды
4. Учет индивидуальных особенностей участников взаимодействия: вариативность на основе принадлежности субъекта к тому или иному виду учебно-педагогического взаимодействия, отбор содержания, профессионально важного для каждого субъекта
5. Интерактивные методы и приемы организации и осуществления учебно-педагогического взаимодействия, приемлемые в образовательном процессе
6. Взаимодействие рассматривается как образовательные отношения, направленные на повышение результативности образования, на стремление субъектов принять более активное участие в образовании с целью увеличения их вовлеченности в образование
Результативность учебно-педагогического взаимодействия относительно его влияния на становление коммуникативной образованности студентов достигается за счет разработки технологии учебно-педагогического взаимодействия. В настоящее время в педагоги-
ческой науке понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) имеет множество трактовок [2; 4]:
В своем исследовании мы опираемся на толкование рассматриваемого понятия Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Код-
жаспирова, согласно которому технология «представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат» [3, с. 149]. В проектировании технологии учебно-педагогического взаимодействия мы учли стадии процедурных позиций, описанных В. М. Шепелем [9].
1. Стадия теоретического обоснования технологии: изучение научной литературы, теоретическое обоснование ведущих понятий, построение гипотезы, разработка необходимых нормативных документов, создание условий. Нормативными документами, разработанными в рамках исследования, являются «Положение о досуговом центре» (досуговый центр выступает как организационная форма внеучебной деятельности педагогического колледжа), «Положение о студенческом самоуправлении», различные положения о деятельности творческих объединений, входящих в состав досугового центра педагогического колледжа, «Положение о Совете общежития». В качестве условий выступают условия образовательного процесса, условия организованного досуга и внеучебной деятельности и условия педагогической практики.
2. Стадия технологических процедур: проектирование модели, ее коррекция в процессе экспериментальной деятельности. Модель учебно-педагогического взаимодействия проектировалась и реализовалась с учетом целевого компонента (становление коммуникативной образованности студентов), начального, проектируемого и достигнутого уровней коммуникативной образованности студентов, процессуально-содержательного компонента (содержание учебно-педагогического взаимодействия педагогиче-
ских работников и студентов; методы — стимулирования сознания, познавательной активности и обмена информацией в образовательном процессе, организации и осуществления взаимодействия в досуговой деятельности, взаимодействия в рамках педагогической практики; организационные формы учебно-педагогического взаимодействия — урок, воспитательное мероприятие разных видов, занятие), условий этапов образовательного процесса, а также учета индивидуально-типологических особенностей студентов.
3. Стадия технологического инструментария: использование методов, приемов, средств, форм организации и осуществления деятельности с постоянным отслеживанием динамики изменения результатов, уровневых характеристик. На данной стадии разрабатывалась и внедрялась программа «Организация культурно-досуговой деятельности с практикумом по учебно-педагогическому взаимодействию»; студентам предлагались практические задания, касающиеся учебно-педагогического взаимодействия и педагогического общения, в специально созданной рабочей тетради по основам педагогического мастерства; были выделены показатели (коммуникативная осведомленность, коммуникативная действенность, коммуникативная умелость, коммуникативная сознательность) и разработана уровневая шкала. В качестве технологического инструментария выступали сборник сценариев с методическими рекомендациями по использованию интерактивных методов [5] учебно-педагогического взаимодействия в разных видах внеучебной деятельности, таких как сборы студенческого актива, студенческая конференция по самоуправлению с применением диалоговых методов — диспутов, дискуссий, дебатов; КВН с использованием методов брейншторминга (мозговой атаки), театрализации и драматизации; мастер-классы, например, «Урок радости», «Я могу научить» с применением методов сторителлинга (рассказывания исто-
№ 2, 2009
рий), организационно-деятельностной игры, решения педагогических задач; организованный досуг с использованием метода вербального и невербального перевоплощения, коммуникативных тренинговых упражнений, ролевых игр и др.
4. Стадия критериев и методов замера результатов: контрольный этап эксперимента. На данной стадии были отобраны диагностические методики (тесты, опросники, карты наблюдений и др.) относительно оценки показателей коммуникативной образованности студентов. Результаты заносились в «Дневник отслеживания изменения уровня коммуникативной образованности студентов», который заводился на каждого обучающегося и в котором фиксировались изменения в течение трех лет обучения студентов в колледже.
5. Стадия ортобиотико-экономи-ческого обеспечения: применение гуманно ориентированных технологий. Гуманно ориентированный подход [1; 8] выступает методологической основой нашего исследования.
Первое положение гуманно ориентированного образования — иерархическая приоритетность сущностных свойств участников образования. Это прежде всего проявляемость в образовании общих и индивидуальных свойств человека. Сущностные свойства человека служат характеристикой соответствующего участия в образовании, а также ведущей предпосылкой осуществимости тех или иных результатов образования. Гуманное образование предполагает создание гуманных условий в образовательном пространстве (Е. В. Ананьева). Относительно нашего исследования данное положение актуально в аспекте интеграции этапов образовательного процесса, создания условий для профессиональной и творческой самореализации студентов во внеучебное время в рамках досугового центра.
Второе положение гуманно ориентированного образования — направленность на развитие готовности его участников к самореализации своих сущно-
стных свойств в социально приемлемых проявлениях. Очевидно, что желание, возможность, способность студентов к самореализации своих сущностных свойств имеют значение при оценке и учете индивидуальных особенностей студентов. В своем исследовании мы сделали акцент на выявлении видов и типов учебно-педагогического взаимодействия (партнерское, стимулирующее, направляющее, регулирующее) на основе показателей индивидуально-типологических особенностей: тип темперамента, акцентуация характера, способности, степень взаимодействия в общении, профессиональные склонности. Это определило специфику содержания, формы организации и методов учебно-педагогического взаимодействия относительно этапов образовательного процесса.
Третье положение гуманно ориентированного образования — паритетность во взаимоотношениях. Оно заключается в признании участников образования в качестве равноценных субъектов предметной и коммуникативной деятельности, т. е. характеризуется субъектно-субъектной направленностью взаимодействия в процессе становления коммуникативной образованности студентов.
Четвертое положение гуманно ориентированного образования — системность процессуальных реализаций. Становление коммуникативной образованности студентов осуществляется посредством учебно-педагогического взаимодействия. Такая система строится по трем основаниям — проектируемое состояние, начальное состояние и достигнутое состояние коммуникативной образованности. Все три основания взаимосвязаны, однако приоритетным выступает начальное состояние коммуникативной образованности, в рамках которого выгявляются индивидуально-типологические особенности студентов, тогда как проектируемое состояние, в рамках которого учитыгваются индивидуальнотипологические особенности студентов, служит ориентиром процесса становле-
ния, а достигнутое состояние определяет результат.
Резюмируя вышеизложенное, приведем классификационные признаки технологии учебно-педагогического взаимодействия [7].
1. Основополагающий подход: гуманно ориентированный (индивидуализация педагогического взаимодействия, использование субъектного опыта студента, помощь со стороны преподавателя, направленная на студента относительно реализации его творческого потенциала, самосовершенствования, переживания состояния успеха); системно-синергетический (осуществление процесса становления коммуникативной образованности в совокупности всех ее компонентов, соблюдение этапности, преемственности и целостности).
2. Этапность технологического процесса: аудиторные занятия, педагогическая практика, внеучебная деятельность.
3. Характер учебно-педагогического взаимодействия: интерактивный, демократический, сотрудничества.
4. Виды учебно-педагогического взаимодействия: партнерское, направляющее, стимулирующее, регулирующее.
5. Тип управления образовательным процессом: взаимообучение.
6. Коммуникативные микротехнологии: тренинги, диалоговые технологии, организационно-деятельностные игры, коммуникативные ролевые игры и др.
7. Стиль учебно-педагогического взаимодействия: гуманистический стиль развивающегося взаимодействия.
8. Организационные формы: формы организации процесса обучения (урок в интерактивном режиме), педагогической практики (занятие, урок, мероприятие в интерактивном режиме) и внеучебной деятельности (разные виды мероприятий).
9. Организационная форма внеучеб-ной деятельности: досуговый центр.
10. Характер содержания учебно-педагогического взаимодействия: адаптивно-вариативный, развивающий.
11. Преобладающие методы: диалогические, интерактивные.
12. Преобладающие средства: вербальные и невербальные, рефлексия.
Таким образом, на основе апробации в процессе исследования технологии учебно-педагогического взаимодействия был достигнут результат относительно становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа, спроектирована и апробирована модель учебно-педагогического взаимодействия, разработан необходимый нормативно-правовой, программно-методический инструментарий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гольдберг, В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В. А. Гольдберг. — М. : Новая школа, 2001. — 176 с.
2. Каменский, А. М. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования : практ. пособие / А. М. Каменский, З. Ю. Смирнова. — М. : Сентябрь, 2006. — 176 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
4. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под общ. ред.
B. С. Кукушина. — М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2006. — 336 с.
5. Петровская, Л. А. Активные методы социально-психологического взаимодействия на коммуникативные процессы / Л. А. Петровская // Общение и оптимизация совместной деятельности / Л. А. Петровская. — М., 1987. — 163 с.
6. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования : сб. нормативных правовых док. / сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер,
C. В. Васильев и др. ; под ред. П. Ф. Анисимова. — М. : Ин-т проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. — 410 с.
7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
8. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. — Курган : Зауралье, 1997. — 464 с.
9. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. — М. : Нар. образование, 1999. — 432 с.
Поступила 20.06.08.