Научная статья на тему 'Технология учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа'

Технология учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDY AND PEDAGOGICAL INTERACTION / STUDY AND PEDAGOGICAL INTERACTION TECHNOLOGY / HUMANITY-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Ирина Васильевна

В статье раскрывается сущность учебно-педагогического взаимодействия, обосновываются проектирование и реализация технологии учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа, раскрываются содержание этапов технологии и ее классификационные признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of a Study and Pedagogical Interaction in the Aspect of Communicative Competence Evolvement Among Students of a Pedagogical College

The article explains the essence of the study and pedagogical interaction, gives grounds for the study and pedagogical interaction technology projecting and implementation, the technology stages content and its classification features are presented.

Текст научной работы на тему «Технология учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа»

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

И. В. Филатова (Троицкий педагогический колледж,

Челябинская область)

В статье раскрывается сущность учебно-педагогического взаимодействия, обосновываются проектирование и реализация технологии учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа, раскрываются содержание этапов технологии и ее классификационные признаки.

Ключевые слова: коммуникативная образованность; учебно-педагогическое взаимодействие; технология учебно-педагогического взаимодействия; гуманно ориентированный подход.

Современные социально-экономические условия жизни предъявляют все более высокие требования к уровню образованности будущего специалиста, в том числе специалиста в педагогической сфере. Он должен быть компетентным, высоко образованным, умеющим строить взаимодействия на паритетных началах, обладающим умением взаимодействовать с субъектами образовательного процесса на гуманных и демократических принципах, содействовать полноценному, адекватному времени развитию воспитанников. Эти требования четко обозначены в ведущих документах сферы образования, в частности, в Законе РФ «Об образовании», в Программе модернизации педагогического образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Отмечается также, что в связи с переходом к постиндустриальному, информационному обществу и значительным расширением масштабов межкультурного взаимодействия «...особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности» [6].

Под коммуникативной образованностью мы понимаем свойство, характеризующееся единством ее (коммуникативной образованности) системных элементов (коммуникативной осведомленности, коммуникативной сознательности, коммуникативной действенности, коммуникативной умелости), являющееся уровневой характеристикой присваиваемого студентом в образовательном

процессе профессионально ориентированного коммуникативного опыта, с помощью которого студент становится способным к осуществлению педагогического общения в профессиональной деятельности [8].

Становление коммуникативной образованности имеет принципиальное качественное отличие от просто приобретения коммуникативных знаний, умений и навыков, поскольку раскрывает у будущих педагогов способность творчески применять освоенный коммуникативный, социальный опыт на практике, определяет современное миропонимание, которое, в свою очередь, в значительной степени обусловливает их общественное поведение. Образованность будущего педагога составляет научную основу реализации им общественно полезной деятельности, а также служит инструментом самопознания и самосовершенствования, поскольку существенно зависит от многочисленных внутриличностных предпосылок. Становление коммуникативной образованности студентов — непрерывный процесс количественного и качественного накопления показателей системных характеристик коммуникативной образованности (полноты, объема коммуникативных знаний, коммуникативной активности, результативности), опирающийся на системно-синергетические и гуманно ориентированные принципы и осуществляющийся в образовательном процессе посредством учебно-педагогического взаимодействия.

© Филатова И. В., 2009

№ 2, 2009

Таким образом, становление коммуникативной образованности студентов — сложный процесс, требующий системного подхода и использования эффективных средств, в том числе учебно-педагогического взаимодействия.

Под учебно-педагогическим взаимодействием мы понимаем образовательные отношения, характеризующиеся степенью вовлеченности в образование (активность, сознательность, целенаправленность взаимных действий и пр.) и поэтапным переходом от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям, строящимся с учетом ин-

дивидуальных особенностей субъектов взаимодействия, направленным на повышение результативности образования. Учебно-педагогическое взаимодействие в педагогической науке — понятие не новое. В своем исследовании мы уточняем характеристику учебно-педагогического взаимодействия относительно его влияния на становление коммуникативной образованности студентов. В нижеприведенной таблице данное уточнение представлено в сравнении с уже имеющимися в педагогической науке характеристиками учебно-педагогического взаимодействия.

Характеристика учебно-педагогического взаимодействия

Обобщенная характеристика

Уточненная характеристика

1. Субъектно-субъектное взаимодействие

2. Системность в аспекте установления самых разнообразных связей, целенаправленности совместных действий обеих сторон, в аспекте согласованности

3. Взаимовлияние с целью изменения обоих участников взаимодействия

4. Учет индивидуальных, личностных особенностей участников взаимодействия: вариативность, отбор содержания, жизненно важного для каждого субъекта

5. Традиционные методы и приемы организации и осуществления учебно-педагогического взаимодействия, приемлемые в образовательном процессе

6. Взаимодействие рассматривается как согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов

1. Поэтапный переход от субъектно-объектного к субъектносубъектному взаимодействию с целью обеспечения адаптационного периода в профессиональной подготовке студентов

2. Интегративность в аспекте упорядочения, структурирования взаимодействий в процессе обучения, педагогической практики и внеучебной деятельности, а также межличностных, внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации отношений

3. Взаимовлияние с целью изменения не только обоих участников взаимодействия, но и педагогической среды

4. Учет индивидуальных особенностей участников взаимодействия: вариативность на основе принадлежности субъекта к тому или иному виду учебно-педагогического взаимодействия, отбор содержания, профессионально важного для каждого субъекта

5. Интерактивные методы и приемы организации и осуществления учебно-педагогического взаимодействия, приемлемые в образовательном процессе

6. Взаимодействие рассматривается как образовательные отношения, направленные на повышение результативности образования, на стремление субъектов принять более активное участие в образовании с целью увеличения их вовлеченности в образование

Результативность учебно-педагогического взаимодействия относительно его влияния на становление коммуникативной образованности студентов достигается за счет разработки технологии учебно-педагогического взаимодействия. В настоящее время в педагоги-

ческой науке понятие «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) имеет множество трактовок [2; 4]:

В своем исследовании мы опираемся на толкование рассматриваемого понятия Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Код-

жаспирова, согласно которому технология «представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат» [3, с. 149]. В проектировании технологии учебно-педагогического взаимодействия мы учли стадии процедурных позиций, описанных В. М. Шепелем [9].

1. Стадия теоретического обоснования технологии: изучение научной литературы, теоретическое обоснование ведущих понятий, построение гипотезы, разработка необходимых нормативных документов, создание условий. Нормативными документами, разработанными в рамках исследования, являются «Положение о досуговом центре» (досуговый центр выступает как организационная форма внеучебной деятельности педагогического колледжа), «Положение о студенческом самоуправлении», различные положения о деятельности творческих объединений, входящих в состав досугового центра педагогического колледжа, «Положение о Совете общежития». В качестве условий выступают условия образовательного процесса, условия организованного досуга и внеучебной деятельности и условия педагогической практики.

2. Стадия технологических процедур: проектирование модели, ее коррекция в процессе экспериментальной деятельности. Модель учебно-педагогического взаимодействия проектировалась и реализовалась с учетом целевого компонента (становление коммуникативной образованности студентов), начального, проектируемого и достигнутого уровней коммуникативной образованности студентов, процессуально-содержательного компонента (содержание учебно-педагогического взаимодействия педагогиче-

ских работников и студентов; методы — стимулирования сознания, познавательной активности и обмена информацией в образовательном процессе, организации и осуществления взаимодействия в досуговой деятельности, взаимодействия в рамках педагогической практики; организационные формы учебно-педагогического взаимодействия — урок, воспитательное мероприятие разных видов, занятие), условий этапов образовательного процесса, а также учета индивидуально-типологических особенностей студентов.

3. Стадия технологического инструментария: использование методов, приемов, средств, форм организации и осуществления деятельности с постоянным отслеживанием динамики изменения результатов, уровневых характеристик. На данной стадии разрабатывалась и внедрялась программа «Организация культурно-досуговой деятельности с практикумом по учебно-педагогическому взаимодействию»; студентам предлагались практические задания, касающиеся учебно-педагогического взаимодействия и педагогического общения, в специально созданной рабочей тетради по основам педагогического мастерства; были выделены показатели (коммуникативная осведомленность, коммуникативная действенность, коммуникативная умелость, коммуникативная сознательность) и разработана уровневая шкала. В качестве технологического инструментария выступали сборник сценариев с методическими рекомендациями по использованию интерактивных методов [5] учебно-педагогического взаимодействия в разных видах внеучебной деятельности, таких как сборы студенческого актива, студенческая конференция по самоуправлению с применением диалоговых методов — диспутов, дискуссий, дебатов; КВН с использованием методов брейншторминга (мозговой атаки), театрализации и драматизации; мастер-классы, например, «Урок радости», «Я могу научить» с применением методов сторителлинга (рассказывания исто-

№ 2, 2009

рий), организационно-деятельностной игры, решения педагогических задач; организованный досуг с использованием метода вербального и невербального перевоплощения, коммуникативных тренинговых упражнений, ролевых игр и др.

4. Стадия критериев и методов замера результатов: контрольный этап эксперимента. На данной стадии были отобраны диагностические методики (тесты, опросники, карты наблюдений и др.) относительно оценки показателей коммуникативной образованности студентов. Результаты заносились в «Дневник отслеживания изменения уровня коммуникативной образованности студентов», который заводился на каждого обучающегося и в котором фиксировались изменения в течение трех лет обучения студентов в колледже.

5. Стадия ортобиотико-экономи-ческого обеспечения: применение гуманно ориентированных технологий. Гуманно ориентированный подход [1; 8] выступает методологической основой нашего исследования.

Первое положение гуманно ориентированного образования — иерархическая приоритетность сущностных свойств участников образования. Это прежде всего проявляемость в образовании общих и индивидуальных свойств человека. Сущностные свойства человека служат характеристикой соответствующего участия в образовании, а также ведущей предпосылкой осуществимости тех или иных результатов образования. Гуманное образование предполагает создание гуманных условий в образовательном пространстве (Е. В. Ананьева). Относительно нашего исследования данное положение актуально в аспекте интеграции этапов образовательного процесса, создания условий для профессиональной и творческой самореализации студентов во внеучебное время в рамках досугового центра.

Второе положение гуманно ориентированного образования — направленность на развитие готовности его участников к самореализации своих сущно-

стных свойств в социально приемлемых проявлениях. Очевидно, что желание, возможность, способность студентов к самореализации своих сущностных свойств имеют значение при оценке и учете индивидуальных особенностей студентов. В своем исследовании мы сделали акцент на выявлении видов и типов учебно-педагогического взаимодействия (партнерское, стимулирующее, направляющее, регулирующее) на основе показателей индивидуально-типологических особенностей: тип темперамента, акцентуация характера, способности, степень взаимодействия в общении, профессиональные склонности. Это определило специфику содержания, формы организации и методов учебно-педагогического взаимодействия относительно этапов образовательного процесса.

Третье положение гуманно ориентированного образования — паритетность во взаимоотношениях. Оно заключается в признании участников образования в качестве равноценных субъектов предметной и коммуникативной деятельности, т. е. характеризуется субъектно-субъектной направленностью взаимодействия в процессе становления коммуникативной образованности студентов.

Четвертое положение гуманно ориентированного образования — системность процессуальных реализаций. Становление коммуникативной образованности студентов осуществляется посредством учебно-педагогического взаимодействия. Такая система строится по трем основаниям — проектируемое состояние, начальное состояние и достигнутое состояние коммуникативной образованности. Все три основания взаимосвязаны, однако приоритетным выступает начальное состояние коммуникативной образованности, в рамках которого выгявляются индивидуально-типологические особенности студентов, тогда как проектируемое состояние, в рамках которого учитыгваются индивидуальнотипологические особенности студентов, служит ориентиром процесса становле-

ния, а достигнутое состояние определяет результат.

Резюмируя вышеизложенное, приведем классификационные признаки технологии учебно-педагогического взаимодействия [7].

1. Основополагающий подход: гуманно ориентированный (индивидуализация педагогического взаимодействия, использование субъектного опыта студента, помощь со стороны преподавателя, направленная на студента относительно реализации его творческого потенциала, самосовершенствования, переживания состояния успеха); системно-синергетический (осуществление процесса становления коммуникативной образованности в совокупности всех ее компонентов, соблюдение этапности, преемственности и целостности).

2. Этапность технологического процесса: аудиторные занятия, педагогическая практика, внеучебная деятельность.

3. Характер учебно-педагогического взаимодействия: интерактивный, демократический, сотрудничества.

4. Виды учебно-педагогического взаимодействия: партнерское, направляющее, стимулирующее, регулирующее.

5. Тип управления образовательным процессом: взаимообучение.

6. Коммуникативные микротехнологии: тренинги, диалоговые технологии, организационно-деятельностные игры, коммуникативные ролевые игры и др.

7. Стиль учебно-педагогического взаимодействия: гуманистический стиль развивающегося взаимодействия.

8. Организационные формы: формы организации процесса обучения (урок в интерактивном режиме), педагогической практики (занятие, урок, мероприятие в интерактивном режиме) и внеучебной деятельности (разные виды мероприятий).

9. Организационная форма внеучеб-ной деятельности: досуговый центр.

10. Характер содержания учебно-педагогического взаимодействия: адаптивно-вариативный, развивающий.

11. Преобладающие методы: диалогические, интерактивные.

12. Преобладающие средства: вербальные и невербальные, рефлексия.

Таким образом, на основе апробации в процессе исследования технологии учебно-педагогического взаимодействия был достигнут результат относительно становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа, спроектирована и апробирована модель учебно-педагогического взаимодействия, разработан необходимый нормативно-правовой, программно-методический инструментарий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольдберг, В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В. А. Гольдберг. — М. : Новая школа, 2001. — 176 с.

2. Каменский, А. М. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования : практ. пособие / А. М. Каменский, З. Ю. Смирнова. — М. : Сентябрь, 2006. — 176 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

4. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под общ. ред.

B. С. Кукушина. — М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2006. — 336 с.

5. Петровская, Л. А. Активные методы социально-психологического взаимодействия на коммуникативные процессы / Л. А. Петровская // Общение и оптимизация совместной деятельности / Л. А. Петровская. — М., 1987. — 163 с.

6. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования : сб. нормативных правовых док. / сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер,

C. В. Васильев и др. ; под ред. П. Ф. Анисимова. — М. : Ин-т проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. — 410 с.

7. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

8. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. — Курган : Зауралье, 1997. — 464 с.

9. Шепель, В. М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. — М. : Нар. образование, 1999. — 432 с.

Поступила 20.06.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.