Теория и методика профессионального образования
УДК 379.8+377.017
ББК 4471.35
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В ДОСУГОВОМ ЦЕНТРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
И.В. Филатова
Троицкий педагогический колледж
SUBJECTS INTERACTION AT THE PEDAGOGICAL COLLEGE FREE-TIME CENTER
I.V. Filatova Troitsk pedagogical college
Обосновывается выбор досугового центра как организационной формы внеучебной деятельности, в рамках которого организуется взаимодействие субъектов на основе учёта их интересов, индивидуальных особенностей и творческих способностей. Определены виды и этапы учебно-педагогического взаимодействия субъектов в досуговом центре.
Ключевые слова: досуговый центр, взаимодействие, виды взаимодействия, этапы взаимодействия.
The choice of free-time center as an organization form of student’s free-time activity within which subject interaction on the basis of their interests, individual features, creative skills are carried out is grounded. Types and stages of educational pedagogical interaction at the free-time centre are defined.
Keywords: free-time centre, interactions, types of interaction, stages of interaction.
Актуальность проблемы эффективности взаимодействия субъектов в образовательном процессе обусловлена современными требованиями к уровню образованности будущих педагогов, в том числе и к уровню их коммуникативной образованности [2,4, 5]. Исследуя данную проблему на базе Троицкого педагогического колледжа, мы пришли к выводу, что эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса в аспекте повышения уровня коммуникативной образованности будущих педагогов возрастает, если в процессе профессиональной подготовки максимально учитываются направленность личности будущего педагога, его индивидуальные особенности и создаются условия для реализации интересов, творческого потенциала, способностей будущего педагога.
В колледже в рамках внеучебной деятельности был организован досуговый центр,
который отвечает требованиям организации взаимодействия субъектов в аспекте профессиональной направленности, содержательности, активности будущих педагогов, их максимальной творческой самореализации в процессе взаимодействия [1]. Взяв за основу классификацию субъектов взаимодействия Г.Н. Серикова [6], взаимодействие субъектов в досуговом центре мы обозначили как учеб-но-педагогическое, образовательные отношения которого характеризуются степенью вовлечённости в образование (активность, сознательность, целенаправленность взаимных действий и пр.) и поэтапным переходом от субъектно-объектных к субъектно-субъктным отношениям, строящихся с учётом индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия, способствующих повышению результативности образования.
Учебно-педагогическое взаимодействие
Филатова И.В.
Взаимодействие субъектов в досуговом центре педагогического колледжа
осуществляется в досуговом центре с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов (проектирование содержания учеб-но-педагогического взаимодействия в соответствии с психологическими типами: амби-вертный, экстравертный, интровертный и неуправляемый), а также с учётом их интересов и склонностей [3]. Содержание деятельности студента и его индивидуальный тип определяют вид учебно-педагогического взаимодействия. В исследовании мы выделили четыре вида учебно-педагогического взаимодействия: партнёрское, стимулирующее, направляющее и регулирующее.
1. Партнёрское - вид учебно-педагогического взаимодействия, организуемого со студентами, для которых характерна разносторонность, активность в деятельности, гибкость, открытость во взаимодействии, направленность на внешний мир, инициативность и ответственность в достижении поставленной цели, способность быстро переключать внимание, оптимистическое состояние духа.
2. Стимулирующее - вид учебно-педа-гогического взаимодействия, организуемого со студентами, для которых характерны умеренные общительность, упорство и настойчивость в труде, ответственность, разносторонность, но направленность личности в большей степени ориентирована на внутренний мир; отсутствие вдохновения, условий для самореализации влечёт за собой потерянность, угасание интереса, инициативы.
3. Направляющее - вид учебно-педаго-гического взаимодействия, организуемого со студентами, для которых характерна обращённость к внутреннему миру, они склонны выполнять тот вид деятельности, который им наиболее знаком; им свойственна замкнутость, подавленность, но тактичность, добросовестность, ответственность, и при создании условий для адаптации, возникновения и поддержания положительных эмоций они могут успешно справляться с поставленными задачами.
4. Регулирующее - вид учебно-педаго-гического взаимодействия, организуемого со студентами, для которых характерна цикличность в деятельности и переживаниях, резкость в отношениях, вспыльчивость, повышенная раздражительность, эмоциональная реактивность, чрезмерная общительность, конформность и разносторонность, чрезмерная активность, но при определённых
условиях они могут доводить дело до конца, преодолевая трудности, препятствия.
В основе выбора методов учебно-педаго-гического взаимодействия лежат особенности содержания и характер учебно-педагогиче-ского взаимодействия во внеучебной деятельности. В частности, методы учебно-педагоги-ческого взаимодействия в досуговом центре классифицируются на методы организации и осуществления учебно-педагогического взаимодействия (проблемно-поисковые ситуации, педагогический пример, организационно-дея-тельностные игры, мастер-класс, коллективно-творческие дела, ролевые игры); методы стимулирования и мотивации учебно-педаго-гического взаимодействия (организация дискуссий, дебатов, диспутов; создание ситуации успеха, перспективы деятельности; самости-мулирование, самокритика, самообязательст-во, самопрограммирование); методы контроля и самоконтроля учебно-педагогического взаимодействия (анализ педагогической ситуации, решение педагогических задач; самоанализ, самоконтроль, самоиспытание; коммуникативные тренинги, анализ продуктов деятельности).
В досуговом центре определение вида и содержания взаимодействия осуществляется на следующих этапах.
На диагностическом этапе проводится анализ индивидуально-типологических особенностей студентов и определяется содержание деятельности студента. Выделены четыре группы студентов:
1) студенты, выбирающие общественные поручения (староста группы, учебный сектор, физорг, культорг, старший дежурный, социальный работник, представитель студенческого совета общежития), они составляют само-управленческий актив группы;
2) студенты, не имеющие общественного поручения, но активно самореализующиеся в творческих коллективах (кружках, объединениях, секциях);
3) студенты, имеющие общественные поручения и активно участвующие в творческой деятельности;
4) студенты, не имеющие общественного поручения, не состоящие ни в одном из творческих коллективов, но активизирующиеся посредством просьб, единичных поручений, участия в массовых сценах крупных мероприятий (карнавал, спортивная олимпиада).
Деятельностный этап характеризуется участием студентов во внеучебной деятельно-
Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 3
39
Теория и методика профессионального образования
сти. Учебно-педагогическое взаимодействие в досуговом центре осуществляется на таких уровнях, как стратегически-административный, программный, организационно-методический, реализующий. Учебно-педагогическое взаимодействие на стратегически-административ-ном уровне осуществляется между директором, руководителем досугового центра и председателем студенческого самоуправления. Высшим органом студенческого самоуправления является конференция, члены которой выбираются на демократической основе из педагогического и студенческого коллективов, учредителей и друзей колледжа. На конференции решаются следующие вопросы: отчёт о работе всех отделов самоуправления досугового центра; подведение итогов прошедшего учебного года (семестра), оценка трудовому семестру; принятие поправок к законодательной и образовательной деятельности колледжа и досугового центра; рассмотрение перспектив дальнейшей деятельности досугового центра, ближайших задач и пути их выполнения; принятие решения о моральном и материальном поощрении студентов; подведение итогов работы с сиротскими домами, организуемой в рамках программы «Милосердие».
Учебно-педагогическое взаимодействие в досуговом центре заключается в разработке методического инструментария в виде программ, инструктивно-методических рекомендаций по организации учебно-педагогиче-ского взаимодействия, осуществляемого в рамках различных мероприятий. В частности, в рамках открытого методического дня преподавателями и студентами представляются продукты совместной деятельности, как то герб колледжа, знаки отличий студенческого совета самоуправления, виртуальный музей колледжа. Учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется при создании творческих проектов, материалы которых служат методической помощью для педагогов и учащихся школ в организации воспитательных мероприятий, тематических уроков: проект «Холокост», программа «Милосердие», которая нацелена на систему работы с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Становится традицией совместный труд преподавателей и студентов по итогам выпускной квалификационной работы,
создание учебно-методических, учебно-практических пособий для педагогических работников школ и дошкольных образовательных учреждений по разным направлениям воспи-тательно-образовательной деятельности.
Учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется также и на организационно-методическом уровне, на котором идёт внедрение и реализация разных программ. Реализация учебно-педагогического взаимодействия происходит в процессе классных часов, репетиций, творческих отчётов, праздников, развлечений, игр.
На реализующем уровне осуществляется внедрение разных творческих проектов, программ, сценариев досуговой деятельности. В частности, были подготовлены акции, вошедшие в традицию колледжа: «Наша забота» (акция милосердия), «Все цвета, кроме чёрного» (о вреде алкоголизма), «Скажи курению - нет!». Последние две прошли под эгидой кампаний «Даёшь ЗОЖ в молодёжь!», «Троицку - здоровое поколение», «Урок радости» и др.
На оценочно-коррекционном этапе рассматриваются результаты организованного учебно-педагогического взаимодействия в досуговом центре.
Литература
1. Жарков, АД. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусства / АД. Жарков. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. - 246 с.
2. Занжа, JI.B. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с. - (Учебники, учебные пособия).
3. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И.И. Зарецкая. -М.: Сентябрь, 2002. -160 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2003. -384 с.
5. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Минск: Белару-ская навука, 1998. - 319 с.
6. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н. Сериков. -Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
Поступила в редакцию 9 февраля 2009 г.