ББК 4481
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
И.В. Филатова ТПК, г. Троицк
Рассмотрен проект и результаты исследования процесса становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа посредством учебно-педагогического взаимодействия, организованного в рамках внеучебной деятельности.
Теоретически исследуя сущность учебнопедагогического взаимодействия и его влияние на процесс становления коммуникативной образованности студентов педагогического колледжа, нами был разработан проект и получены результаты опытно-экспериментального исследования, в рамках которого была решена одна из задач исследования -проверка эффективность модели учебнопедагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов.
Анализ психолого-педагогической литературы, специфики педагогической деятельности позволили сформулировать содержание основного понятия. Коммуникативная образованность - это свойство, приобретаемое студентом в процессе профессиональной подготовки, которое характеризуется единством ее (образованности) системных показателей и является уровневой характеристикой при-сваемого субъектом коммуникативного опыта, с помощью которого он становится способным к осуществлению педагогического общения в аспекте воздействия, взаимодействия, приобретения и передачи знаний, умений, в аспекте совершенствования своего коммуникативного опыта. Средство процесса становления - учебно-педагогическое взаимодействие, которое характеризуется наличием стремящихся друг к другу «тождественных противоположностей» (преподавателя и студентов, студентов между собой), активно контактирующих между собой с целью установления разного рода образовательных отношений, основанных на принципах гуманноориентированного, личностно ориентирован-ного подходов, посредством чего происходит
накопление жизненно важных и профессионально значимых качеств, необходимых для достижения образовательных целей [1, 2]. Учебно-педагогическое взаимодействие мы рассматривали в контексте единого образовательного процесса, но исследование осуществляли в рамках внеучебной деятельности в силу того, что данный компонент образовательного процесса, как правило, профессионально не сориентирован и мало изучен в аспекте нашего исследования.
Исходя из общей цели исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель учебнопедагогического взаимодействия, - нами были сформулированы следующие цели экспериментальной работы - проверить на практике: влияние учебно-педагогического взаимодействия на становление коммуникативной образованности студентов;
эффективность выбора такой организационной формы внеучебной деятельности, как досуговый центр для педагогического содействия становлению коммуникативной образованности;
эффективность созданных условий осуществления учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов;
достаточность и валидность диагностических методик для аппробации гипотезы нашего исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась нами в течение 2001-2006 гг. на базе Троицкого педагогического колледжа. В эксперименте принимало участие 27 преподавателей, 560 студентов, из них 290 участвовало в работе экспериментальных групп, 270 - в
работе контрольных групп. Студенты контрольной группы были поставлены в традиционные условия учебно-педагогического взаимодействия, а для студентов экспериментальной группы были созданы следующие условия: разработан интегрированный курс «Организация культурно-досуговой деятельности с практикумом по педагогическому общению», создан Досуговый центр как организационная форма внеучебной деятельности, спланирована система мероприятий, в рамках которых осуществлялось учебно-педагогичес-кое взаимодействие, скорректирована программа педагогической практики в аспекте становления коммуникативной образованности студентов.
Был определен комплекс педагогических условий, необходимых для организации учебно-педагогического взаимодействия в образовательном процессе в аспекте становления коммуникативной образованности студентов (табл. 1).
Целью констатирующего этапа эксперимента было: выявить начальный уровень коммуникативной образованности студентов педколледжа и на основании полученных данных наметить программу мероприятий по дальнейшему становлению коммуникативной образованности студентов.
На этапе констатирующего эксперимента нами были поставлены задачи.
1. Разработать уровневую шкалу коммуникативной образованности студентов.
2. Выстроить общую методику исследования уровня показателей коммуникативной образованности студентов на всех этапах эксперимента.
Для реализации первой задачи были определены критерии показателей коммуникативной образованности (полнота, объем, точность, активность, результативность) и разработана уровневая шкала (низкий, средний, выше среднего, высокий) по четырем показателям коммуникативной образованности - осведомленность, сознательность, действенность, умелость, критериями которых явились объем, полнота, логичность, соотнесенность, активность, результативность и др. Содержательной основой критериев явились требования Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, предъявляемые к уровню коммуникативной образованности студентов.
Для реализации второй задачи были подобраны методики оценки уровня коммуника-
тивной образованности студентов, отвечающие валидности. Методики подобраны с учетом измерения всех показателей коммуникативной образованности, а также методики делились на методики оценки и самооценки. В частности, для оценки и самооценки знание-вых показателей коммуникативной образованности - осведомленности и сознательности -нами были использованы следующие диагностические методики: карта самооценки показателей педагогического общения, разработанная
Н.Д. Никандровым, посредством которой осуществляется выявление всех основополагающих знаний студента в сфере педагогического общения с оценкой собственного педагогического общения; анализ наблюдений этапов коммуникативного процесса (по В.А. Кан-Калику), что позволило не только оценить полноту, объем и точность коммуникативных знаний студентов, но и уровень соотнесенности, логичности в процессе демонстрации этих знаний. Для оценки процессуальной стороны коммуникативной образованности, представленной показателями действенности и умелости, применялись: «Методика оценки коммуникативных способностей педагога», «Опросник на эффективность общения», разработанные Н.А. Моревой [4], «Карта оценки коммуникативной деятельности», «Анализ наблюдений этапов коммуникативного процесса» (В.А. Кан-Калик), «Протокол оценки коммуникативной деятельности» (А.А. Леонтьев) [3], тест «Самооценка коммуникативных и организаторских способностей» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). Все вышеперечисленные методики в совокупности оценивали уровень активности и результативности планирования, организации, реализации педагогического общения, в умелом сочетании приемов общения в реальной педагогической деятельности. Данные методики прошли проверку на валидность с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Оценка валидности позволила сделать вывод о пригодности тестов для измерения коммуникативной осведомленности и сознательности. В результате определения валидности нами были выделены четыре ранга, соответствующие четырем уровням (высокому, выше среднего, среднему, низкому). Оценка тестов производилась с помощью сравнения результатов тестов и данных независимых экспертов в процессе наблюдения. Оценка экспертов основывалась на трехлетнем опыте наблюдения за студентами и давалась на основе результатов изме-
Таблица 1
Педагогические условия реализации модели учебно-педагогического взаимодействия
Группы условий Содержание условий на начало опытно-экспериментальной работы Проектируемое содержание
Нормативно- регламентирующая (правовые и нравственные основания, предопределяющие условия функционирования образовательной системы в образовательном пространстве) * Конституция РФ *Закон РФ «Об образовании» *Программа развития образования до 2010 г. * Концепция модернизации педагогического образования *Нормы и принципы педагогического общения ♦Образовательные программы профессиональной подготовки специалистов *Устав колледжа ♦Пересмотр образовательных программ с учётом отражённости специфики педагогического общения. * Организация методической работы преподавателей по проблемам профессиональнопедагогического общения в целом и коммуникативной образованности в частности на современном этапе
Перспективио- ориентирующая (ориентир в определении ценности ожидаемого результата) *Модель выпускника *Требования ГОС СПО второго поколения ♦Основные положения педагогики сотрудничества и педагогики поддержки *Воспитательная модель педагогического колледжа * Разработка уровневых характеристик коммуникативной образованности студентов. ♦Разработка программы становления коммуникативной образованности
Деятельностно- стимулирующая (отражает специфику условий образовательного пространства) *Положение о Досуговом центре *Положение о студенческом самоуправлении в колледже *Положения о деятельности отдельных объединений, кружков, секций, групп, студий, входящих в состав Досугового центра. ♦Положение о Совете общежития ♦Создание администрацией колледжа комплекса материальных, психологических условий, стимулирующих становление коммуникативной образованности студентов. ♦Организация учебнопедагогического взаимодействия в процессе учебных занятий, педагогической практики и досуговой деятельности в целях становления коммуникативной образованности студентов
Коммуникативно- информационная (отражение меры информационной обеспеченности участников образования) Наличие необходимого комплекта учебных пособий, учебников, дополнительной литературы по психологии и педагогике общения, по методике построения взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Возможность использования в образовательном пространстве материалов периодической печати, электронных носителей информации, сети ИНТЕРНЕТ и др. в образовательных целях
рений качественных показателей коммуникативной осведомленности и сознательности студентов. На основе всестороннего изучения (наблюдения в процессе практики, на уроках, во внеучебной деятельности) было сформировано мнение экспертов.
Цель формирующего этапа эксперимента: апробировать модель становления коммуникативной образованности студентов в процессе учебно-педагогического взаимодействия. На данном этапе были определены задачи.
1. Выстроить систему работы по становлению коммуникативной образованности студентов, опираясь на данные констатирующего этапа эксперимента.
2. Провести контрольные срезы по выявлению динамики изменения уровня коммуникативной образованности студентов.
Для апробации данной педагогической модели была предусмотрена следующая система работы:
- подготовка педагогических работников к участию в эксперименте. С этой целью были проведены семинары для преподавателей «Специфика организации учебно-педагогического взаимодействия во внеучебное время», «Досуговый центр - организационная форма внеурочной работы со студентами»;
- создание банка программ объединений, кружков, клубов, входящих в состав «Досугового центра, разработана «Положения о Досуговом центре»; формирование пакета инструктив-но-методических указаний для студентов по планированию, организации и реализации разного рода досуговых мероприятий; корректировка планов педагогической практики;
- организация учебно-педагогического взаимодействия с учетом выявленного на констатирующем этапе эксперимента уровня показателей коммуникативной образованности студентов, их индивидуально-типологических особенностей и принципов гуманно-ориентированного подхода.
Учебно-педагогическое взаимодействие в рамках внеучебной деятельности осуществляется по четырем уровням:
- учебно-педагогическое взаимодействие на управленческом уровне осуществляется между директором, руководителем досугового центра и председателем студенческого самоуправления. Высшим органом студенческого самоуправления является конференция, членами которой становятся выбранные на демократической основе члены педагогического и студенческого коллективов, учреди-
тели и друзья колледжа. На конференции решается и заслушивается следующий перечень вопросов: - отчет о работе всех отделов самоуправления досугового центра; - итоги прошедшего учебного года (семестра), оценка проведенных мероприятий и дел, оценка трудового семестра. Принимаются поправки к законодательной и образовательной деятельности колледжа и досугового центра; намечается перспектива дальнейшей деятельности досугового центра, обозначаются ее ближайшие задачи и пути их выполнения; принимается окончательное решение о моральном и материальном поощрении студентов из средств студенческого фонда; подводятся итоги работы с сиротскими домами, организуемой в рамках программы «Милосердие»;
- учебно-педагогическое взаимодействие в досуговом центре осуществляется и на методическом уровне, где идет разработка методического инструментария в виде программ, инструктивно-методических рекомендаций по организации учебно-педагогического взаимодействия, осуществляемого в рамках разного рода мероприятий: семинары-практикумы,
разного рода консультации, открытые методические дни, где активное участие принимают будущие педагоги. В частности, в рамках открытого методического дня преподавателями и студентами представляются продукты совместной деятельности, как-то: герб колледжа, знаки отличий студенческого Совета самоуправления, виртуальный музей колледжа. Учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется при создании творческих проектов, материалы которых служат методической помощью для педагогов и учащихся школ в организации воспитательных мероприятий, тематических уроков: проект «Холокост», участвующий в интернет-фестивале творческих проектов, «Троицкая муза Л. Хрипко», проект, представление которого осуществлялось в рамках областного конкурса исследовательских работ. Разработанная и активно действующая уже несколько лет программа «Милосердие» нацелена на систему работы с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в разных направлениях: нормативно-правовом,
оказание спонсорской и психологической помощи, организация благотворительных акций, проведение культурно-досуговых мероприятий. Становится традицией совместный труд преподавателей и студентов по итогам выпускной квалификационной работы: создание
учебно-методических, учебно-практических пособий для педагогических работников школ и дошкольных образовательных учреждений по разным направлениям воспитательнообразовательной деятельности, например, формирование нравственных понятий посредством малых фольклорных жанров, воспитание чувства коллективизма через создание панно в технике коллаж, методические рекомендации по профессиональному самоопределению будущих педагогов;
- учебно-педагогическое взаимодействие на организационном уровне позволяет внедрить и реализовать разного рода проекты, программы, в частности стало традицией организация и проведение студенческих праздников «Посвящение в студенты», «Татьянин день», зрелищных праздников - «Троицкая ярмарка», «Диалог культур», рок-концертов, театрализованных представлений и мюзиклов для детей, которые не только доставляют эстетическое наслаждение, но и служат средством самореализации студентов, вдохновляющей к новым достижениям. С целью повышения педагогического мастерства, обмена педагогическим опытом в рамках досугового центра ведется подготовка студентов к ежегодному областному конкурсу педагогического мастерства. Встреча друзей, обмен творческим опытом, интерактивное общение осуществляется на ежегодных «Троицких встречах», в рамках которых имеют место тренинги, интерактивная игра, выступление на сцене команд КВН и других творческих коллективов;
- учебно-педагогическое взаимодействие на самоуправленческом уровне позволяет решать вопросы самоуправленческой деятельности студентов и пути ее реализации. В частности, были подготовлены коллективнотворческие дела, вошедшие в традицию колледжа - акции «Наша забота» (акция милосердия, организованная для детейсирот), «Все цвета, кроме черного» (о вреде алкоголизма), «Скажи курению - нет!». Последние две прошли под эгидой кампаний «Даешь ЗОЖ в молодежь!», «Троицку здоровое поколение». Помимо концертных мероприятий были подготовлены классные часы, пропагандирующие здоровый образ жизни («Урок здоровья», «Урок радости», «Стране - здоровое поколение» и др.), организованы встречи со специалистами, зрелищные спортивные турниры между преподавателями и студентами по волейболу, баскетболу, настольному теннису, повышающие мотивацию студентов к здоро-
вому образу жизни посредством личного примера педагогов-наставников.
Итогом апробации педагогической модели явились результаты трех контрольных срезов формирующего этапа эксперимента. Показатели фиксировались преподавателями и студентами в специально разработанном для эксперимента «Дневнике отслеживания изменений уровня коммуникативной образованности студента». Контрольные срезы показали положительную динамику в изменении уровня коммуникативной образованности студентов, а также позволили скорректировать программу эксперимента в пользу активизации и самореализации роли студента в учебнопедагогическом взаимодействии.
На следующем этапе исследования были определены следующие задачи.
1. Сравнить данные констатирующего и контрольного срезов эксперимента.
2. Разработать методические рекомендации по внедрению модели учебнопедагогического взаимодействия.
Контрольно-аналитическая деятельность как составная часть данного этапа исследования заключалась в следующем:
- подбор адекватных относительно исследуемого объекта диагностических методик;
- определение состояния методической работы преподавателей, уровня выполнения образовательных программ по учебным предметам, спецкурсам, обеспечивающим становление коммуникативной образованности на теоретическом уровне;
- определение результативности учебнопедагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов;
- оценка влияния условий образовательного пространства на организацию учебно-педагогического взаимодействия и на становление коммуникативной образованности студентов;
- учет принципов гуманно-ориентированного подхода в процессе становления коммуникативной образованности студентов.
Для определения результативности процесса становления коммуникативной образованности студентов нами были сформулированы следующие критерии: понимание значимости овладения педагогическим общением, успешное овладение теоретическими знаниями в данной области, которое выражается в четкой ориентировке и дифференциации понятий, в понимании взаимосвязей элемен-
тов коммуникативной образованности; умелое практическое применение теоретических знаний на педагогической практике, которое выражается не только в непосредственной реализации взаимодействия, но и в проектировании общения в виде планов, конспектов, сценариев, в организации процесса взаимодействия, а также умение видеть и корректировать недостатки своего общения.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных (контрольной группы и экспериментальной), и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, мы использовали расчет ^-критерия Стьюдента [5]. Полученные результаты расчета ^-критерия Стьюдента по всем методикам показали, что на контрольном этапе эксперимента имеются значимые различия между показателями контрольной и экспериментальной группы. Так как в нашем исследовании были выявлены признаки, которые являются качественно различными и не могут быть достаточно точно оценены при помощи интервальной измерительной шкалы, то нам необходимо было использовать коэффициент ранговой корреляции Спирмена г,, Данный метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Ниже представлены обобщенные результаты исследования изменений уровня компонентов коммуникативной образованности студентов контрольной и экспериментальной групп (табл. 2).
Данные таблицы свидетельствуют, что видна разница показателей уровня коммуникативной образованности студентов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента. В частности, показатели низкого уровня в эксперименталь-
ной группе меньше на 2,31%, чем в контрольной; среднего - меньше на 18,84%; показатели уровней «выше среднего» и «высокого» -больше на 4,62% и 16,54% в экспериментальной группе, чем в контрольной.
Динамика уровней становления коммуникативной образованности студентов отражена на рисунке.
Достоверность результатов эксперимента для величин, характеризующих уровни становления коммуникативной образованности студентов, определялась на основании критерия согласия х2 (хи-квадрат) Пирсона [5]. На основании этого критерия осуществляется проверка выдвигаемой гипотезы о статистической значимости различий, наблюдаемых в контрольных и экспериментальных группах на начальном и завершающем этапе эксперимента. Для принятия нулевой гипотезы о том, что между контрольными и экспериментальными группами не наблюдается статистически значимых различий на уровне значимости
0,05 производят вычисления значения критерия Пирсона по формуле:
и/ - число членов экспериментальных групп;
П2- число членов контрольных групп;
<2х, - число членов экспериментальных групп, достигших г'-го уровня;
02; - число членов контрольных групп, достигших г'-го уровня;
N - число выделенных уровней.
2
Посчитаем значение критерия Пирсона X .
X набл 36,4.
Находим критическое значение статистики используемого критерия для вероятности допустимой ошибки 0,001 и числа степеней свободы У= 4-1=3; 2,%абл= 16,27.
Так как „абл > ^2 хабл , то это позволяет сделать ввод о том, что с достоверностью 99,9
Таблица 2
Распределение студентов по уровням коммуникативной образованности, %
Уровни Констатирующий этап Контрольный этап
КГ ЭГ КГ ЭГ
Высокий 18,09 16,73 35,19 51,73
Выше среднего 30,74 30,77 34,42 39,04
Средний 39,88 36,73 27,88 9,04
Низкий 11,28 15,77 2,50 0,19
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
51,73%-
ЗЇ,В8% 30,74КГ
1
зо т'73% 3519% 34|42%
ли, /г А—,
^Пб_тзи ііж:
27,88%
I
2,50%
39,04%
[04%
09%”
11 высокий В выше среднего □средний □ ниже среднего
контрольная группа экспериментальная _ п Мийній. с.:,"!".""!. _ контрольная группа экспериментальная
группа группа
констатирующий этап контрольный этап
Динамика уровней становления коммуникативной образованности студентов экспериментальных
и контрольных групп
достижение уровней становления коммуникативной образованности у студентов экспериментальной и контрольных групп обусловлено не случайными факторами, а имеет закономерный характер. Такой закономерной причиной в нашем случае служит реализация модели учебно-педагогического взаимодействия в аспекте становления коммуникативной образованности студентов в образовательном процессе, в частности во внеучебной деятельности.
На основании данных, полученных на контрольном этапе эксперимента, можно сделать вывод о том, что разработанная модель учебно-педагогического взаимодействия в достаточной мере обеспечивает становление коммуникативной образованности будущих педагогов.
Таким образом, одна из задач гипотезы подтвердилась. Разработанная модель успешно апробирована в реальном образовательном про-
цессе, а результаты опытно-экспериментальной работы дают основание судить об успешной реализации цели и задач исследования.
Литература
1. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.В. Занина, П.П. Меньшикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.
3. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
4. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. - 304 с.
5. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.